В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Романтик, сказочник, фантаст Назад
Романтик, сказочник, фантаст
Ровно пятнадцать лет назад произошло знаменательное событие - во время школьных весенних каникул 1985 года на первом канале центрального телевидения взорвалась маленькая психотронная бомба. Осколки поразили сердца подростков в возрасте от десяти до шестнадцати лет. Задело кое-кого и постарше. "Пострадавшие" засыпали письмами телевидение, киностудию им. М. Горького, режиссера Павла Арсенова и автора сценария Кира Булычева. Вы, конечно, догадались, что речь идет о премьере пятисерийного телефильма "Гостья из будущего".

Случилось так, что обаяние булычевской героини Алисы Селезневой вошло в резонанс с обаянием одиннадцатилетней Наташи Гусевой, исполнившей эту роль, и "ударная волна" была столь сильна, что разбила не одно мальчишеское сердце.

Но ведь были и раньше хорошие фантастические фильмы, например, "Через тернии к звездам" или "Приключения Электроника"; были и отличные подростковые мини-сериалы вроде "Трех веселых смен" или "Приключений Петрова и Васечкина",..

Фильм "Гостья из будущего" стал культовым, может быть, единственным отечественным культовым детским теле-сериалом. Уже одного этого достаточно, чтобы вспомнить добрым словом режиссера Павла Оганезовича Арсенова. Но это не единственный его хороший фильм и не единственный фантастический.

Родился Арсенов в 1936 году в Тбилиси, там же закончил геологоразведочный институт. Однако по профессии почти не работал, а устроился рабочим на киностудию "Грузия-фильм". Это и определило его дальнейшую судьбу. Вскоре он уже был в Москве, трудился на студии научно-популярных фильмов и учился во ВГИКе. В 1963 году закончил мастерскую Г. Рошаля и стал ассистентом режиссера на студии им. М. Горького. В этом качестве он принял участие в работе над фильмом "Приключения Кроша" (1962). Затем были две самостоятельные короткометражки - "Подсолнух" (1963) и "Лелька" (1966), - а также забавная авантюрная мелодрама "Спасение утопающего" (1967).

Следующая киноработа Павла Арсенова - фантастическая сказка. Этот фильм может служить отличным примером отточенного стиля при весьма необычной форме. Экранизируя пьесу итальянца Карло Гоцци, Арсенов соединил на экране условность комедии дель орте с традициями российских музыкальных романтических киносказок. Изумительный актерский состав фильма "Король-олень" (1969)
- Юрий Яковлев, Сергей Юрский, Олег Ефремов, Елена Соловей, Олег Табаков - отлично разыграл в барочных декорациях трогательную историю о том, как любящее сердце способно узнать своего избранника в любом обличии. Нарисованные олени, игрушечные лошади не кажутся наивными, а удивительно точно передают на экране фантастическую условность.

Затем следует фильм, не имеющий отношения к фантастике. Это дань непростому детству режиссера. Психологическая драма "И тогда я сказал "нет" (1973) повествует о сложных взаимоотношениях в подростковой уличной среде послевоенного Тбилиси. Сразу же за этим фильмом была снята музыкальная сказка "Вкус халвы" (1975). Это рассказ о приключениях известного героя восточных сказок Ходжи Насреддина в детстве. Невольно вспоминаются более поздние американские картины; "Молодой Шерлок Холмс" (1985) Барри Аевинсона и "Крюк" (1991) Стивена Спилберга - прием, когда повествуется о юных или, напротив, зрелых годах культового героя, весьма интересен.

Далее следовали две романтические мелодрамы о первой любви; "Смятение чувств" (1978) и "С любимыми не расставайтесь" (1979). Причем обе получили премии на Всероссийских кинофестивалях среди детских фильмов, соответственно, в 1979 и 1980 годах.

Потом наступил почти пятилетний перерыв, пока наконец в 1984 году не появилась "Гостья из будущего". Фильм снимался трудно, в его успех почти никто не верил, студийное и телевизионное начальство считало, что подобные истории советским школьникам не нужны. Денег на "создание" Москвы XXI века и зоопарка инопланетных животных катастрофически не хватало. И все-таки фильм был вытянут - на игре актеров, на добром и остроумном сценарном материале Кира Булычева, на личном обаянии Наташи Гусевой и, конечно же, на энтузиазме Павла Арсенова. Телефильм принес заслуженную славу всем, кто принимал в нем участие, а лирическая и оптимистичная песня "Прекрасное Далеко" стала гимном романтиков нового поколения, верящих в безоблачность своего грядущего.

Вдохновленный несомненной удачей Арсенов в рекордные для нашего кинематографа сроки снял кинофильм "Лиловый шар" - снова об Алисе, снова с Наташей Гусевой. Однако, как это ни печально, картина не имела и доли успеха "Гостьи из будущего". Наташа заметно повзрослела, а вот возраст зрителя, которому был адресован фильм, стал, как ни странно, меньше. Лучше всего сказала об этом одна маленькая девочка: "Фильм хороший, только ниточки видно". Ребенок, конечно же, имел в виду лески, за которые водили кукол, но, к сожалению, такие же "нити" видны и в режиссерской работе, и в игре некоторых актеров - как-то все натянуто. Так часто бывает в кино, куклы в натуре казались живыми, и когда на глаз "погибающего" птенца Рух накатилась слеза, заплакали даже ассистенты на съемочной площадке. А на пленке все вышло наивно и неубедительно. Хороший актер Вячеслав Невинный в роли инопланетного археолога Громозеки, после замечательного мультфильма "Тайна Третьей Планеты", смотрелся просто смешно. К тому же выход фильма совпал с появлением в нашем прокате фантастической сказки "Бесконечная история" и не выдержал конкуренции.

В конце 80-х годов на киностудии им. М.Горького произошла реорганизация - она разделилась на несколько творческих объединений. Павел Оганезович активно включился в общественную жизнь, он возглавил ТО "Ладья". С его помощью многие молодые режиссеры сняли свои первые фильмы для детей и подростков. Тогда же он приступил к реализации нового проекта - экранизации фантастической сказки А. Волкова "Волшебник Изумрудного Города". Однако в самый разгар работы случилось несчастье - инфаркт, больница, а потом медленная реабилитация и постепенное возвращение к активной деятельности. Победив болезнь, Павел Оганезович все-таки нашел в себе силы после длительного перерыва завершить начатую работу. Фильм вышел в 1994 году. Нарушение размеренного ритма кинопроизводства никогда не сказывается положительно на конечном результате, но критиковать этот фильм не поднимается рука. Дети смотрели его с удовольствием.

Да, будущее оказалось не таким прекрасным, как пелось в знаменитой песне. В середине 90-х годов киностудия им. М. Горького перестала делать фильмы для детей, а потом вообще перестала снимать кино. Старые мастера ушли со студии. Ялтинский филиал, на котором снимался "Лиловый шар", оказался за границей. Наташа Гусева так и не стала кинозвездой. Она снялась еще один раз, в неудачном белорусском фильме "Воля Вселенной", потом закончила Московский институт тонких химических технологий, вышла замуж за одного из своих поклонников и несколько лет назад родила мальчика.

(Автор допустил неточность, Наташа родила девочку. Прим. Жека)
Больше Павел Арсенов в кино не работал. Он долго болел, а летом прошедшего 1999 года скончался, не дожив чуть меньше года до пятнадцатилетия своего самого громкого фильма и чуть меньше полутора лет до начала XXI века, о котором этот фильм был снят.
Те, кто помнит фильм Ричарда Викторова "Комета", могут представить себе Павла Оганезовича воочию. Он там сыграл кинорежиссера, фактически самого себя:
энергичного и задумчивого одновременно. Таков был Павел Арсенов - романтик, сказочник и, конечно же, фантаст, - таков был и остается его кинематограф.


Андрей ЩЕРБАК-ЖУКОВ

Док. 570132
Перв. публик.: 22.06.00
Последн. ред.: 22.06.09
Число обращений: 0

  • Арсенов Павел Оганезович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``