В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Эрнест Кочетов: Посткризисный мир: опорные тенденции глобальных перемен и Россия - интеллектуальные геоэкономические заделы [1] Назад
Эрнест Кочетов: Посткризисный мир: опорные тенденции глобальных перемен и Россия - интеллектуальные геоэкономические заделы [1]
(Доклад подготовлен на базе текста выступления на заседании Рабочей геоэкономической группы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, состоявшегося 19 июня 2009 г.)

Для России, решающей сложнейшие задачи по кардинальной трансформации своей экономики, внешняя мировая арена представляет собой важнейший фактор. Рельефно проявил себя контур новой внешней политики России. Она основывается на ряде позиций, которые четко обозначил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев. Среди них: "...Россия не хочет конфронтации ни с одной страной. Россия не собирается изолироваться. Мы будем развивать настолько, насколько это будет возможно наши дружеские отношения и с Европой, и с Соединенными Штатами Америки, и с другими странами мира... Мы будем также защищать интересы нашего предпринимательского сообщества за границей...У России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы" [2].

В глобальном, тесно взаимоувязанном мире, в условиях разразившегося экономического кризиса, как никогда нужна координация усилий мирового сообщества по выходу из кризиса с наименьшими потерями, без ущемления интересов экономических игроков на мировой арене. Нужна стабильность и атмосфера здоровой конкуренции. Для нашей страны это особо важно. Здесь следует исходить из двух стратегических мотивов:

- удержать стратегическую паузу, с тем чтобы успеть завершить стратегический маневр по выходу России на лидирующие позиции в мире;
- консолидация ресурсов (их интернационализация), что позволяет на совместной инновационно-инвестиционной основе добиваться прорывов в ключевых направлениях развития, вести линию по инфраструктурному преображению национальной экономики.

Начало формирования посткризисного мира: геоэкономический "передел" и безопасность России

Разразившийся глобальный финансовый кризис подтолкнул основных игроков мировой хозяйственной арены к поиску новейшей мирохозяйственной структуры, новой конфигурации в раскладе мировых экономических сил. Кризис - это только естественное звено этого процесса: мы имеем дело с парадигмальным сдвигом.

Уже можно сказать, в каком конкретном направлении пойдет посткризисный ход мировой истории - он в руках трех мировых игроков: США, Китая и России. Налицо явные симптомы нарождающегося экономического мира. Выделим главное - идет формирование новой архитектуры мира.

Что нужно предпринять, чтобы не только своевременно вписаться в него, но и занимать активную позицию по его формированию? Для этого нужно знать ситуацию и, что немаловажно, - "природу" разворачивающихся событий!

Центральный "нерв" мирового развития - геоэкономический

Процесс глобализации вошел в свою развитую фазу. Основополагающая черта этой фазы:

во-первых, экономизация политики как новейший фундаментальный принцип;

во-вторых, современная мировая ситуационная модель предопределена целостностью и единством мирового пространства, которое в методологическом плане включает в себя три подпространства: геополитическое, геоэкономическое и геостратегическое. Экономизация политики на мировой арене вылилась в главенство геоэкономического пространства и целеполагания над геополитическим и военно-политическим (стратегическим) пространством и целеполаганием, в примат экономических интересов над политическими; При этом наблюдается "свинчивание" геоэкономического пространства с геостратегией в рамках военно-экономического симбиоза нового формата.

в-третьих, современный мир переформатировал понятия "развитие" и "безопасность": если раньше геополитика подчиняла "развитие" "безопасности" и тем самым глушила развитие через безудержную милитаризацию, то теперь геоэкономика решает проблемы безопасности экономическим путем.

в-четвертых, мир двинулся к всеобъемлющей транснационализации; главенствующая роль государств в мировых делах уходит в прошлое: принципиально меняется их форма. Разрозненные национальные экономики и их хозяйствующие субъекты за последние десятилетия обрели новую платформу для сотрудничества под понятием "общий интерес", подразумевающем совместное формирование и перераспределение мирового дохода как центрального атрибута геоэкономики.

в-пятых, зародились экономические границы функционирования новейших игроков, отличные от административно-государственных границ. На геоэкономическом атласе мира в рамках экономических границ оперируют наднациональные кластерно-сетевые системы. Идет смычка, симбиоза государства и наднациональных кластерно-сетевых систем. В этом случае мы имеем дело с государствами как глобальными предпринимателями.

Сейчас в мире наиболее завершенную форму государства как глобального предпринимателя обретают США и Китай. В Европе в качестве государств-глобальных предпринимателей можно особо выделить Германию, Францию, Италию. Россия имеет все предпосылки для такого статуса, но здесь требуются мощные усилия-перехд на геоэкономическую модель национального развития. Для этого нужна геоэкономическая доктрина. Ее контуры предопределяет геоэкономика как новейшая отрасль гуманитарного знанияи, научная и образовательная дисциплина.

Геоэкономика:
- дает возможность выходить победителем в конкурентной борьбе всем участникам мирового экономического процесса. В этом ее отличие от геополитики, в которой обязательно есть побежденный, даже если противостоят альянсы, поскольку пространство должно быть однородно для того, кто на него претендует.

- фрагментирует пространство с учетом целей и интересов разных сторон, экономических и политических систем. В итоге каждый находит аргумент, по которому он считает себя не в проигрыше.

- подготовила площадку для межцивилизационного диалога, выдвинув на приоритетные позиции стимулы и мотивации к сближению народов. Она трансформирует агрессивность в экономически глобальные активные операции. Без военной компоненты применяются такие экономические технологии, которые формируют статус лидера в продвижении на любые плацдармы земного шара без уничтожения противника.

- дала мощный импульс к трансграничности и в других сферах гуманитарного знания. Она разбила ячеистость сознания, "разбудила" и подвигла гуманитарную науку на поиск новейших обобщающих концепций формирования мира в социологии, политологии, культурологи, экологии, военной сфере.

Сейчас в мире зародились и развиваются две тенденции, два слоя, два поля стратегической игры: 1) государства; 2) трансграничпые системы (ТНК, консорциумы, промышленные союзы и т.д.) и т.д.

При этом стратегическая игра идет на разных полях:

- государства традиционно оперируют на политической карте мира (это область международных отношений: международное разделение труда, международный бизнес, экспорт-импорт, международные организации, мировая экономика как сумма национальных экономик и т.д.). Стратегии: внешнеторговая конъюнктура - пассивная тактика.

- ударные ФПГруппировки стратегического статуса в форме блуждающих интернационализированных воспроизводственных ядер (циклов) и кластерно-сетевых систем определяют экономическую повестку дня в мире. Им государство делегирует реализацию национальных интересов. Они оперируют на геоэкономическом атласе мира. Стимул - формирование и перераспределение мирового дохода на базе использования высоких геоэкономических технологий. Стратегия - хозяйственная экспансия - активная, наступательная стратегия. Защита интересов - Силы быстрого геоэкономического реагирования.

Различие и в оперировании товаром: в руках ТНК - новейшие товарные формы: товары группового ассортимента, товары-предприятия (объекты), товары-программы. При этом съем продукции идет с "длинных" воспроизводственных цепей на основе консолидации мировых ресурсов.

Начало формирования посткризисного мира: геоэкономический "передел"

Выход из кризиса сопровождается геоэкономическим "переделом" мира.

- идет ускоренными темпами инфраструктурная революция, закладка постиндустриального фундамента

- после развала СССР идет структурная перестройка, усиленный поиск новой точки стратегического равновесия: идет передел зон влияния (постсоветского пространства)

- разворачивается масштабная борьба за ресурсы. Новый его технологический и промышленный облик диктует необходимость свободного доступа как к уже наличным и включенным в оборот ресурсам, так и задействовать новые. Речь идет о ресурсах в широком смысле (интеллектуальных, финансовых, производственных, топливно-энергетических и сырьевых, трудовых и т.д.).

- мир отмобилизовал кластерно-сетевые системы и бросил их на освоение мирового геоэкономического пространства.

Геоэкономический передел мира имеет несколько фазовых конфигураций.

1)    Энергетическая фаза состоит из глобальной инвентаризации источников энергетического сырья и "оптимальных" (т.е. незаполитизированных, а значит дешевых!) транзитных маршрутов и транспортных сетей их доставки к местам потребления. Центры потребления - нарождающиеся ареалы мирового роста. (Эта ситуация ярко фиксируется на энергетической странице геоэкономического атласа мира). Ближайшая точка устремлений американского, китайского и российских векторов - Прикаспийский газонефтяной регион. Уравновешенность геоэкономических интересов России, Китая, США в этом регионе во многом будет определять уровень стратегического равновесия в мире.

2)    Технологическая фаза - выход на критические технологии, предопределяющие новый промышленно-воспроизводственный и социально-экономический ландшафт (облик) планеты. Здесь мощным рычагом занятия главенствующих позиций в "новом мировом строительстве" выступают новейшие товарные формы: "товар-программы", "товар-объекты", инфраструктурные проекты.

3)    Институциональная фаза в кофигурации геоэкономического передела мира. Речь идет о выработке новейших нормитивных актов в рамках геоэкономического права, регулирующих поведение наднациональных трансграничных структур ("ударных" финансово-промышленных группировок), которым государства делегирует реализацию своих геоэкономических интересов и недопущения перелива здоровой конкуренции в геоэкономические войны. На повестке дня - 1) отход от "международного" мира и формирование новых, глобальных (геоэкономических) институтов и организационно-функциональных структур; 2) поиск противоядия от геоэкономических войн путем "явного" утверждения геоэкономических принципов жизни и на базе этих принципах 0учреждение геоэкономического трибунала как новейшего международного института - предтече нового, геоэкономического блока мировых организаций.

4)    Гуманитарная фаза. В ее основе - новые начала мировых конституциональных оснований трансгуманизма. Речь идет о пересмотре философии "Общественного договор" как "подразумеваемого согласия в неявном виде" и заключинии не просто нового, а выход на мировое "явное общественное согласие" совершенно нового типа, уровня, формата и масштаба, как "документ" по своему статусу, силе, императивности на порядок выше современных "договоров".

5)     Военно- стратегическая фаза: Здесь два критически важных момента:

а) "невроз" суверенизации и милитаризация сделали наш мир "дорогим", неоправданно "затратным"; б) Мир опасен - он находится на грани войны. Уйти от геополитизации мира с ее милитаристским мышлением, отринуть заидеалогизированность мира, преодолеть "психоз" суверенизации - вот ключевые установки геоэкономического целепологания!

Безудержный геоэкономический передел мира идет практически без участия России. Ведущие игроки на мировой арене (США, Китай, Индия, Западная Европа) взяли на вооружение геоэкономические доктрины и обустраивают мир под свои геоэкономические интересы;
При этом основные стратегически "заостренные" операторы по геоэкономическому освоению мира - Китай и США.

Чем объяснить "стратегическую вялость" России?

Национальные геоэкономические интересы России и их защита до сих пор находятся на "задворках" наших приоритетов и стратегических задач, а именно:

Внешнеполитический, внешнестратегический, внешнеэкономический дискурс затянулся.

Он уже давно вызвал (прояснил) острейшую необходимость перейти к конкретным шагам. Однако они утопают в бесконечном "обмене мнений", гаснут в вязком "срединном слое", при этом геоэкономика подменяется геополитическими изысками, лозунгами, призывами. Бизнес-сообщество практически не подключено к этой проблеме. Все идет по инфантильному замкнутому кругу.

В целом Россия в этом отношении отстает - она делает только первые шаги. Идет выход на кластерно-сетевые системы в энергетике (газо-, нефтепроводы), химия (продуктопроводы), транспорте (ж/д-, авто- и др.), телекоммуникационные и радиорелейнные системы и др. У всех у них одна проблема: на их пути невидимая стена - непроницаемость (или по крайней мере "глухая" проницаемость) границ как наследие геополитического "невроза" суверенизации. И здесь серьезная проба сил - энергетика. "Газпром" вступил первым в схватку с непроницаемостью.

Однако по другим направлениям Россия отстает в освоении геоэкономического пространства. Китай и США резко опережают ее. На фоне отставания России Китай и США близки к формированию двустороннего стратегического альянса. Динамика укрепления этого альянса по всем вышеназванным фазовым блокам геоэкономического передела мира может оставить Россию за геоэкономическим бортом в ситуации "запоздалого гостя". Здесь опасность первого ранга - будучи в стороне от большой геоэкономической игры, Россия в, конце концов, может стать объектом геоэкономической войны (геоэкономического нападения).

Какие же основные причины отставания России от доминирующего (геоэкономического!) вектора складывающейся ситуации?

Первая. Процесс экономизации внешней политики обошел Россию стороной. Мы до сих пор в полной мере не осознали центральный "нерв" мирового развития - геоэкономический,

Вторая.
Не прививается геоэкономический взгляд на мировую ситуацию, он подменен геополитическими воззрениями и разборками, истоки которых уходят в отжившие парадигмы середины XX века. Эта ситуация поразила и научную, и образовательную сферы, тем самым консервируя отсталость от авангардных мировых тенденций.

Третья. У нас нет государственных геоэкономических институтов. Стратегическая установка государственно-доктринального плана, обозначенная еще в 1996 году в "Послании по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию" и предписывающая переход на геоэкономическую доктрину проигнорирована, положена "под сукно". Та же судьба у "Геоэкономического вызова России" - предупреждения научного сообщества (1995 год). Держится под спудом и не получает надлежащего развития "геоэкономический вызов" и предписание "научиться эффективно действовать в геоэкономическом пространстве", провозглашенные в "Плане Путина - достойное будущее великой страны" на VIII съезде партии "Единая Россия" (октябрь, 2007 г.) (см.: http://www.edinros.ru/news.html?id=124222).

Итак, Россия отстает от процесса освоения геоэкономического пространства. Задача - резко наверстать упущенное и выйти с рядом глобальных инициатив, с тем чтобы "вскочить" в уходящий поезд! Для этого в России имеются все предпосылки:

1. На государственно-доктринальном уровне четко обозначены геоэкономические стратегические установки [3].

2. Россия как неотъемлемая и значительная часть глобального пространства непосредственно причастна к формированию инновационных и прорывных концепций и технологий по преодолению негативных последствий глобального кризиса, выработки нового тренда и вектора мирового развития.

Темпы развития, ритм и масштабы изменений до предела сжимают время на принятие решений. Этим предопределяются новая роль, новая ответственность, новая функция глобальных игроков на мировой арене.

Геоэкономический ход России: глобальные инициативы

Речь идет об объемно-пространственном оперировании в глобальном пространстве - геогенезисе; о провозглашении впервые в мировой практике и продвижении геоэкономической глобальной "Повестки дня", ориентированной на обеспечение благополучия и безопасности всех народов мира. В этом плане геоэкономика выводит мир на новые общие цивилизационные и геокультурные ценности.

Здесь три взаимоувязанных стратегических сюжетных линии:

Сюжет первый. Для России кризисное и посткризисное решение первоочередных задач во многом предопределено эффективным освоением и обустройством геоэкономического пространства на базе кластерно-сетевого подхода: вектор посткризисного развития - выход к мировым ареалам и точкам мирового роста.

Сюжет второй.
Кризис впервые предъявил острую необходимость России освоить и внедрить (методологически и концептуально) технологии, процедуры и механизмы оперирования масштабным и локальным предотвращением опасности глобальных сдвигов, что способствует устранению временных задержек в реагировании на негитивные последствия глобальных перемен (сдвигов).

Сюжет третий. Эффективное позиционирование России на геоэкономическом пространстве, - а в перспективе доминирование в его ключевых точках, - напрямую связано с поиском равновесного вектора и баланса геостратегических интересов.

Как исправить ситуацию и наверстать упущенное?

Первое. Необходимо выйти на геоэкономическую доктрину национального развития.
В настоящий момент в России уже созрело геоэкономическое ядро специалистов, готовых взять на себя миссию представить в сжатые сроки на самый высокий директивный уровень стратегического планирования:

- геоэкономическую доктрину России;

- стратегический арсенал реализации геоэкономической доктрины;

- организационно-функциональное оформление геоэкономической стратегии.

"Почва" для этого подготовлена:

- во-первых, в России создан фундаментальный научно-концептуальный задел и на его базе сформировалась самостоятельная научная школа геоэкономики и глобалистики;

- во-вторых, геоэкономические воззрения прошли обкатку в целом ряде регионов страны;

- в-третьих, проведена геоэкономическая обкатка на международном уровне. Это прежде всего Мировой общественный форум "Диалог цивилизаций", Постоянно действующий экономический форум "Диалог Запад-Восток: интеграция и развитие", Международный конгресс промышленников и предпринимателей (МКПП). Здесь накоплены уникальные наработки по результатам работы этих форумов (на Родосе, Праге, Модене, Тампере, Лахти, Париже и др.).

- в-четвертых, в рамках нескольких ведущих комитетов Государственной Думы сформировать "Рабочую геоэкономическую группу". Тем самым мы имеем уникальный шанс: отталкиваясь от выше указанных наработок выйти на сугубо прагматические, реальные геоэкономические шаги.

Для этого в России есть все необходимое и, прежде всего, фундаментальные разработки российской школы геоэкономики и глобалистики по освоению геоэкономического пространства, наличие ряда транснационализированных структур, уже получивших определенный опыт оперирования на мирохозяйственной арене.

Второе. В одиночку пробиться к полноправному участию в формировании и справедливому распределению "мирового дохода" России не удастся: в любом случае она столкнется с другими глобальными игроками - необходимо договариваться об уравновешивании геоэкономических интересов.

В этой связи напрашивается стратегический вывод: незамедлительно приступить к "прощупыванию" возможного создания тройственного геоэкономического альянса "Китай, США, Россия" по геоэкономическому освоению мира. В этом плане в качестве переходного звена в укреплении позиций России могут служить частные ("локальные") геоэкономические альянсы: "Россия - Индия", "Россия - государства "Старой Европы" (Германия, Франция, Италия)" и др. Симбиоз России с этими государствами уравновесит по своей экономической мощи Россию как полноправного участника освоения геоэкономического мирового пространства в треугольнике Китай - США - Россия.

Вопрос об участии в механизме формирования и распределения вновь созданной стоимости (условно - мирового дохода), поиск путей, каналов перелива мирового дохода (как всемирного межнационального дохода) в национальные рамки, в пополнение национального бюджета - вот узловой, кардинальный вопрос при рассмотрении вопроса выхода России на освоение геоэкономического пространства, включения во всемирные интернационализированные воспроизводственные процесса (циклы).

К реализации такой постановки проблемы необходимо приступить немедленно. Здесь первоначальные шаги:

1) Формирование российского интеллектуального геоэкономического ядра специалистов: "Геоэкономического центра стратегического планирования". В его составе: "мозговой центр"; представители властных структур, реально принимающие стратегические решения; представители научного концептуального звена; представители российского бизнес-сообщества, обладающие ресурсами и нацеленностью на стратегическое оперирование на мировом геоэкономическом атласе мира; представители внешнеполитических, внешнеэкономических и силовых структур. В целом состав такого "Центра" 15 - 20 человек. Его задача - стратегический мониторинг глобальной (геоэкономической) ситуации на базе широкоформатного использования отлаженных связей с соответствующими структурами (по принадлежности); проигрывание глобальных ситуаций и подготовка в постоянном режиме "опорных" стратегических инициативных предложений по освоению геоэкономического пространства, исходя из меняющейся ситуации.
Организационно-правовой статус Центра - организация частного типа с возможными элементами частно-государственного партнерства (как вариант).

Это даст возможность в сжатые сроки подготовить "Геоэкономический манифест", сформировать "Программу геоэкономических действий". В "Программе" два блока а) визуализация ситуации; б) собственно программа действий.

2) Параллельно с этим необходимы конкретные шаги в области геоэкономической стратегии - необходимо управлять геоэкономическими процессами, для этого:

- подготовить пакет документов по учреждению на частной (частно-государственной) основе российского геоэкономического центра - Геоэкономический научно-аналитический центра стратегического планирования (ГНАЦСП). Его задача - стратегический мониторинг глобальной (геоэкономической) ситуации на базе широкоформатного использования отлаженных связей с соответствующими структурами (по принадлежности); проигрывание глобальных ситуаций и подготовка в постоянном режиме "опорных" стратегических инициативных предложений по освоению геоэкономического пространства, исходя из меняющейся ситуации.

Речь идет о принципиально новом структере - мозговом центре. Геоэкономика задает ему высокую интеллектуальную планку. Исходя из уровня и масштаба задач, стоящих перед страной здесь не отделаться традиционной информационно-аналитической службой, их сотни, они мастерски "фотографируют" ситуацию, это уровень экспертов. Мозговой же центр это совершенно другой коленкор. Таких Центров в мире не много, но именно они держат талию, именно они постоянно подпитывают руководство новейшим интеллектуальным продуктом и прорывными инициативами, обеспечивающими продвижение к намечаемым целям. Они, как правило, очень компактны, не очень дороги. Там работают специалисты "штучного" класса. Они у нас есть. Если будет принято принципиальное решение по созданию такого Центра, то нужно будет приступить к кропотливой работе по его комплектованию. Здесь проблем не будет.

- подготовить техническое задание на создание электронной версии геоэкономического атласа мира и на его основе - создание "геоэкономической ситуационной комнаты" для геоэкономического мониторинга и анализа мировой геоэкономической ситуации;

- подготовить исходные данные по формированию журнала международного статуса "Геоэкономика и Глобалистика";

- приступить к формированию высшего профессионального образовательного учреждения - Федерального геоэкономического университета.

В разделе "Геоэкономический передел посткризисного мира: опорные тенденции глобальных перемен и безопасность России" в целом "схвачен" основной геоэкономический сюжет (ситуационная картина) и даны в укрупненном плане только некоторые стратегически необходимые шаги.

На первом этапе ГНАЦСП надлежит:

I. Развернуть работу по подготовке проектов "Государственная геоэкономическая доктрина развития России" и "Геоэкономическая концепция внешней политики и стратегии Российской Федерации".

II. При формировании геоэкономической доктрины и концепции держать в поле зрения нацеленность на стратегические практики. Это, прежде всего, формирование опережающих российских глобальных геоэкономических инициатив - "Проект-программ".
Проект-программы
направлены на реализацию стратегической задачи по эффективному оперированию в геоэкономическом пространстве как ответ России на технологический и геоэкономический вызовы.

Среди Проект-программ - первостепенные:

1. Проект-программа: "Формирование высокоиндустриального северного широтного геоэкономического пояса (СШГП) как единого интеллектуального пространства" .

2. Проект-программа - ЭНЕРГОНЕТ. Российская глобальная инициатива - создание ЭНЕРГОНЕТа (как аналога ИНТЕРНЕТа), - объединение в единое целое мировую сетевую энергетику (нефте-, газопроводы и маршруты, электросети, источники добычи и переработки, генерирующие предприятия, посредники и потребители энергии и т. д.)

3. Проект-программа. "Формирование российских геоэкономических промышленных мегарегионов кластерно-сетевого типа и стратегии их оперирования на мировой арене"

III. Разработать и принять Закон-доктрину об общих принципах поведения в глобальных геоэкономических условиях, а также другие нормативные акты (в т. ч. дополняющие международные правовые нормы, например, учреждение геоэкономического трибунала как противоядия от геоэкономических войн) и регулирующие взаимоотношения участников оперирования на геоэкономическом атласе мира.

IV. Назрела острая необходимость создания государственного органа - Геоэкономического комитета (ГЭК), с приданием ему соответствующих подразделений. научно-аналитических подразделений, в т.ч. учреждением Геоэкономического центра стратегического планирования (ГЦСП).

Основная задача Геоэкономического комитета -
координация оперирующих на мировой и отечественной хозяйственной арене отечественных и зарубежных структур, формирование Геоэкономического атласа мира и его мониторинг в постоянном режиме, прогнозирование геоэкономических ситуаций с целью своевременного выхода российских хозяйствующих организаций к ареалам мирового и регионального роста, выработка в координации с МИД и другими структурами геоэкономических векторов на мировой арене, формирование программ и проектов стратегического плана, в том числе инфраструктурных. Сейчас это направление принимает особую важность.

Геоэкономическое (программно-сетевое, производственно-инвестиционное) сотрудничество в целях успешного и эффективного решения задач по модернизации российской инфраструктуры требует всемерного развития "структуроформирующих" ("инфраструктурных") сделок на базе таких товарных форм как "товар-объект", "товар-программа", способных в сжатые сроки и комплексно (это их основное качество и преимущество!) решать проблему инфраструктурного обустройства на базе строительства объектов "под ключ". Эти сделки несут в себе "материализованные" инновационные прорывы.

V. Приступить к формированию реестра российских ударных финансово-промышленных структур (групп) стратегического статуса как носителей националаных геоэкономических интересов России с обеспечением их защиты со стороны государства

VI. Выйти на новый, геоэкономический уровень разработок проблем национальной безопасности, используя научный задел в этой сфере . При этом особый упор сделать на проявлениях новых вызовов и угроз, опасности перерастания здоровой конкуренции в геоэкономические войны

VII. Приступить к созданию электронной (компьютерной) версии геоэкономического атласа мира, а также его российской (национальной) части как поля для оперирования в мирохозяйственной системе и принятия стратегических решений.

VIII. Приступить к научно-концептуальной проработке новейших высоких геоэкономических и геофинансовых технологий оперирования в геоэкономическом пространстве в целях оснащения ими ударных российских финансово-промышленных группировок стратегического статуса.

IX. Кадры. В России назрела острая необходимость в подготовке в высших учебных заведениях специалистов в области глобалистики и геоэкономической стратегии. Учредить при Президенте (Правительстве) Российской Федерации Геоэкономическую академию.

X. Шире использовать опыт научного и общественного обсуждения проблем геоэкономики и глобалистики, геоэкономической парадигмы мирового и национального развития. Сформировать Фонд поддержки исследований глобалистики и геоэкономики, издании журнала "Геоэкономика и глобалистика", а также научных монографий, учебников, словарей, учебных пособий и т.д.

XI. Придать значимый импульс по выходу России на широкоформатное оперирование на геоэкономическом атласе мира как ответ на колоссальные вызовы глобального мира и необходимость своевременного выстраивания диалога с нынешними и потенциальными партнерами на выгодных для России геоэкономических условиях.

XII. Проведение "круглых столов", семинаров, конференций, симпозиумов по геоэкономической тематике (их организация, подготовка материалов: развернутых докладов, выступлений, проектов решений и резолюций, плана мероприятий по реализации инициатив и т.д.) с привлечением заинтересованных Комитетов Госдумы, представителей Администрации Президента и Правительства России, министерств и ведомств, общественных организаций, бизнеса и научных структур; обобщение материалов, участие в их рассылке заинтересованным органам исполнительной и законодательной власти; подготовка и издание сборника по материалам "круглого стола".

Уже просматриваются первоочередные (ближайшие) тематические проблемные вопросы для обсуждения:
- Геоэкономическая стратегия России и новый инфраструктурный геоэкономический ландшафт: совместные проекты в ареалах мирового экономического роста;
- Посткризисный мир - новые российско-европейские геоэкономические структуры и институты;
- Гуманитарные аспекты посткризисных перемен: грозит ли миру социальный взрыв;
- Глобальная безопасность и ее российско-европейский вектор: новая расстановка геоэкономических сил;
- Европейские интеграционные тенденции: от локального к глобальному;
- Российско-европейская банковская система в условиях развития геоэкономики ;
- Мирохозяйственная система на пути воспроизводственной интернационализации ;
- Российско-европейские валютно-кредитные отношения: выход на новый этап сотрудничества;
- Российско-европейские трансграничные системы и их роль в формировании и перераспределении мирового дохода;
- Геоэкономический образ России в мировом стратегическом раскладе;
- Глокализация геоэкономическго пространства;
- Новый промышленный мировой ландшафт: геоэкономическая картография.

Суть этих мер: "...конструктивное объяснение смысла необратимой деформации миропорядка и мироустройства на рубеже 2008 - 2009 годов занимает сегодня лидирующее место в обеспечении конкурентноспособности каждой страны - сегодня это самый дорогой товар, самый наукоемкий" (С.Н. Белкин). Объяснения включают основные блоки: научно-концептуальную часть, государственно-доктринальный план, круг законодательных инициатив, логистика инновационно-прорывной деятельности.

Назначение этих мер - содействие производительным, интеллектуальным, финансовым сферам России в обеспечении прорыва, объясняющего оптимальные пути и ресурсы выхода России из кризисных перемен без утраты жизнеобеспечения для граждан России и ее народов.

Раскрытие тем в докладах и выступлениях базируется на разработанных научно - экспертной группой принципиально новых, подходов, фундаментальных основаниях и операционных механизмах объяснения и конструктивного преобразования мировых экономических реалий XXI века, на разработках мировой и отечественной школ геоэкономики и глобалистики.

Подготовка материалов сопровождается использованием (выработкой) новейшего понятийно-категориального аппарата.

_____________________
[1] © Кочетов Э.Г., 2009, 19 июня

[2] Полный текст интервью Президента России Дмитрия Медведева от 31 августа 2008 года российским телеканалам "Россия", Первый канал и НТВ. http://news.mail.ru/politics/1984248/et

[3] 1) "Остро встает вопрос разработки и принятия новой национальной внешнеэкономической доктрины и стратегического арсенала ее реализации, перехода на геоэкономическую (производственно-инвестиционную) модель внешнеэкономических связей". (Из Послания по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию)
2) Среди основных и масштабных вызовов России - "вызов геоэкономический... Россия должна эффективно действовать в геоэкономическом пространстве" (Политический доклад "План Путина - достойное будущее великой страны" на VIII съезде партии "Единая Россия".
3) Считать в качестве ключевой задачи и базового подхода по приоритетным направлениям развития страны в новом столетии: "разработку и принятие новой доктрины развития России в ХХI веке и разработку стратегического арсенала ее реализации, исходя из общих тенденций геоэкономического развития". (Совет Федерации РФ).

КОЧЕТОВ Эрнест Георгиевич - Президент Общественной академии наук геоэкономики и глобалистики, заведующий Центром стратегических исследований геоэкономики НИИВС ГУ - ВШЭ, доктор экономических наук


23.06.2009,
www.viperson.ru



viperson.ru

Док. 570163
Перв. публик.: 23.06.09
Последн. ред.: 23.12.10
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Путин Владимир Владимирович
  • Кочетов Эрнест Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``