В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пути к Олимпу Назад
Пути к Олимпу
В Сочи в доме по улице Первомайской относительно недавно поселился еще один счастливец, "знающий прикуп". Им стал композитор Вячеслав Артемов. Для широких масс российских поклонников популярной музыки, скорее всего, это имя ни о чем не скажет. Его фамилия с экранов телевизоров звучит реже, чем у Игоря Крутого или Игоря Николаева. Зато в далеком 1988 году в интервью всесоюзному радио председатель Союза композиторов СССР Тихон Хренников назвал Артемова выдающимся!

- Его "Реквием", посвященный "Мученикам многострадальной России", - говорил Тихон Николаевич, - поднял русскую музыку на недосягаемую прежде высоту. Благодаря Артемову мы не только достигли в этом жанре европейского уровня, но и в чем-то превзошли его наивысшие достижения - "Реквиемы" Моцарта и Верди.

К слову, "Реквиемы" Моцарта и Верди по "религиозным" причинам никогда не транслировались в эфире всесоюзного радио, а грандиозная латинская месса россиянина звучала и нередко исполняется по сей день. Дни траура в современной России, увы, частое явление.

- Мастер музыки, десятилетиями окруженный ореолом непризнания, - говорит об Артемове профессор Московской консерватории Михаил Тараканов, - доказал, что для истинного художника в советской России непризнание - это патент на благородство, высоту чувств и глубину переживаний. Одновременно это важнейшее свидетельство духовного безразличия, атрофии нравственного и религиозного чувства и катастрофического опошления нравов в обществе, пережившем многолетнее господство атеизма. Артемов намного опередил свое время.

Коренной москвич, родившийся в 1940 году в семье музыканта, Вячеслав Артемов начал заниматься фортепиано с шести лет. В шестнадцать по настоянию родителей начал себя готовить к научной карьере в области физики и математики. Но музыка не отпускала юношу - он занялся композицией. В 1962-м после музыкального училища при Московской консерватории продолжил занятия композицией у Николая Сидельникова и фортепиано у Товия Логовинского в Московской консерватории, которую успешно окончил.

Приверженец романтической традиции, Артемов с головой погружался в музыкальные миры русского фольклора и традиционной музыки Востока, сочинений Прокофьева, Стравинского, Штокхаузена, Мессиана и польского авангарда. Наибольшее впечатление на него произвели "Литургическая симфония" Артюра Онеггера, произведения Эдгара Вареза, симфония Лючано Берио - наисущественнейшие, по его собственным словам, достижения в музыке двадцатого века.

В своих произведениях композитор преодолевает трагическое богооставленное состояние в поисках света и радости богообщения, дарующего творчество вечной жизни. В списке работ Артемова более шестидесяти названий: несколько десятков пьес для разных инструментов и оркестров, музыка для кино и театра. Музыкальный язык, вобравший в себя широкий спектр мотивов: от архаических и христианских до восточно-медитативных, не только легко проникает в глубочайшие слои внутреннего мира человека, но и преображает его.

- Если музыка - откровение, - говорит композитор, - то она - дар. Жертвуя собой, вы одариваете. Это волевой акт и акт религиозный. Композитор стремится приблизиться к Идеалу путем творения того бытия, которое является наиреальнейшим, - музыки. Тем самым он изживает трагедию собственного существования в творчестве.

Произведения Артемова звучат на основных европейских фестивалях - в Париже, Кельне, Венеции, Варшаве. Только не в России... Переломным моментом стало исполнение "Реквиема" для шести солистов, двух хоров, органа и большого оркестра, посвященного "Мученикам многострадальной России", 25 ноября 1988 года в концертном зале имени Чайковского в Москве Каунасским хором и оркестром Московской филармонии под руководством Дмитрия Китаенко. К композитору пришло признание и на родине.
- Я стремился создать музыку возвышенную, как дух нашего народа, и трагическую, как его судьба, - скажет потом Вячеслав Петрович. - Мой "Реквием" - это музыкальный памятник трагической истории России, нравственному подвигу наших новомучеников.

В восьмидесятые годы произведения Артемова начинают широко исполняться в Америке. В том же 1988-м по пути на премьеру в Лас-Вегас он в Вашингтоне встретился с Мстиславом Ростроповичем. Услышав симфонию Артемова "Путь к Олимпу", великий маэстро предложил ему сотрудничество. В результате появилось сочинение "На пороге светлого мира", впервые исполненное в Вашингтоне в Кеннеди-Центре в сентябре 1990 года. Симфонию критика приняла с энтузиазмом. Артемов получил новое предложение. И в итоге Ростропович исполнил еще две симфонии композитора - "Тихое веянье" и "Денница воссияет" - в Вашингтоне в январе 1992 года и в июле 1993 года в Лондоне. Эти работы сегодня входят в тетралогию "Симфония Пути".

- Артемов имеет абсолютно ясное и абсолютно неповторимое композиторское лицо, - говорит Мстислав Ростропович. - И это самое важное для композитора. Артемов приносит славу нашей стране и русскому искусству. Вот Слава, который приносит славу.

В дни работы "Кинотавра" Вячеслав Артемов с супругой на несколько дней до поездки в Америку к сыну приезжал в свою сочинскую квартиру. Южная столица России, по его оценке, внешне значительно изменилась в лучшую сторону. Стала "музыкальнее". А музыка, по словам маэстро, как и любовь, создает новую реальность. "В сочинском случае - олимпийскую"!

Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

23.06.2006

www.sochi-news.ru

Док. 571257
Перв. публик.: 23.06.06
Последн. ред.: 29.06.09
Число обращений: 0

  • Артемов Вячеслав Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``