Российские фирмы решили направить "сувенирные" бюджеты на благотворительность
Управляющий директор компании "Тройка Диалог" Гор Нахапетян несколько лет назад подарил партнеру на какой-то праздник дорогую ручку, вложив в коробку свою визитку. Недавно он получил в подарок письменный прибор от другого партнера. Заглянул в знакомую коробку и обнаружил внутри ту самую ручку с так и не вынутой визиткой. "Дарить и получать от партнеров батареи однотипных сувениров, - рассуждает Нахапетян, - бессмысленное и обременительное для всех сторон занятие. В прошлом году нашей компании удалось найти выход из этой ситуации".
Потратить "сувенирный бюджет" на благотворительность - такое решение в прошлом году приняли в России кроме компании "Тройка Диалог" еще несколько крупных фирм. В этом году их число уже увеличилось вдвое: по предварительным оценкам российского отделения организации Charities Aid Foundation (CAF), на благотворительность в этом году пойдет более 1 млн долл. "подарочного бюджета" фирм. Олег Алексеев, директор по корпоративным проектам группы компаний "Ренова", присоединившейся к инициативе в 2007 году, считает, что эта тенденция отражает повышение уровня корпоративной культуры. А Гор Нахапетян убежден, что это просто выгодно.
"Раньше перед Новым годом коридоры офиса были завалены коробками с подарками, - говорит Нахапетян. - Своих курьеров не хватало, чтоб развезти все это вовремя, нанимали со стороны". В прошлом году "Тройка Диалог" разослала корпоративным партнерам и клиентам по электронной почте красивую поздравительную открытку с объяснением: 250 тыс. долл., предназначенные для подарков, будут переданы детскому дому. "Не представляете, какое это было облегчение для всех нас, - говорит Нахапетян. - Никаких коробок, курьеров, суеты в офисе. И все, кто прочли открытки, только поддержали нас".
Московские компании тратят на новогодние презенты с доставкой не меньше $300-350 млн в год
Инициатором проекта "Благотворительность вместо сувениров" стала в 2005 году компания PricewaterhouseCoopers (PwC). 100 тыс. долл., не израсходованные на сувениры, позволили организовать новогодние праздники в нескольких детских домах и оплатить годовое обучение 100 детей с ограниченными возможностями. "Наша цель не просто правильно потратить деньги, - объясняет заместитель генерального директора PricewaterhouseCoopers в России Людмила Мамет, - но еще и вовлечь как можно больше людей в благотворительные проекты".
Руководители компании "Секвойя кредит консолидейшн" узнали о "Благотворительности вместо сувениров" как раз из новогодней открытки PwC. По словам заместителя генерального директора компании Алексея Козырева, менеджерам стало неловко от того, что они до сих пор не участвуют в добром начинании. И в этом году они присоединились к инициативе.
"Неважно, кто сколько тратит на благотворительность, - считает гендиректор компании "Комкон" Елена Конева. - Порой 3 тыс. долл. для малого предприятия гораздо более значимая трата, чем сотня тысяч для крупной компании". Но сухие цифры статистики в ее компании есть и на этот счет: только московские фирмы тратят на новогодние подарки клиентам и партнерам от 20 до 500 долл. за штуку, в целом - включая траты на курьерскую службу - 300-350 млн долл. в год. Конева предполагает, что совокупный "сувенирный" бюджет российских компаний составляет не меньше 400-450 млн долл., но общероссийское исследование лишь планирует провести в ближайшее время.
"Патронажная помощь пожилому человеку обходится в 2,5 тыс. рублей в месяц, - рассказывает директор "CAF Россия" Мария Черток, - то есть в 30 тыс. рублей в год. А, к примеру, иппотерапия, то есть лечебные занятия на верховой езде для инвалидов, - в 15 тыс. рублей в месяц, или в 180 тыс. рублей в год. Эта помощь может казаться незначительной по сравнению с сувенирными бюджетами компаний, но она изменяет качество жизни человека".
Выбор формы помощи и получателя всегда за компанией-донором. Так, в прошлом году "Комкон" потратил подарочный бюджет на инсулиновые помпы для детей, а Independent Media Sanoma Magazines и "Интерфакс" - на лечение детей через программу CAF "Линия жизни". В этом году "Ренова" выбрала своим адресатом десять некоммерческих организаций, специализирующихся на арт-терапии, а "Евраз Груп" - всех детей с диагнозом ДЦП в Новокузнецке, Нижнем Тагиле и Качканаре.
Те, кто вступил в сознательную борьбу с бессмысленными сувенирами, пытаются пустить на благое дело не только предназначенные для подарков деньги, но и собственно ненужные подарки. "Я получила на прошлый новый год пять разноцветных пледов, - говорит Ирина Кибина, вице-президент по корпоративным отношениям и связям с инвесторами "Евраз Груп". - Куда мне столько?" А Нахапетян советует: нужно устроить новогодний аукцион сувениров среди сотрудников компании, вырученные на январской распродаже деньги можно тоже потратить на благотворительность.