В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
О завершении изменений в политической системе РФ в свете Послания Президента России Назад
О завершении изменений в политической системе РФ в свете Послания Президента России
Стенограмма заседания круглого стола Общественного Комитета "За честные выборы!" от 24.06.2009

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Уважаемые коллеги, здравствуйте. Повестка дня у нас сегодня сформулирована следующим образом: Завершение изменений в политической системе Российской Федерации в свете Послания Президента России. Мы хотели бы услышать оценку того, как воспринимают политические партии эти изменения, прежде всего, из ваших уст. Если изменения есть - это то, что вы должны почувствовать, а если вы этого не почувствовали, значит всем нам есть над чем работать. Мы заканчиваем год, мы не напрасно старались и наша скромная лепта есть, в том числе и в том внимании, которое руководители нашего государства, его администрация проявляет к политическим партиям, не входящим в квартумвират. Политологи употребили такой термин. Это те четыре политические партии, которые представлены сегодня в Государственной Думе. Для того чтобы даже просто демонстрировать это внимание и власти в целом, и руководителю государства нужно определенное политическое мужество. Вроде бы сложилась определенная ситуация, когда все акценты расставлены, и мы так дальше работаем, а остальных просят не беспокоиться. Нет. Эта ситуация признана неприемлемой и глава государства сказал, что дверь в публичную политику и во власть открыта, милости просим. Причем, если я не прав, то вы меня поправьте, мы для этого и собрались. Но внимание средств массовой информации к этой встрече было значительным. Я сужу об этом хотя бы по реакции, которая проявилась во время часа публичных заявлений в зале Государственной Думы. Эта реакция была не всегда спокойная, а в ряде случаев болезненная. Тем не менее, повторяю еще раз, высший арбитр - это народ. Способ реализации его права - процедура прямой демократии. Она должна быть такой, как начертано в названии нашего Комитета.

Умалатова Сажи Зайндиновна (партия Мира и Единства).
Что можно сказать. Сам факт завершения изменений в политической системе России в свете Послания Президента Российской Федерации дает надежду на будущее. Возможно, что эти изменения повлияют на то, что в будущем Россия сможет сформировать истинный парламент. Это не потому, что сегодня не истинный парламент, а потому, что есть надежда, что партии, не представленные в Государственной Думе, смогут пройти в нее. Хотя от совершенства эти изменения далеки, потому что остались и подписи, пусть на 50 тысяч меньше, также остался залог, также и барьер, если партия наберет 5%, то 1 человек может оказаться в Думе. Но, тем не менее, шаг вперед сделан. Мы это поддерживаем. И то, что увеличен срок правления Президента, мы тоже поддерживаем. Не должно быть в стране бесконечных выборов. Если глава государства соответствует своему посту и работает в интересах государства и народа, то я считаю не только 6 лет, но и 10, и 15 лет он может руководить. Мы уже прошли все эти бесконечные выборы и увидели, к чему все это привело. Россия великая страна, и к какой бы демократии мы не прибегали, нам все равно придется прийти к тому, что без централизованного управления, без выполнения законов, без ответственности удержать Россию, сделать ее могучей мы не сможем.

Вольпин Ярослав Игоревич (Всероссийская политическая партия "Правое Дело").
Наша партия либерального толка. Мы, конечно, позитивно воспринимаем все изменения в политической системе и естественно, что происходят они благодаря ныне действующему Президенту - Дмитрию Анатольевичу Медведеву, который взял новый курс на либерализацию этой системы. Конечно, нам отрадно знать, что сейчас новые законодательные послабления для малых партий. Это и 5% барьер. Для партий набравших 5% будут представлены несколько мест в Государственной Думе. Я считаю это очень важным, очень позитивным моментом. Отмена избирательного залога тоже небольшой шаг на этом пути и мы ждем, что со временем будут отменены и подписи для зарегистрированных партий. Мы считаем, что если партия зарегистрирована, если она набирает 50 000 членов, если уже видно, что есть поддержка в стране и за ней стоят массы, то нет необходимости заставлять партии проходить такую процедуру, как сбор подписей перед выборами. Они как бы уже получают лицензию на выборы. Мы считаем, что следующим шагом было бы хорошо именно отменить подписи. Мы, конечно, позитивно оцениваем все сегодняшние изменения и немаловажную роль в этом играет ныне действующий Президент, как я уже говорил, который недавно встречался с партиями, не представленными в Федеральном Законодательном Собрании. И я могу сказать, что эта встреча оказалась очень продуктивной. Она проходила практически в два раза дольше, чем было запланировано. И все это говорит о том, что власть на самом высоком уровне поворачивается к народу, к партиям, как выразителям интересов этого народа. Я очень надеюсь, что все эти нынешние изменения не будут свернуты, а нынешний политический курс, может быть в чем-то более либеральный, будет продолжен. Спасибо.

Коротченко Анатолий Анатольевич (Межрегиональная общественная организация "Справедливость").
Уважаемые коллеги, в свете заявленной темы, хотелось бы сказать о том, что наша организация всецело поддерживает курс Президента, о чем мы заявляли не раз на своих мероприятиях: на конференциях, на митингах и т.д. По поводу избирательного законодательства хотелось бы сказать о последних изменениях, касающихся выборов в муниципальные собрания по партийным спискам. Мы считаем, что это, безусловно, актуально на федеральном уровне и это правильно, это хорошо. Но на уровне местного самоуправления немного поспешно это было сделано. Все вы знаете, что существует широкий круг общественных организаций в конкретном регионе, которые являются во многом даже не политическими. Они знают проблематику своего региона, они знают, что мешает эффективной реализации каких-либо целевых программ и т.д. Но, к сожалению, они сейчас вынуждены против своей воли паровозиком вставать сзади к каким-то политическим партиям. А так, безусловно, полностью положительно оцениваем выбранный курс и особенно отрадно то, что курс на борьбу с коррупцией окончательно определен, сформирован и запущен. Президент и в Послании, и в своем блоге об этом говорит. Хотелось бы, чтобы это работало, в том числе, на благо избирательной системы.

Шевченко Евгений Александрович (политическая партия "Патриоты России").
Безусловно, те тезисы, которые были высказаны Президентом в своем первом Послании в ноябре прошлого года, нашли отражение в поправках в действующее законодательство и мы их поддерживаем, потому что это ведет к формированию обновленной политической системы. И первый шаг в сторону ее демократизации сделан. Но, безусловно, требуются дальнейшие шаги. Мы представляем непарламентскую партию "Патриоты России" и считаем, что разрыв между парламентскими и непарламентскими партиями достаточно велик и нужно делать определенные шаги, которые бы выравнивали возможности парламентских и непарламентских партий. Если шаги эти не делать, то непарламентским партиям будет очень сложно участвовать наравне с парламентскими партиями в избирательной кампании и вопрос соблюдения закона "О политических партиях", где написано, что все политические партии обладают равными правами и возможностями, не совсем корректно будет соблюдаться. Какие это пять критериев. Первое. Коллеги сказали, что это регистрация на всех уровнях выборов. Безусловно, это отмена залога. Это первый положительный момент, потому что определенный заслон ставит на пути участия в выборах, особенно по одномандатным округам, людей, мягко говоря, не прозрачных и имеющих определенные прегрешения перед законом. Что касается подписей, которые партии должны собирать, то, к сожалению, на сегодняшний момент поправки по снижению этих подписей на региональных и муниципальных выборах не сделаны. Да, есть определенная поправка по Государственной Думе, но по региональным и муниципальным выборам такого нет. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы подписи для зарегистрированных партий и для кандидатов, которых они выдвигают, были бы отменены. Второе. Это представительство непарламентских партий в избирательных комиссиях с правом решающего голоса. На сегодняшний момент такой прерогативой обладают только парламентские партии. То есть их кандидатуры обязательны для назначения в состав избирательных комиссий всех уровней. Но мы все прекрасно знаем, что три четверти материалов, особенно подготовительного характера, принимается уже после того, как партия по закону имеет возможность назначить в комиссию члена комиссии с правом совещательного голоса. Мы на экспертном совете в Центризбиркоме этот вопрос подробно рассматривали и по нашей партии из 100% поданных кандидатур в избирательные комиссии субъектов Федерации удовлетворяются порядка 25-27%. Не более. Примерно такие же показатели и в территориальной комиссии и в участковых комиссиях. Это я говорю про членов комиссии с правом решающего голоса. Поэтому, с нашей точки зрения, требуется поправка в избирательное законодательство, которая наравне с парламентскими партиями обязывала бы назначать представителей непарламентских партий в состав избирательных комиссий всех уровней с правом решающего голоса. Третий момент. Мы говорили об этом. Это доступ непарламентских партий к телеэфиру. Практически все партии, которые были у Президента, ставили вопрос о том, что не совсем корректно прописан закон и еще более запутана методика подсчета этого бесплатного эфирного времени. На прошлой неделе было заседание в Центризбиркоме, ни до чего не договорились, поэтому работа над этими поправками в методику распределения бесплатного эфирного времени для парламентских партий продолжается. Я считаю, что можно подумать о том, чтобы непарламентские партии, конечно, не в таком объеме, тоже имели возможность быть представленными на всероссийских общедоступных каналах. Четвертый вопрос. Мы не ставим это во главу угла. Но, тем не менее, по итогам избирательной кампании, в зависимости от количества набранных голосов, можно было бы подумать и о финансировании непарламентских партий. Понятно, что партии, которые прошли, набрали большее количество голосов, получают большие суммы, а те партии, которые не прошли и получили меньшее количество голосов избирателей, получат меньшие деньги. И последний, пятый вопрос, который я хотел затронуть. На сегодняшний день в Государственной Думе находится закон по так называемой амнистии за так называемый бесплатный эфир по результатам думской кампании. Тем не менее, он не снимает те противоречия, которые на сегодняшний момент есть и средствам массовой информации для того, чтобы предоставить бесплатное эфирное время на думской кампании 2011 года нужно погасить долги каждой из непарламентских партий, которые на сегодняшний день оцениваются в 6,5-7 млн. долларов. Поэтому изначально с учетом того, что эти поправки не вносились, может быть, проблема в том, что непарламентские партии, если они будут участвовать в думской кампании 2011 года уже изначально не получат бесплатный телерадиоэфир. Поэтому мы хотели бы, чтобы эти пять основных позиций были учтены во втором Послании Президента. И будем надеяться, что дальнейшее обновление партийно-политической системы будет сделано. Спасибо.

Сафонов Антон Юрьевич (Российское экологическое движение "Зеленые").
Наше движение тоже поддерживает те преобразования, которые проходят и хотелось бы верить, что это только первый шаг в этом направлении.

Волчков Виталий Юрьевич (Общественный комитет содействия безопасности Росси).
Вслед за другими выступающими мы считаем, что процесс только начался. Политически активная часть общества не вся в достаточной мере представлена в политическом процессе. Многие общественные организации, ставящие своей целью политические задачи, тем не менее, ограничены в своем статусе. Я веду речь о тех организациях, которые заявляют себя как партии, но не прошли формальную регистрацию, независимо от того, сколько общественных организаций они представляют, какой объем партийных кадров их поддерживает. Многие организации, их нужно как-то обозначить. Здесь говорят о непарламентских партиях. Но есть еще организации, которые участвуют в политической жизни, но, тем не менее, по формальным придиркам при регистрации им в регистрации отказано. И еще раз хочу подчеркнуть, не по признакам численности, что самое обидное. Я присутствовал на одном из судебных заседаний в Московском городском суде, где президиум Мосгорсуда задает вопрос представителю регистрирующего органа: "Вы имеете право рассматривать документы в таком объеме?" "Нет, не имеем". "Почему рассматривали?" "Потому, что нам их представили". И при соблюдении всех необходимых квот и т.д. В чем важность этого вопроса? Она заключается в том, что политическая система тогда будет сформирована, когда во всей целостности активистов она будет представлена в политической жизни. Позитивным процессом является то, что от уровня участия на местных выборах будут зависеть вопросы, связанные с определением возможности политической партии участвовать в федеральных выборах. Но, так или иначе, этот спектр остается очень важным и принципиальным. Если не уделить этому достаточное количество внимания, то получится, что значительная часть общества может вести себя апатично, считая, что ее интересы не представлены, не обсуждаются ни в средствах массовой информации, ни в государственных органах. Таких организаций несколько, они всем известны. Президент с ними пока не встречался. Надеюсь, что развитие этого процесса будет плодотворным и, в конце концов, приведет к тому, что интересы этих организаций будут учтены. Их не так много, но они представляют самодеятельные общественные организации, многие местные органы власти в этих организациях представлены, поэтому их мнение должно учитываться. Спасибо.

Мурашко Светлана Николаевна (Общероссийское общественное движение "Женщины во власть").
Мы полностью поддерживаем те процессы, которые с подачи Дмитрия Анатольевича начались в направлении демократизации политической системы. Но хотелось бы обратить внимание на женщин. Женщин больше в стране, но политически активные у нас преимущественно мужчины. Хотелось бы, чтобы женщинам все-таки дали равный доступ к участию в политике. Может быть и квотирование, чтобы мы превысили 25%, а то мы где-то на уровне отстающих стран. У нас женщин в стране 60%, даже больше, а в парламенте 13%. Поэтому хотелось бы, чтобы на этот вопрос обратили внимание.

Иванов Лев Иванович (Институт развития гражданского общества и местного самоуправления).
Я бы начал с того, что все поправки Президента России - Дмитрия Анатольевича Медведева в политическую систему уже приняты, проштампованы Государственной Думой. На мой взгляд, самое главное - это увеличение сроков правления Президента до 6 лет и Думы до 5 лет. Остальные поправки, кроме отмены залога, начальные. С этим согласен и Президент. На упомянутой уже коллегами встрече с тремя непарламентскими партиями Дмитрий Медведев как раз и сказал, что процесс формирования политической системы проходит постоянно и как "священную корову" нашу политическую систему пока рассматривать рано. Коллега из партии "Патриоты России" упомянул, что на этой встрече руководитель партии Семигин выдвинул пять критериев, которые нас беспокоят. Я хочу остановиться на комментарии к этим критериям Дмитрия Медведева. Он, во-первых, согласен с тем, что непарламентские партии равные стартовые возможности с парламентскими партиями не имеют. Также Президент считает, что между парламентскими партиями и непарламентскими партиями не должна проходить "китайская стена", которую непарламентские партии преодолеть не смогут. Ему представляется, что молодой политической системе нашего государства это не нужно. Поэтому Д.А. Медведев согласился со всеми пятью критериями, которые выдвинул Геннадий Семигин, но при этом сказал, что он не уверен, что мы сейчас должны или можем перейти к государственному финансированию всех партий. Правда добавил, что это не отрицается как идея. Что касается возврата долгов, то, по словам Президента, сейчас введен мораторий на исполнение этой обязанности. Но, тем не менее, это действующая норма закона и нужно подумать, как это сделать. Правовое управление Администрации Президента России, скорее всего, внесет поправку в закон об отмене этой нормы по возврату долгов. Президент добавил, что такое поручение администрации давалось. Что касается равного доступа к средствам массовой информации, то, вспоминая предыдущие встречи с парламентскими партиями, Д.А. Медведев еще раз сказал, что этот закон должен пройти политическую практику. Необходимо посмотреть, как он работает, а потом он допускает, что мы будем расширять пределы его действия. Но нужно наработать какую-то практику его применения, посмотреть на эффективные и слабо работающие механизмы ее деятельности. То же самое касается и идеи сбора подписей. Президент сказал, что, в конечном счете, мы должны стремиться к тому, чтобы либо минимизировать количество подписей, либо вовсе отказаться от сбора подписей. Что касается представительства в ЦИКе, то Дмитрий Медведев считает, что здесь опять вопрос критериев. Он согласен с тем, что в какой-то ситуации можно будет подумать о том, что партии, которые набрали определенный процент тоже могли бы быть представлены в Центральной избирательной комиссии, когда они доказали свою состоятельность по тем или иным вопросам. Вот комментарии Президента России Дмитрия Медведева к новациям в политическую систему России. И Геннадий Семигин предложил включить эти новации во Второе Послание Президента. Дмитрий Медведев не возражал. Я бы к этому перечню Геннадия Семигина добавил наше неоднократное предложение перенести даты выборов с октября на ноябрь и с марта на апрель. Мы неоднократно уже аргументировали это предложение и считаем, что Комитет должен высказаться на эту тему окончательно. И если большинство согласно с этим переносом, то от имени Комитета выступить с инициативой в Государственной Думе. Все. Спасибо.

Чупанов Андрей Сергеевич (КПРФ).
Уважаемые товарищи, дело в том, что изменения, которые происходят в избирательной системе, которые связаны и с Посланием Президента, и с другими факторами не значительно многогранны. Хотелось бы высказаться по всем вопросам, которые здесь звучали. Во-первых, наше отношение к продлению сроков полномочий Думы и Президента. Получилась такая интересная вещь. Ради продления сроков Президента мы, наконец, впервые, поменяли Конституцию. Во-вторых, получилась такая интересная математическая ситуация. В ближайшие 60 лет, если бы у нас выборы проводились каждые 4 года, как и сейчас, Президентских и Думских избирательных лет было бы 15 и 45 лет, когда бы мы занимались нормальной работой. Теперь же, несмотря на продление на 5 лет полномочий и Думы и на 6 лет Президента, получится так, что избирательных лет будет 22 вместо 15 и 38 спокойных. С одной стороны это, конечно же, плохо для политической системы, с другой стороны, может быть, хорошо потому, что перед выборами у нас как раз начинают вспоминать о народе и что-то делать. Поэтому мы надеемся, что увеличение частоты кампаний хоть как-то скажется на благополучии части нашего населения. Что хотелось бы сказать по тем изменениям, которые предложил Дмитрий Анатольевич. Мы, безусловно, поддерживали и всегда говорили о том, что, скажем так, кто пройдет в Думу, должны решать люди, а не деньги. Мы поддерживаем отмену избирательного залога, но, в то же время мы считаем, что для того, чтобы проходить в Думу, партии должны иметь хотя бы несколько возможностей. Сейчас осталось только две: либо парламентская квота, либо подписи, которые собраны за того или иного кандидата, за ту или иную партию. Чрезмерная жесткость, которая имеется в избирательном законодательстве относительно недействительных подписей, недопустима. Критерии к сбору подписей должны быть значительно снижены для того, чтобы люди действительно могли собирать подписи, а не пользовались какими-то базами данных и не заказывали каким-то организациям, скажем так, написание этих подписей. Что касается предоставления обязательного времени. Мы давно говорили о том, что необходимо предоставить партиям обязательное время, возможность выступать на телевидении, на радио. То, как реализовалось это послание Президента, навевает странные мысли. С одной стороны, идея правильная. А вот их реализация очень сильно подводит. То есть сейчас фактически будет не предоставление времени, а лишь учет времени и то только для лиц, которые выступают в партийном качестве, а не для должностных лиц, которые, например, являются одновременно губернаторами и функционерами какой-либо партии. При этом не будет никакой разницы, дается ли время в прайм-тайм, или будет даваться ночью, когда все люди спят. То же самое не будет зависеть, хвалят партию или положительно о ней высказываются или ругают, высказываются о ней отрицательно. То есть фактически все это будет считаться предоставлением времени. Что касается муниципальных выборов, то мы считаем положительным моментом, что в некоторых муниципальных образованиях начала внедряться пропорциональная система. В то же время мы считаем, что необходимо устанавливать более жесткую связь депутата со своей партией. То есть депутат при выходе из партии или смене фракции должен терять мандат. Что касается реализации Послания Президента в связи с новыми поправками в избирательное законодательство города Москвы. Изменение сроков проведения выборов, которое произошло в связи с внесением поправок в избирательный кодекс, для депутатов было неожиданно. В марте, в апреле месяце практически все органы власти, все должностные лица и председатель Московской городской избирательной комиссии, и председатель Думы говорили о том, что зачем нам проводить выборы в октябре в Мосгордуму, зачем нам развивать бюджетный процесс, если мы можем провести выборы в марте? Это будет намного удобнее и для Думы, и для депутатов. Был внесен проект постановления в Московскую городскую Думу о продлении сроков полномочия Думы до марта месяца. И тут оказалось, что в течение одной недели все эти красивые слова и объяснения резко упали и были внесены поправки в избирательный кодекс. Отношение свое мы к ним высказывали. Мы считаем, что бюджетный процесс прерываться не должен, чтобы один состав Думы принимал бюджет в одном чтении, другой - в другом. Возможно, этот состав будет совсем другим. Мы считаем, что избирательное законодательство должно быть стабильным, а не меняться перед каждыми выборами. И перенос этот на октябрь по большому счету противоречит Федеральному закону. Теперь избирательный кодекс города Москвы противоречит статье 81.1 Федерального закона, в котором объяснено, когда должны, в каком случае продлеваться сроки или сокращаться. Изменения в Московском законодательстве мы тоже не поддерживаем. Сокращение, пускай даже незначительного числа депутатов, избирающегося по пропорциональной системе, недопустимо. Если раньше избиралось 20 человек по партийным спискам и 15 по одномандатным округам, то теперь будет 18 человек избираться по партийным спискам и 17 по одномандатным округам. Мы, конечно, понимаем, что одномандатные округа - это всегда плюс партии власти и набрать там большинство голосов для оппозиционных кандидатов практически невозможно. Мы не поддерживаем те изменения, которые внесены в избирательный кодекс города Москвы относительно отмены бесплатной печатной площади. То есть теперь у нас бесплатная печатная площадь для политических партий фактически отменена. Мы не поддерживаем очень спорное решение, которое противоречит федеральному закону о том, что теперь муниципальные органы, муниципальные собрания могут назначать членов территориальных и участковых избирательных комиссий. Такого в Федеральном законе нет, а муниципальные образования не являются общественными организациями, о которых четко написано в Федеральном законе. Мы не поддерживаем введение такого лукавого слова, как "одновременно" при сдаче документов кандидатов. Теперь кандидаты все свои документы должны сдавать четко одновременно. Это есть только в избирательном кодексе города Москвы. Мы предполагаем, что избирательные комиссии теперь будут отказывать кандидатам в регистрации на основании того, что документы сданы не одновременно. Одновременно - слово растяжимое. Что значит одновременно? То есть пакет нужно выложить? Или 15 минут одновременно? Или в течение дня человек может сдавать? Что такое одновременно? К сожалению, ни четкой позиции, ни правового обоснования в этом плане нет. Мы не поддерживаем изменения сроков публикации отчетов политических партий о финансировании. Если раньше информация о расходовании фондов должна была публиковаться каждую неделю в СМИ и практически обо всех крупных операциях, которые проводятся, должна была публиковаться информация. То теперь такая информация будет публиковаться всего лишь один раз в месяц. То есть за всю кампанию это будет всего два, максимум три раза. И при этом перечень этой информации значительно сокращен. Мы с непониманием отнеслись к поправке, которая увеличила фонды политических партий со ста миллионов рублей на выборах в Мосгордуму до трехсот. Напомню, что фонд всей политической партии на всероссийских выборах всего четыреста миллионов. На сто миллионов избирателей в России четыреста миллионов у партии может быть фонд, а тут на девять миллионов москвичей будет триста миллионов предоставляться каждой партии. Мы считаем эти изменения кощунственными. Они, в условиях кризиса, фактически издевательство над гражданами. Люди не получают зарплаты, а тут политические партии будут вбухивать немереные деньги в рекламу. Аргумент о том, что это позволит сделать более прозрачными схемы финансирования, не оправдается. Мы прекрасно помним на тех Думских выборах, сколько раз мы писали в прокуратуру о принуждении предпринимателей, организаций к финансированию определенной политической партии. Сейчас, например, буквально вчера было принято решение о первой из организаций московского строительного комплекса, то есть буквально через месяц на улице окажутся 150 тысяч человек, занятых в городе Москве в строительстве. К концу года, по всей видимости, будет обанкрочен весь строительный комплекс города Москвы. На улице останутся почти 800-900 тысяч человек, занятых в этом комплексе. В этой ситуации большие расходы на избирательные кампании мы считаем неприемлемыми. Та ситуация, которая складывается в государстве очень шаткая. Все ждут вторую волну кризиса к концу декабря. Волна сокращений, волна кризисных явлений в экономике в декабре будет намного крупнее и страшнее того, что происходило в начале года. Поэтому в этой ситуации необходим совсем другой подход, совсем другая система действий и согласования и Послания Президента, и реализации этих полномочий на Федеральном уровне, на уровне субъектов и на муниципальном уровне. Спасибо.

Евдощук Руслан Витальевич (политическая партия "Справедливая Россия").
Уважаемые коллеги, политическая система, как правило, подвергается изменениям. Развивается общество, развиваются отрасли экономики и этим же изменениям подвержена политическая система Российской Федерации. На сегодняшний день осталось только семь партий, которые соответствуют требованиям Федерального закона "О политических партиях". Те действия, которые предприняты Президентом Российской Федерации партия "Справедливая Россия" расценивает как реальные шаги к демократизации политической системы и попытки уйти от политического монополизма. В то же время партия "Справедливая Россия" считает, что необходимо двигаться дальше. В частности партия "Справедливая Россия" рассматривает вопрос о снижении барьера для прохождения партий в Государственную Думу до 5%, а возможно и до 3%. Так же партия "Справедливая Россия" рассматривает возможность отмены не только избирательного залога, но и подписей. Партия "Справедливая Россия" считает, что партии, которые не представлены в Государственной Думе, будут иметь хорошую площадку для того, чтобы преодолеть барьер и представлять интересы избирателей. Отмена подписей обосновывается так же тем, что избиратели должны принимать решение какой партии быть, участвовать в выборах, а какой партии не участвовать в выборах. В то же время все изменения политической системы должны происходить постепенно, чтобы сохранялась политическая стабильность. Чем чреваты резкие изменения в политической системе всем нам хорошо известно, далеко ходить не надо. Пример - конец 80-х, начало 90-х годов. Один из социологических опросов, проведенных ВЦИОМ, показывает, что число граждан, которые считают, что вообще никакие партии не должны быть представлены, а либо общественные организации, либо граждане должны участвовать в выборах, достигло одной трети числа опрошенных. В этой связи возникает определенная настороженность. На наш взгляд это связано с тем, что какие бы здравые и прогрессивные инициативы не продвигались, не принимались, остается вопрос о механизме их реализации на местах. Были выборы в субъектах Российской Федерации, было сказано о праве женщин участвовать по пропорциональной системе в выборах. В Санкт-Петербурге изобрели ноу-хау, не предусмотренное ни одним законом. Отказались зарегистрировать кандидатов от партии "Справедливая Россия" на основании гендерного признака. Поэтому не хотелось бы, чтобы те изменения, которые направлены на демократизацию политической системы путем механизма их реализации были как-то извращены.

Соболев Виктор Васильевич (МГО ЛДПР).
Добрый день, уважаемые коллеги. Мы, разумеется, позитивно относимся к тому, что Президент Российской Федерации обращает внимание на политические партии, что происходят встречи, в результате которых можно высказать свое мнение о том, что реально происходит в нашем государстве, можно предложить какие-то пути решения и т.д. Но, уважаемые коллеги, изменения внесены, все обозначено. Это уже прошлое. Мы должны смотреть в будущее. Иначе получается очень странная ситуация, о которой мы все прекрасно знаем. Принимается какой-либо федеральный закон, благое намерение. Но соответствующие ему нормативные акты лежат где-то в столе у определенных чиновников. Благое намерение есть, поступательного движения вперед нет. Поэтому ЛДПР однозначно заявляет свою позицию, которая заключается в следующем. Мы удовлетворены тем, что определенные лица во властных структурах наконец-то отказались от двухпартийной политической системы. Я надеюсь, что все прекрасно понимают, что если провести честные и принципиальные выборы, то однозначно первое место займет ЛДПР, на втором месте будут Коммунисты. Где будет партия власти - неизвестно. Поэтому, коллеги, мы за то, чтобы все шло поступательно и грамотно. Мы за то, чтобы закон о пропорциональной системе для распределения депутатских мест в органах местного самоуправления, который был принят в первом чтении, должен идти дальше, должен идти на места, а не лежать в первом чтении в Государственной Думе    . А все это происходит потому, что из определенных субъектов поступает специальная информация, что в органы местного самоуправления партия власти начинает проигрывать выборы. Это никому не нужно и это будет продолжаться дальше, потому что экономическая ситуация только ухудшается. Уважаемые коллеги, мы за то, чтобы распределение мандатов было так, как происходит в Государственной Думе. Иначе получается, что в некоторых субъектах Российской Федерации у нас вводится система "Империале". Эта система не действует не только в Италии, она не действует в большинстве развитых европейских стран из-за того, что это просто средневековье. Получается, что определенная партия набирает 40% голосов, остальные набирают 60%. Но в результате этой системы она получает более половины депутатских мандатов. Где справедливость и где логика? Мы настоятельно будем добиваться своего. Мы считаем необходимым снизить избирательный возраст до 16 лет. Посмотрите, что происходит. Во многих субъектах Российской Федерации работают молодежные парламенты. Там сидят молодые ответственные люди, которые занимают активную жизненную позицию. Он становится старше, куда он идет? Посмотрите списки депутатов, которые проходят в Законодательные собрания. Молодежи очень немного и основные самые молодые фракции - это ЛДПР. Поэтому мы считаем необходимым снизить до 16 лет избирательный возраст, чтобы молодые люди могли принимать самое активное участие в избирательных кампаниях. Дальше, уважаемые коллеги, мы считаем крайне необходимым сделать так, чтобы ни одна партия на государственном уровне не смогла набрать более 40% голосов, чтобы была как в нормальных демократических странах развитая коалиция. Иначе некоторые ответственные губернаторы доходят до того, что дают 90%, 98%, 103%, устраивают между собой соревнования. Кому это делается в плюс - не понятно. Уважаемые коллеги, мы считаем крайне необходимым, чтобы партия, которая выдвигала человека в избирательные комиссии любого уровня, могла иметь право его отозвать. Я имею в виду членов комиссии с правом решающего голоса. Иначе получается парадоксальная ситуация. Мы выдвигаем человека. По каким-то определенным обстоятельствам человек теряет связь с партией, мы его не можем оттуда отозвать. Теперь по поводу выборов в Москве. ЛДПР к выборам в Мосгордуму готова. Мы знаем, будет тяжело, но мы будем бороться за каждый голос, мы будем жестко отстаивать свои Конституционные права. Мы надеемся набрать не менее 15% голосов и создать полноценную фракцию в Московской городской Думе, чтобы люди, которые нам доверяли, имели возможность к нам напрямую обратиться и получить с нами обратную связь. И в завершении, коллеги, сейчас для Российской Федерации есть уникальный шанс - уйти от, так называемой, списочно-талонной, телефонной демократии, когда все решается непонятно как по телефону, а стать по-настоящему демократически развитой страной, чтобы выборы были честными, чтобы люди умели, могли защитить свои права и чтобы, наконец, все это чиновничье-коррупционное сообщество, которое сидит наверху, понимало, что они там сидеть вечно не будут, им на смену придут новые, молодые, перспективные управленцы и в первую очередь через ЛДПР. Спасибо.

Алешкин Сергей Михайлович (заместитель начальника правового управления Центральной избирательной комиссии).
Хочу еще раз поприветствовать коллег. Очень приятно было выслушать мнение всех сторон. Я хочу подчеркнуть, что Центральная избирательная комиссия является правоприменительным органом. Мы заинтересованы в информации от каждого участника избирательного процесса. Коллеги подчеркнули, что мы работаем не только с парламентскими партиями, которые непосредственно законодательно входят в состав членов избирательной комиссии, но мы работаем и с непарламентскими партиями. Председатель Центральной избирательной комиссии активно вовлекает в работу Центральной избирательной комиссии, в том числе, и молодежные организации и движения. По поводу заявленной темы круглого стола. Мне бы хотелось отметить, что все-таки, наверное, нельзя рассматривать реализацию Послания Президента как завершающий какой-то момент, скорее это завершающий этап и продолжение большой работы, большого пути совершенствования нашего законодательства. Хотелось бы отметить, что те поправки, которые сейчас приняты, та реализация, которая предстоит, я надеюсь, будут способствовать либерализации нашего законодательства в большей части. И все мнения, которые здесь прозвучали и еще прозвучат, будут учтены и воплощены в жизнь Спасибо.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Коллеги, эта тема много раз поднималась, 11 октября в Москве выборы. Я думаю, что, может быть, в конце августа, может быть, в сентябре, мы предложим вам встретиться. А Московскую городскую избирательную комиссию попросим дать нам возможность сделать это прямо у них. Тогда мы сможем переговорить не только с Вячеславом Вячеславовичем, но и, может быть, с какими-то сотрудниками Московской городской избирательной комиссии. Наверняка будут вопросы и для того, чтобы эти вопросы решить на месте, мы с такой просьбой к Московской городской избирательной комиссии обращаемся. А сейчас Вам слово, прошу.

Шуленин Вячеслав Вячеславович (Московская городская избирательная комиссия).
Уважаемые коллеги, хочу начать с того, что на прошлом заседании было обращение в Московскую комиссию по поводу выдачи удостоверения члену избирательной комиссии района Зябликово. Докладываю, что это удостоверение выдано. Этот член комиссии от партии "Яблоко". Хочу этим подчеркнуть, что мы относимся одинаково ко всем партиям. А Николая Николаевича я хочу попросить это зачесть в реальные дела, которые сделаны Комитетом. Ситуация исправлена и все вопросы решены. Теперь по существу сегодняшних выступлений. Я хочу призвать партии в рамках начавшихся выборов все-таки вести корректную дискуссию и не перевирать факты. Те заявления, которые идут от партий, должны быть выверенными и четкими. Я не хочу оценивать выступления предыдущих коллег, я хочу ответить по тем вопросам, которые прозвучали. Представитель КПРФ, мной уважаемый как специалист, заявляет, что мы незаконно перенесли дату, что мы написали норму по поводу назначения членов комиссии представительными органами местного самоуправления, по поводу одновременного предоставления документов и по поводу изменения сроков. Во-первых, давайте не будем делать заявлений по поводу того, что что-то законно, что-то незаконно, потому что Центризбирком ввел очень хорошую практику предварительной экспертизы тех законопроектов по выборам, которые принимаются. Наш законопроект, как и законы других субъектов, направлялся в Центризбирком. Замечаний по поводу переноса даты, по поводу назначения членов комиссии представительных органов местного самоуправления, там не было. Это все абсолютно соответствует закону, и никаких проблем здесь нет. Точно так же на данный законопроект поступали заключения прокуратуры города Москвы, которые указывали ряд недостатков, правового управления Мосгордумы, которые так же указывали ряд недостатков. Этих замечаний там не было. Поэтому давайте воздерживаться от оценок, законно или незаконно, не имея соответствующих доказательств. Теперь по существу позиций. Почему был перенос на октябрь? Совершенно верно, был внесен законопроект о продлении срока полномочий. Этот законопроект был принят в первом чтении. Горбунов Валентин Павлович - председатель Московской городской избирательной комиссии, выступая, привел единственный довод о том, что на сегодняшний день большинство субъектов проводят выборы в марте. Больше никаким образом с его стороны не оценивалось данное предложение по продлению сроков полномочий, но, к сожалению, как и во всю нашу жизнь, вмешался финансово-экономический кризис. Дело в том, что в бюджете этого года уже предусмотрены деньги на проведение выборов депутатов Московской городской Думы. Бюджет принимался еще в прошлом году и суть в том, что эти деньги уже запланированы. Все вы прекрасно знаете, что на сегодняшний день уровень инфляции достаточно высокий. Проведение выборов в марте, перенос их на следующий год потребует дополнительных затрат из бюджета города Москвы на организацию всего избирательного процесса, потому что в Москве только в системе избирательных комиссий работает более 40 тысяч людей. Это члены участковых комиссий, территориальных, которые должны получать за свою работу какое-то вознаграждение, компенсацию. Она и так незначительная и не оправдывает тех трудозатрат, которые они прилагают. Бессонная ночь, дежурство в течение месяца. Совсем бесплатно туда люди не пойдут, мы должны это понимать. Опять же мы должны печатать избирательные бюллетени, которые, согласно закону, на сегодняшний день должны обладать степенью защиты. Проведение выборов в марте было бы, с исключительно финансово-экономической точки зрения, более неоправданно и это были бы дополнительные расходы для бюджета города Москвы. Что октябрь дата не совсем удачная, впрочем, как и март, я здесь на заседании Комитета не раз заявлял. Мы тоже говорили, что есть определенные трудности по проведению выборов и в октябре, и в марте, поэтому здесь мы не скрывая, называем объективную причину. Эта же причина была озвучена на заседании в Мосгордуме. Следующий момент касается избирательных фондов. В этом вопросе я тоже призываю к корректности. Коллега, вот вы говорите, что 400 миллионов было на выборах в Госдуму на всю страну. Вы, пожалуйста, еще скажите, что была возможность у региональных отделений партии создавать свои фонды и общий фонд каждой партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, был почти 2 миллиарда. В регионах было в зависимости от количества избирателей, чтобы быть точным. И допустим, в Москве до 30 миллионов и так на каждый субъект. В общей совокупности этот фонд приближался к двум миллиардам. Давайте мы с самого начала в этой кампании будем вести откровенную дискуссию и не передергивать факты. Если мы сейчас начнем заниматься спекуляциями, обвинять и не точно ссылаться на нормы Федерального закона, то кампания у нас будет идти в ключе взаимных обвинений. Зачем нам это нужно, тем более в самом начале нашего пути? Так же встал вопрос о том, что мы теперь будем публиковать информацию раз в месяц, а не раз в неделю. Хочу сказать, что все сведения, которые публиковались не уходят, они так же будут публиковаться. Это опять же проблема с деньгами в условиях финансового кризиса. Нет финансовых возможностей публиковать информацию в газете "Тверская 13" в полном объеме. Помимо этой нормы сохраняется норма, согласно которой мы еще публикуем финансовые отчеты. Эта норма в полном объеме сохраняется и все финансовые отчеты партии, как первые, так и итоговые будут опубликованы. Ничто скрываться не будет по поводу поступления средств в партии. Все данные будут опубликованы и все они будут представлены на суд общественности. Серьезное замечание по поводу предоставления бесплатной печатной площади. Согласно тем изменениям, которые были приняты, теперь в Москве не будет предоставляться бесплатная печатная площадь. Но, если бы вы знали всю предысторию вопроса... На выборах депутатов Госдумы газеты в городе Москве не предоставляли бесплатную печатную площадь. Было всего четыре газеты, сейчас и этих четырех газет нет. Дело в том, что в законе сказано, что предоставлять бесплатную площадь обязаны только те газеты, которые выходят чаще, чем раз в неделю. В Москве районные газеты выходят раз в месяц. У нас были четыре газеты, которые выходили раз в неделю. Сейчас эти газеты изменили свою периодичность, поэтому партии все равно не получили бы бесплатную печатную площадь. К сожалению, в том числе, и Московская комиссия. И окружные комиссии так же лишены права публиковать информацию. Мы сейчас решаем эту проблему. Здесь мы с вами в одинаковых условиях, здесь не надо искать какой-то политической подоплеки. Теперь я непосредственно хочу перейти к нашим вопросам и к тому, что озвучил Николай Николаевич в преддверии выборов. Я думаю, что процесс реализации изменений, которые были сделаны в рамках Послания Президента, мы посмотрим на выборах. В том числе увидим, как скажется отмена избирательного залога. Я думаю, что мы сможем после избирательной кампании собраться и подвести итоги. В том числе представители непарламентских партий смогут сказать, какие у них были трудности с регистрацией исключительно по подписям или не было трудностей, как это все происходило. Я думаю, что было бы как раз корректнее после кампании оценить все нововведения, которые были сделаны. Пользуясь случаем и приглашением Николая Николаевича, хочу сказать, что сейчас начался процесс формирования окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Московской городской Думы. Документы от партий принимаются до 3 июля включительно. У меня такое обращение к представителям присутствующих здесь партий. У нас сейчас официально 7 партий зарегистрировано. Это половина состава окружной комиссии. Пожалуйста, подберите лучших специалистов для составов избирательных комиссий. Чтобы снять потом какие-то обвинения, что окружная комиссия плохо работает, что-то не принимается. У вас сейчас есть возможность направить профессионалов, которые будут обеспечивать права ваших кандидатов, в том числе права вашей партии, при проведении выборов депутатов Московской городской Думы. И я еще раз хочу подчеркнуть, что половина представителей могут сейчас быть от политических партий. При этом официально заявляю, что Московская комиссия готова поддерживать и представителей непарламентских партий, которые не имеют обязательной квоты по назначению в состав избирательных комиссий. Если будут представлены достойные кандидатуры от партии "Правое Дело", от партии "Патриоты России", мы готовы их рассматривать и я лично, как член комиссии, буду голосовать за включение данных кандидатур в состав избирательных комиссий. Поэтому пользуясь площадкой Комитета, делаю это официальное заявление. Все. Спасибо.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
У меня есть серьезное предложение для всех, кто работает в составе нашего Комитета. Комитет "За честные выборы!" двери никому не закрывает. "Яблоко", которое сначала игнорирует, а потом рассказывает, что, то дорогу не нашел, то машина сломалась... Может быть, мы сделаем такие предложения от имени Комитета Московской городской избирательной комиссии. И не только от политических партий, не представленных в парламенте, но, вполне возможно, и от общественных движений. Давайте воспользуемся этой возможностью. Представитель Московской городской избирательной комиссии не случайный человек и то, что он здесь сказал - это же заявление, не его личная точка зрения, поэтому давайте воспользуемся этим предложением. Я считаю, что это необыкновенно интересно. Это первое. Теперь второе. Рассуждение о том, что чем меньше одномандатных округов, тем лучше, находится в некотором диссонансе с заявлениями абсолютного большинства политических партий, когда мы отказывались в Государственной Думе от одномандатных округов. Дальше. Тезис о том, что нельзя в одномандатном округе победить кому-нибудь, кроме представителя власти... Вот он перед вами сидит парень, который в одномандатном округе четыре раза побеждал в прямом противодействии властей. Еще одно. У небольших политических партий в одномандатном округе, собравшей силы в этом округе, значительно больше шансов осуществить функции контроля, нежели по всей Москве бегать. Увеличение количества одномандатных округов для небольших политических партий. Я не имею в виду политические партии, которые считают возможным или у которых есть возможность проводить кулуарные переговоры с теми или иными представителями властей субъектов Российской Федерации и о чем-то договариваться. Нет. Ну, скажем, если партия небольшая, для нее лишняя возможность еще один одномандатный округ - это реальный шанс. Не лицемерю, повторяю еще раз, если бы одномандатных округов в Москве не было, я бы никогда не был депутатом Государственной Думы. Вот так. И я не вижу здесь причин для сарказма. Теперь еще одно. Я убедительно прошу вас обратить внимание вот на что. Хотя об этом практически никто не сказал. Отмена залога обоюдоострая вещь и я просил бы на ближайших выборах посмотреть, как эта норма будет работать, и будет ли она иметь только позитивные последствия и не будет ли так, что в сочетании с возможностью отбраковать подписи отмена залога превратиться в возможность автоматического снятия. Давайте это отследим. Это в наших общих интересах. Идея замечательная. Но благими пожеланиями устлана дорога известно куда. Последнее и самое главное по теме. Любая власть всегда неоднородна, а власть в федеративном государстве тем более. Есть федеральные интересы, есть интересы власти в субъектах Российской Федерации и даже если это члены одной и той же политической партии, то, скажем, одна из последних публикаций главы субъекта Российской Федерации в газете "Московский Комсомолец" наглядный тому пример. И не нужно лицемерить и говорить, что как же так, это же одна политическая партия. Это реальная политическая борьба, это реальное столкновение интересов и то, что это делается публично, а не возня под ковром, там что-то такое, а потом все улыбнулись, так это и замечательно. Это на самом деле хорошо, что в публичной сфере подобного рода конфликт интересов разрешается. Лучше, чтобы это выплеснулось на страницы газет, нежели, как мы с господином Ивановым помним, в 1993 году на Смоленской площади. То, что делает Президент, то, что делает в Государственной Думе парламентское большинство, которое имеет возможности поступить и так, и так, и внутри него есть разные интересы, и внутри него есть противоречия, это нормально. Человек представляет интересы своего региона, а не зачитывает тот или иной лозунг. Но очень важно было бы отследить, как будут реализовываться политические тезисы того, что сказал Президент, особенно во время встречи с непарламентскими политическими партиями. То, что господин Иванов прочитал, должно превратиться в поручение, написанное правовому управлению и госпожа Брычева должна это сделать. И она может чуть задержать, просто много же работы, и пошло, поехало. Не было же такой ситуации, чтобы Президент страны встречался с непарламентскими партиями, плохо это или хорошо. Нет, говорят, что этого мало, нужно... Послушайте, это произошло. Хочу напомнить вам, как три года назад мы еще на Садовом кольце начинали работать. Я не хочу хвастаться, но обратите внимания, если бы три года назад на нашей летней встрече мы сказали бы, что в том числе и мы сумеем создать ситуацию, когда Президент Российской Федерации пригласит непарламентские партии, надо мной бы посмеялись не в кулуарах, а прямо в зале нашей встречи. А это оказалось возможным. Это означает, что единственный вариант вести это дальше. В оценке тенденций никто из нас не расходился, а я с надеждой ждал, что кто-то выскажет другую точку зрения. Если бы это произошло, то было бы прекрасно. Тенденция позитивная, а это значит, что мы должны быть более внимательными и последовательными. Вопросы сформулированы, но, я думаю, никаких возражений не будет, если политические партии, участвующие в этой встрече поинтересуются тем, какие поручения даны аппарату, с тем, чтобы это воплотилось в жизнь так, как подвел итог этой встрече Президент. Может быть, это со стороны парламентских и непарламентских партий прозвучит, может быть и целесообразным окажется предложение встретиться и с общественными организациями. Конечно, их много, и они в значительной степени специализированы или политически, или профессионально, или еще как-то. Но, тем не мене, это вопрос. У нас есть над чем работать. Я хотел бы на этом закончить и повторить. Убедительная просьба, пожалуйста, то предложение, о котором сказал наш коллега Шуленин не оставьте без внимания. И точно же пройдет время, и потом мы яростно начнем обличать власть или городскую избирательную комиссию, что чего-то не сделали. И если вдруг мне предложат прокомментировать эту ситуацию, то прямо скажу, что 24 июня 2009 года Московская городская избирательная комиссия предложила и далее по тексту то, о чем он сказал. Пожалуйста, давайте все это сделаем. Спасибо за внимание. Всего вам самого наилучшего. До следующей встречи.

25.06.2009
Пресс-служба Комитета

www.viperson.ru

Док. 570889
Перв. публик.: 25.06.09
Последн. ред.: 02.07.09
Число обращений: 0

  • Гончар Николай Николаевич
  • Умалатова Сажи Зайндиновна
  • Иванов Лев Иванович
  • Чупанов Андрей Сергеевич
  • Евдощук Руслан Витальевич
  • Шуленин Вячеслав Вячеславович
  • Волчков Виталий Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``