В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Всё о заседании Совета глав государств - членов ШОС в одном пакете Назад
Всё о заседании Совета глав государств - членов ШОС в одном пакете
15-16 июня в Екатеринбурге прошло очередное заседание Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) с участием глав государств-наблюдателей.

16 июня как сообщила пресс-служба Президента России, заседание Совета глав государств - членов ШОС открылось в узком составе. Затем заседание продолжилось с участием членов делегаций.

В заседании приняли участие Президент России Дмитрий Медведев, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, Президент Киргизии Курманбек Бакиев, Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, Президент Узбекистана Ислам Каримов, Председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао, Президент Пакистана Асиф Али Зардари, Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, Премьер-министр Индии Манмохан Сингх, первый вице-премьер Правительства Монголии Норовын Алтанхуяг, генеральный секретарь ШОС Болат Нургалиев и директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС Мырказан Субанов.

По итогам заседания подписан ряд документов о сотрудничестве в рамках ШОС, в частности Екатеринбургская декларация и Совместное коммюнике глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества.

Позднее Д. Медведев сделал заявление для прессы и ответил на вопросы журналистов.

Наша редакция электронного издания "Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон)" приняла решение для удобства наших читателей собрать в одном материале всё, что известно на сегодня об этом заседании. В этот пакет вошли: вступительное слово Президента России Дмитрия Медведева на заседании Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в расширенном составе, пресс-конференция Президента России Дмитрия Медведева по итогам заседания Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества по итогам заседания Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, документы, принятые по итогам заседания Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества,
совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, Екатеринбургская декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. В заключение материала мы дадим наш комментарий итогов этой сессии.



Вступительное слово Президента России Дмитрия Медведева на заседании Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в расширенном составе:

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые главы делегаций! Уважаемые коллеги! Дамы и господа!

Приветствую всех участников заседания Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. Сегодня у нас уже второе мероприятие - пленарное заседание. Мы воспринимаем нашу встречу как кульминационное событие председательства Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества.

Активное участие в деятельности ШОС, в развитии многопрофильного взаимодействия в рамках этого объединения уже давно является одним из ключевых приоритетов российской внешней политики. Мы видим смысл работы в совершенствовании партнёрских отношений, укреплении сплочённости организации, решении общих задач, повышении международного авторитета влияния нашей организации.

Конечно, все страны - члены ШОС, государства-наблюдатели вынуждены учитывать непростую политическую и экономическую ситуацию в мире. Об этом сегодня были основные дискуссии. Тем не менее хотел бы выразить в начале нашего пленарного заседания общую уверенность, что в результате совместной работы, в том числе реализации совместных проектов, мы сможем преодолеть все те проблемы, с которыми сегодня сталкиваются наши страны.

Уважаемые коллеги, состоявшиеся вчера и сегодня дискуссии показали, что наши оценки в целом по ситуации, которая складывается в глобальном финансово-экономическом пространстве в связи с тем кризисом, который продолжается, в значительной степени близки или даже совпадают, а стало быть, близки наши ответы на те трудности, с которыми мы столкнулись.

Общим мнением является и то, что на трудности, которые возникли, необходимо реагировать системным образом - как в рамках более плотного взаимодействия нашей организации, так и с подключением других международных организаций и институтов.

Сегодня крайне важно определить порядок разработки новых стандартов регулирования финансовых рынков и финансовых институтов. Об этом идут разговоры на различных площадках. Мы принимали ряд важных решений в формате "двадцатки" ведущих экономик, но этим работа не завершается, а скорее только открывается.

Считаю, что в рамках той работы, которую мы ведем в Шанхайской организации сотрудничества, могут быть развиты механизмы, которые позволят преодолеть кризис. Конечно, мы считаем, что нам нужно взаимодействовать на самых разных площадках, использовать различные инструменты.

В этой связи российская сторона предлагает провести в рамках ШОС специальную экспертную встречу с участием финансовых ведомств, представителей Делового совета и межбанковского объединения ШОС. Эта идея перекликается с теми предложениями, которые были сделаны Китайской Народной Республикой, Казахстаном и некоторыми другими нашими коллегами, о проведении встреч с участием министров финансов, председателей национальных или центральных банков. Все эти механизмы могут быть вполне актуальными.

Конечно, мы должны думать не только о преодолении текущего финансового кризиса, но и о развитии наших связей, а также об обеспечении безопасностей в других сферах, в том числе и в энергетической сфере. Необходимость подготовки новой базы сотрудничества мы уже сегодня обсуждали, но я думаю, что и в рамках ШОС мы могли бы продолжить обсуждение инициатив разных стран и инициатив Российской Федерации в том числе. Это можно делать или в рамках Энергетического клуба, или в рамках специального форума Шанхайской организации сотрудничества. Как мне представляется, мы должны обязательно продолжить эти дискуссии в том или ином виде.

Есть и другие проблемы, которые сегодня коллеги поднимали, в том числе обсуждение вопросов продовольственной безопасности, потому что, по сути, кризис в продовольственной сфере является продолжением, как справедливо было сказано, кризиса в экономической сфере. И здесь мы, думаю, тоже должны будем предпринять определённые усилия.

Мы говорили о том, чтобы продвигать ряд экономических программ, также использовать различные финансовые инструменты. Вчера начали об этом говорить, думаю, что коллеги ещё обязательно скажут об этом. Речь идёт об увеличении доли расчёта в национальных валютах, в том числе и для того, чтобы не быть зависимыми от проблем с теми или иными резервными валютами, а также о вхождении части наших валютных резервов в финансовые инструменты наших партнёров.

Думаю, что это тоже крайне важно, потому как никакая валютная система, а тем более мировая валютная система не может быть успешной, если те финансовые инструменты, которые используются, номинированы только в одной валюте. А сегодня мы понимаем, что это именно так: этой валютой является доллар.

И конечно, мы должны укреплять международную валютную систему не только за счёт укреплений позиций доллара, а в том числе и за счёт создания новых резервных валют и возможности, в конечном счёте, может быть, в определённой перспективе создания наднациональных платёжных средств и способов расчётов.

Несмотря на трудности, у нас остается в силе программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, план действий по выполнению этой программы. Вчера прозвучали интересные идеи в сфере взаимной защиты капитальных вложений. Думаю, что коллеги эту мысль разовьют. Мы можем использовать и дополнительные механизмы государственно-частного партнёрства как фактора экономического взаимодействия. Коллеги выделяют дополнительные средства на это. Думаю, что это тоже тема для обсуждения.

Шанхайская организация сотрудничества нацелена на то, чтобы совершенствовать наши контакты, совершенствовать нашу работу не только в сфере экономики, хотя сегодня это, действительно, для всех очень важно и, может быть, самое главное, но и в других сферах, определяющих состояние безопасности.

В противодействии терроризму, наркопреступности за последнее время были проведены мероприятия, которые, на мой взгляд, подтверждают потенциал нашей организации в решении трудных проблем. В частности, была проведена специальная конференция по Афганистану в Москве в марте текущего года. В ней участвовали представители 36 государств и международных организаций, были приняты итоговые документы, и, как мне представляется, созданы неплохие предпосылки для совместной работы на этом треке вместе с другими мероприятиями, которые идут по Афганистану, и в контакте с другими международными организациями.

Достаточно эффективно стала формироваться комплексная система по борьбе с вызовами и угрозами. У нас работает целый ряд форматов, имею в виду форматы с участием секретарей Совета Безопасности, совещаний министров обороны.

Впоследствии появились такие новые формы взаимодействия, как совещание по линии министров внутренних дел, руководителей антинаркотических ведомств. Думаю, что все эти мероприятия являются полезными и создают дополнительное пространство для координации наших совместных антитеррористических и антинаркотических усилий.

Сегодня будет принята конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма, программы сотрудничества по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на период 2010-2012 годов, положение о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования организации. Это, безусловно, обогатит правовую основу нашей работы и создаст прочный фундамент для решения целого ряда очень существенных задач.

Хорошим вкладом, на мой взгляд, является и соглашение о сотрудничестве в подготовке антитеррористических кадров, обеспечении международной информационной безопасности. Эта работа обязательно будет продолжена.

Выделю также работу, которая ведется по линии ведомств, которые занимаются предотвращением чрезвычайных ситуаций: прошли встречи руководителей, совместные учения и выставки специальной техники. Полагаю, что такого рода работа также должна быть продолжена. И мы рассчитываем на скорейшую реализацию договорённости о создании специального центра ШОС по чрезвычайному реагированию.

Заслуживают также поддержки идеи по нашему взаимодействию в области медицины катастроф, что, к сожалению, актуально для любой страны, потому что катастрофы везде случаются и везде нам приходится действовать безотлагательно, быстро, и мы стараемся это делать эффективно.

Есть движение в сфере здравоохранения: в период российского председательства были проведены совещания главных санитарных врачей, международные конференции и специальные обсуждения. Думаю, что межгосударственная и межведомственная координация по противодействию различным инфекционным болезням является также крайне важным направлением.

Заслуживают поддержки также встречи и обсуждения, которые идут по линии министерств культуры, проведение совместных выставок и фестивалей. Думаю, что такого рода программы также являются весьма и весьма полезными для нашей организации.

Важно продвигать работу по учреждению сетевого университета Шанхайской организации сотрудничества, и, наверное, в этом ключе нам нужно завершить отбор основных университетов. Полезными были проведенные в Москве недели образования, форум ректоров ведущих университетов наших стран. Полагаю, что этот опыт должен будет развиваться и в будущем.

Мы занимаемся укреплением авторитета нашей организации, развитием партнёрства с заинтересованными государствами, с многосторонними объединениями. Сегодня мы принимаем решения о предоставлении статуса партнёра по диалогу двум государствам - Белоруссии и Шри-Ланке. И соответственно эти решения также будут укреплять возможности нашей организации.

Одновременно - хотел бы специально сказать об этом, мы обсуждали этот вопрос, здесь мы все едины - нам необходимо ускорить подготовку проекта документа, который будет определять порядок приёма новых членов в Шанхайскую организацию сотрудничества. Такая работа уже ведется. Поручение было дано, но нам необходимо завершить эту работу и подготовить нормативную процедурную рамку того, как будет осуществляться соответствующая деятельность.

С 1 января 2010 года секретариат ШОС и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры ШОС возглавят соответственно представители Киргизии и Казахстана, и, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества Болата Кабдылхамитовича Нургалиева и директора Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры Мырзакана Усуркановича Субанова за энергичную работу и эффективный вклад в укрепление сотрудничества государств - членов ШОС. Думаю, что это наша общая позиция.

Сегодня функции председательства в ШОС примет Узбекистан. Хотел бы поздравить нашего коллегу, Президента Узбекистана Ислама Абдуганиевича [Каримова] с этой миссией, пожелать, естественно, успехов узбекским коллегам. Мы, конечно, будем активно поддерживать Узбекистан в выполнении этой работы.

В заключение хотел бы выразить искреннюю признательность всем нашим коллегам, всем партнёрам за то содействие, которое оказывалось Российской Федерации в период председательства. Всё, что мы делали, было направлено на развитие отношений дружбы и сотрудничества между нашими странами, на укрепление организации, на противодействие сложнейшим вызовам и угрозам, с которыми сталкиваемся сегодня все мы.

Уверен, что и дальше мы будем работать в таком ключе. Во всяком случае, ещё раз хотел бы подчеркнуть, что работа в ШОС останется одним из ключевых приоритетов российской внешней политики.


Пресс-конференция Президента России Дмитрия Медведева по итогам заседания Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества:

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, уважаемые коллеги!

Уважаемые дамы и господа!

На правах страны, только что передавшей председательство в ШОС, я хотел бы с вами поделиться итогами нашей работы - заседания Совета глав государств ШОС. Несколько общих замечаний перед тем, как ответить на вопросы.

Во-первых, скажу о том, что, несмотря на насыщенный характер переговоров, мы смогли обсудить все поставленные вопросы. Начали делать это вчера в ходе неформальной встречи (точнее, сначала - встречи в узком составе, потом уже - неформального общения). Сегодня продолжили в новом формате, которого не существовало: это узкий состав плюс государства-наблюдатели, - и потом на пленарном заседании. Разговор был абсолютно откровенный и характеризовался действительно настоящей доверительной обстановкой, атмосферой. Это касалось и перспектив развития ШОС, и проблем, связанных с глобальным кризисом, а также с основными темами обсуждения: терроризмом, наркопреступностью, - в общем, всем, что волнует государства, входящие в Шанхайскую организацию сотрудничества.

Во-вторых, что хотелось бы также отметить. Итоговые оценки и договорённости отражены в Екатеринбургской декларации, Совместном коммюнике. Их сейчас уже повесят на сайты, и можно будет с ними ознакомиться. Главное, что участники Организации намерены и дальше развивать многопрофильное сотрудничество как в области безопасности, так и в укреплении экономических и гуманитарных связей. Мы подписали сегодня Конвенцию ШОС против терроризма. Это серьёзный документ - и в общем, надо признаться, долгожданный документ. Мы подписали Положение о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на те ситуации, которые складываются в регионе, [оказывают] влияние на безопасность и стабильность в регионе.

Третье, что было сделано. Мы обсудили вопросы сотрудничества на афганском направлении. Акцент был сделан на претворении в жизнь тех договорённостей, которые достигнуты на специальной конференции ШОС по Афганистану; вы помните, она прошла в марте этого года в Российской Федерации, в Москве. То есть заявление и план действий в этом смысле также реализуются.

Мы обсуждали другие региональные проблемы, в том числе упоминалась и проблематика Северной Кореи, некоторых последних угрожающих заявлений, которые прозвучали. И конечно, мы отметили, что такого рода поведение в нынешней ситуации неприемлемо, а также отметили то, что международное сообщество вынуждено было реагировать путём принятия соответствующей резолюции Совета Безопасности.

Четвёртое, что обсуждалось, - это действия и возможности государств ШОС в связи с вызовами глобального кризиса. Вернее говоря, мы с этого начали. Здесь подходы у всех более или менее близкие. Они заключаются в том, что невозможно ограничиться косметическими изменениями. Нужно действовать, нужно создавать новую систему глобальной финансовой безопасности. Поэтому нужно использовать потенциал самой Организации - в частности, работая через Деловой совет, межбанковское объединение Шанхайской организации сотрудничества, а также периодически собирая экспертов и давая поручения министрам финансов, председателям центральных и национальных банков для того, чтобы они встречались и координировали макроэкономические позиции.

Пятое, что является, безусловно, также важным, - это гуманитарное сотрудничество, сотрудничество в области образования, в сфере культуры, в области молодёжных связей. Здесь уже немало делается, мы должны создать и специальный университет ШОС, и фестивали проводятся, и молодёжный совет будет учреждён.

Мы продолжили активную работу по вопросам здравоохранения с упором, конечно, на наиболее тяжёлые виды заболеваний, инфекционные заболевания, реагирование на современные угрозы в этой сфере, включая эпидемии и пандемии. В мае, кстати, в Москве тоже прошла соответствующая конференция.

Мы полагаем, что одним из принципов работы ШОС является открытость для сотрудничества с другими международными организациями. В ходе сегодняшней работы двум государствам - Белоруссии и Шри-Ланке -предоставлены статусы партнёра по диалогу. Мы говорили также о том, что те государства, которые обладают продвинутым статусом наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества, должны активнее вовлекаться во все форматы работы. Это, кстати, общая позиция со стороны других государств и Российской Федерации тоже.

Рассмотрены организационные вопросы о Генеральном секретаре, о директоре Исполнительного комитета региональной антитеррористической структуры ШОС. Их новые руководители - представители Казахстана и Киргизии - приступят к своим полномочиям с января 2010 года. Мы передаём свои функции председательства Узбекистану, желаем нашим узбекским коллегам, конечно, успехов, я об этом сказал, завершая работу саммита. Но я уверен, что наша работа продолжится в течение года во всех возможных форматах. ШОС реально становится абсолютно фундаментальной, серьёзной универсальной площадкой для обсуждения самых разных вопросов, но не только способом обсуждения вопросов, не только местом обсуждения актуальных тем для региона, но и средством их решения. Авторитет Организации растёт, вчера ей исполнилось восемь лет. Я считаю, что эти восемь лет были потрачены не зря. Более того, я думаю, не так много организаций, которые бы за восемь лет набрали столь значительный политический, а сегодня уже и экономический вес. Поэтому в целом стороны, страны-участницы выразили удовлетворение работой. Хотели бы эти эмоции в полной мере как страна, передавшая председательство, разделить.

Вот всё, что мне хотелось вам сказать в начале разговора.

Пожалуйста, ваши вопросы.

ВОПРОС: Дмитрий Анатольевич! Можете сказать, всё-таки какой был главный экономический итог этого саммита и насчёт единой наднациональной валюты? Все лидеры говорили, что она нужна, но насчёт сроков и особенно - что это может быть, не сказали. Скажете?

Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно, открыть вам секрет, как будет называться новая наднациональная валюта?

Но начну с того, что касается экономических итогов в целом. Знаете, действительно, Организация создавалась как организация в сфере безопасности, но "безопасность" - термин широкий. Особенно это чувствуется тогда, когда из обычного течения экономической жизни мы все перешли в плоскость активного и тяжёлого экономического кризиса. Поэтому экономическая проблематика сегодня была в центре внимания. И обсуждалась она не только в той системе координат, в которой это обсуждается, скажем, во время встречи "двадцатки", "восьмёрки", "восьмёрки" в продвинутом составе (то есть "восьмёрка" плюс хайлигендаммские участники, так называемый формат outreach), но обсуждалась абсолютно в конкретной плоскости. Потому что всё-таки здесь у нас набор близких стран, которые связаны и исторически, и в языке, и очень многими другими позициями.

Поэтому мы обсуждали ряд инфраструктурных проектов. Каждая страна предлагала собственное видение. Сошлись на том, что сегодня очень важно всё-таки реализовывать совместные экономические программы. Китайская Народная Республика обозначила своё решение о том, чтобы выделить 10 миллиардов долларов на различные проекты в рамках ШОС. Речь причём идет не об адресной помощи государствам, которые просто пострадали от кризиса, - для этого существуют другие механизмы, вы знаете, мы тоже этим занимаемся, - а речь идёт именно о совместных экономических проектах, которые основаны на нормальных коммерческих принципах, но которые в то же время носят трансграничный характер, которые будут сплачивать страны, которые будут решать застарелые экономические - в том числе инфраструктурные - проблемы. Это хорошая инициатива, мы её, естественно, приветствуем.

Если же говорить о других проектах, то обсуждались проекты и в энергетической сфере, и в строительной сфере, в инфраструктурной сфере. Я считаю, что мы уже выходим на вполне конкретные очертания сотрудничества. Было сделано, кстати, предложение принять и потом ратифицировать ряд конвенций, в том числе и конвенцию ШОС по защите капиталовложений. Я думаю, что обо всем этом мы продолжим разговор в дальнейшем. Что же касается такой интересной и актуальной темы, как валюта, то все отметили достаточно очевидную сегодня вещь.

Во-первых, нынешний набор резервных валют и основная резервная валюта, доллар США, всё-таки со своими функциями не справились, хотя появление новых резервных валют - это процесс долгий. В то же время в выступлениях моих коллег и в моём выступлении звучала необходимость или осознание того, что без дополнительного количества резервных валют нам всё-таки невозможно будет обойтись. При этом резервные валюты не вводятся указами президентов или решением центральных банков. Это процесс накопления авторитета экономик, это процесс, который связан с желанием других стран держать свои резервы в той или иной иностранной валюте, это, наконец, общее понимание того, что резервные валюты должны не просто циркулировать как средства расчётов между странами, но и использоваться в качестве средства финансового накопления, использоваться в виде финансовых инструментов. Дело в том, что в настоящий момент большинство финансовых инструментов, вы знаете, в мире номинированы в долларах, в незначительной части - в евро, и практически, в общем, больше никаких финансовых инструментов в мире нет. А все страны стараются как-то диверсифицировать свои финансовые вложения, и в настоящий момент многие из них уходят из ценных бумаг, из финансовых инструментов в приобретение реальных активов, что, наверное, тоже в определённой ситуации возможно и необходимо. Но всё-таки без финансовых инструментов современный мир прожить не может. Поэтому при наличии всех этих возможностей, при наличии этих условий можно будет говорить о том, что будут складываться новые резервные валюты. Мы неоднократно говорили о том, что рассчитываем, что в обозримой исторической перспективе на такую функцию может претендовать и национальная валюта Российской Федерации.

Что же касается наднациональной валюты, то это ещё более сложная тема. По этому поводу необходимо единство государств. Но мы уже об этом неоднократно говорили в формате "двадцатки", мы понимаем, что если будут использоваться те финансовые инструменты, которые предложены в настоящий момент Международным валютным фондом (а с учётом объёмов, которые проходят через Международный валютный фонд, денег, в том числе национальных валют, естественно, эти средства будут использоваться, в том числе SDR), по всей вероятности, мы будем свидетелями возникновения наднациональной валюты или суррогата - скажем так, наднациональной валюты, которая будет использована в международных расчетах (правда, в ограниченных объёмах).

Мы также высказали идею, которая также поддерживается и нашими коллегами, о возможности использования в рамках ШОС какой-то расчётной единицы. Может быть, впоследствии такого рода расчётная единица могла бы претендовать и на какие-то более серьёзные функции.

Давайте вспомним, что происходило в странах Евросоюза до введения евро в качестве уже реальной резервной валюты: существовал экю, который не был наднациональной валютой в тесном смысле этого слова, но который являлся учётной и расчётной единицей, позволяющей осуществлять платежи между странами и выдавать кредиты в некоторых случаях. То есть в принципе это был такой довольно интересный инструмент.

Я не говорю о том, чтобы полностью заимствовать этот опыт. Но мне представляется, что это как минимум интересное направление. Работа по этому вопросу будет продолжена, потому что нынешняя конфигурация валютной системы является совсем не идеальной, и существует целый ряд рисков, в том числе инфляционных.

Спасибо.

ВОПРОС: Дмитрий Анатольевич, если можно, расскажите, что конкретно могла бы Россия сделать в деле урегулирования в Афганистане - в частности, используя новый трёхсторонний формат, который был опробован вчера, а также были ли высказаны другими странами - членами ШОС какие-то конкретные предложения по афганскому урегулированию, что они могут сделать.

Спасибо.

Д.МЕДВЕДЕВ: Вы знаете, конечно, Афганистан был в центре наших обсуждений. Тому, конечно, способствовало и присутствие Президента Афганистана господина Хамида Карзая. И уже сегодня совершенно понятно, что афганская проблема должна рассматриваться не изолированно, а в контексте общей ситуации. Поэтому это делалось в формате двустороннего общения, но мы вышли и на трёхсторонний формат, когда разговор состоялся у меня сначала с Президентом Афганистана, потом с Президентом Пакистана, а потом уже в трёхстороннем варианте. Что, на мой взгляд, это даёт?

Во-первых, все понимают, что проблему Афганистана сегодня без урегулирования ситуации в ряде провинций Пакистана, без принятия безотлагательных мер по уничтожению террористических гнёзд на территории Пакистана не решить. Этим занимается сегодня руководство Пакистана, об этом у меня был разговор с Президентом Зардари, и, конечно, вот эта проблема, она сегодня всеми уже осознаётся как совместный проект для работы. Поэтому так называемый Афпак - это как раз именно то, что, на мой взгляд, сегодня необходимо обсуждать всем, кто участвует в переговорах и в других мероприятиях, связанных с Афганистаном.

Российская позиция здесь выглядит достаточно конкретно. Мы всегда говорили о том, что мы готовы помогать в урегулировании и Афганистану, и я также сказал Президенту Пакистана об этом. Мы готовы помогать и на политическом уровне, и в формате сотрудничества со странами коалиции, в том числе в виде соответствующих мер по сопровождению транзита. Но мы готовы помогать и в двустороннем, и в трёхстороннем формате - и не только путём издания тех или иных решений, но и в формате осуществления совместных, в том числе трёхсторонних, экономических проектов. Потому что задача борьбы с терроризмом, с наркопреступностью - это очень тяжёлая, сложная задача, но за ней должна последовать реализация целого ряда мер экономического порядка, потому что нормальная жизнь ни в Афганистане, ни в определённых провинциях Пакистана никогда не наступит, если мы не сможем решить безотлагательные экономические задачи. Для этого необходимо реализовывать ряд инфраструктурных проектов. В области энергетики обсуждались такие проекты, в области дорожного хозяйства, иной инфраструктуры.

Я считаю, что с учётом того, что мы все близкие соседи, такого рода проекты могут представлять и политический, и экономический интерес. Поэтому возникновение этого трёхстороннего формата общения продиктовано и естественными функциями, которые имеет Россия как один из коспонсоров процесса урегулирования вокруг Афганистана, и нашими экономическими соображениями, нашими экономическими предложениями в этой сфере.

Как мне представляется, это перспективный формат. Общение в таком формате мы с Афганистаном и Пакистаном обязательно продолжим, причём это не вразрез чему-то, а наоборот, для того, чтобы такого рода общение создавало дополнительный - кумулятивный, если хотите, - эффект от наших встреч.

И другие страны высказывали, естественно, свою озабоченность и свои предложения. Не было ни одного выступления в рамках нашей сессии, нашего саммита, в котором бы не была затронута афганская тема. Этой темы касались все, и все, конечно, понимают, что это, может быть, сейчас самая сложная региональная проблема, проблема, в которой в том или ином варианте придется участвовать всем для того, чтобы помочь Афганистану обрести целостность, для того, чтобы помочь Афганистану построить развитую, современную, но в то же время национальную политическую структуру. Мы готовы работать над этим и дальше.




Документы, принятые по итогам заседания Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества:

1. Екатеринбургская декларация;

2. Конвенция ШОС против терроризма;

3. Решение N1 Совета глав государств - членов ШОС об утверждении Положения о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе;

4. Решение N2 Совета глав государств - членов ШОС о предоставлении Демократической Социалистической Республике Шри-Ланка статуса партнёра по диалогу ШОС;

5. Решение N3 Совета глав государств - членов ШОС о предоставлении Республике Беларусь статуса партнёра по диалогу ШОС;

6. Решение N4 Совета глав государств - членов ШОС об утверждении Доклада Генерального секретаря ШОС о деятельности Организации за прошедший год;

7. Решение N5 Совета глав государств - членов ШОС об утверждении Доклада Совета РАТС ШОС о деятельности РАТС ШОС в 2008 году;

8. Решение N9 Совета глав государств - членов ШОС об утверждении Программы сотрудничества государств - членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2010-2012 годы;

9. Совместное коммюнике глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества;

10. Соглашение о подготовке кадров для антитеррористических формирований государств - членов ШОС;

11. Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности.




Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества:

15-16 июня 2009 года в Екатеринбурге состоялось очередное заседание Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (СГГ ШОС). В нем приняли участие Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, Председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао, Президент Кыргызской Республики К.С.Бакиев, Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, Президент Республики Таджикистан Э.Рахмон, Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов.

Председательствовал Президент Российской Федерации Д.А.Медведев.

В заседании участвовали Генеральный секретарь ШОС Б.К.Нургалиев и Директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС М.У.Субанов.

На заседании присутствовали и выступили главы делегаций государств - наблюдателей при ШОС - Премьер-министр Республики Индии М.Сингх, Президент Исламской Республики Иран М.Ахмадинежад, первый вице-премьер Правительства Монголии Н.Алтанхуяг, Президент Исламской Республики Пакистан А.Зардари, в качестве гостей председательствующего государства - Президент Исламской Республики Афганистан Х.Карзай, заместитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций по политическим вопросам Л.Пэскоу. Присутствовали также Председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств С.Н.Лебедев, Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества Т.А.Мансуров, Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Н.Н.Бордюжа.

Формат проведения саммита впервые, помимо встречи в узком составе глав государств-членов ШОС и пленарного заседания с участием руководителей всех делегаций, включал отдельное заседание в узком составе с участием глав государств - членов ШОС и лидеров государств - наблюдателей при Организации.

Состоялся углубленный обмен мнениями по вопросам, связанным с ситуацией в мире и регионе. Общие подходы участников Организации к выстраиванию более справедливой и рациональной архитектуры межгосударственных отношений на фоне кризиса традиционных структур обеспечения безопасности и финансовой стабильности отражены в подписанной главами государств - членов ШОС Екатеринбургской декларации, в которой также определены приоритетные направления совместной деятельности в рамках Организации.

Главами государств подписана Конвенция ШОС против терроризма, которая укрепляет правовую базу контртеррористического взаимодействия в рамках ШОС и его потенциал, знаменует выход на новый уровень сотрудничества в этой сфере.

Дальнейшему совершенствованию механизма консультаций, согласования позиций и взаимодействию в международных делах послужит утверждение Положения о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе.

Представителями государств - членов Организации подписаны Соглашение между правительствами государств - членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности и Соглашение о подготовке кадров для антитеррористических формирований государств - членов ШОС.

В ходе заседания в открытой и дружественной атмосфере рассмотрены основные итоги деятельности ШОС за прошедший после Душанбинского саммита 2008 года период, намечены первоочередные и долгосрочные ориентиры совместной работы по развитию многопрофильного сотрудничества.

С удовлетворением констатировано, что со времени предыдущего заседания предприняты целенаправленные шаги по приданию нового качества и динамики деятельности ШОС, укреплению международных позиций Организации.

Утверждены доклады Генерального секретаря ШОС о деятельности Организации за прошедший год и Совета РАТС ШОС о работе Региональной антитеррористической структуры в 2008 году.

* * *

Главы государств подчеркнули, что в условиях мирового финансового кризиса обеспечение безопасности и поддержание стабильности на пространстве ШОС приобретают первостепенное значение.

Отмечены итоги специальной конференции по Афганистану под эгидой ШОС (Москва, 27 марта 2009 года), посвященной вопросам совместного противодействия терроризму, незаконному обороту наркотиков и организованной преступности.

Одобрены результаты седьмого совещания министров обороны (Москва, 29 апреля 2009 года), первого совещания министров внутренних дел и общественной безопасности (Екатеринбург, 18 мая 2009 года) и четвертой встречи секретарей советов безопасности (Москва, 20 мая 2009 года) государств - членов Организации.

Поставлена задача повышения уровня координации сотрудничества государств - членов ШОС в борьбе с терроризмом и другими угрозами в сфере безопасности. Центральная роль в этом должна принадлежать РАТС ШОС.

По итогам состоявшегося 17-19 апреля 2009 года на территории Республики Таджикистан совместного командно-штабного антитеррористического учения государств - членов ШОС - "Норак-Антитеррор - 2009" признано целесообразным продолжить практику регулярного проведения совместных антитеррористических учений.

С учетом обмена мнениями на встрече руководителей компетентных органов государств - членов, наделенных полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (Москва, 19 мая 2009 года), дано поручение к следующему заседанию СГГ ШОС представить согласованные предложения о механизмах антинаркотического сотрудничества в рамках Организации.

Отмечена важность реализации Плана мероприятий по осуществлению взаимодействия при оказании помощи в чрезвычайных ситуациях в рамках ШОС на 2009-2010 годы, утвержденного на четвертом Совещании руководителей ведомств государств - членов ШОС, занимающихся вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (5 июня 2009 года, Актау, Республика Казахстан).

* * *

Главы государств с удовлетворением отметили активное участие государств-наблюдателей при ШОС в мероприятиях Организации, представляющих взаимный интерес.

Принято решение о представлении статуса партнера по диалогу ШОС Демократической Социалистической Республике Шри-Ланка и Республике Беларусь.

Специальной группе экспертов поручено продолжить работу над проектом документа о порядке приема новых членов в ШОС.

* * *

Главы государств констатировали, что экономическая составляющая в деятельности ШОС получает заметное развитие, совершенствуется правовая база и организационная структура торгово-экономического сотрудничества. Последовательно реализуется обновленный План мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств - членов ШОС, утвержденный на заседании Совета глав правительств (Астана, 30 октября 2008 года).

Признано целесообразным принять эффективные меры с целью минимизации последствий мирового финансового кризиса и поощрения более тесного регионального торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в регионе ШОС.

Возрастающую роль в этой работе призваны сыграть Деловой совет и Межбанковское объединение ШОС, которым рекомендовано активнее переходить от преимущественно двустороннего сотрудничества к реализации многосторонних проектов.

Отмечена важность углубления контактов в гуманитарной сфере в рамках ШОС, что способствует укреплению дружбы и взаимопонимания между народами.

* * *

Главы государств дали высокую оценку председательству Российской Федерации в ШОС и выразили признательность российской стороне за гостеприимство, оказанное в ходе Екатеринбургского саммита.

Очередное заседание Совета глав государств - членов ШОС состоится в 2010 году в Ташкенте. В соответствии с Хартией ШОС председательство в Организации на предстоящий период переходит к Республике Узбекистан.





Екатеринбургская декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества:

Главы государств - членов Шанхайской организации сотрудничества по итогам состоявшегося в Екатеринбурге 15-16 июня 2009 года заседания Совета глав государств заявляют о следующем:

1. В современной международной обстановке происходят серьезные перемены. Стремление к миру и устойчивому развитию, содействие равноправному сотрудничеству стали велением времени. Тенденция к реальной многополярности необратима. Повышается значимость регионального аспекта в решении глобальных проблем.

Государства - члены ШОС, подтверждая свою приверженность совместному развитию на основе принципов и положений Хартии Шанхайской организации сотрудничества и Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов ШОС, рассматривают в качестве приоритетной задачи поддержание конструктивного диалога и углубление тесного взаимодействия и партнерства для совместного поиска эффективных путей решения глобальных и региональных проблем с использованием растущего потенциала и международного авторитета ШОС.

2. Государства - члены ШОС считают, что международное сотрудничество является основополагающим и действенным инструментом в противодействии новым вызовам и угрозам, преодолении глобального финансового кризиса, обеспечении энергетической и продовольственной безопасности и решении такой насущной проблемы как изменение климата.

3. Сложившаяся в мировой экономике и финансах ситуация свидетельствует о необходимости активизации сотрудничества мирового сообщества в сфере контроля и управления международными финансами, предотвращения совместными усилиями нарастания и распространения рисков финансового кризиса, сохранения стабильности экономики.

Государства - члены Организации намерены совместно с мировым сообществом прилагать усилия для формирования более справедливого, равноправного, всеобъемлющего и упорядоченного международного финансового порядка, учитывающего реальное соотношение интересов всех его участников и открывающего равный доступ всем государствам к преимуществам глобализации.

В этих целях должны быть усилены взаимодействие и информационный обмен в международной финансовой сфере и в вопросах преодоления последствий мирового финансового кризиса на пространстве ШОС.

4. Государства - члены ШОС подчеркивают возрастающую актуальность в нынешних условиях наращивания торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в рамках Организации, в том числе с привлечением потенциала государств-наблюдателей и партнеров по диалогу.

Отмечена необходимость ускорения реализации крупномасштабных проектов, обеспечивающих расширение транспортно-коммуникационных возможностей региона и выход к мировым рынкам, развитие социальной инфраструктуры, формирование современных международных центров логистики, торговли и туризма, строительство новых предприятий, внедрение инновационных и энергосберегающих технологий, в том числе с возобновляемыми источниками энергии.

Осуществление этих проектов, обустройство международных транспортных коридоров, модернизация железных и автомобильных дорог создадут предпосылки для укрепления потенциала региона как трансконтинентального моста и придания нового импульса развитию экономических связей между Европой и Азией.

5. Государства - члены ШОС, отмечая ключевое значение энергетики для успешного развития экономики и создания благоприятных предпосылок для улучшения качества жизни граждан своих стран, заявляют о своей решимости и далее продвигать взаимовыгодное сотрудничество в этой области на основе равноправия, в целях обеспечения эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения.

6. Шанхайская организация сотрудничества исходит из необходимости дальнейшего укрепления правовых основ международных отношений, определяемых общепризнанными принципами и нормами международного права и международными обязательствами государств.

Насущной задачей остается укрепление центральной и координирующей роли Организации Объединенных Наций в мировых делах, повышение эффективности ее механизмов с целью обеспечения адекватного реагирования на вызовы современности, меняющиеся политические и экономические реалии. Реформа Совета Безопасности ООН должна осуществляться при максимально возможном согласии членов международного сообщества.

Государства - члены ШОС намерены усиливать координацию в вопросах реформирования ООН и ее Совета Безопасности.

7. Государства - члены ШОС подчеркивают актуальность проблемы обеспечения международной информационной безопасности как одного из ключевых элементов общей системы международной безопасности.

8. Государства - члены ШОС, подтверждая свою приверженность диалогу цивилизаций, ценностям мира, толерантности, взаимного уважения и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях независимо от этнической принадлежности, религиозных и иных воззрений, выступают за то, чтобы борьба с международным терроризмом не отождествлялась с противостоянием какой-либо религии.

9. Поддержание международного мира возможно только в условиях равной безопасности для всех без исключения государств. Безопасность одних не должна обеспечиваться в ущерб безопасности других.

Урегулирование международных и региональных конфликтов должно осуществляться политико-дипломатическими мерами на основе принципов равноправия и взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела суверенных государств.

Попытки добиться односторонних преимуществ в оборонной сфере контрпродуктивны, подрывают стратегический баланс и стабильность в мире, не способствуют укреплению доверия, сокращению вооружений и разоружению.

10. Государства - члены ШОС отмечают, что распространение ядерного оружия представляет серьезную угрозу международному миру и безопасности.

Фундаментом международной архитектуры по предотвращению распространения ядерного оружия является Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Угрозы распространения ядерного оружия могут и должны устраняться на основе ДНЯО при безусловном выполнении всеми его участниками своих обязательств. Государства - члены ШОС подтверждают твердую поддержку ДНЯО, приветствуют многосторонние усилия по его укреплению, решительно настроены двигаться в направлении повышения эффективности Договора на основе единства его трех фундаментальных составляющих: нераспространение, разоружение, мирное использование атомной энергии.

Государства - члены ШОС вновь заявляют о намерении содействовать дальнейшей реализации Глобальной инициативы России и США по борьбе с актами ядерного терроризма, а также приветствуют вступление в силу 21 марта 2009 года Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии.

11. Государства - члены ШОС приветствуют начало российско-американских переговоров по выработке Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений.

12. Государства - члены ШОС выступают за возобновление переговорного процесса по денуклеаризации Корейского полуострова. Они призывают проявлять сдержанность и продолжить поиск взаимоприемлемых развязок на основе достигнутых ранее договоренностей.

13. Государства - члены ШОС выражают серьезную озабоченность сложной ситуацией в Афганистане, связанной с общими для мирового сообщества угрозами незаконного оборота наркотиков, терроризма, трансграничной организованной преступности.

В этой связи признано необходимым активизировать взаимодействие с государствами - наблюдателями при ШОС, Афганистаном и другими заинтересованными странами, а также региональными и международными организациями, в первую очередь с ООН и ее специализированными учреждениями.

Государства - члены ШОС нацелены на создание в регионе в тесном взаимодействии с другими заинтересованными странами и международными организациями "поясов" антинаркотической и финансовой безопасности.

14. Государства - члены ШОС приветствуют прекращение в Шри-Ланке внутреннего вооруженного конфликта и выражают надежду на установление прочного мира, укрепление безопасности и стабильности в этой стране на основе обеспечения ее государственного суверенитета и территориальной целостности, гарантирования прав всех этнических и религиозных групп.

15. Государства - члены ШОС считают одним из приоритетных направлений повышение эффективности взаимодействия по своевременному совместному реагированию на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, реализацию комплекса мер, способствующих снижению их воздействия на социально-экономическую сферу.

16. Государства - члены ШОС придают большое значение укреплению сотрудничества в сфере противодействия угрозе особо опасных инфекций и других инфекционных заболеваний. С этой целью признано необходимым задействовать имеющиеся ресурсы и наладить совместную работу по предупреждению распространения эпидемий.

17. Государства - члены ШОС констатируют, что Организация стала важным элементом формирующейся архитектуры безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

С удовлетворением отмечая растущий интерес международного сообщества к установлению связей с ШОС, они приветствуют присоединение Республики Беларусь и Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка к сотрудничеству в рамках ШОС в качестве партнеров по диалогу.

Государства - члены ШОС выражают готовность к расширению практического взаимодействия с Организацией Объединенных Наций, Содружеством Независимых Государств, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, Евразийским экономическим сообществом, Организацией Договора о коллективной безопасности, Организацией экономического сотрудничества, Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана, другими международными и региональными организациями и к формированию на этой основе широкой партнерской сети.

Государства - члены ШОС открыты к диалогу, направленному на сближение государств и содействующему построению более справедливого миропорядка, укреплению глобальной стабильности и экономическому развитию.



Президент Республики Казахстан
Н.А.Назарбаев

Председатель Китайской Народной Республики
Ху Цзиньтао

Президент Кыргызской Республики
К.С.Бакиев

Президент Российской Федерации
Д.А.Медведев

Президент Республики Таджикистан
Э.Ш.Рахмон

Президент Республики Узбекистан
И.А.Каримов".

Выступая на пленарном заседании Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) с участием глав государств-наблюдателей Президент России Дмитрий Медведев в начале своего вступительного слова выразил уверенность в том, "что в результате совместной работы, в том числе реализации совместных проектов, мы сможем преодолеть все те проблемы, с которыми сегодня сталкиваются наши страны".

Он сообщил также, что оценки государств-участниц глобального финансово-экономического кризиса совпадают, как и общим является мнение, что на трудности нужно реагировать системным образом - "как в рамках более плотного взаимодействия нашей организации, так и с подключением других международных организаций и институтов".

Он считает крайне важной задачей определить порядок разработки новых стандартов регулирования финансовых рынков и финансовых институтов. В этой связи российская сторона предлагает провести в рамках ШОС специальную экспертную встречу с участием финансовых ведомств, представителей Делового совета и межбанковского объединения ШОС. Это предложение несомненно будет реализовано.

"Конечно, мы должны думать не только о преодолении текущего финансового кризиса, но и о развитии наших связей, а также об обеспечении безопасностей в других сферах, в том числе и в энергетической сфере. Необходимость подготовки новой базы сотрудничества мы уже сегодня обсуждали, но я думаю, что и в рамках ШОС мы могли бы продолжить обсуждение инициатив разных стран и инициатив Российской Федерации в том числе. Это можно делать или в рамках Энергетического клуба, или в рамках специального форума Шанхайской организации сотрудничества. Как мне представляется, мы должны обязательно продолжить эти дискуссии в том или ином виде.

Есть и другие проблемы, которые сегодня коллеги поднимали, в том числе обсуждение вопросов продовольственной безопасности, потому что, по сути, кризис в продовольственной сфере является продолжением, как справедливо было сказано, кризиса в экономической сфере. И здесь мы, думаю, тоже должны будем предпринять определённые усилия.

Мы говорили о том, чтобы продвигать ряд экономических программ, также использовать различные финансовые инструменты. Вчера начали об этом говорить, думаю, что коллеги ещё обязательно скажут об этом. Речь идёт об увеличении доли расчёта в национальных валютах, в том числе и для того, чтобы не быть зависимыми от проблем с теми или иными резервными валютами, а также о вхождении части наших валютных резервов в финансовые инструменты наших партнёров", - подытожил Президент России Дмитрий Медведев.

Он сообщил, что ШОС продолжает программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, план лействий по выполнению этой программы.

Дмитрий Медведев также проинформировал членов ШОС, что продолжается работа не только в сфере экономики, но и в других сферах, определяющих состояние безопасности. Это относится и к противодействию терроризму, наркопреступности, формированию комплексной системы по борьбе с вызовами и угрозами.

"Сегодня будет принята конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма, программы сотрудничества по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на период 2010-2012 годов, положение о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования организации. Это, безусловно, обогатит правовую основу нашей работы и создаст прочный фундамент для решения целого ряда очень существенных задач" - сообщил Дмитрий Медведев.

Он предложил продолжить сотрудничество в деле подготовки антитеррорестических кадров, обеспечении международной информационной безопасности, скорейшей реализации договорённости о создании специального центра ШОС по чрезвычайному реагированию, взаимодействию в области медицины катастроф. Продолжается сотрудничество в сфере здравоохранения, культуры, по учреждению сетевого университета ШОС.

Особо Дмитрий Медведев остановился на необходимости ускорения подготовки проекта документа, который будет определять порядок приёма новых членов в ШОС. Вот это давно надо было сделать - целый ряд государств стучится в дверь этой организации, их уже не устраивает статус наблюдателей или партнеров по диалогу, который получили вчера Белоруссия и Шри-Ланка.

Он напомнил участникам заседания, что с 1 января 2010 года секретариат ШОС и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры ШОС возглавят соответственно представители Киргизии и Казахстана, а сегодня функции председательства в ШОС примет Узбекистан.

Закончил своё вступительное слово Президент России Дмитрий Медведев твёрдым уверением, что "работа в ШОС останется одним из ключевых приоритетов российской внешней политики". Это правильный заключительный вывод нашего Президента.

На пресс-конференции Президента России Дмитрия Медведева по итогам заседания Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества он выступил с кратким заявлением и ответил на вопросы журналистов.

Он отметил, что "во-первых разговор был абсолютно откровенный и характеризовался действительно настоящей доверительной обстановкой, атмосферой. Это касалось и перспектив развития ШОС, и проблем, связанных с глобальным кризисом, а также с основными темами обсуждения: терроризмом, наркопреступностью, - в общем, всем, что волнует государства, входящие в Шанхайскую организацию сотрудничества".

"Во-вторых, что хотелось бы также отметить. Итоговые оценки и договорённости отражены в Екатеринбургской декларации, Совместном коммюнике. Главное, что участники Организации намерены и дальше развивать многопрофильное сотрудничество как в области безопасности, так и в укреплении экономических и гуманитарных связей. Мы подписали сегодня Конвенцию ШОС против терроризма. Это серьёзный документ - и в общем, надо признаться, долгожданный документ. Мы подписали Положение о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на те ситуации, которые складываются в регионе, [оказывают] влияние на безопасность и стабильность в регионе", - сообщил Президент.

"Третье, что было сделано. Мы обсудили вопросы сотрудничества на афганском направлении. Акцент был сделан на претворении в жизнь тех договорённостей, которые достигнуты на специальной конференции ШОС по Афганистану; вы помните, она прошла в марте этого года в Российской Федерации, в Москве. То есть заявление и план действий в этом смысле также реализуются", - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Разумеется, он сказал, что обсуждался вопрос о действиях ШОС по борьбе с вызовами мирового глобального кризиса. "Нужно действовать, нужно создавать новую систему глобальной финансовой безопасности. Поэтому нужно использовать потенциал самой Организации - в частности, работая через Деловой совет, межбанковское объединение Шанхайской организации сотрудничества, а также периодически собирая экспертов и давая поручения министрам финансов, председателям центральных и национальных банков для того, чтобы они встречались и координировали макроэкономические позиции". Вот это хороший пример практической работы в рамках ШОС.


"Пятое, что является, безусловно, также важным, - это гуманитарное сотрудничество, сотрудничество в области образования, в сфере культуры, в области молодёжных связей. Здесь уже немало делается, мы должны создать и специальный университет ШОС, и фестивали проводятся, и молодёжный совет будет учреждён", - упомянул Дмитрий Медведев.

Президент России Дмитрий Медведев сделал следующее заключение:

"ШОС реально становится абсолютно фундаментальной, серьёзной универсальной площадкой для обсуждения самых разных вопросов, но не только способом обсуждения вопросов, не только местом обсуждения актуальных тем для региона, но и средством их решения. Авторитет Организации растёт, вчера ей исполнилось восемь лет. Я считаю, что эти восемь лет были потрачены не зря. Более того, я думаю, не так много организаций, которые бы за восемь лет набрали столь значительный политический, а сегодня уже и экономический вес. Поэтому в целом стороны, страны-участницы выразили удовлетворение работой. Хотели бы эти эмоции в полной мере как страна, передавшая председательство, разделить".

Это правильное подведение итогов 8 лет деятельности Шанхайской организации сотрудничества. Пожелаем ей дальнейших успехов.

На вопрос о наднациональной валюте Дмитрий Медведев ответил прямо возможно использовать опыт Евросоюзе, но может быть и нет Дмитрий Медведев вспомнил об экю, который нормально функционировал в до введения евро, в виде Экю.

"Но всё-таки без финансовых инструментов современный мир прожить не может. Поэтому при наличии всех этих возможностей, при наличии этих условий можно будет говорить о том, что будут складываться новые резервные валюты. Мы неоднократно говорили о том, что рассчитываем, что в обозримой исторической перспективе на такую функцию может претендовать и национальная валюта Российской Федерации",- сказал Президент России.

Отвечая на вопрос об Афганистане, Дмитрий Медведев сказал, что "всё-таки без финансовых инструментов современный мир прожить не может. Поэтому при наличии всех этих возможностей, при наличии этих условий можно будет говорить о том, что будут складываться новые резервные валюты. Мы неоднократно говорили о том, что рассчитываем, что в обозримой исторической перспективе на такую функцию может претендовать и национальная валюта Российской Федерации".

В целом состоявшивший саммит Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) с участием глав государств-наблюдателей очредовалса очередным успехом России в рамках её междунараодном сотрудничества, а значит успехом Президента России Дмитрия Медведева в его внешнэполитическрй деятельности.

Лев Иванов.

17 июня 2009 года.
www.viperson.ru







.

Док. 569405
Перв. публик.: 17.06.09
Последн. ред.: 19.06.09
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Иванов Лев Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``