Крупные операторы фиксированной связи, такие как МГТС, имеют важное преимущество перед альтернативными операторами: они владеют `последней милей`, обеспечивающей непосредственный доступ к абоненту. В этом отношении они монополисты и подлежат регулирующему воздействию Министерства по антимонопольной политике. Поэтому все больше внимания они уделяют тем сферам телекоммуникации, где у них есть конкуренты. Цены на услуги регулирует только рынок. Об одном из направлений работы МГТС – недавно построенной сети передачи данных нашему корреспонденту рассказал начальник управления систем передачи данных МГТС Дмитрий Костачев.
– Дмитрий Сергеевич, что Вы можете сказать о ситуации на московском рынке инфокоммуникационных услуг?
Я могу оценивать лишь ту его часть, которая связана с Интернетом и корпоративными сетями. После того как МГТС построила и в конце 2001 – начале 2002 года ввела в эксплуатацию мощную сеть передачи данных, технологические проблемы доступа в такие сети можно считать решенными на самом современном техническом уровне. Любая организация или частный пользователь в Москве могут получить практически все услуги, которые получает абонент в большинстве развитых стран.
– Что представляет собой ваша сеть?
Это сеть передачи данных общего пользования (СПД ОП), которая развернута на всех объектах МГТС (более 200 узлов доступа) и охватывает 98% территории Москвы. На участке `последней мили` используется в основном технология ADSL как наиболее востребованная, но можно применять и другие стандартные хDSL-технологии.
– Какую скорость доступа вы можете обеспечить?
80% наших каналов обеспечивают среднюю скорость около 6 Мбит/с из сети к абоненту и около 700 Кбит/с – в обратном направлении. Если скорость ниже 384 Кбит/с – наша техническая служба считает канал неработоспособным и принимает меры по его восстановлению. При скорости доступа 6 Мбит/с, как показывает практика, 15–20 и даже 30 компьютеров можно подключить на один канал, и пользователи не будут испытывать неудобств при работе в Сети. Корпоративные клиенты так и поступают: всю свою локальную сеть (15–30 компьютеров) подключают к одному каналу ADSL и даже получают при этом дополнительные телефонные линии – технология позволяет реализовать до 24 линий `голоса поверх IP`.
– Если технологические проблемы вы в основном решили, то какие еще остаются?
Остаются проблемы рыночные, экономические. Мы используем наиболее современные западные технологии и в основном западное оборудование, и потому себестоимость наших услуг сейчас сравнима с себестоимостью услуг западноевропейских сетей в соответствующие периоды их развития. Она определяется прежде всего инвестиционной составляющей, и это нормально: в первые три-четыре года после запуска проекта идет возврат инвестиций. А вот наше население к западному уровню цен еще не готово, и потому мы не може0–40 долларов в месяц на услуги сети передачи данных – это нормальные расходы, а для среднего российского пользователя – непозволительная роскошь.
– Что может получить абонент за эти 30–40 долларов в месяц?
МГТС не предоставляет услуг конечным клиентам, то есть частным лицам. Мы обеспечиваем высокоскоростной абонентский доступ присоединенным к нашей сети операторам, а они в свою очередь предоставляют на базе этого доступа свои услуги. Самая распространенная из них – широкополосный доступ в Интернет. С нами уже работают такие операторы, как `МТУ-Интел`, `Комстар`, `Телмос`. Мы предоставляем им услуги оптом, они платят за наши линии и сами определяют тарифную политику для конечных клиентов. Цены постоянно снижаются: за полтора года работы нашей сети арендная плата для абонентов упала раза в четыре.
Первые клиенты платили по 150–200 долларов в месяц, и стояла очередь на подключение. Это естественный процесс – вспомните, сколько стоил сотовый телефон, когда начинали работать операторы сотовой связи... Первый, кто получает услугу, платит дороже, затем цена снижается.
По моим оценкам, массовый спрос с подключением сотен тысяч абонентов мог бы возникнуть при абонентской плате 5–10 долларов в месяц. Сегодня ни мы, ни наши партнеры не можем добиться себестоимости услуги, позволяющей работать по таким тарифам. А работать себе в убыток бессмысленно, так как данный проект развивается на коммерческой основе. Судя по опыту западных стран абонентская плата за широкополосный доступ в Интернет должна стабилизироваться примерно на уровне 20–25 долларов в месяц.
– На Западе за такую цену предоставляют безлимитный доступ...
Это уже вопрос тарифной политики провайдеров Интернета. МГТС дает им безлимитный доступ, то есть предоставляет широкополосный канал к абоненту без учета объема передаваемого по нему трафика. В большинстве западных стран крупные операторы уже давно между собой за IP-трафик не рассчитываются. Таким образом, собственно интернет-трафик практически ничего не стоит.
Московским провайдерам приходится пока платить большие деньги за то, чтобы отправить свой трафик за рубеж или получить его оттуда.
Однако ситуация меняется: в Москву пришли крупные западные операторы – Cable & Wireless, Sonera, Telia и многие другие и оптовая цена трафика стала резко падать. Я думаю, через три-четыре года российские интернет-сервис-провайдеры тоже смогут предложить пользователям безлимитные тарифные схемы.
Снижение тарифов и рост платежеспособности населения идут навстречу друг другу. Однако уже сейчас пользователи могут приобретать широкополосный доступ `в складчину`. 50 долларов в месяц для одного человека много, но если несколько соседей объединят свои компьютеры в домашнюю сеть, плата становится вполне приемлемой при скорости передачи данных в десятки раз выше, чем при коммутируемом доступе.
– Как обстоят дела с корпоративнльные сети к Интернету с использованием наших каналов. Тарифы присоединенных к нам провайдеров на такие подключения выше, чем для индивидуальных (квартирных) пользователей, однако, на мой взгляд, для коммерческой компании заплатить около 200 долларов в месяц за подключение всей своей локальной сети – вполне разумные затраты.
Кроме того, и мы сами, и наши партнеры-операторы создаем на базе СПД ОП выделенные корпоративные сети для крупных организаций, используем ресурсы СПД ОП для обеспечения собственных корпоративных потребностей МГТС. В конце прошлого года мы выиграли конкурс и сейчас создаем сеть для Сбербанка Москвы, планомерно подключая к сети все его объекты (их более 700).
Такие работы мы выполняем достаточно быстро. Темп подключения может составлять до 1000 объектов в месяц, так что скорость создания выделенных корпоративных сетей определяется только готовностью объектов заказчика к подключению.
– Насколько велик резерв вашей сети по подключению новых абонентов?
Ни один разумный человек не будет строить сеть сразу на 10 лет вперед – это экономически бессмысленно. Технология меняется, дешевеет оборудование, поэтому нецелесообразно создавать большой запас ресурса. Важно, чтобы сеть могла развиваться эволюционно, без кардинальных перестроек, и все это у нас предусмотрено. Архитектура сети и модульная структура оборудования позволяют постепенно наращивать как производительность магистралей, так и абонентскую емкость. Мы, кстати, закупаем абонентское оборудование и станционные модемы ежемесячно по мере необходимости, а на складе держим запас на 2–3 месяца работы.
Сейчас наша сеть (без увеличения скоростей магистрали) может поддержать свыше 100 тыс. линий, подключено немногим более 10 тыс., так что резерв у нас еще очень солидный. Если, конечно, не использовать сеть для передачи реального видео.
– Такая перспектива существует?
Некоторые наши партнеры-операторы активно занимаются проблемой предоставления по сети реального видео высокого качества. В экспериментальном режиме все работает. Однако для широкого внедрения технологии потребуются существенные затраты, так что продать подобную услугу будет нелегко.
Остаются проблемы получения, создания и обеспечения распределенного хранения видеоконтента, ряд других технических и организационных проблем. К тому же в этой области еще не устоялись стандарты, так что вкладывать в нее большие средства пока опасно. Если же говорить о трансляции широковещательного ТВ, то на сегодня есть гораздо более дешевые решения, чем использование сети передачи данных.
– Каковы перспективы развития вашей сети на ближайшее будущее?
Мы будем развивать сеть и снижать тарифы, делая их более доступными для широкого круга потребителей. Ориентируется компания не на тонкий слой богатых клиентов, а на массового пользователя – это главная стратегия. МГТС не стремится заработать сверхприбствовать модернизации телефонной сети общего пользования.
Беседу провел Юрий Курочкин
Дмитрий Костачев 5.2003 www.connect.ru
Док. 569088 Перв. публик.: 16.05.03 Последн. ред.: 16.06.09 Число обращений: 0
Костачев Дмитрий Сергеевич
|