В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эрнест Кочетов: `Новая` реальность и Россия: победа здравого смысла - взгляд с `высоких` (глобальных) методологических орбит. Часть вторая [1] Назад
Эрнест Кочетов: `Новая` реальность и Россия: победа здравого смысла - взгляд с `высоких` (глобальных) методологических орбит. Часть вторая [1]
(Расширенные тезисы выступления на II Конференции "Современный образ России: перспективы развития", Москва, 15 июня 2009 года. Организаторы конференции: Комиссия по социальной и демографической политике Общественной Палаты Российской Федерации и Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству, при участии Государственной Думы ФС РФ).

Образ России и её цивилизационные императивы: взгляд с "высоких" (глобальных) методологических орбит

Наш панорамный осмотр современного мирового ландшафта с высокой точки наблюдения (см. Часть первую настоящей статьи, www.viperson.ru 16.06. 2009) далее останавливается на гигантской евразийской платформе, где Россия занимает центральное место и где просматривается форма её влияния: гигантская цивилизационная сакральная вертикаль, стягивающая все разнонаправленные локальные векторы развития этого региона в единый центральный результирующий вектор (ареал мирового развития).

Россия! Переход через тысячелетний рубеж! Въезд в XXI век - его первую декаду! Сколько событий! У всех на устах - "кризис"! Попробуем взглянуть на ситуацию ледяным оком без пристрастия, спокойно и без предвзятости, исходя из фундаментальных ценностей бытия. В России, к счастью, сохранилось ядро носителей здорового начала в обществе (философов, юристов, экономистов, социологов, политологов, бизнесменов, политиков), способных сделать это. Они имеют право выступить от своего имени, соединившись в едином "Мы". Мы глядим на ситуацию с высоких орбит! Мы отбрасываем частности - перед нами образ России! Образ сильной, поднимающейся страны! Каков он?

***

На необъятных просторах многонациональной России живёт мудрый, красивый и сильный народ. Волею судеб на последнюю сотню лет его славной тысячелетней истории выпала не самая лучшая доля, - невзгоды навалились на человека. Россия заражена "идеальным" недугом, и протекает он в неведомой миру острейшей форме: в сложнейшем клубке переплетены духовные и техногенные мифы и галлюцинации - замороченность идеями и вселенскими замыслами, нищета, водка, наркотики, СПИД "отщипывают" от здорового ядра народа всё новые и новые куски. Человек - бесценное достояние природы - деградирует, губит не только себя, но и прекрасную окружающую природу, свою же среду обитания - и она мстит ему за это. Что сейчас может быть более важной, более спешной и общей задачей, как не спасение человека, выживание народа?

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРИХОДИТ В ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНО ПРЕКРАСНЫЙ МИР ДЛЯ СЧАСТЬЯ. СЧАСТЛИВЫМ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО В ОКРУЖЕНИИ ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ, ЗДОРОВОГО ОБЩЕСТВА, ЗДОРОВОГО ГОСУДАРСТВА.

Эта простая, незатейливая мысль донесена до нас из исторических глубин: лучшие умы, титаны человеческого духа, бережно передавая её как эстафету от поколения к поколению, время от времени "встряхивали" человека, возвращали его к истинным ценностям бытия.

На рубеже тысячелетий Россия приняла эстафету! Россия обновилась! Россия вышла на новые горизонты осознания мира, своего места и роли в нем. Это ярко проявилось в том, что Россия:

- окончательно рассталась с имперскими взглядами на мир, с выстраиванием имперских национальных проектов;

- безвозвратно отринула идеологические штампы геополитического доминирования в мире;

- провозгласила примат рационального, прагматического взгляда на вещи, восприняла глобализацию как реальность мирового развития.

Для страны в целом, для каждого человека глобализация открыла новые горизонты, новые возможности в бизнесе, политике, науке, культуре, образовании - возможности для самовыражения и самореализации. Этот процесс затронул все сферы человека - экономику, политику, стратегию, информацию, экологию, международное право.
Но не так все просто в нашем мире: нужно было пройти мучительный процесс "выламывания" из старого монолита - тоталитаризма, а теперь и научиться жить в условиях глобализации, чтобы не оказаться за бортом мирового развития: молодая, еще не окрепшая Россия, приняла на себя удар мирового кризиса: наша страна вошла в опасную зону неустойчивости. Только-только Россия навела мосты на вхождение в мировую систему - и, вдруг, удар!

Но нет худа без добра: кризис вскрыл изъяны. Среди них я выделяю два, главнейшие!, как отголоски и наследство канувшей в лета эпохи, а именно:


Первый изъян - в сфере экономики - чудовищные структурные перекосы как результат бытовавших (и бытующих!) подходов к экономическим связям с внешним миром. До предела заполитизированная и заидеологизированная система ВЭС в течении полувека "прикладывала руку" к глубочайшей деформации структуры экономики, и добилась своего - придала ей уродливую, колониальную форму. Кризис показал нам "разбитое корыто": на перекошенной структуре висела вся наша экономика. Своевременно сломать микояновско-патоличевскую модель не удалось. Она стала тормозом экономического развития России - находясь на ключевых постах системы ВЭС "внешнеторговцы" старого, "холодного" закала любые серьезные новации всячески тормозят и выдерживают "под сукном" по 10-15 лет! Их "усилия" подпитываются научной и образовательной сферами.

Второй изъян: Россия еще не так далеко ушла от роковой черты, за которой - погружение в кровавую пучину, разборку "всех со всеми": наша история свидетельствует как убийственно всходить на этот алтарь борьбы идей, на этот вселенский эшафот. В XX столетии в России сошлись в опаснейшем единении трагические моменты. Мир свидетель драмы, разыгрывающейся на просторах богатейшей и неописуемо красивой природными ландшафтами страны, населённой народами, познавшими, может быть, как никакие другие все ужасы кровавых битв на своих полях.

Но счастье России в том, что она обладает генетическими свойствами к самосохранению своих народов. В ответственные периоды истории в России всегда находилась когорта здравомыслящих людей, способных сшивать расползающиеся трещины в обществе, эти раздирающие тектонические разломы в различных сферах: в социальной, экономической, политической, религиозной, национально-этнической, морально-этической. И самое главное здесь - "сшивать" неестественный, ничем не оправданный разрыв между демократически настроенной частью общества и патриотизмом в его высоком, гражданском смысле. Но хрупкость нашего общества во многих случаях искусственна, перед лицом нависшей опасности у нас есть все основания начертать гигантскими буквами заветы наших мужественных и мудрых предков: Не переступать роковую черту!

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ПОМОЖЕТ НАМ ВЫЖИТЬ, СВЕРШИТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАНЕВР ИСТОРИЧЕСКОГО МАСШТАБА, А ЧУВСТВО ДОСТОИНСТВА НЕ ПОЗВОЛИТ НАМ ВСТАТЬ НА КОЛЕНИ ПЕРЕД ДУХОВНЫМ ИЛИ ТЕХНОГЕННЫМ БЕЗУМИЕМ, ВТОПТАТЬ НАС В ГРЯЗЬ.

Здравый смысл - это те жернова, в которых всё идеальное в России перемалывается, переваривается, отшлифовывается, структурируется и ..."выплёвывается", всё, кроме жажды выживания, и здесь работает общественный инстинкт здравого смысла, т. е. то, чем поистине неоценимо наделены народы России, потому и сумевшие выжить в суровых северных широтах.

Да, мы временно бываем ослеплены теми или иными идеями и идеологиями, но нам не нужен в дальнейшем поводырь издалека. Выступив в ХХ веке гигантским мировым полигоном для социального эксперимента, а в конце века - мучительно "заглотив" либеральную модель и только лишь соприкоснувшись с её техногенной фазой позднего постиндустриализма, с его бешеными темпами воспроизводства, пожирания ресурсов, мы отцеживаем и берём на вооружение только наиболее здоровые, естественно гармоничные элементы, а именно, творческий предпринимательский дух, здоровую и добросовестную конкуренцию, бережное отношение к своему слову перед партнёром, общинную компоненту организации труда и социальной защиты, просветительский вектор общественного развития и т. п. Всё это не только находки Запада, которые мы хотели бы скопировать, - в российском менталитете это заложено генетически.

Нас не надо подгонять на исторической дороге национального развития. Российское общество развивается по своим внутренним ритмам. Наше российское самосознание и чувство внутреннего достоинства подсказывают, что нас не нужно также выстраивать и втискивать в "ряды развития", наделяя ярлыком - страна "развитая", "развивающаяся", недоразвитая (из разряда "стран-парий" - новое слово в западной лексике). Мы просто в своём доме хотим чувствовать себя комфортно, а потому обустраиваем свой дом и свою страну. Но в настоящий момент речь идёт не о развитии из "страны-подростка" в "страну перезрелых" или в подобное, а о выживании на основе стратегического маневра исторического масштаба, мобилизации всех наших сил, а далее - о мощном интеллектуальном броске в новые цивилизационные горизонты бытия. Мы осознаём, что стратегические направления развития России, её траектория в XXI веке теснейшим образом увязаны не только с главенствующим вектором сегодняшнего мирового развития - глобализацией, но и с учётом парадигмального сдвига: формирования и открытия новых цивилизационных горизонтов.

Реализуя наши устремления, мы говорим:

1)    Нашим центральным приоритетом, объектом внимания всего общества становится свободный, деятельный человек ("экономический" человек), способный, стиснув зубы, творчески реализовать себя в реальной материальной сфере. Всё остальное должно быть подчинено этому национальному порыву. Только личным творческим потенциалом и упорным трудом заработанное служит критерием общественной оценки и признательности человека, всё выходящее за этот критерий подлежит глубокой переоценке.

2) Общество, состоящее из ядра людей подобной формации, - олицетворение истинных жизненных сил России, здоровья нации, залог её невиданного ренессанса. Российский предприимчивый экономический человек есть симбиоз мужества и глубокого здорового предпринимательского инстинкта. Он наделён глубокими национальными чертами, с вплетением в них глубинных национальных истоков в понимании предпринимательской чести и достоинства. Вокруг такого человека формируются очаги экономического роста.

3) Российский народ всегда бережно относится к своим интеллектуальным ресурсам, доверяя им передачу из поколения в поколение своих чаяний, достижений и надежд. Интеллектуальная элита российского народа есть поистине отражение его гения. В труднейшие минуты истории на переднем плане всегда выступала интеллигенция, альтруистически настроенная и беззаветно преданная своему народу. В России имеется огромный её слой, невостребованный, но уже готовый поддержать честь и достоинство России, выступить интеллектуальным ядром возрождения.

4) Коллективистский общинный дух российского общества - залог быстрого решения проблемы той части общества, которая в силу объективных обстоятельств (преклонного возраста, нездоровья, малолетства) не способна к активной производительной, творчески напряжённой деятельности.

5) Стратегический маневр включает в себя важнейшую, а на начальных этапах первостепенную задачу не столько по укреплению государства, сколько по качественному обновлению всех его институтов, способных осуществить этот маневр, по переходу на качественно новую модель развития, совершенствованию всей системы государственных органов, приданию государству новой институциональной формы.

6) Власть. Этому выборному институту российский народ доверил свою судьбу, через Конституцию наделил её огромными полномочиями, увязал с Конституцией свои надежды на защиту достойной жизни, справедливости и своих чаяний. Но не так-то просто распорядиться этими полномочиями! Здесь гигантская проблема: с начала 90-х Россия вернулась в центральное русло мирового развития - вновь "вступила" в капитализм, вновь стала учиться капитализму и начала с его первой фазы - периода первоначального накопления. На этом пути мы пережили многое, нас подстерегали опасности.

Что же мы пережили и не сломались, хотя и допустили ряд ошибок?!

Любая формация имеет свои фазы, и ни одну из этих фаз не перескочить. Выбора не было! У нас не было ни своего опыта и ни управленцев новой формации. То, что Запад проходил за столетие, на это России было отпущено несколько десятилетий. При решении этой гиганской по историческим меркам задачи мы не избежали ошибок первого ранга:

1)    Ошибка первая. Мыпозволили старой клановой номенклатуре, избежавшей санации, люстрации и суда, перекрасившейся под демократические лозунги, не только сохраниться у власти, просочившись в её мельчайшие поры, но и суметь, предварительно ограбив народ через ваучеризацию, провести молниеносный раздел собственности. И это не осталоь без тяжелейших последствий!

2)    Ошибка вторая. Поделив собственность, мы заглушили здоровые инстинкты предпринимательства. Только-только наметился было путь обновления и реформ, - и он был заблокирован: десять лет глухой внутренней злобы, ненависти, саботажа. Промышленные бароны с их милитаристским самосознанием вкупе с аграрными латифундистами, поддерживаемые круговой порукой и корпоративными интересами номенклатурных интеллектуалов всех мастей, заблокировали реформу управления: гигантскими гроздями деловой, "экономический" человек облеплён паразитирующей, сибаритствующей толпой. Эта громадная масса, состоящая из регулирующих, обслуживающих, направляющих, защищающих, советующих, развлекающих, уговаривающих, контролирующих, обнадёживающих, шантажирующих, пляшущих, убаюкивающих и т. п., загнала деятельного человека в угол, глумится и обкрадывает его, а всё чаще и убивает. Кресло законодателя, судьи, чиновника - кормушка: поборы и круговая порука в судах, образовании, науке, здравоохранении. Ни пробиться, ни обратиться!

3)    Ошибка третья: вместо выборов - схватка за власть. Разбившись на компрадоров и приверженцев экономического национализма, была устроена схватка за власть, - голодный народ таскали на выборы. В такой ситуации выборы не по карману. Выборы стоят огромных денег. Бюджет пуст. Проводить же выборы на заёмные средства - опаснейшая стратегическая затея и угроза долговременным национальным интересам. Нужна была передышка, пауза: надо было немедленно остановить этот повсеместный предвыборный психоз и связанную с этим серию убийств, игру на самых звериных чувствах человека и т. п.

4)    Ошибка четвертая: власть исключила социум из поля своей ответственности. Обществу в лицо был брошен наглый вызов: окружив себя ослепительной роскошью, "новые-старые" хозяева жизни, взяв к себе в услужение часть нашей интеллектуальной элиты, уже в открытую пишут для нас "кодекс поведения", смыкают вокруг себя силовую "компоненту", глухо угрожая обществу. Власть разорвана на куски, в ней царят культ силы, насилие, схватка за собственность, и всё это под благими намерениями. С экрана ТВ учат убивать, насиловать, топить конкурента. Всё это ослабило власть, позволило расчленить властные структуры по идеологическим признакам, разорвало интеллектуальную элиту, превратило властные институты в огромную арену междоусобных схваток, а народ - в угрюмого зрителя этой дикой сцены. В этой ситуации властным структурам не до центрального нерва - правовой защиты и правового самосознания общества, создания правового поля на основе правового воспитания, а ведь в этом суть спасения и правовой защиты населения.


Тяжелое наследство тоталитарной системы вполне преодолимо!

Итак, мы пережили тяжелейший период. Здесь нужна была филигранная работа и выдержка - пройтись по лезвию и не скатиться в ту или иную сторону, не скатиться в гражданскую войну. И это блестяще было выполнено: с гигантским трудом власть удержала ситуацию, постепенно преодолевая тяжелейшее наследство тоталитарной системы.

Для этого нужна огромная политическая воля и под стать ей сильная власть, подконтрольная обществу. Демократический каркас для такой власти у нас имеется, он прописан в Конституции, и она должна олицетворяться яркими личностями.

Наше продвижение вперед обусловлено следующими моментами:

1) Общество вынуждено пойти на усиление регулирующей роли государства, в то же время прекрасно осознавая общую мировую тенденцию к снижению роли государства, как института, урезающего права и свободы человека, являющегося почвой, на которой расцветают ростки тоталитаризма;

2) Сейчас вырисовывается проблема (кризис проткрыл на неё глаза!): России нужны эффективные собственники с высоким чувством социальной ответствнности.

3) У нас острая нехватка финансовых ресурсов, но много изматывающих затей. Так, мы по инерции куём гигантский меч, который не в силах сами поднять, да и не ведаем, против кого его направить, но абсурдно вкладывать его через внешнюю торговлю в чужие руки - здесь конъюнктура момента губительна.
Или ещё - мы в плену техногенных идей. Мы осваиваем космос, в погоне за пространством и временем бросаем вызов небу и обустраиваем его, не обустроив свои очаги, напрягаем последние силы и тратим ресурсы, обрекая на голодную смерть своих детей. В нас ещё крепко сидит ядерный "демон": угрожать кому-либо из космоса. Не дать возродиться тотальной милитаризации сознания и экономики, возврату ее к мобилизационному типу!

4) Фундаментальная опасность первого ранга - Россию разъедает несправедливость! Несправедливостью подпитываются различные деструктивные политические силы разной масти и не без оснований - процветает ханжество самого изуверского пошиба: вы только гляньте на астрономические реальные доходы ("зарплаты"?) сильных мира сего и сравните их с полуголодным, нищенским существованием "подданного" люда! С каким цинизмом сброшено со счетов старшее поколение! Как унижено достоинство рабочего человека, учителя, врача, ученого, специалиста!! Какая серость и посредственность поднялась на поверхность!!!

"Несправедливость"! Здесь медлить нельзя - со стороны власти, общественных структур, гражданского общества необходимо своевременно предпринять экстренные меры, чтобы разрядить ситуацию, ибо под знамена "Несправедливость!" стягиваются деструктивные силы, преследующие свои далеко идущие политические цели. Они ведут опасную игру на чувствах простых людей!

5) С точки зрения наших отношений с внешним миром: здесь мы стоим на твёрдой почве, наша позиция ясна и недвусмысленна. Нам понятна современная картина мира, логика развития и его внутренний регламент - глобализация, стирание граней между внутренней и внешней политикой, стремительная экономизация последней: выход на господствующие позиции геоэкономического пространства. НЕ ГЕОПОЛИТИКА, А ГЕОЭКОНОМИКА ПРАВИТ БАЛ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Не погоня за "жизненным пространством", не психоз суверенизации и не "геополитический плюрализм" - все эти доктрины и их идеологи остались в ушедшем ХХ веке, оставляя в истории и памяти потомков кровавый след при разыгрывании геополитических карт. Мировая система выработала новейшие ориентиры - геоэкономические: стремление к мировому доходу, сообща создаваемому в рамках мировых воспроизводственных конвейеров (циклов).

Сегодня процветают те страны, народы которых участвуют в этом процессе. Вот почему внешние факторы превращаются для нас в один из мощных источников национального развития. Из нашего поля зрения не ускользнуло то, что в геоэкономическом пространстве национальные государства превращаются в "страны-системы" - блуждающие интернационализированные воспроизводственные ядра - это новейшие полюса влияния. Россия вступает в период новых, сложнейших отношений с этими новейшими структурами по вопросу участия на равных в формировании и использовании своей доли мирового дохода, выступает на мировой арене как глобальный предприниматель и геоэкономический полюс.

ПРОРЫВ К МИРОВОМУ ДОХОДУ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАНОВЯТСЯ ЦЕЛЬЮ ВЫСШЕГО РАНГА ДЛЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ. Наш дипломатический корпус, цвет нации, берёт на себя эту задачу.

Мы долго культивировали внешнюю торговлю, бездумно подменяя ею внешнеэкономические связи, бесконечно выплескивали свой национальный доход через внешнюю торговлю, свои сырьевые, энергетические, трудовые, интеллектуальные ресурсы, не будучи признанными участниками мирового воспроизводственного процесса, где формируется мировой доход. По идеологическим причинам мы боялись транснационализации, её проникновения в наши плановые воспроизводственные циклы.

Уже полвека, как хозяйственный мир смыкается и уже работает в совершенно других горизонтах. Они воплощены на различных "страницах" геоэкономического атлас, а мы припали к политической карте мира, пристально всматриваемся в паутину, сотканную из государственных границ, рисуя инфантильные геополитические оси, "центросилы", зоны влияния и т. п., нимало не подозревая о том, что мир уже давно поделён подвижными экономическими границами и эти границы проходят через страны, "разрывая" их на части, которые становятся звеньями бесперебойно работающих мировых воспроизводственных циклов. На политический суверенитет стран это не влияет, но зато они имеют доступ к мировому доходу и обустраивают себя по высоким меркам цивилизационного развития.

Подвижные геоэкономические границы - именно на них реализуются национальные интересы, здесь очаги роста национальных экономик, мощный источник подпитки национального дохода. Мы же в плену геополитических идефиксов типа "с американцами против китайцев, с китайцами против американцев и т. д. и т. п.". А в это время интенсивно идет геоэкономический передел мира без участия России.

Гармония мира есть гармония геоэкономических интересов, и мы смело идём навстречу равному, уважительному и здоровому соперничеству и партнёрству в этой сфере. Мы открыты для этого, но нас уже не устраивает роль, которой наделили нас "развитые страны". Эту роль мы в своё время добровольно на себя приняли - роль гигантского хозяйственного двора, мировых задворок воспроизводственных циклов, в которые нас не допускают, поставив в унизительное положение; а ведь в них формируется мировой доход с использованием наших богатств, перекачиваемых через внешнюю торговлю, и при этом причитающуюся нам долю мирового дохода "выделяют" в виде кредита! Наши богатства - это не кладовая Европы. Мы сами вольны рачительно распорядиться ими, и у нас достаточно интеллектуальных сил не только для создания техногенных прорывных технологий, но и для освоения высоких геоэкономических технологий в целях прорыва к мировому доходу в качестве важнейшего рычага нашего развития. Мы выдвигаем лозунг: ВСЕ НАШИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИЛЫ И НАШИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ИНСТИНКТЫ - НА ШТУРМ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА!

6) Особая роль отводится силовому компоненту государства и национальной безопасности. В условиях благоприятной стратегической паузы имеется возможность в сжатые сроки провести на качественно новом уровне военную реформу: нам нет необходимости изматывать себя милитаризацией, бросая в этот молох практически весь национальный доход, лучшие интеллектуальные силы и материальные ресурсы; нам нужно также успеть, пока не закончилась стратегическая пауза, создать боеспособную, но при этом компактную и мобильную, высокооснащённую армию. Она защитит наш суверенитет и наши геоэкономические интересы как армия быстрого геоэкономического реагирования.

7) Перевернув столетнюю страницу своей истории и вступив в следующее тысячелетие, Россия передаёт новому поколению решение новых задач и проблем, преодоление новых угроз и вызовов, по своему накалу и масштабам, может быть, превосходящих пережитое в ХХ веке: постиндустриализм, оснастившись техногенными мифами, бросает серьёзнейший вызов корневым истокам человека, его этнонациональным началам. Вступив в завершающую техногенную фазу, постиндустриализм раскручивает бешеный темп воспроизводства всё новых и новых товаров на мировых воспроизводственных конвейерах, пожирая естественные мировые ресурсы.

Жажда новаций в конкурентной борьбе до минимума сокращает циклы жизни не только товаров, но и вполне жизнеспособных организационно-производственных структур; срезаются вполне жизнеспособные экономические зоны, обрекаются на бедствия целые регионы, неспособные успеть за этой изматывающей колесницей. Россия не может вечно пристраиваться к этой изматывающей (догоняющей) гонке, ибо техногенное изматывание во много крат опасней изматывания милитаризмом. У России есть все условия для того, чтобы избежать техногенного ресурсного изматывания. Мы не должны в погоне за излишеством лишаться необходимого. Наш народнохозяйственный комплекс вполне способен обеспечить достойную жизнь каждому члену общества на базе воспроизводственной модели, основанной на оптимизации ресурсов и потребностей.

8) Мы должны выбрать на гигантской растянутой шкале потребностей чётко обозначенную зону потребления, отсечь крайности - безумную роскошь, при которой возникают слои населения, обречённые на гибель, на голодную смерть. Это явилось результатом такого типа приватизации, и она должна быть пересмотрена конституционным путём. "Холодная война" не прекратилась, она обрела новые, более изощрённые формы посредством геоэкономических войн, куда постепенно втягивается военная компонента. И здесь должно сказать свое веское слово международное право - мы на пороге формирования геоэкономического трибунала как противоядия от геоэкономических войн.

Россия: новые горизонты

Начало третьего тысячелетия. Тяжело! Но, кажется, "приехали"! Поворотный пункт в судьбе гуманитарной парадигмы. Закат изматывающей человека техногенной парадигмы - угроза техногенных и экологических катастроф настолько серьёзна, что мировое сообщество начинает понимать бесперспективность этой цивилизационной модели, задумываться о демонтаже наиболее опасных техногенных зон. Россия не может выступать в качестве подпитки для постиндустриальной модели, исчерпывающей свой ресурс. Чем стремительней раскручивается маховик техногенной транснационализации, тем острее этнонациональные противоречия, ибо закон стоимости, вырвавшийся через интернационализацию на мирохозяйственную арену и по своей природе способный воспроизводить только обезличенную товарную массу, а не качество жизни, игнорирует национально-этнические, культурные и др. формы. Всё это несёт в себе разрушение этнонациональной инфраструктуры. Отсюда - естественный вызов постиндустриализму со стороны этнонациональных систем, они борются за своё выживание, блокируют воспроизводственные цепи, ведут к разрыву интегрированных структур, и накал этой борьбы выплескивается в острейшие формы.

Но в этой схватке цивилизационных моделей бытия России предназначено сыграть историческую роль. Обладая полинациональной палитрой, яркой духовной, культурной, религиозной мозаикой, Россия имеет все условия для того, чтобы соединить на качественно новой воспроизводственной основе техногенные и этнонациональные (культурные, этические) начала, тем самым, закладывая основы для вызревания новейших систем - этноэкономических. В рамках этих систем воспроизводится не только товарная масса, но и качество жизни народов, через страны которых пролегают мировые воспроизводственные конвейеры (этноэкономическая транснационализация). Тем самым достигается гармония и отход от опасности столкновений. РОССИЯ СТАНОВИТСЯ ПРЕДВЕСТНИКОМ ЗАРОЖДЕНИЯ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: НЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ (МИРОЗДАНИЯ НОВОГО РЕНЕССАНСА), ЛИДЕРОМ ЭТОГО ПРОЦЕССА. Эта модель вызревает в недрах постиндустриализма, и XXI ВЕК ПРОЙДЁТ ПОД ЗНАКОМ ПРЕВРАЩЕНИЯ РОССИИ В ЭТНОЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ МИРОВОГО КЛАССА НА БАЗЕ ЭТНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ.

* * *

Итак, горизонты нового мироощущения. Свежий ветер перемен. И вот на горизонте мироздание Нового Ренессанса. Оно построено на иных принципах, покоится на мощных научных фундаментальных опорах. Его держит стройный теоретический и методологический каркас. В нём обитает новый человек - геоэкономический (homo geoeconomicus). Атмосфера здоровой конкуренции, безопасности и доверия, гармония нового миропорядка.

Однако предстоит нелёгкая борьба: собрать растерзанного человека в единый узел, поведать ему о совершенно новых ценностях и мотивациях, ввести его в новые, до сих пор неведомые координаты бытия, в новый способ и масштаб измерения себя, времени, пространства, мира, иначе - В НОВЫЙ МИР, МИРОЗДАНИЕ НОВОГО РЕНЕССАНСА, В НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ КОСМОС - это грандиозная задача ближайших столетий, но мы уже на пороге её разрешения, нас уже обуяло беспокойство, мы уже улавливаем приближение этого человека, слышим его шаги, его дыхание. И мы должны хорошо подготовиться к этой встрече, и эта моя статья - только попытка передать тревожно-радостное ощущение незримого приближения, первый, еле улавливаемый гул шагов. Битва за нового человека уже началась! Речь идет о Новом Ренессансе, Новом человеке - глобальном, геоэкономическом, о новых мотивациях и ценностях.
Новый мир - это глобализирующийся мир. Новая Россия - это обновляющаяся Россия.

На стыке этих исторических моментов российской интеллектуальной мысли ещё предстоит серьёзнейший анализ многих тем, проблемных поворотов. Она постепенно освобождается от "летаргического сна", ей ещё предстоит осознать абсолютно нетрадиционные вопросы для понимания современной мировой панорамы - необходимые и очень актуальные.

Да и масштаб вопросов пока не тот! Редчайший случай: человек перешёл через исторический тысячелетний перелом. Он пытается заглянуть за этот рубеж мироздания, с опаской и огромным любопытством предугадать смысловые знаки своего существования. Однако - парадокс! Он не "воспользовался" редчайшим моментом: не поставлен ни один вопрос тысячелетнего ранга (вопрос высшего ранга). Все сегодняшние вопросы сводятся к столетней "стратегической" конъюнктуре.

Ранг и цена вопроса подскажут и собеседников. Придётся побродить по истории: Конфуций, Гераклит, Софокл, Перикл, Сократ, Вергилий, Рудаки, Нарекаци, Данте, Эразм Роттердамский, Рабле, Микеланджело, Джордано Бруно, Шекспир, Гёте, Сервантес, Пушкин, Толстой, Булгаков. С какой гигантской высоты взглянули они на мир! Сколько неразгаданных тайн они оставили нам в своих письменах! А лучше всего обратиться к Сфинксу. Уж он-то многое знает и многое видел. Он могуч и спокоен. У него загадочный лик и... в отметинах. Есть легенда: это один малый из великих (с Корсики) "поговорил" с ним: Сфинкс не удостоил его даже взглядом: что ему за дело до вселенских страстей честолюбцев. И что за вопросы, и что за масштаб! Сфинкс знает другие масштабы и другие вопросы - его водил на поводке сам Гераклит! В ответ - ярость неописуемая - на утро гренадёры ядрами оставили отметки об этом разговоре.

Есть сведения, что под могучей пятой Сфинкса покоятся мировые скрижали. На них начертаны ответы на вопросы высшего ранга. Хватит ли сил задать эти вопросы? Снизойдёт ли Сфинкс до ответов на них?! Ставки слишком высоки - больше чем жизнь!


Нужно иметь мужество размышлять о высоком. Этому учил нас Джордано Бруно: "Если бы я владел плугом, пас стадо, обрабатывал сад, чинил одежду, то никто не обращал бы на меня внимания, многие наблюдали бы за мной, редко кто упрекал бы меня, и я мог бы угодить всем. Но я измеряю поле природы, стремлюсь пасти души, мечтаю обрабатывать ум и исправляю привычки интеллекта - вот почему, кто на меня смотрит, угрожает мне, кто наблюдает за мной, нападает на меня, кто догоняет меня, кусает меня и кто схватывает, пожирает меня, и это - не один или не многие, а многие и почти все". Дж. Бруно "О бесконечности Вселенной в мирах" (405 лет назад, 17 февраля 1600 года, на площади Цветов в Риме по приказу папской инквизиции был сожжён один из самых светлых мыслителей эпохи Возрождения Джордано Бруно. Есть ли сегодня идеи, за которые стоит отдавать жизнь?).

РЕЗЮМЕ

Нам выпал редчайший случай: мы стали свидетелями "въезда" в следующее, третье тысячелетие. Один раз в тысячу лет человечеству выпадает счастливый повод остановиться, оглянуться окрест и на себя тоже с попыткой хоть каким-то образом задержать свой взгляд на величии пути пройденного, а вместе с тем, осознать всю трагичность, нелепость, чудовищность ряда "опорных" событий, которые во многом становятся поворотным пунктом в судьбах мировых парадигм бытия.
На протяжении всей истории лучшие умы человечества на тысячелетних переломах вбрасывали в мир обобщения такого интеллектуального накала, которые открывали новейшие горизонты и траектории существования человека, формировали такие мощные научные фундаментальные опоры, на которых в последствии возводился стройный теоретический и методологический каркас мироздания. Это позволяло находить ответы не только столетнего, но и тысячелетнего ранга, до основания встряхивало человека, освежало его взгляд на мировую панораму, на столетия заряжало энергией. Вот истинное назначение глобалистики как сферы научного познания, именно из этих тысячелетних переходов она черпает свой предмет и содержание. Глобальное есть философия ренессанса (глобалистика родилась для ответов на вопросы тысячелетнего ранга). Отсюда можно понять, почему глобалистика "вынырнула" на переломе второго и третьего тысячелетий, мощно заявила о себе и оформляется в тысячах статьях, в сотнях монографий, в десятках учебников и т. д.

Ну а какова же ситуация в нашем случае, "современном случае"? Ниже максимально пунктирно попытаемся ответить на этот вопрос.

1. Стальной философский панцирь.

Сейчас в мире вокруг глобальных процессов кипят нешуточные страсти и не совсем случайно. Наиболее прозорливые из сферы гуманитарных наук почувствовали скрытую, пока ещё глухую и неявную угрозу таким обычным, таким привычно-логичным и неприхотливым и, казалось бы, непреходящим мироощущениям, мировоззренческим концепциям, парадигмам. Чуткое ухо уже явно начинает различать неумолимое приближение нового сознания, новых "опрокидывающих" гуманитарных технологий, новых картин мироздания. Носителем этого выступает не тот традиционный человек, которого с особой тщательностью культивировала на протяжении гигантского отрезка времени философская антропология, создав бесконечный ряд (своего рода толпу) антропологических типов. Какого только человека мы не находим в этой толпе! Здесь и экономический человек Дж. Бьюкенена, там крадётся одномерный человек Г. Маркузе, там в полный голос заявил о себе парадоксальный человек Ж. Тощенко, не дремлет деятельный человек Мезеса и Хаека. А каких только людей не описал Ю. Васильчук. А вот человек-манипулятор Э. Шострома. А какой сонм типов создала западная философская антропология Хайдегера, Фрома и др. И что же мы имеем? Каждый из этих типов с завидной "скромностью" претендует на главенствующий тип, взяв на себя миссию представлять ценности и мотивации всех в данный период. Не в этом ли феномен "феноменального человека" Тейяра де Шардена? Но в том-то и дело, что вся эта многочисленная философская толпа, по мере рекрутирования новых типов, уже ничем не отличается от "обычной" уличной толпы и практически сливается с ней, толпой более здравой, более сильной, более жизненно реальной, но и не менее проблемной. В ней представлена широчайшая палитра специалистов всех мастей (инженер, военный, врач, учитель, рабочий и т. д.). Здесь проблема: философия никогда не снисходила до осмысления специалиста как типа, как типажа в наклонностях, задатках, предпочтениях и др., как уникального явления.

Возникают вопросы серьёзнейшего ранга: какова траектория движения этих двух человеческих толп? Второй вопрос - имеются ли основания для предвидения обрыва (тупика), к которому движутся эти толпы, и какова ответственность философов (а иже с ними других представителей гуманитарной сферы - так называемой элиты), которые гонят эти толпы к обрыву? Существует ли другой, иной класс ценностей и мотиваций, предопределяющий неучастие в этих толпах? И кто носитель этих ценностей и мотиваций? И т. д. и т. п.

Все эти вопросы мы смело можем обозначить как вопросы тысячелетнего ранга. Их обнажила наступающая глобализация мира. И здесь уже понятием "человек" не обойтись, в каких бы из вышеуказанных измерений он бы не брался. Ибо если он попытается ответить на все эти вопросы с позиции традиционной философии, традиционного мироощущения, то практически вдогонку двум толпам устремится ещё один "человек", мало чем от них отличающийся и заранее обречённый раствориться в этой антропологической толпе себе подобных.

Этот пассаж подводит к одной мысли: образ носителя новых, глобальных ценностей и мотиваций, в явном виде ещё не просматривающийся под толщей традиционных мировоззренческих построений (под стальным философским панцирем), проявится лишь только тогда, когда вдруг, неожиданно для многих, будет разорван этот философский панцирь и во всей мощи и красе предстанет абсолютно новая сфера гуманитарного знания - гуманитарная космология, которая опрокинет в небытие "современное" понимание нашего мира. Здесь глобалистика выступает как ренессансные отблески тысячелетних переломов как первый предвестник расцвета гуманитарной космологии.


2. Роющий скепсис или вопросы тысячелетнего ранга.


То, что в нашу эпоху глобального взрыва возникают вопросы тысячелетнего ранга, вполне объяснимо. Этот взрыв не спонтанен. Он медленно, неумолимо вызревал ещё в недрах досократических систем мировоззрения. На всём протяжении осознания человеком мира, в который он приходит, идёт нескончаемый внутренний говор, но разговор не окончен - сейчас он вырвался наружу.

Смысл этого разговора - спор о ценности ближних или дальних горизонтов.

Глобализация поднимает на самый высокий пьедестал этот вопрос тысячелетнего ранга. Впервые Сократ занес истязательный вирус вовнутрь человека и с тех пор человек потерял своё равновесие и душевный покой. Весь мир начал опрокидываться в душу человека и терзать его. Истязательные технологии усилил Платон. Человек был ввергнут в борьбу с самим собой. Жесточайше глушились жизненные инстинкты человека. Радость жизни была поставлена вне закона. "Идеальное" "тихой сапой" пролезло в душу человека. Были прописаны изощрённые кодексы его поведения, убиты ближние горизонты. Человек бросился вдогонку идеального, мифологического, лучезарно-прекрасного. Лучшие умы на протяжении тысячелетий пытаются найти ответы в этой борьбе. Время от времени мы наблюдаем всплеск этого разговора. Наполеон пытался задавать эти вопросы Сфинксу. Ранг вопросов оказался мал! Наполеон оказался "человеком": он изуродовал лицо Сфинкса. Но вопросы остались, как и изуродованный лик Сфинкса...

Если глянуть на проблему с вершины нашего настоящего, то по обе стороны временной оси открывается удивительно ужасающая картина - нелепый мир и нелепые способы его поддержания. На луче прошлого совесть человечества отягощена случаями первого ранга. Год 1600-ий: Площадь цветов в Риме. Вопрос: что было сожжено человечеством на этой площади? Джордано Бруно оказался не прав. Год 2000-й: злобная месть - и через четыреста лет философ виновен! Человек был сожжён по частному вопросу: воззрения философа и священников (папские энциклики) несколько разошлись, а мировая общественность всё ещё ищет оправдания этому чудовищному злодеянию.

Или в наше время - случай в пустыне: взорван скульптурный памятник мирового значения - человечество молчит! Ирак. Толпа разграбила историю, вечность: пять тысяч лет собирать по крупицам шедевры прошлого и в один миг всё это разнести в клочья. Или Дубровник - мировая жемчужина мавританской культуры на Адриатике - под снарядами и бомбами! Россия. Вопрос гигантской значимости - в поисках чего коммунисты передушили друг друга и не только друг друга? Турция, 1915 г. Германия, 30-е - 40-е годы. Ради каких идей пущен под нож и развеян по всему миру, целый народ, а в другом случае - хрустальная ночь и газовые камеры - из каких побуждений предъявлен счёт одному из древнейших народов нашего мира. И так далее, и так далее, и так далее. Что стоит за этими вопросами такого накала? Вот ответ - ослеплённость идеальным, идеями, идеологиями, мифами, мифологемами. Всё это ребра чугунных решёток, на которых в Европе сожжено 11 миллионов еретиков. Этим же предопределена судьба полутора миллионам сожжённых, ни в чем не повинных, молодых женщин - ведьм.

Всё это говорит о вселенской захудалости. Мир устал от всеобъемлющего ханжества!

3. Просветление сознания: мировая санация и парадигмальный переворот.


Глобализация вплотную подвигла к демонтажу парадигмального сознания. Мир вступил в фазу ослабевающих опор. Любая парадигма выстраивается на своих же опорах (понятиях, категориях, терминах). Но время от времени те или другие опоры теряют свою несущую силу. Из-за этого парадигма мирового развития (конструкция мира) накреняется, деформируется, несёт угрозу человечеству. Отсюда задача - вовремя вычленить ослабевшие опоры парадигмы, отжившей парадигме дать свободно опрокинуться и параллельно с этим заложить наиболее жизненные опоры Нового Мироздания. В этом смысл гуманитарной космологии как новейшей сферы научного знания. Именно здесь нужно вести поиск её предмета, метода и содержания, здесь высвечиваются ответы на вышеперечисленные вопросы тысячелетнего ранга и технология парадигмального переворота.

Гуманитарная космология - отрасль гуманитарного знания, наука 1) о ценности человека и жизни, новых её общественных формах организации; 2) о нераздельном парадигмальном миропонимании внутреннего и внешнего мира человека и способах его отображения; 3) о выходе на такие уровни (горизонты) миросозерцания, на которых стирается грань между естественным и гуманитарным знанием; 4) о выходе гуманитарных геопространств (геоэкономики, геостратегии, геополитики, геокультуры, геоинформатики и др.) за глобальные рамки и технологии оперирования как их синтеза в этом новом пространственном измерении; 5) об осознании вопросов тысячелетнего ранга и поиске ответов на них; 6) о фундаментальных основах доктрины человека как гуманитарного манифеста.

Если глобалистика выступает в качестве теоретической и методологической базы зарождения и становления Нового Ренессанса, то гуманитарная космология проясняет нам его зрелые формы. Гуманитарная космология есть наука о парадигмальном перевороте [2].

Наши представления о мире держатся на понятиях, категориях. Среди них и ряд основополагающих таких как: профессия, патриотизм, защита своего очага и семьи, уважение к старшим, духовность, тяга к новому знанию и т. д. Все эти понятия высшего звучания и, безусловно, к ним следует относиться бережно, уважительно, с особой степенью внимания. Но насколько они извращены современным человеком, насколько из них выбит истинный смысл, и насколько они превратились в орудие борьбы с человеком, с возведением его до уровня раба этих понятий!!

***

Гуманитарная космология и её преддверие - глобалистика, если брать философский аспект её отображения, впервые ставят вопросы тысячелетнего ранга и, тем самым, ищут выходы из вселенской захудалости и мировой скуки. Новая личность, к шагам которой так чутко прислушиваются и опасаются современные гуманитарии - своего рода апологеты умерших и умирающих парадигм - со всей очевидностью выходит на передний план бытия как предвестник Нового Ренессанса, изначально жизненных начал бытия. Россия в этом новом раскладе мировых сил и трендов может занять одно из ключевых мест - у неё для этого есть все предпосылки! [3] .

Россия не на распутье, Россия сделала решительный шаг в третье тысячелетие, спокойно и взвешенно обходя все подводные камни к единению. Жизнь продолжается! ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК СВОБОДНОЙ РОССИИ - ЗАЛОГ НАШЕГО ОПТИМИЗМА.

_______________________________
[1] © Кочетов Э.Г., 2009, 15 июня

[2] Cм. подробнее: Кочетов Э.Г. Гуманитарная космология (дорога к новому мирозданию новых людей). - М.: Деловая литература, 2006, - 160 С.

[3] Дополнительные сведения о более развернутой картине современного глобализирующего мира и закономерностях его развития читатели могут почерпнуть из книг автора: Глобалистика как геоэкономика, как реальность, как мироздание: Новый Ренессанс - истоки и принципы его построения, фундаментальные опоры, теоретический и методологический каркас. М.: ОАО Издательская группа "ПРОГРЕСС", 2001. - 704 С.; Глобалистика: теория, методология, практика. М.: Норма, 2002. - 672 С.; Геоэкономика (освоение мирового экономического пространства). М.: БЕК, 1999; 2002. НОРМА, 2006. - 528 С.; Геоэкономический (глобальный) толковый словарь (Элементы механизма российской, модели глобального стратегического управления): Сборник стратегических понятий - новелл. В 2 т. T. 1. А-М; Т. 2. Н-Я. - М.: РИО РТА, 2002. - 496 С.; Геоэкономический (глобальный) толковый словарь (Основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса): Сборник стратегических понятий - новелл. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2006. - 504 С.; Геоэкономика и стратегия России. Истоки и принципы построения внешнеэкономической доктрины. - М.: Московский общественный научный фонд, 1997. -142 С.; Ориентиры внешнеэкономической деятельности (национальная экономика и предприятия в системе мирохозяйственных связей). - М., Экономика, 1992. - 207 С.; Гуманитарная космология (дорога к новому мирозданию новых людей). - М.: Деловая литература, 2006, - 160 С. и др.

Кочетов Эрнест Георгиевич - Президент Общественной академии наук геоэкономики и глобалистики, заведующий Центром стратегических исследований геоэкономики НИИВС ГУ - ВШЭ, доктор экономических наук

29.06.2009,
www.viperson.ru



viperson.ru

Док. 571072
Перв. публик.: 29.06.09
Последн. ред.: 23.12.10
Число обращений: 0

  • Кочетов Эрнест Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``