В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Сергей Комков: Грустный итог Назад
Сергей Комков: Грустный итог
2009 год войдет в историю российского государства как начало конца фундаментальной классической системы образования.

После восьмилетнего эксперимента на территории всей страны введен единый государственный экзамен, больше известный по короткой аббревиатуре "ЕГЭ".

Почти миллион молодых россиян волей законодателя и руководителей образовательного ведомства оказались втянутыми в крупнейшую идеологическую провокацию против России. Сутью которой является подрыв системы воспроизводства интеллектуального потенциала нации.

При всей видимой, на первый взгляд, безобидности ЕГЭ, эта тестовая викторина в 2009 году привела к тяжелейшим последствиям.

Более 22 тысяч выпускников средних общеобразовательных школ России уже по состоянию на 19 июня оказались лишенными аттестата о среднем образовании. А, если учесть, что половина из тех, кто получил неудовлетворительные баллы на обязательном экзамене по математике, не смогут пересдать её в резервный день, эта цифра может увеличиться до 30 тысяч.

Это означает, что 30 тысяч молодых, полных жизненных сил людей оказались выброшенными на улицу в условиях жесточайшего экономического кризиса. Без права продолжать где-либо дальнейшее образование. Без права поступить на любую престижную работу. Без права строить свои дальнейшие жизненные планы на будущее.

И можно сколь угодно долго винить в этом самих вчерашних школьников или их родителей. Но никто не снимал с государства ответственности за организацию качественного обучения и воспитания подрастающего поколения своих граждан. 30 тысяч молодых людей с "волчьими билетами" вместо аттестата зрелости - это фактический приговор Российской Федерации.

Еще накануне проведения ЕГЭ многие ученые, политические и общественные деятели призывали руководство Министерства образования и даже президента страны остановиться пока не поздно. Но все руководители государства решили посмотреть на итоги данного года.

Ну, что же. Давайте и мы попытаемся взглянуть на эти итоги.

Итак, 30 тысяч молодых граждан России оказались в период кризиса лишними людьми в своем родном государстве. Большая часть из них так никогда и не получит документа о полном среднем образовании. Большая часть юношей в ближайшее время уйдет на службу в армию. А после армии, потеряв окончательно остатки своих небольших знаний, обозленные на всех и на все, превратятся в деклассированные (а, вполне возможно, и в криминальные) элементы. И общество получит еще одну проблему - борьбы с новоявленной криминальной армией.

Хотя в ходе ЕГЭ руководство Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки сделало отчаянную попытку минимизировать социальные последствия тестовой итоговой аттестации. Минимальный барьер для получения удовлетворительной оценки был опущен, как говорят в таких случаях, "ниже плинтуса". Ибо, 21 балл по математике при 100-балльной системе - это единица с маленьким плюсом при переводе её в 5-балльную школьную систему. А 37 баллов по русскому языку не дотягивают до школьной двойки. И, тем не менее, математику до "плинтуса" не дотянули почти 8% выпускников, а русский язык - почти 6% выпускников.

Что это? Тупость и лень вчерашних школьников?

Да нет. Все значительно проще. Дело в том, что многие задания ЕГЭ оказались для выпускников совершенно незнакомыми. Потому что они попросту этого не изучали в школе. Да и не могли изучать. Задания ЕГЭ составляли сотрудники Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), якобы, на основании федеральных государственных образовательных стандартов. Да, вот беда - таковых в России в настоящее время попросту не существует. Проблема разработки государственных образовательных стандартов решается в Российской Федерации, аж, с 1992-го года. Но, так и не решена.

Правда, в 2004-м году бывший министр образования В.М.Филиппов попытался ввести в действие некие "федеральные компоненты государственных образовательных стандартов". И сделал это своим приказом N 1089 от 05.03.2004 г. Но, вот незадача: Верховный Суд РФ 28 сентября того же 2004 года своим Определением установил, что данный приказ не может считаться нормативным правовым актом. А, следовательно, этим приказом нельзя было вводить в действие никаких "стандартов".
Но, видимо, нашим чиновникам даже решение Верховного Суда России не указ.

Кроме того, в задания ЕГЭ был включен, так называемый, "профильный компонент". То есть, задания особой степени сложности, предназначенные лишь для тех, кто обучался в специализированных профильных классах или школах. Подобное признание сделал в своем письме в Государственную Думу РФ в апреле 2009 года заместитель министра образования Ю.П.Сентюрин. Так что, удивляться столь плачевным результатам ЕГЭ не приходится.

Не удалось в этом году избежать и огромного количества скандалов, связанных с процедурой сдачи ЕГЭ. Уже возбуждено большое количество уголовных дел по фактам взяток при проведении тестирования. Сплошь и рядом на платной основе за выпускников задания ЕГЭ выполняли школьные учителя и преподаватели ВУЗов. А, если посчитать общую сумму родительских "вложений" для успешной сдачи ЕГЭ, то эта цифра уже приближается к 3 миллиардам долларов. Как говорится, побиты все рекорды. И при этом организаторы ЕГЭ постоянно уверяли всю страну в том, что с введением данного тестового экзамена коррупция будет ликвидирована полностью.

Не выдерживает никакой критики и еще один миф: о возможности более легкого поступления на основе результатов ЕГЭ в лучшие ВУЗы страны. До сих пор ни один ВУЗ России не определил количество проходных баллов для поступления. Многие ректоры просто выжидают. Если они установят очень высокую планку - могут остаться без студентов. А, если очень низкую - попадут в трудную ситуацию, так как вынуждены будут выбирать по неизвестным критериям будущих студентов из выпускников, имеющих практически одинаковые результаты. И это, в свою очередь, может породить новую волну коррупции.

Так что, куда ни кинь - всюду клин!

Итогом 2009-го года стала ситуация, породившая всеобщий психоз, неуверенность в завтрашнем дне в условиях обостряющегося кризиса и резкое снижение всего уровня полного среднего образования. Ибо, школа превратилась сегодня в некий комбинат по натаскиванию на совершенно тупые и некорректные тестовые задания, составленные в соответствии с несуществующими государственными образовательными стандартами.
Думается, что это весьма грустный итог для такой великой страны как Россия.

Сергей Комков - президент Всероссийского Фонда Образования, доктор педагогических наук, академик РАЕН, профессор

Док. 571306
Опублик.: 30.06.09
Число обращений: 0

  • Филиппов Владимир Михайлович
  • Сентюрин Юрий Петрович
  • Комков Сергей Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``