В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Когда сидишь в ракете...` Назад
`Когда сидишь в ракете...`
27 мая к Международной космической станции запущен корабль "Союз ТМА-15". Перед стартом командир "Союза" Роман Романенко и бортинженер Франк Де Винне ответили на космодроме Байконур на вопросы обозревателя "Новой" Юрия Батурина
 


- Роман, наконец, после всех тренировок и зачетов начинается главный экзамен - первый твой космический полет. И - работа, к которой так долго готовился. Волнуешься?

- Пока особенного волнения не испытываю, хотя знаю, что оно обязательно придет. Но, надо сказать, все со мной сейчас происходит как во сне. Такое вот пока ощущение. О полете стараюсь не думать - боюсь спугнуть удачу.

- Франк, учеба на самом деле продолжается. Теперь вашими инструкторами и методистами станут опытные космонавты, уже работающие на борту, и в первую очередь командир МКС Геннадий Падалка. А что бы ты хотел сказать тем, кто готовил ваш экипаж на Земле?

- Конечно же, со слова огромной благодарности. Без них предстоящая нам работа не была бы возможна. Предстоящий нам экзамен в космосе будет достаточно долгим, но экипаж готов. Свидетельством тому - хорошее наше настроение.

- Быстро ли пролетели годы от первого космического полета до нынешнего, второго? Или тянулись медленно?
 

Роман Романенко (слева) и Франк Де Винне - накануне полета


- Достаточно быстро. Правда, когда четыре года назад приступил к тренировкам, было впечатление, что старт еще очень и очень далеко. Но работа подгоняла время, и сейчас удивительно, как стремительно оно промелькнуло.

- Роман, отец провожает на Байконуре?

- Надеюсь, он будет здесь в день старта. Я знаю, он волнуется больше, чем я.

 

-  Давал ли бывалый космонавт, провожая сына в космос, советы "перворазнику"?

- Нет, перед полетом отец никаких советов мне давал. Но когда я прошел отбор в отряд космонавтов, сказал: "Учти, все надо сделать своими руками. Хочешь полететь - добьешься своего. Все зависит от тебя самого". Я старался следовать его совету, и мне кажется, у меня получается.

- Франк, обязательно позвони маме из космоса, как только будет возможность. Матерям особенно трудно провожать своих детей в такую опасную командировку.

- Обязательно позвоню, и не раз. И не только маме, но и жене Лене, детям, сестре, друзьям. Для меня и моих близких очень важно поддерживать связь. Все они прилетят на Байконур проводить меня. Вообще у нас, в Европейском космическом агентстве, поддержка космонавта со стороны семьи в значительно большей степени, чем в России, рассматривается как важный и необходимый фактор успеха космической миссии. Насчет опасности спорить не буду - определенные риски есть. Но с другой стороны, хочу сказать, что когда сидишь в ракете, пуск воспринимается намного менее эмоционально. Это не только мое мнение - я слышал это и от других космонавтов. Думаю, что в контексте длительного полета эмоциональный фактор состоит не только в торжественности пуска, но и в том, что полгода - это длительная разлука. Семья действительно и переживает, и гордится мной, но второе чувство, уверен, сильнее.

- Для тебя, Франк, наверно, Байконур уже стал родным космодромом?

- Правда. Сейчас я Байконур воспринимаю совсем иначе. Отчасти, потому что тогда было меньше дней, а мысли о полете не давали особенно смотреть по сторонам. Отчасти, потому что стояла осенняя хмурая погода, октябрь. А сейчас и небо синее, и время есть.

- Роман, полтора десятка изменений в отображении информации на пульте корабля, которые появились буквально в последний момент, не пугают? Вы же их только теоретически знаете, на тренажере их не было.

-Ну, не совсем так. Здесь, на Байконуре, у нас была возможность посидеть в нашем корабле, понажимать кнопки. Как пилот корабля не вижу опасностей в этих изменениях. Могу утверждать, что никаких предпосылок к возникновению нештатных ситуаций они не создают. Все будет хорошо!

- Удачи, ребята! Счастливого пути и хорошей работы на станции - вам и вашему товарищу по экипажу Роберту Тирску. Привет тем, кто ждет вас на орбите.


- Спасибо. Успехов и читателям "Новой"!
Юрий Батурин
обозреватель "Новой"

Справка "Новой"

Романенко Роман Юрьевич, космонавт-испытатель РГНИИЦПК им. Ю.А. Гагарина. Командир ТПК "Союз ТМА". Подполковник ВВС РФ. Сын космонавта Романенко Юрия Викторовича. Военный летчик 3-го класса. Опыта космических полетов не имеет.

Романенко Юрий Викторович, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Выполнил три космических полета (1977/78 и 1980 гг. - на орбитальную станцию "Салют-6"; 1987 г. - на орбитальный комплекс "Мир").

Франк Де Винне, астронавт Европейского космического агентства (ЕКА) с января 2000 г. Бортинженер ТПК "Союз ТМА". Окончил Королевскую военную академию в Брюсселе и Школу летчиков-испытателей в Великобритании. Летчик. Инженер. Бригадный генерал бельгийских ВВС (22 марта 2009 г.). С 30 октября по 10 ноября 2002 г. выполнил космический полет на МКС в качестве бортинженера транспортного корабля типа "Союз".

Тирск Роберт Брент,
астронавт Канадского космического агентства. Бортинженер-2 ТПК "Союз ТМА". Имеет степень бакалавра в области машиностроения (Университет Калгари) и магистра наук (Массачусетский технологический институт). Выполнил космический полет в 1996 г. на борту шаттла "Колумбия".

Источник: "Новая нгазета" N 56 29 мая 2009 г.



viperson.ru

Док. 569914
Перв. публик.: 29.05.09
Последн. ред.: 03.12.10
Число обращений: 0

  • Публицистика

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``