В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Митрофанова: Как девочка из блокадного Ленинграда стала заслуженным учителем Назад
Ирина Митрофанова: Как девочка из блокадного Ленинграда стала заслуженным учителем

Интервью с заслуженным учителем России,
Отличником народного просвещения,
ветераном ВОВ
Верой Ивановной Дмитриченко

    


У каждого из нас своя жизнь, со своими трудностями, проблемами, маленькими радостями, заботами о близких, встречами с друзьями. Будни и праздники, все движется по накатанной. Вокруг столько домов, в которых каждый вечер зажигается свет. И за каждым из них чья - то жизнь. Чаще всего - жизнь эта вполне обычная, похожая на нашу с вами: от понедельника до понедельника. Но рядом с нами живут и такие люди, чья жизнь стоит десяти. Жизнь, которая могла бы служить примером для каждого из нас. Недавно мне посчастливилось познакомиться с Верой Ивановной Дмитриченко. Несмотря на то, что этой милой улыбчивой женщине уже скоро исполнится 85 лет, в каждом ее движении, слове, взгляде чувствуется бодрость, интерес ко всему происходящему и удивительный оптимизм. А уж сколько ей пришлось повидать на своем веку, материала хватило бы на книгу: фронт, блокада, переезды с места на место, любовь и огромная преданность своей профессии учителя.
 


- Вера Ивановна, расскажите о начале Вашего пути, ведь вы не сразу выбрали для себя профессию учителя?

- Я родилась в селе Холм Галичского района Костромской области, когда закончила семь классов школы, поехала в Кронштадт поступать в ФЗУ при Морском заводе, учиться на электрика. Потом ФЗУ переименовали в Ремесленное училище N10 "Металлистов". В нашей группе было 20 мальчиков и только 5 девочек, включая меня. Мы уже были на монтаже нового дома, как началась война. На третий день войны бомбили Кронштадт, в 2 часа дня в обед стали бомбить наш артиллерийский цех. Мы спрятались под лестницу. Закончилась бомбежка, вышли мы на улицу, а у крыльца лежит двухметровая черная бомба, чудом не взорвалась, а могли ведь погибнуть все еще тогда.

- Что же было дальше? Как изменилась Ваша жизнь с началом войны?

- Дальше мы сдали экзамены, дали мне 4 разряд слесаря арматурщика и отправили в 10 цех Морского завода. Мы лопаты штамповали: чтобы выдавить лопату, мы девчонки 17-тилетние вдвоем на педаль вставали, иначе не получалось, веса в нас мало было, еще делали разные взрыватели, в общем, все что нужно для обороны. Работали в три смены. Голод начался, в день давали по 250 грамм хлеба. Еще меня назначили контролирующей по кухне, из 40 грамм крупы нужно было сварить кашу, представляете из 40 грамм на целый цех. Однажды страшно завыла сирена. Был налет на наш цех, у фашистов все было рассчитано, бомбили самые важные объекты. Побежали мы в бомбоубежище. Помните в фильме "Мы из Кронштадта" там матросы по рву бегают - это наше убежище как раз в этом рву и находилось. Приходим, дети, старики все плачут, вдруг оглушительный взрыв, свет погас. Потом все стихло. Вылезли мы из убежища, а от нашего цеха одни развалины остались.

- И куда же вы тогда подались?

- Пошли в военкомат, проситься в армию. Нас взяли и через два месяца нас отправили переоборудовать школу под госпиталь. Стали мы трудиться: полы моем, траншеи роем, и куда ни пойдешь, все с винтовкой на плече, шпионаж был страшный, много находилось сторонников фашизма. Когда школа была полностью переоборудована, нас собрали и стали распределять: кого куда. Меня назначили электромонтером, стали я в щитовой жить, то бормашина не работает, то свет выключился - все на мне. Начался прорыв блокады: раненых тьма, все коридоры, классы заполнены, день и ночь идут операции. Потом нам приказали из Кронштадта переходить в Ленинград: теперь нужно было уже две школы переоборудовать под госпиталь, и я в этих школах опять же электромонтером. Как-то случилась беда, у меня украли карточки. Но люди, они ведь всегда остаются людьми, даже в таких условиях, все мне помогали, подкармливали, не дали с голоду умереть. Жуткое было время, бывает не вышел рабочий на работу, мне скажут, сходи к нему, посмотри, придешь - а там все мертвые, а то работает человек за станком и рядом с ним же умирает. А в обед вокруг буржуйки все собираются и разговоры только о том: кто когда, что ел, и что пил, и как вкусно это было, воспоминаниями, что называется, кормились. Жили мы в общежитии: канализации нет, воды нет, 9 человек в комнате - одно ведро для справления нужды на всех. Нечистоты потом просто на улицу выливали, но пришла весна с сильными дождями, все смыло, и не было эпидемии, а мы ведь тогда и не думали об этом, не до болячек тогда нам было. А потом госпиталь расформировали, девчонок-санитарок взяли в другой госпиталь, а я - электрик оказалась ненужной. Ну, думаю, куда же мне теперь-то, и пошла в Военно-Морское училище. Прихожу, встречает меня высокий представительный капитан, я со слезами начинаю рассказывать про свои беды, мол, возьмите, госпиталь расформировали, осталась я не при делах. А он так странно на меня смотрит, прищуривается да приглядывается, оказывается, все никак не мог понять, девка я или парень, я ведь в брюках была, тощая, со стрижкой под мальчишку. Взяли меня, стали учить на радиста. Потом приехала комиссия из НКВД. Отобрали нас 60 девчонок-дистрофиков в войска НКВД. Некоторые винтовки-то поднять не могли, до того были ослаблены. А я ничего, хорошо стреляла. Я ведь еще в деревне ходила в Ворошиловский кружок, так что некоторый опыт был. Потом нас расформировали по частям НКВД. Меня направили в 23 дивизию телеграфисткой, но через несколько месяцев стал формироваться 152 полк, куда меня направили уже в качестве радиста. Мы дислоцировались по всей Латвии, штаб был в Риге, куда меня взяли сначала писарем, потом повысили до заведующей секретной частью.

- Вера Ивановна, а как Вы познакомились с вашим будущим мужем?

- Вот в Риге и познакомились. В 1945 году приехал к нам проверяющий из НКВД. С каждым беседовал. Я смотрю на него, и вдруг неожиданно мысль промелькнула - вот бы он стал моим мужем. Нет, думаю, он все-таки старший лейтенант, а я лишь ефрейтор, не может такого быть. Уехал. А через какое-то время приходит от него письмо нежное, мол, понравилась я ему сильно. А я вместо того, чтобы обрадоваться обиделась ни на шутку, оказалось, что он про меня у всех выспрашивал: кто я, да что я, а просто подойти поговорить - не сообразил. Написала, что не получится у нас с вами ничего, вы меня намного старше.

- А насколько старше?

- На десять лет. Мне тогда двадцать было, а ему тридцать. Да я это с обиды написала, на самом деле он мне понравился. А через год он опять с проверкой приехал, и стал настойчиво ухаживать, на каждое свидание с цветами. Поженились мы. Забрал меня в Москву, там нам дали комнату в бараке, а в 1948 году у нас родилась дочка. Пошла я опять учиться, в школу рабочей молодежи. Потом поступила в Педагогический институт на физмат. Я в группе самая старшая была, меня старостой назначили. Недавно была встреча с моими бывшими сокурсницами - 7 человек ко мне пришли, все живы, здоровы, насколько это возможно, в нашем возрасте, хорошо, душевно посидели. На четвертом курсе у меня родился сын, трудно, конечно, было: двое детей, учеба. Но я все экзамены благополучно сдала, дали мне свободный диплом. Школу я выбрала по внешнему виду, чем-то она мне приглянулась сразу. Дали мне седьмые классы и классное руководство. С детьми у меня хорошие отношения сложились. С удовольствием и на консультации ко мне ходили, и на экскурсии разные. Но работала я там только два года, дали нам квартиру в г. "Бабушкин", он тогда еще к Москве не относился.

- Тогда, наверное, все здесь выглядело совсем по-другому, город, скорее, напоминал поселок?

- Конечно. Наш дом был последний, дальше капуста росла. Пошла я работать в десятую школу. Вела физику с 7 по 10 класс. Дети были ужасно запущены. Не хулиганы, нет, хорошие, добрые, но ослабленные, в военные годы родились. С фронта только у одного мальчика вернулся отец, соображали плохо, все им давалось с большим трудом, в институты никто не поступил, на строительный комбинат пошли работать в основном. Потом г. Бабушкин присоединили к Москве, школа стала 755 с производственным обучением, меня назначили завучем по профобучению. Я добилась, чтобы нам дали цех, а то, что же это за производственное обучение без практики. Стали мы готовить монтажников, слесарей, программистов. Ученики были очень сильные, по вузовскому учебнику занимались. А вообще интересная у нас была жизнь. Такие замечательные вечера устраивали. Например, "Физика и музыка". Ведь игру всех музыкальных инструментов можно объяснить и с точки зрения физики. Один ученик играет на скрипке, и тут же другой с плакатом, на котором разъяснено, как эта скрипка устроена и почему из нее можно извлечь те или иные звуки, также и с другими инструментами, а закончилось все танцами со светомузыкой, которую ребята сделали на кружке. Мои ребята из кружка неоднократно выступали на радио выставках в Политехническом музее: у меня есть четыре грамоты, нам дали премию - магнитофон, тогда это был очень внушительный приз, в районных выставках радиолюбителей все время участвовали.

- Какое-то время Вы были председателем райкома профсоюзов, расскажите об этой работе.

- Да, я была им шесть лет. И в этой деятельности я большое значение придавала трудовому воспитанию, организовала много технических выставок учащихся. Мы проводили конференции, присуждали звания: образцовая школа, образцовый кабинет и т.п. Была награждена грамотой ВЦПС. Меня избрали и на второй срок, но я сама больше не захотела председательствовать, как-то поднадоела организационно-управленческая работа.

- У Вас был опыт работы с детьми не совсем полноценными в умственном отношении. Расскажите об этом.

- Это был 102 интернат. Меня туда назначили директором. Пришла и столкнулась с аховой ситуацией. Во-первых, отношение коллектива. Мне сразу сказали: "Мы до вас 10 директоров сняли и вас снимем, если что". Работали по принципу - дураков не научишь. Но так же нельзя. Дебилами - то рождаются редко, в основном это просто запущенные дети: 1/3 из детдома, никто ими всерьез никогда не занимался. А мы всему должны научить: как одеться, обуться, причесаться, потом жильем обеспечить, найти опекуна. Нужно бороться за них, суметь подготовить к жизни, чтобы не пропали они совсем. Сколько мне пришлось работать с коллективом. Требовала с них все время, с утра до вечера, выполнения их же обязанностей, поощряла за каждую мелочь, это со здоровыми детьми провести тот же пионерский сбор элементарно, а с этими - попробуй. Если справился учитель - то благодарность ему и запись в трудовую книжку. У них до меня и записей-то благодарственных не было, а со мной всем дали заслуженных. Это они сначала сопротивлялись, а потом благодарили меня: "Вера Ивановна, вы научили нас работать". Таким детям просто необходимо получить трудовые навыки, а то куда же им идти-то, когда подрастут. Я стала добиваться, чтобы нам сделали пристройку для трудовых и физкультурных занятий. Столько мучений с этим было, столько нервов и здоровья я на это угрохала. Вырыли котлован, и рабочих сняли. А наши дети - то непонятливые, лезут всюду, покалечиться могут, я для себя решила тогда, как на войне - умрем, но не сдадимся, добьюсь я, чтобы была у нас эта пристройка. Писала в партгосконтроль, ездила по разным инстанциям, в результате добилась, помещение достроили. Стали мы учить детей ручному труду. Потом даже заказы на фабрике Старт стали брать. Кстати, многие из моих воспитанников потом устроились туда на работу. Проработала я там до 80 года. Исполнилось мне 55 лет, и я подала заявление об увольнении. Незадолго до этого у меня случился инфаркт. Не могла я больше уже, устала. Все там наладила, жили по расписанию: кружки, кино, экскурсии, уборка участков, все в свое время, чтобы жизнь у детей была организованная и интересная.

- Но на этом Ваша трудовая деятельность не закончилась.

- Нет, конечно, немножко посидев дома, я попросилась в 309 школу, где тоже проблемные детишки обучались. Дали мне самого тяжелого надомника, у него был паралич, научила его читать, писать он не мог. Так меня полюбил, когда я его отучила, все скучал обо мне и спрашивал. Потом дали группу продленного дня - 40 человек. Я отношения с интернатом поддерживала, помнила, что у них матрасы лишние есть, взяла их: сделали для наших детей комнату отдыха. Потом ушла учительница младших классов, я их взяла и довела до выпуска, до сих пор с некоторыми поддерживаю связь. Все в жизни устроились. Сложные были дети. Из одной школы выгонят, из другой, попадут к нам, надо с ними работать. Прошлась по их семьям, в некоторых дети простыней не видели, родители пьяньчушки пропащие, ну что с такого ребенка требовать. А вообще своеобразные дети: будут возражать, но потом все равно сделают, как ты им скажешь. И поощрять их все время надо, за их маленькие победы. За лето объезжала фабрики, заводы, типографии. Чтобы взять для них какие-нибудь призы: открыточки, книжечки, иногда и галоши какие-нибудь.

- Вам приходилось работать с таким разным контингентом: с детьми, которые одарены талантами и с теми, которым не додано. Наверное, было очень тяжело перестраиваться.

- Да все было тяжело, все менялось быстро и неожиданно: училище, завод, госпиталь, дети такие разные, к каждому сумей найти подход. Знаете, я детей запоминала по их знаниям, вот кто, что помнит по физике, помню точно, а фамилию и перепутать могу. Базовые знания, полученные в школе, очень важны, и во многом определяют судьбу человека. Мои ученики благодарны мне. Звонят, делятся своими успехами. Я рада за тех, кто многого добился, и за тех, кто просто научился жить, работать, получил специальность, создал семью. С любым ребенком нужно работать, детям надо уделять много внимания, тогда будет толк.
    
Вера Ивановна имеет множество наград: "За оборону Ленинграда", "За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг.", "20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." "30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "70 лет Вооруженных сил СССР", "Знак за доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне", значок "Отличник народного просвещения", Медаль "Г.К. Жукова", "Учитель 1997 г. Бабушкинского района", "Ветеран труда", "60 лет Вооруженных сил СССР", Орден "Отечественной войны II степени", "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, медаль "40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", знак "Фронтовик", медаль "В память 850-летия Москвы" медаль "В память 300-летия Санкт-Петербурга", знак "Победитель социалистического соревнования 1973 года", знак "Победитель социалистического соревнования 1974 года", 28 почетных грамот и пр. А еще одной из ее больших наград являются ее ученики, сумевшие найти себя и не потеряться в этой порой трудной, непредсказуемой жизни.


Подготовила Ирина Митрофанова

11.06.2009,
www.viperson.ru



Док. 568578
Опублик.: 11.06.09
Число обращений: 0

  • Митрофанова Ирина Вячеславовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``