В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Законы бьют по прогрессу Назад
Законы бьют по прогрессу
На вопросы нашего корреспондента отвечает депутат Госдумы, заместитель председателя группы "Народный депутат", член комитета по бюджету и налогам, член межфракционного объединения "Авиация и космонавтика России" Александр БЕЛОУСОВ.

- Александр Николаевич, что означает, на ваш взгляд, катастрофа шаттла "Колумбия" для мировой и российской космонавтики?

- Это трагедия для всей мировой космонавтики. И США, безусловно, внесут коррективы в свои космические программы. Российская же космонавтика находится в критическом состоянии. Требуется кардинальный пересмотр отношения к этому депутатов Госдумы РФ, Правительства РФ и Президента РФ. Ведь тот научно-технический задел, который создавался многие годы, беспощадно уничтожается.

Я был свидетелем запуска нашего космического корабля "Союз-Т35" и видел, в каком разрушенном состоянии находится Байконур. Это и потопленная станция "Мир", которая, по мнению многих специалистов, и в том числе космонавта Джанибекова, могла после проведения регламентных работ летать не менее 15 лет. А ведь эта станция имела не только исследовательские, но и военные функции.

- Так ли уж велико значение станции "Мир" и всей космической индустрии для нашей страны?

- "Мир" обеспечивал загрузку мощностей всего авиационно- космического комплекса страны, сотням тысяч человек. Только в одной Самаре на космос работали более 250 тысяч человек. Многие лучшие специалисты сменили работу, выехали за рубеж работать по контрактам. Отсутствие станции "Мир" может привести к тому, что наши космические ракеты будут не востребованы, и это может похоронить всю российскую космическую индустрию.

А ведь авиационно-космическая отрасль находится на пике всех отраслей экономики. Если она перестает работать, рушатся станкостроение, материаловедение, электроника и другие высокотехнологичные направления экономики. Сегодня мы пока еще имеем научно-технический задел, например в авиации, примерно на 15 лет и по многим направлениям опережаем США. Но вместе с тем покупаем иностранные лайнеры, инвестируя средства в американское и французское авиастроение. В результате наше авиастроение разваливается. И шесть российских ведущих научных институтов просят 500 млн. руб., чтобы сохранить уникальное оборудование. А этих денег не находится.

- Но разве работы на МКС (Международная космическая станция) не загружают нашу промышленность, не способствуют развитию отечественных программ?

- Вложение денег в МКС - это, по сути, инвестиции в чужой проект. Хорошо, конечно, что пока наши ракеты на МКС летают. Когда США разберутся в причинах аварии и наладят безаварийные полеты шаттлов, рано или поздно может наступить время, когда от наших кораблей они откажутся. Сегодня же мы, если будут инвестиции, готовы наладить нужное количество запусков ракет-носителей к МКС. Возможно, нам следует вернуться к программе пилотируемых космических кораблей типа "шаттл" после изучения специалистами состояния всех космических программ, включая "Буран".

- Десятки стран мира очень неплохо живут без развития высоких технологий. Почему Россия должна их развивать?

- Россию нельзя сравнивать с многочисленными небольшими странами, которые не имеют возможности развивать высокие технологии. Хотя даже опыт Гонконга свидетельствует о том, что в них заложен гигантский коммерческий потенциал. В нашей стране внимание к высокотехнологичным отраслям именно сейчас имеет огромное значение. Сильное, современное государство подразумевает сильную армию и, следовательно, хорошо работающие промышленность и ВПК. Необходимо восстанавливать и развивать уже имеющийся потенциал отраслей, работающих на авиацию и космонавтику. Россия должна и впредь быть авиационно-космической державой, летать на отечественных самолетах.

- Как способствовать этому собираются депутаты Госдумы?

- Для оказания конкретной помощи в Госдуме создано межфракционное депутатское объединение "Авиация и космонавтика России", в которое вошли 55 депутатов, профессионально связанных с отраслью и знающих ее проблемы. Среди его членов: космонавт Виталий Севастьянов, генерал военной авиации Николай Безбородов, бывший начальник космодрома Свободный генерал Александр Винидиктов, руководитель группы "Народный депутат", председатель Народной партии РФ, в недалеком прошлом директор авиазавода Геннадий Райков. Проведены совещания с ведущими конструкторами и генеральными директорами авиазаводов. Вырабатывается концепция и программа развития авиационно-космической отрасли.

Возможно и даже необходимо, чтобы создание комиссии под руководством председателя Правительства РФ, который бы курировал авиационно-космическую отрасль, а ее работа строилась бы под патронатом Президента РФ.

Еще князь Борис Голицын, выступая 13 декабря 1909 года в Академии наук в собрании членов Государственной Думы и Государственного Совета "Об общих директивах для правильной постановки дела воздухоплавания в России", подчеркнул, что "было бы более чем ужасно и даже преступно, если бы мы в этом деле (авиации) отстали от наших соседей и дали бы им спокойно усиливаться, не принимая никаких мер. Если мы будем по- прежнему дремать, то нам устроят такой сюрприз, с последствиями которого нам долго и трудно будет справляться. Беда может свалиться на нас как снег на голову, и проснемся тогда от спячки, но уже будет поздно". Сегодня России пора проснуться от спячки и повернуться лицом к ведущей некогда в стране авиационно-космической отрасли.

Пока же принимаются законы, которые бьют под дых нашей авиапромышленности. Это закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "О техническом регулировании в РФ" и другие. Чтобы улучшить положение дел в авиационно-космической отрасли, формируются законы "Об авиационном лизинге", "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними", усовершенствуются законы "О космической деятельности", "Об использовании космических средств в интересах обороны и безопасности РФ", надо заниматься и новым "Воздушным кодексом".


04.03.2003

www.aviaport.ru

Док. 568309
Перв. публик.: 04.03.03
Последн. ред.: 10.06.09
Число обращений: 0

  • Винидиктов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``