В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Владимир Аникиев: Торф, как возобновляемый источник энергии Назад
Владимир Аникиев: Торф, как возобновляемый источник энергии
1. Киотский протокол и возобновляемые источники энергии


В связи с изменением климата, согласно Киотскому протоколу, снижение выбросов CO2 в атмосферу может быть достигнуто за счет использования возобновляемых источников энергии, к которым относятся солнечная, ветровая и гидроэнергетика.

Кроме того, сжигание биомассы не нарушает биогеохимического цикла углерода в природе.

После оценки возможного климатического эффекта после использования возобновляемого источника энергии представителями Росгидромета с 2008г. будет оформлен сертификат на квоту сокращения эмиссии CO2 в атмосферу, который будет товаром на торгах международного рынка.

В соответствии с Директивой ЕС N2002/91/EC к 2020г. в странах ЕС потребление энергии от сжигания углеводородов и снижение масштабов эмиссии CO2 будет снижено на 20% (табл. 1.)

Таблица 1.
Структура энергетического бюджета стран ЕС

 

NN, Вид топливаОтносительный вклад, %
1. Нефть38,0
2. Газ24,0
3. Уголь18,0
4. Ядерная энергия (АЭС)14,0
5. Прочие6,38


Ежегодно возобновляемые источники энергии обеспечивают ~1% в мировом бюджете первичной энергии, без учета гидроэлектростанций [2]

В настоящее время разработка возобновляемых источников энергии субсидируется из бюджета стран ЕС и США из-за высокой стоимости вырабатываемой энергии (табл. 2)
Таблица 2.
 


Тарифы на энергию из возобновляемых источников в Германии и динамика их снижения со временем [3]

NN, Вид энергииСтоимость EUR/квт-часСнижение цены за 1 год, %
1. Солнечная31,94-43,0110,0
2. Ветроваяа) в прибрежной зонеб) на морском шельфе 5,02-10,43,5-15,0 1,0-5,01,0-5,0
3. Биотопливо7,779-15,81,0
4. Гидроэлектростанции3,55-7,361,0

В 2007г. Германия вложила 24,6 млрд. $ в инновационное развитие возобновляемых источников энергии, что позволило обеспечить 6,7% от производства первичной энергии в стране и сократить импорт нефтепродуктов на 6,3 млрд. $.

В России на долю возобновляемых источников энергии в 2005г. приходилось всего 0,5% от производства первичной энергии [2].

Для сокращения влияния углеводородов на энергетический бюджет страны из бюджета было выделено ~40млрд. $ на развитие атомных электростанций с реакторами на быстрых нейтронах.

Однако, в настоящее время поступление энергии из АЭС дотируется за счет бюджета и до сих пор не решен вопрос по управлению радиоактивными отходами.

В настоящее время для России наиболее приемлемым источником возобновляемой энергии является биотопливо, и как часть последнего - торф.

Скорость накопления торфа находится в пределах 0,5-1,0 мм/год, что в 50 раз превышает уровень годовой добычи.

Таким образом, торф относится к возобновляемым природным ресурсам (табл. 3).



По сравнению с ископаемыми углеводородами (углем) при сжигании торфа снижение выбросов CO2 ниже в 4-24 раза и твердых взвешенных веществ - в 2-19 раз, а зола утилизируется в качестве удобрения.

Выбросы CO2 полностью аккумулируются торфяно-болотными экосистемами в соответствии с Киотским протоколом.

2. Целесообразность развития Федеральной целевой программы "Торф".

Россия обладает 47 процентами мировых запасов торфа и имеет возможность решить за счет него проблемы местной энергетики и экологии, повышения плодородия почв, увеличения экспорта торфа и торфяной продукции. Потенциальные запасы торфяного сырья в стране составляют 68,3 миллиарда тонн и уступают лишь углю (97 миллиарда тонн), но превышают суммарные запасы нефти и газа в России (31 миллиарда и 22 миллиарда тонн соответственно).

Сравнение цен на торфяное топливо с ценами на другие виды топлива свидетельствует о преимуществе опять-таки торфа. Например, для северных районов России, если принять стоимость на торф за 100 процентов, цена на кузнецкий уголь составит более 190 процентов, на воркутинский уголь - 130-185 процентов, на мазут топочный - 180-252 процента. Принципиально это соотношение сохраняется и для всей европейской части страны.

Для оптимизации территориальных энергетических балансов необходимо использовать запасы торфа в Костромской, Курганской, Свердловской, Ленинградской, Смоленской, Кировской, Брянской, Вологодской, Тюменской, Томской и Амурской областях.
В федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года предусмотрено увеличение добычи топливного торфа до 7,02 миллиона тонн, кускового торфа - до 375,5 тысячи тонн, производства торфяных брикетов - до 340 тысяч тонн.

На эти цели предусматривалось выделение с 2002-го по 2005 год из федерального бюджета 501,1 миллиона рублей в ценах 2001 года. Однако фактически было выделено в 2003-2004 годы лишь 3 миллиона.

На совершенствование технологии и оборудования торфяного производства предусматривалось выделить 6,2 миллиона рублей, но фактически финансирование не проводилось.

Более того, Министерство экономического развития и торговли недавно приняло решение свернуть несколько федеральных целевых программ, в том числе и программу "Энергоэффективная экономика", мотивируя это их низкой эффективностью.

По мнению Ю. Липатова, зам. председателя Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи, целесообразность создания ФЦП "Торф" определяется следующими факторами:

Во-первых, основные ресурсы - газ и нефть - сосредоточены в Западной Сибири и севере европейской части, и их доставка потребителям, в основном заводам и электростанциям центра и юга европейской части, является чрезвычайно острой проблемой. В структуре грузовых перевозок страны энергетические грузы составляют треть всего объема. Кардинальное решение этой проблемы может быть связано только с освоением источников энергии, не требующих транспортировки огромных масс горючего на большие расстояния, в том числе переход на использование местных видов источников энергии - торфа, биомассы.

Во-вторых, увеличение доли применения торфа необходимо еще и потому, что на большой территории нашей страны расположено множество мелких поселков, которые неэффективно обеспечивать энергией за счет строительства крупных тепловых источников. В России насчитывается 66,5 тысячи малых муниципальных котельных, подавляющая часть которых работает на привозном угле и мазуте, что значительно удорожает стоимость тепловой энергии для населения и ЖКХ.

В-третьих, конкурентоспособность торфяного топлива существенно повышают его экологическая безопасность, простота утилизации торфяной золы (по сравнению с угольными шлаками), низкий уровень вредных выбросов в атмосферу. В перспективе, кстати, требования к защите окружающей среды при сжигании традиционных углеводородных ресурсов будут постоянно возрастать, а ситуация в этой сфере для России на общем мировом фоне остаётся неблагоприятной.

В-четвёртых, развитие местных видов топлива способствует развитию иных отраслей промышленности регионов России. Здесь можно выделить следующие направления: химическое, аграрное, экологическое, строительное и медицинское.

Неблагоприятная ситуация в торфяной промышленности России усугубляется наличием противоречий в законодательной базе. Так, в действующем законодательстве болота и торф отражены в Законе РФ "О недрах", Водном, Земельном, Лесном кодексах, положения которых подчас разнятся. Так, в Водном кодексе болота отнесены к водным объектам и добыча торфа должна производиться на основании водной лицензии. А в Лесном кодексе болота отнесены к землям лесного фонда, отвод земель лесного фонда для добычи торфа требует перевода лесных земель в нелесные земли лесного фонда, что требует больших финансовых средств.

К проблемам в торфяной отрасли можно отнести дефицит подготовленных инженерно-технических и рабочих кадров для добычи и переработки торфа, отсутствие эффективных форм организации и стимулирования торфяного производства в существующих рыночных условиях, также нет спроса на топливный торф со стороны большой и малой энергетики, а отрасли недостает государственной поддержки.
Однако главной проблемой, тормозящей использование торфа, является, на мой взгляд, организационная, а следовательно, и финансовая слабость торфяной промышленности России. Именно этим фактором объясняется то, что поставщики торфа не могут реализовать конкурентные преимущества торфа по стоимости, экологической чистоте и низким транспортным затратам в сравнении с углем и мазутом, которые стоят дороже и доставляются издалека. Но уголь и мазут предлагают своим потребителям мощные компании, как правило, общенационального масштаба, проводящие агрессивную маркетинговую политику, обладающие, как мы все хорошо знаем, определенными лоббистскими ресурсами.

Всё это системные факторы, которые не по силам преодолеть частным инвесторам без государственного участия. Вот почему для возрождения торфяной промышленности России необходимо создание определенных стартовых предпосылок. А именно: устранить противоречия в законодательстве, препятствующие расширению масштабов добычи торфа или существенно удорожающие ее, разработать федеральную целевую программу "Торф" за счет средств федерального бюджета; обеспечить участие Правительства в первоначальном финансировании реализации этой программы, и прежде всего в сфере создания и внедрения котельного и сопутствующего оборудования для сжигания торфа, которое будет стимулировать рост спроса на топливный торф.


3.Выводы

В настоящее время происходит подготовка к международной встрече в г. Копенгагене, где в декабре 2009г. начнется обсуждение новых условий для учетного периода Киотского протокола с 2012г.

Поскольку предполагается, что будут изменены обязательства государств по количеству обязательств на сокращение выбросов CO2 в атмосферу, то следует подготовить доклад о включении торфа в число возобновляемых источников энергии.

Литература

1.    Schmitz B. Renewable energy programmer and the EU/Reports of the 10-th World Renewable Congress, Glasgow, 19-25 July 2008.

2.    Велихов Е.П. Гагаринский А.Ю. Субботин С.А. Цибульский В.Ф. Государственная политика и энергетическая безопасность/ Энергия, экономика, техника, экология, 2007 N12 с.2-11.

3.     Hihrich-Rahlwes R. Recent development and perspective of renewable energies in Germany/ Reports of the 10-th World Renewable Congress, Glasgow, 19-25 July 2008 p.12.

4.    Anikiev V.V. Fulfilment of Russia obligations in Kyoto Protocol (2008-2012) at utilization of biomass/ Abstracts of the 10-th World Renewable Congress, Glasgow, 19-25 July 2008.

5.    Применение торфа как топлива в энергетике Урала/ ИТАР-Урал-ТАСС, 25 мая 2009 с.6


Аникиев В.В., д.г.-м.н., проф., председатель правления Российской экологической независимой экспертизы

15.06.2009,
www.viperson.ru



Док. 568930
Перв. публик.: 15.06.09
Последн. ред.: 18.06.09
Число обращений: 0

  • Аникиев Владимир Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``