В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В ОБЪЯТИЯХ БЮРОКРАТИИ ЗА ВОЛОКИТУ ОТВЕЧАЕТ ... ЗАСТРОЙЩИК Назад
В ОБЪЯТИЯХ БЮРОКРАТИИ ЗА ВОЛОКИТУ ОТВЕЧАЕТ ... ЗАСТРОЙЩИК
Еще Адам Смит заметил – хорош лишь тот правитель, что управляет, но `не очень`. Возможно, следуя этому мудрому совету, наше государство все годы рыночных реформ делало отчаянные попытки отстраниться от управления строительством.

Борис Суровцев, генеральный директор `Санкт-Петербургской строительной корпорации`Осуществив разгосударствление и приватизацию в отрасли, оно ликвидировало координировавшее строительную отрасль министерство. И объявило необязательными даже строительные нормы и правила, являвшиеся всегда законом для каждого, берущегося за эту деятельность. Но ностальгическое чиновничье желание порулить, продемонстрировать, кто все же в строительстве главный, – живуче.
Особенно ярко проявилось оно в теперь уже печально известном законе `О долевом участии`. Бюрократия смогла, наконец, пуще прежнего внедриться в рыночные отношения отрасли. И создать обстановку, при которой без ведома чиновников договаривающимся о сотрудничестве сторонам не позволительно даже `чих` сделать.
В свое время я руководил Главным управлением капитального строительства города. Государство доверяло мне как заказчику огромные капитальные вложения. Но и в то время, распоряжаясь его деньгами, я располагал большими правами и возможностями для самостоятельных решений. Куда большими, чем в соответствии с этим законом дозволяется сейчас свободным, самостоятельным и независимым от него хозяйствующим субъектам.
Порочность этого закона очевидна даже разрабатывавшим и принимавшим его. Но что удивительно – на принятие закона о `Долевом участии в строительстве` потребовалось всего 9 дней. 22 декабря 2004 г. он был принят Госдумой, а 31 декабря уже подписан президентом и опубликован. А вот очевидные поправки к нему рассматриваются чуть ли ни полгода, и когда их примут, трудно сказать.
Взаимоотношения бизнеса и государства в нашей отрасли складываются чрезвычайно трудно. Государство никак не может определить свое место в строительных делах. Казалось бы, от него требуется создание условий для нормального строительного бизнеса и не мешать ему. Но ни то, ни другое у него не получается.
Более того, год от года бюрократические барьеры на пути свободного вроде бы от государственной опеки строительного бизнеса только множатся. Особенно при каждой реальной попытке вернуться к комплексной застройке кварталов.
Конечно, критиковать бюрократов – себе дороже. Но, похоже, власть, доверившая чиновнику действовать от ее имени, упоенная растущими объемами ввода жилья в городе, слабо представляет, через какие лабиринты приходится пробираться строительному бизнесу, чтоб обеспечивать эти, радующие ее сейчас, результаты.

Ну может ли нормальный человек представить себе, что, скажем, для оформления обычной разрешительной документации на теплоснабжение типового жилого дома у нас в городе требуется пройти последовательно 8 городских инстанций. Нормативные сроки рассмотрения документов в общей сложности составляют 245 рабочих дней. Подчеркиваю, – рабочих. Так записано в этих, самостоятельно установленных ими, нормативах. Чтобы ускорить это прохождение, нужно уплатить тройную цену за оказание этой услуги. Но и тогда на рассмотрение документов они суммарно потребуют 137 рабочих дней – полгода.

И если бы только волокита околостроительных государственных ведомств портила инвестиционный климат! Жизнь застройщика полна неожиданностей и сюрпризов, которые в любой момент могут быть преподнесены желающими `поиграть бицепсами` бюрократами.
Шесть лет назад, в 1999 г., наша фирма на отведенном ей участке для строительства дома в квартале 4 Шувалово-Озерки возвела трансформаторную подстанцию (ТП). И сдала ее в эксплуатацию `Ленэнерго`, как это было принято в то время.
Там же был построен нами 200-квартирный жилой дом с обширными встроенными помещениями. Все обязательства перед городом были выполнены, и мы были спокойны. Но при оформлении собственности от нас потребовали перечислить в городской бюджет стоимость переданного некогда `Ленэнерго` ТП. И добро бы просто перечислить, хотя оснований к тому не было никаких – в то время город с `Ленэнерго` еще не враждовал. Нас понудили письменно обратиться в городские инстанции с просьбой оказать нам, как застройщику, эту `любезность` и принять от нас деньги.
Это было только началом. Полгода пришлось ходить по инстанциям, собирая одобрения на `наш порыв`. И только после этого правительство города милостиво согласилось с нашей `просьбой`. Пока суд да дело, пока спорили, отстаивали свою правоту, пока ходили по инстанциям, прошло больше года.
Заложниками же в этой истории оказались люди, построившие себе квартиры за собственные деньги и не имевшие все это время возможности получить право собственности на них.

По нашим наблюдениям, сейчас создание социальной напряженности совершенно неожиданно стало рычагом, которым бюрократия стала пытаться понуждать строительный бизнес к уступкам. А некоторые чиновники городских инженерных служб сами слишком часто стали создавать такую социальную напряженность.
По существующему порядку перед заключением договора на постоянное теплоснабжение введенного жилого дома требуется в течение 20 дней провести наладку теплотехнического оборудования и получить так называемый `допуск`. При наладке дом обычно уже заселен, и в квартиры кроме теплоносителя впервые поступает горячая вода. Чтоб не прерывать ее подачу, застройщик подает заявку на заключение договора на постоянное теплоснабжение. Дело нехитрое: получили `допуск` – заключили договор.
Но над чиновником `не каплет`. К положенному сроку нужные бумаги он может и не успеть подготовить. Ответственности за это ни перед кем он не несет и спокойно дает предписание: горячую воду в доме отключить. А так как срок допуска истек, то начинай все сначала. Застройщику остается лишь бога молить, чтоб после повторной, отнюдь не дешевой, наладки и вторичного получения `допуска` нужные бумаги были готовы. Иначе...
… Новоселы же недоумевают: с чего это вдруг то включают, то отключают горячую воду. Пишут жалобы, волнуются. И не знаешь, у кого найти управу на распоясавшегося бюрократа. Прежде любой рядовой инструктор райкома мигом бы к порядку такого чинушу призвал, не позволил бы издеваться над людьми. Нынче же вроде, кроме губернатора, жаловаться и не к кому.
И получается, что за свою необязательность перед бизнесом околостроительные госслужбы никакой ответственности не несут.

В начале 90-х годов, помнится, городские власти не без основания обеспокоились проблемами подготовки под комплексную застройку новых территорий. Попробовали было привлечь для того деньги Всемирного банка реконструкции и развития. Оказалось накладно. Обратили взоры на отечественный бизнес.
Тогда-то нашей фирме и предложили взять под застройку большой пустырь в Приморском районе. Участок этот расположен между намечавшимися к прокладке Ситцевой, Стародеревенской и Гаккелевской улицами и продолжением Богатырского проспекта.
Сделайте, уговаривали нас, за свой счет все то, что выполнено городом на аналогичной территории за деньги Всемирного банка. А расходы эти мы зачтем вам как оплату стоимости предоставленной под застройку земли. Все, что требовалось нам сделать в оплату за полученную землю, перечислили в сводном сметном расчете, его утвердили в администрации и благословили на начало работ.
Кое-что город брал и на себя. Он должен был предоставить нам возможность в оговоренные сроки подключиться к источникам тепла, воды, построить тепломагистрали, водоводы, канализацию, дороги...
Сбои начались с первых дней. К отведенной территории не подобраться – нет дорог. Пришлось в дополнение к нашим обязательствам построить временную дорогу по трассе будущей Ситцевой улицы. По ней пустили строительный транспорт. Затем в микрорайоне выявился дефицит тепла. И распоряжением губернатора нам под реально имевшиеся мощности источников тепла ограничили объемы ежегодного ввода жилья.
Тем самым застройка квартала растянулась аж на 10 лет. Вот вам и комплексное освоение территорий. Какая экономика выдержит такое?..
Но город снова не справился со своими обязательствами. Только благодаря настойчивости администрации Приморского района сейчас завершено строительство Ситцевой улицы. Готова одна из четырех магистралей, окаймляющих квартал нашей застройки.
По инвестиционному договору с городом мы должны были завершить это затянувшееся строительство в 2005 г. Но куда там! Три последних корпуса в квартале обеспечиваются водопроводом и канализацией, не говоря уже о подъездах, от Богатырского проспекта.
Три года обещали начать работы. Наконец недавно официально уведомили, что в этом году завершат подготовку проектной документации. А возможность начала работ на Богатырском будет рассматриваться при формировании плана 2006 г. Стало быть, раньше 2007 г. завершить строительство этих корпусов нам явно не удастся.
И никто не чувствует своей вины за это. Больше того, нам рекомендуют обратиться с просьбой о переносе сроков ввода оставшихся трех корпусов. И боюсь, что не в шутку во властных кабинетах при этом добавляют: оштрафуем за `несоблюдение установленных сроков ввода`.

Мне думается, что настала пора тем, кому мы на демократической основе доверили власть, и не только в городе, но и в стране в целом, внимательно разобраться, что и как вершит от их имени чиновничья рать в важнейшей сфере экономики – капитальном строительстве.
Нужно упростить взаимоотношения строительного бизнеса с государственными структурами, установить их ответственность за волокиту и необязательность. Пора законодательно определить кому из них и за что дозволяется оказывать платные услуги, установить единые тарифы на них. Следует донести до сознания всех, кому доверяется взаимодействовать от имени государства с этой отраслью, что строительство – длительный, зачастую многолетний процесс.
Этот процесс, начатый по одним правилам и законам, не может многократно перестраиваться под новые требования власти.
И что очень важно: не позволять никакой государственной структуре во взаимодействии со строительным бизнесом опускаться до примитивного государственного рэкета.

Борис Суровцев, генеральный директор `Санкт-Петербургской строительной корпорации`,
к. э. н., заслуженный строитель РФ

N 78 июль 2005

www.stroygorhoz.ru

N 78 июль 2005



Док. 568338
Перв. публик.: 10.06.05
Последн. ред.: 10.06.09
Число обращений: 0

  • Суровцев Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``