В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИКА: ПОТЕНЦИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБ-РАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (1) Назад
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИКА: ПОТЕНЦИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБ-РАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (1)
Содержание образовательного процесса и учебные планы в вузах России, выпускающих спе-циалистов с дипломом государственного образца, регулируются государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по каждой специальности. Утвержденный в 2000-м г. Министерством образования Российской Федерации государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности "история" (020700) вызывает естественный интерес в научном сообществе, развивающем историческую информатику. На первый взгляд, может показаться, что речь идет просто о том, что ГОСТ вводит в качестве обязательного компонента при подготовке специалиста с квалификацией "историк, преподаватель истории" цикл "Общие математические и естественнонаучные дисциплины" ("ЕН"), ядром которого - по понятным причинам - становится информатика. Однако содержание данного ГОСТа показывает, что роль исто-рической информатики в постановке новой модели университетского исторического образования должна обсуждаться в более широком контексте.

Обратимся к п.1.3. ГОСТа ("Квалификационная характеристика выпускника по специальности 020700 - История"), в котором указаны следующие основные области профессиональной деятельно-сти выпускника:

- образовательная (работа в средних и средних специальных учебных заведениях, гимназиях и лицеях, в высших учебных заведениях);

- научно-исследовательская (работа в вузовских лабораториях, НИИ, библиотеках, архивах, му-зеях);

- культурно-просветительская (работа в организациях и учреждениях культуры);

- экспертно-аналитическая (работа в аналитических центрах, общественных и государственных организациях);

- организационно-управленческая (работа в органах государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления).

Представляется очевидным, что в любой из перечисленных областей деятельности выпускни-ка-историка в XXI веке трудно будет обойтись без владения навыками использования информацион-ных технологий в образовательном процессе, научных исследованиях, архивной, библиотечной и му-зейной работе, в экспертно-аналитической и организационно-управленческой деятельности. Этот те-зис подтверждается и содержанием п.7.1 ГОСТа, в котором формулируются требования к уровню подготовки выпускника по специальности "история". В соответствии с этим пунктом, специалист отвечает следующим требованиям:

- хорошо подготовлен в области всеобщей и отечественной истории и умеет применять свои знания в практической деятельности;

- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, спо-собен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, общест-ву, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проек-тов;

- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функ-ций;

- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной ре-чи правильно (логично) оформить его результаты;

- свободно владеет государственным языком Российской федерации - русским языком;

- способен читать и использовать научную литературу на иностранном языке (языках);

- знает и умеет грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет методами сбора, хранения и об-работки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, знает и использу-ет достижения информатики в своей области;
    
- способен, учитывая современное состояние науки и изменяющуюся социальную практику, к переоценке накопленного опыта, умеет приобретать новые знания, используя современные образова-тельные технологии;

- понимает сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисци-плин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной систе-ме знаний;

- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхо-да, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуще-ствлять их качественный и количественный анализ;

- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессио-нальных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

- знаком с методами управления, умеет организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагоги-ческой деятельности;

- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами;

- владеет общей и частной методиками в профессиональной сфере;

- умеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в специальной литерату-ре;

- обладает необходимыми знаниями в области библиографии,

- способен уметь применять и использовать сервисные программы, пакеты прикладных про-грамм и

- инструментальные средства ЭВМ для подготовки методических материалов;

- обладает углубленными знаниями в сфере профессиональной специализации; владеет совре-менной методологией и методикой решения профессиональных задач; способен формировать собст-венные исследовательские программы в сфере профессиональной специализации.

Выделенные нами курсивом требования к уровню подготовки специалиста-историка (а они составляют половину приведенного выше списка) имеют, на наш взгляд, прямое отношение к "ин-формационной/технологической" компоненте его образования. Эта компонента взаимосвязана и с со-держанием рядом разделов общепрофессиональных дисциплин (ОПД - основной блок в структуре ГОСТа) в подготовке историка, например:
    
- ОПД.Ф.12 (Теория и методология истории):

"Взаимосвязь между теорией и методами исторического познания, принципы исторического исследования, общенаучные методы в исторической науке, специальные исторические методы, мето-ды, заимствованные из других наук, методология и методика решения исследовательских задач".

- ОПД.Ф.03 (Источниковедение):

"...Методы работы с источниками...Современные методы накопления и анализа источнико-вой информации. Современные центры хранения исторических источников и принципы их организа-ции".

Представляет интерес структура основной образовательной программы подготовки выпускни-ка-историка, которая, в соответствии с п.3.4 ГОСТа, должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

- цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (1800 час.);

- цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины (300 час.);

- цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины (5346 час.);

- цикл ДС - дисциплины специализации (878 час.);

- ФД - факультативы (150 час.).

Отметим, что цикл ЕН включает федеральный компонент: ЕН.Ф.01 - Математика и информа-тика (основные понятия математической статистики; математические методы проверки гипотез; роль математики в гуманитарных науках; основные понятия и методы теории информации и кодирования; аппаратные и программные средства персональных ЭВМ, предназначенные для обработки информа-ции) (2), а также ЕН.Ф.02 - Концепции современного естествознания (естественнонаучная и гуманитар-ная культуры; научный метод; история науки). Кроме того, цикл ЕН включает ЕН.Р.00 - Националь-но-региональный (вузовский) компонент (до 10% общего объема цикла) и ЕН.В.00 - Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (100 час.) (3) .

Существенно, что в соответствии с ГОСТом вуз (факультет) имеет право устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иностранного языка), общих математических и естественнонаучных дисциплин при условии сохране-ния объема часов данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин, а также устанавли-вать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гума-нитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественно-научных дисциплин, в зависимости от профиля данного направления. Эти дополнения создают возможности для гибкого подхода к наполнению цикла ЕН конкретными дисциплинами. Так, на Историческом фа-культете МГУ в течение последних лет этот цикл читается студентам II и III курсов и строится по следующей схеме. В четвертом семестре студенты слушают лекции по информатике (32 час.) и про-ходят семестровый практикум (32 час.) по применению информационных технологий в исторических исследованиях; в пятом семестре они слушают лекции и проходят семестровый практикум по методам компьютеризованного статистического анализа исторических источников и методам моделирования (при той же "сетке часов"). Эти обязательные занятия дополняются спецкурсами по основным разде-лам исторической информатики. Их можно дополнять также факультативными курсами (см. возмож-ности цикла ФД).

Отдельно следунт подчеркнуть, что ГОСТ дает возможности и для углубленной подготовки специалистов-историков, желающих обладать "продвинутыми" знаниями и умениями в области со-временных информационных технологий, применяемых в практике отечественных и зарубежных ис-торических исследований и в образовательных программах. С 1998 г. историческая информатика (в соответствии с решением УМО) включена в список 17 специализаций, по которым может проводить-ся подготовка историков в рамках специальности 020700 (история). В ряде российских университетов такая специализация реализуется (об этом см. материалы в Информационном бюллетене Ассоциации "История и компьютер" за 1999-2001 гг.); наши белорусские коллеги в БГУ, а также кафедра эконо-мической истории и информационных технологий Мордовского госуниверситета им. Н.Огарева уже не первый год осуществляют выпуск специалистов по исторической информатике.

С учетом сказанного, естественно предположить, что развитие и совершенствование государ-ственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "история" должно, в частности, включать дальнейшую интеграцию информационных технологий и методов в систему подготовки специалистов-историков. Это будет способствовать повышению про-фессионального уровня историков, которым предстоит работать в условиях информационного обще-ства XXI века, когда работа с электронными ресурсами исторического содержания будет важной со-ставляющей профессиональной деятельности историка.

kleio.asu.ru

Док. 569184
Перв. публик.: 01.01.01
Последн. ред.: 16.06.09
Число обращений: 0

  • Бородкин Леонид Иосифович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``