В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Низы не захотели, а верхи не смогли Назад
Низы не захотели, а верхи не смогли
Как "хоронили" мэра.

Поражение на мэрских выборах Игоря Безрукавникова, если и стало неожиданностью, то, пожалуй, только для него самого и некоторых близких ему людей. Редкий пример оглушительного провала кандидата, который имел реальные шансы на победу, но стал жертвой собственных просчетов.

Как все начиналось.

К разгару тарифных войн зимы прошлого года, рейтинг Игоря Безрукавникова, опустился до неприлично малой для действующего мэра цифры - 15-16%. Причин, тому много: ветхое жилье, неухоженность городских улиц, корыстолюбие отдельных чиновников городской администрации. Но по справедливости - жители многих российских городов могут позавидовать астраханцам. Если бы последние проехались по калужским дорогам, узнали о московской коррупции или прочувствовали на себе коммунальные услуги, предоставляемые, например, в Воронеже, их мнение о работе мэрии очень быстро изменилось бы в лучшую сторону. Так, что, скорее всего, против мэра работала понятная "усталость" избирателей от долгого пребывания во главе Астрахани одной и той же команды. И самоуверенность "отцов города", которые считали, что их нахождение у власти вещь сама собой разумеющаяся и неизменная.

Сам Игорь Безрукавников относил падение своей популярности на счет деятельности городских оппозиционеров из СОС. Резонно опасаясь за исход будущих выборов, он пригласил внешних консультантов, и поставил задачу активизировать работу собственных служб мэрии. У тех, кто занялся избирательной кампанией мэра никаких иллюзий не было. Было ясное осознание того, что подавляющее большинство горожан желает смены городской власти. Но с другой стороны, на тот момент, избиратели не видели ни одного серьезного претендента на должность главы города кроме Безрукавникова. Понятно, что вернуть ему прежнюю популярность было невозможно, однако, победа, при отсутствии сильных оппонентов, представлялась вполне реальной.

Ростки надежды

Поначалу события развивались в правильном направлении. Безрукавников ежедневно встречается с горожанами и разъясняет свою позицию через средства массовой информации. Запущена газета "Астраханский Листок", которая, попадая в каждый почтовый ящик, должна честно и не особенно приукрашивая рассказывать о проблемах Астрахани и о тех трудностях, с которыми сталкивается работающий мэр. Менять устоявшиеся взгляды горожан предполагалось постепенно и с большой осторожностью. Ни в коем случае не выпячивая и не возвеличивая лично Игоря Александровича. Уж очень укоренилось недоверие лично к нему и ко всему, что исходило от городской администрации.

Первые номера "Астраханского листка" были восприняты читателями неплохо, чувствовалось - газета стремится быть объективной. Работа городской пресс службы с телекомпанией "Лотос" тоже дала результат. Горожане убедились, что мэр отнюдь не проводит большую часть времени в Европе, и в меру своих сил занимается решением городских проблем.

Рейтинг главы начал потихоньку расти, и к концу лета вышел на максимум. К сентябрю за него были готовы проголосовать 27-29% горожан. Тем более, что политические оппоненты на тот момент были увлечены перипетиями борьбы за губернаторское кресло. Но дальше, в ходе собственно избирательной кампании, мэр не только не набирал, но, увы, наоборот, только терял голоса.

Конечно, на итоги голосования повлияло общее недовольство горожан тем состоянием, в котором находится Астрахань. Очевидно, что городская администрация так и не смогла включить "инстинкт самосохранения". Понятно, что за полгода кардинально улучшить ситуацию в городском хозяйстве невозможно, но убрать мусор с улиц - вполне реально. Куда там, не была даже погашена задолженность по зарплате перед людьми, работающими в коммунальном хозяйстве. Легко догадаться, что на избирательных участках они с большим удовольствием показали фигу своим начальникам. В день голосования, город был буквально затоплен, на многих избирательных участках не было света. Трудно, конечно, представить, что человек, притопавший к избирательному участку по лужам и голосующий при свечах, выберет действующего мэра. Но в России все бывает, и должным образом обработанные избиратели и не за такую власть голосовали. Но, дела с обработкой обстояли еще хуже, чем с городским хозяйством.

Путем ошибок к катастрофе

Примерно с августа управление избирательной кампанией мэра окончательно пошло наперекосяк. На протяжении всего лета вызревал содержательный конфликт между супругой мэра, Ниной Федоровной Безрукавниковой и большей частью штаба, в том числе привлеченными внешними консультантами. Она была крайне недовольна недостаточно активным по ее мнению продвижением личного образа Игоря Безрукавникова. Ей представлялось, что избирательная кампания заключается исключительно в безудержном восхвалении кандидата. Нина Федоровна исходила из того, что, если очень постараться, все горожане полюбят мэра. Более благоразумные люди рассчитывали собирать голоса сторонников, но при этом сосредоточиться на расколе оппозиционного электората, который заведомо численно превосходил тех, кто симпатизировал мэру.

Безрукавников мог сохранить свой пост в одном случае, если бы на выборы выдвинулись один или нескольких ярких, молодых, не связанных с мэрией кандидатов. Кандидатов привлекательных для избирателей, которые ни в коем случае не хотели голосовать за действующего мэра. Если бы в июне был сделан этот простой и очевидный шаг, в ноябре акция "прощай мэр" приносила бы голоса не только Боженову и Сарычеву, но трем, может быть четырем кандидатам. И ни один из них в итоге не набрал бы больше голосов, чем Безрукавников. Категорическое неприятие этой идеи выказала именно супруга главы города. Мэр также не осознал необходимость этой идеи.

Наличие нескольких центров принятия решений, как это всегда и бывает, привело к тому, что никакие решения не принимались. Зато процветали интриги. Летом в штабе мэра появился ростовский "социолог" некий господин Макарцев, который заверял мэра, что его рейтинг составляет 50% и предложил свое видение избирательной кампании, которое заключалось в том, что нужно как можно больше рассказывать о самом Безрукавникове. Эта пагубная стратегия нашла у супруги главы города самую горячую поддержку. К августу она окончательно взяла на себя управление избирательной кампанией. Ей удавалось сочетать абсолютную некомпетентность с непрошибаемой уверенностью в своей правоте. Все, за что она бралась, заканчивалось катастрофой. "Астраханский листок", задуманный как издание для тех, кто не знает за кого голосовать, под ее давлением превратился в газету "для тех, кто очень любит мэра". Результат не замедлил себя ожидать. Два номера с Безрукавниковым на обложке, и газету перестали вынимать из почтовых ящиков. Под личным руководством супруги мэра были изготовлены и рекламные ролики, и бессмысленные глянцевые плакаты, на фоне разбитых мостовых вызывавшие у горожан вполне законное раздражение.

С лета начали портиться и отношения мэрии со средствами массовой информации. Здесь свою "скромную" лепту внес еще один человек из окружения Безрукавникова - его пресс-секретарь Лариса Дурнова. Проработавшая 15 лет на областном телевидении и ничем не запомнившаяся, в конце прошлого года она загадочным образом оказалась на посту руководителя городского пресс-центра и пресс-секретаря мэра. Этот сногсшибательный взлет, скорее всего, и сыграл с ней злую шутку. Нетрудно представить, что происходит с человеком, который многие годы был в тени и не имеет серьезного опыта организационной работы. Задержки с оплатой по счетам, выставляемым мэрии редакциями СМИ, постоянные интриги и поиск личных врагов - вот лишь малый перечень неприятностей, доставленных кампании мэра его пресс-секретарем. А руководители некоторых СМИ просто отказывались работать с таким человеком, невзирая даже на то, что это грозило потерей денег, выплачиваемых мэрией по договорам на информационное обслуживание.

Начало конца

Окончательный хаос воцарился, когда избирательной кампанией мэра стала рулить команда юных ростовчан, привезенная, очевидно, по просьбе супруги мэра господином Макарцевым. Их личный вклад в победу Боженова состоял в разворачивании наивной контр-пропагандистской кампании. Если до появления антибоженовских роликов, настроенное против мэра большинство горожан еще могло сомневаться в своем выборе, то теперь всякие сомнения пропали. Главный оппонент мэрии был обозначен яснее некуда. Ростовчане, хочется верить, сами того не желая, очень эффективно подкрепили усилия команды Боженова по созданию пары Боженов - Безрукавников. Излишне говорить, что слабым игроком в этой паре был Безрукавников. Это было ясно всем, кроме его супруги.

Мало кто знает, но четыре года назад она уже включалась в избирательную кампанию. Правда, всего за полтора месяца до выборов. Возможно, поэтому тогда Безрукавникову удалось все-таки победить Боженова. Хотя в результате приложенных ею усилий, 20-процентный разрыв между Безрукавниковым и Боженовым ко дню голосования сократился до 10 процентов. Если сравнить электоральную статистику нынешних и прошлых мэрских выборов, то нетрудно заметить, что сегодня Боженов набрал практически столько же голосов, сколько и четыре года назад. А вот Безрукавников потерял в два с половиной раза. На этот раз его супруга начала активно участвовать в кампании почти с самого начала.

И все же не стоит во всем винить команду и личное окружение. С этими же людьми можно было прийти к победе. Основная ответственность лежит на самом кандидате. Если, раньше главным недостатком Безрукавникова, как руководителя, и как кандидата, была его мягкость и человечность, то долгое пребывание у власти добавили к этому утрату чувства реальности. Игорь Александрович словно отказывался видеть и слышать то, что расходилось с его представлениями. Зато благосклонно внимал таким "доброжелателям" как ростовский социолог, в субботу, накануне дня голосования, утверждавший, что кампания выиграна и прогнозировавший победу с результатом 50%. Настроение мэра было воспринято административной машиной, которая к таким сигналам очень восприимчива. Плохие новости были под запретом, даже отчеты агитаторов о настроениях горожан искажались под влиянием их начальников. Конечно, и в администрации и в штабе кандидата были люди, абсолютно трезво оценивавшие ситуацию, но рычагов, для воздействия на нее у них не было. Ибо они "не совпадали" с генеральной линией, которую невольно задавал глава.

Убаюканный своим окружением Игорь Александрович не хотел ничего менять, ни в себе, ни вокруг себя. Все просчеты, которые совершались в ходе избирательной кампании, он почему-то считал незначительными, а барьер, отделявший его от конкурентов - непреодолимым. Уверенный в своей победе, мэр не сделал ни одного решительного шага, который мог бы качнуть ход событий в его сторону. Не провел показательной радикальной чистки в администрации, не отнесся со всей серьезностью к судебному иску против Боженова, не сумел установить по настоящему союзнических отношений с очевидным фаворитом губернаторской кампании Александром Жилкиным, отказался от работы с центральными СМИ. Только слепотой и удивительной самоуверенностью можно объяснить такие решения Игоря Александровича, как поездка в Европу за неделю до дня выборов, и последовавшее за ней полное прекращение встреч с избирателями.

Кампания по выборам главы города Астрахани внушает веру в эффективность избирательных технологий. Безрукавников делал все возможное, чтобы проиграть, и ему это удалось. Боженов работал правильно и вполне заслуженно победил. Выиграют ли горожане? Игорь Александрович был не самым худшим мэром и остается добрым, мягким человеком. Схлынет волна озлобления, и астраханцы, наверняка, будут вспоминать о нем с симпатией, он стоял у руля в трудные времена, и город пережил их без катастроф. В этом есть и его заслуга. То, что произошло с Игорем Безрукавниковым, подтверждает правоту банальной мысли о том, что людей стоящих у власти надо время от времени менять. Иначе они теряют чувство реальности. Извлекут ли из этого урок победители? Надежда, конечно, есть.


www.astrakhan.net

29.12.2004

Док. 568736
Перв. публик.: 29.12.04
Последн. ред.: 11.06.09
Число обращений: 0

  • Безрукавников Игорь Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``