В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь КАШИНЦЕВ: Больше всего на свете я боюсь равнодушия Назад
Игорь КАШИНЦЕВ: Больше всего на свете я боюсь равнодушия
Судя по всему, широкий зритель, кажется, сначала запомнил лицо этого артиста, а уже потом фамилию. Ибо редкий сюжет `Фитиля` обходился без патентованных бюрократов, которых с блеском играл Игорь Кашинцев. Часто можно было увидеть актера в детском `Ералаше`. Он снялся в десятках картин, но резко прибавил ему популярности телесериал `Марш Турецкого`, где он сыграл роль генерала ФСБ. По большому счету подобные роли лишь эксплуатировали характерную внешность артиста. Между тем он сыграл немало ярких ролей и в Театре Армии, и на Малой Бронной, и в Новом драматическом. Особая страница его жизни принадлежит МХАТу имени А.П.Чехова. Последние десять лет Игорь Кашинцев является актером Московского театра имени Маяковского.

- Меня порой приглашают на телевидение с просьбой рассказать какие-то актерские байки. Обычно я баек не рассказываю, а вспоминаю случаи, которые происходили в действительности. Один из них произошел на съемках фильма `Леди на день`, который снимал режиссер Дмитрий Астрахан. Мне досталась роль бургомистра Нью-Йорка. С меня сняли мерки, сшили костюм, все прекрасно. Съемки проходили в Минске, и, собираясь в дорогу, я захватил с собой американский шикарный твидовый пиджак, темно-болотного цвета, в небольшую клетку. В этом пиджаке я появился в гримерной. Смотрю на Олега Павловича Табакова, который тоже снимался в картине, а у него настроение — хуже некуда. Оказалось, что ему сшили костюм, в котором он выглядел настоящим клоуном. Я ему и предложил примерить мое американское чудо. Он надел, и все увидели, что пиджак на нем сидит гораздо лучше, чем на мне. А когда Олег Павлович примерил еще и ковбойскую шляпу, то режиссер сразу решил, что в этом наряде Табаков и будет сниматься. Каждый раз, приезжая в Минск на съемки, я привозил ему свой пиджак. После съемок эпизода в публичном доме мой пиджачок оказался весь в помаде, но я его все-таки взял с собой, тем более что Олег Павлович вроде бы уже отснялся. На другой день после приезда в Москву мне из Минска позвонил Астрахан, попросил срочно привезти пиджак: понадобилось снять еще какую-то сцену. Я схватился за голову: пиджак-то уже успел отнести в химчистку. Тут же помчался туда и объяснил ситуацию. Оказалось, что мой пиджак успели отвезти на фабрику. Поехали на фабрику, и, к своему счастью, я увидел, что его готовятся отправить в барабан. Поехал я в нем в Минск, а там услышал: `Знаете, этот пиджак понадобится еще для нескольких сцен`. Так и пришлось возвращаться домой в одной рубашке. Больше я своего пиджака уже не видел. Зато когда я посмотрел картину и увидел Олега Павловича в этом пиджаке, подумал: это стоило такой жертвы.  — Игорь Константинович, вы сыграли больше восьмидесяти ролей. Участие в каких фильмах наводит вас на наиболее приятные воспоминания? — Недавно я вновь посмотрел фильм `Детство Темы` и был приятно обрадован, что он получился очень добрым и теплым, таких сейчас, к великому сожалению, не снимают. Правда, там мне довелось сыграть злого директора гимназии. Самые добрые воспоминания остались от съемок в картине `Визит дамы`, которую поставил Михаил Козаков. В этом фильме у меня роль бургомистра. Кстати, эту же роль я сыграл и в одноименном спектакле, который в свое время шел в Театре на Малой Бронной. После выхода картины главный режиссер Театра имени Маяковского Андрей Александрович Гончаров, которому понравилась моя работа, пригласил меня в свою труппу. С огромной радостью всегда снимался на студии научно-популярных фильмов. Здесь я участвовал в картинах `Рысь выходит на тропу`, `Потерялся слон`, `Приключения Нуки`. У режиссера Анатолия Александровича Бобровского с удовольствием сыграл в фильме `Черный принц`. Вспоминается также работа в картинах `Крах операции `Террор`, `Не будите спящую собаку`. Вообще-то режиссеры использовали меня как отрицательного героя с обаятельной улыбкой.  — Вы соглашаетесь на любые роли? — Сейчас в основном отказываюсь от предложений. Это связано с тем, что кино часто снимают непрофессионалы. Режиссеры предлагают роли, не зная моих особенностей, на что я, в общем-то, способен. Роли чаще всего абсолютно неинтересные, к тому же не хочется работать за мизерные гонорары, которые еще порой приходится буквально выпрашивать.  — Ради интересной роли вам приходилось осваивать что-то невообразимое? — Например, для съемок надо было научиться водить машину. А я с этой техникой всю жизнь был на `вы`. Словом, на съемках я перепутал педали, машина рванула и врезалась в забор, при этом едва не задавив актера Александра Вокача. После этого я окончательно понял, что по своей натуре пешеход, и теперь в машину сажусь только на место пассажира.  — Известно, что мужчинам прилюдно обнажиться психологически гораздо сложнее, чем женщинам. Как вы отважились на такой `подвиг` в фильме `Дураки умирают по пятницам`? — Хорошо еще, что зрители видели далеко не все, что снял оператор, потому что по моему настоянию часть эпизода вырезали. А получилось все так. Позвонил мне Михаил Михайлович Козаков, с которым мы давние друзья еще со студенческих времен, и сказал: `Игорь, будет сниматься картина, где я играю главного мафиози. Для тебя там тоже есть роль — моего друга. Съемки в Ялте. Поехали туда на несколько дней, заодно проветримся`. Я поинтересовался, что за сюжет, но он отмахнулся, сказав, что мне как профессионалу ничего не стоит сыграть несколько несложных эпизодов. Я и поехал. Три дня мы действительно отдыхали, наутро мне надо было уже уезжать. Вечером меня привезли на съемочную площадку, построенную в горах. Первая сцена была за столом, где я сыграл такого веселого шутника. Отсняли быстро, я собрался было уже уходить, как меня остановили, заявив, что предстоит сняться еще в одной сцене. Режиссер стал объяснять, что мне надо с девочкой лечь на постель, потом должен вбежать герой фильма, и мы с ней падаем на пол. Но при этом мы должны быть абсолютно голыми. Я к такому был как-то не готов. Меня стали уговаривать, а Козаков, я видел, довольно потирал руки. Девочек в массовке набрали совсем молоденьких, мне было не по себе обнажаться перед ними, и я стал просить оставить хотя бы плавки. Режиссер согласился сначала снять в плавках, а потом я их должен был снять. Вот без них-то я и попал в картину. Этот фильм снимали в 1992 году, я тогда был депутатом районного Совета. И картина мне помогла выйти оттуда. Меня не хотели отпускать, заявив, что, мол, `нет подобного механизма`. Уйти могли только те, кто замешан в коррупции, торговле наркотиками, порнографии. Я и сказал, что вот снялся в порнографическом эпизоде, не могу больше оставаться депутатом. И меня вывели из депутатского состава.  — Как вы относитесь к современным телесериалам? — Ну какие у нас телесериалы? Они готовят из молодежи убийц, там демонстрируют, как надо стрелять, убивать, как издеваться над беспомощными жертвами. Мы уже в этом отношении переплюнули американцев. К тому же во всех наших сериалах играют одни и те же актеры — это скучно и неинтересно.  — За столько лет работы в разных театрах не испытывали разочарования, не хотелось уйти? — Моя `слабость` в том, что я всегда выглядел благополучным. Некоторых режиссеров это даже иногда раздражало. Они не могли понять, почему у меня на лице всегда улыбка, почему так хорошо выгляжу. Они не понимали, что внешнее благополучие — это от воспитания. Меня всегда учили, что человек не должен показывать, что ему трудно, плохо. У меня были минуты отчаяния, когда никак не складывались отношения в театре, приходилось семь раз начинать, как говорится, с нуля, идти на самую низкую зарплату и постепенно подниматься по лестнице. Но этого моего отчаяния никто не видел. Однажды я встретил знакомого актера, гораздо моложе меня, который ушел в бизнес. Я поинтересовался у него, как жизнь, на что он ответил: `У меня все в порядке, бизнес идет неплохо. Но если честно, есть одна проблема. Вот выхожу утром из подъезда, иду к `джипу`, который ждет меня в нескольких метрах от дома, и не знаю, дойду до него или упаду с пулей`. Как говорится, каждому свое.  — Вы очень рано, еще студентом, начали читать рассказы Чехова. Кто благословил вас на это? — Еще мальчишкой я впервые попал во МХАТ, где посмотрел спектакль `Вишневый сад`. Меня потрясли многие мастера, голоса которых я до сих пор слышу. В первую очередь это относится к Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой, в которую я буквально влюбился, несмотря на то, что тогда она уже была очень пожилой. Именно тогда я решил стать артистом и учиться только в Школе-студии МХАТ. Ольга Леонардовна лично благословила меня на чтение рассказов Чехова в тот год, когда я только поступал. У меня сохранилась книга издательства А.Маркса, в ней она самолично подчеркнула те рассказы, которые я должен был читать с эстрады, прежде всего `Кот` и `У предводительницы`. К сожалению, Ольга Леонардовна не дожила до того времени, когда состоялся мой дебют. В 1960 году на Всесоюзном конкурсе чтецов, посвященном столетию со дня рождения Чехова, я занял второе место. — В ваши 71 вы выглядите прекрасно. Как поддерживаете форму? — Никита Богословский на своем 90-летии сказал: `Я всю жизнь курил, пил водку и любил женщин`, вот и дожил до такого возраста. Поэтому я тоже ничего не делаю для поддержания формы. Просто живу. По-моему, форма должна соответствовать содержанию и возрасту. В последнее время, например, стало модным в преклонном возрасте менять жен, заводить детей. Мне это непонятно. Всему свое время. — Игорь Константинович, если вернуться на много лет назад, в то время, когда вы учились в театральном, каким вам представлялось ваше будущее? — Я ведь в юности был избалован: в студии получал чеховскую стипендию и был уверен, что гениален. Потом с меня потихоньку спесь сбивали, приходилось долго и кропотливо трудиться. Каждая роль становилась экзаменом, который я старался сдать как можно лучше. Но в жизни ни от чего нет гарантии. Я всю жизнь работаю, каждый раз заново переживаю волнение, связанное с той или иной ролью. Я доволен, как у меня сложилась жизнь, доволен своей актерской судьбой. Мне не на что жаловаться.

 

Должен сказать, что к актерам моего амплуа, а я все-таки характерный актер, опыт приходит с годами. Когда-то зав. труппой Малого театра, приглашая меня, совсем еще молодого человека, в свой театр, сказал: `Конечно, то, что вы сейчас играете в Театре Советской Армии, у нас играть не сможете. По-настоящему вы будете востребованы лет через двадцать`. Он как в воду глядел. Действительно, `разыгрался` я лишь через два десятка лет. Мхатовская школа — это школа переживания, вхождения в образ. Нас учили предполагать логику поведения своего героя в предполагаемых обстоятельствах. Поэтому я никогда не прибегал к особому гриму, не опирался на палочку, если играл пожилого человека, не картавил, а просто старался `поймать` характер. Если это удавалось, то и результат получался соответствующий. — Ваше творческое кредо? — Оставаться самим собой, по возможности быть честным, не вырабатывать в себе привычки к равнодушию, бояться его.

Леонид ГУРЕВИЧ

 `Учительская газета` N22 (9999) / 2004-06-01
Постоянный адрес статьи: www.ug.ru



Док. 569273
Перв. публик.: 01.06.04
Последн. ред.: 17.06.09
Число обращений: 0

  • Кашинцев Игорь Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``