В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Татьяна Веремеева: Система информационно-коммуникационного обеспечения политики реформирования железнодорожного транспорта в РФ Назад
Татьяна Веремеева: Система информационно-коммуникационного обеспечения политики реформирования железнодорожного транспорта в РФ
В эпоху информационно-коммуникационных технологий необходимым ресурсом развития общества стали информация и коммуникация, несущие людям совокупность знаний, сведений, сообщений о явлениях, фактах, событиях. С помощью информации и коммуникации происходит адаптация и социализация индивидуума в социуме, устанавливаются уважительные, партнерские отношения между государством и обществом.

Взаимоотношения государственных структур и общества чрезвычайно важны для успешной реализации государственной политики. Эта взаимосвязь осуществляется в большей степени через СМИ, обеспечивающие эффективное социально-политическое и экономическое управление в целом и оптимизацию взаимодействия органов управления и самоуправления в интересах личности, общества и государства (1).

Коммуникация - это информационный процесс, при котором происходит взаимодействие, общение между людьми с целью передачи информации, знаний, мнений. Коммуникацию можно рассматривать также и как социальную функцию политики, которая осуществляется для "поддержания контактов между властью и населением, содействия процессам формирования политической консолидации, предотвращения социальной напряженности, социальных взрывов и обеспечения эффективного развития общества" (2).

Социальные функции политики порождаются потребностями общества, проявляются в деятельности всех институтов государства, политической системы и гражданского общества. Основная роль в реализации социальных функций политики принадлежит государству в лице органов государственной власти, а также обществу, в лице общественных объединений. Органы государственной власти формируют стратегию и тактику социальной политики, разрабатывают законодательную и правовую базу и через свои исполнительные органы реализуют социальные программы, мероприятия и решения. Важной задачей при этом является консолидация общества, налаживания между государством, бизнесом и различными группами общества социального партнерства и взаимопонимания.

Для поиска компромисса и налаживания баланса интересов всех социальных групп и участников рынка необходимо применение новых форм влияния и взаимодействия, а также использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), разработку под конкретную задачу индивидуальных PR-проектов, маркетинговых программ, рекламных компаний. Информационно-коммуникационные технологии существенно изменяют содержание различных видов деятельности, прежде всего административной, повышают эффективность управления, выводят на новый более высокий уровень информационное обеспечение процессов принятия политических решений, взаимодействие гражданского общества и государства (3).


Рассмотрим подробнее информационно-коммуникационную систему ОАО "РЖД", так как железнодорожный транспорт является "одной из важнейших отраслей экономики любой страны и мирового хозяйства в целом, что обуславливает значимую роль транспорта и в качестве эффективного политического средства национального влияния и контроля"(4).


Опережающее расширение и модернизация железнодорожной сети, совершенствование технологий перевозок являются основой конкурентоспособности и социально-экономического развития страны, поддерживания высокого уровня обороноспособности, безопасности и целостности государства.

В современных условиях на железнодорожном транспорте эффективно используются новые принципы и методы хозяйствования, обеспечивающие сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов саморегулирования. В целях гарантированного решения государственных задач в отрасли сохраняется государственный контроль и регулирование над инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, но одновременно формируются рыночные механизмы развития конкурентного рынка грузовых и пассажирских перевозок. Так, в 2001 году с целью разделения на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления Правительство Российской Федерации приняло решение о необходимости создания открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") (5). Учредителем и собственником акций ОАО "РЖД" является Российская Федерация, а Компании ОАО "РЖД" переданы от Министерства путей сообщения функции управления, осуществления и оптимизации хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта.

Для реформирования ОАО "РЖД" и модернизации производственной базы железных дорог, которое осуществляется в три этапа, привлекаются инвестиции государства, частный капитал, активно используются инновации, новейшие технологии и научные разработки. В ходе первого этапа была сформирована нормативно-правовая база акционирования системы железнодорожного транспорта и создана Компания ОАО "РЖД". На втором этапе стояла задача реорганизация системы управления и собственности самой Компании ОАО "РЖД". Целью третьего этапа является создание и регулирование развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок, а так же выполнение всех социальных обязательств перед государством - основным акционером ОАО "РЖД".
Стратегические цели ОАО "РЖД" изложены в ее Уставе: "Главными целями деятельности общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли" (6).

Особенностью состояния ОАО "РЖД" является двойственность задач. С одной стороны, Компания как коммерческая структура стремится к получению прибыли и сокращению издержек. С другой стороны, ОАО "РЖД", являясь инструментом социально-экономической политики государства, осуществляет оказание социально значимых услуг, обеспечивает решение государственных транспортных задач, что влечет значительные издержки и сокращение прибыли. Задача объединения коммерческой и политической функций создает двойственное положение для Компании, вызывает противоречие в ее интересах и неизбежно отражается на ее взаимодействии с внешними аудиториями.

Необходимо отметить, что реформирование ОАО "РЖД" оказывает влияние на финансово-хозяйственную и социальную деятельность многих участников рынка, производственных структур и различных социальных групп. Поэтому необходимо эффективное информационно-коммуникационное сопровождение всех социально значимых проектов Компании, которое в ОАО "РЖД" осуществляет Департамент корпоративных коммуникаций. Учитывая, что в России за последнее десятилетие политические и социально-экономические отношения сформировали огромное количество участников рынка с различными нуждами, потребностями и интересами специалистами Департамента были выделены три основных блока или целевые группы взаимодействия в соответствии с их специфическими интересами:

- органы государственной власти;

- профессиональные аудитории;

- широкие слои населения.

С каждой группой Компания выстраивает индивидуальные взаимоотношения и решает определенные задачи с учетом обоюдных интересов. Так как владельцем ОАО "РЖД" является государство, то органы государственной власти и управления интересуют вопросы реализации Компанией государственной стратегии развития транспорта, а также выполнение всех социальных обязательств перед гражданами. Общество же в целом больше интересует набор, доступность и качество предоставляемых услуг, сохранение системы социальных льгот. Бизнес-сообщество и профессиональные структуры в наибольшей степени интересует финансово-хозяйственная деятельность ОАО "РЖД", возможности выстраивания эффективных партнерских отношений и извлечения из них прибыли. С каждой целевой группой у Компании складываются свои информационно-коммуникативные отношения, которые можно разделить на:

-    PA - политические отношения (Public Affairs);

-    GR - отношения с органами власти (Government Relations);

-    PR - отношения с общественностью (Public Relations);

-    BR- деловые отношения (Business Relations), отношения между хозяйствующими субъектами;

-    CR- корпоративные отношения (Corporate Relations), система внутрикорпоративных отношений;

-    MI - деловая разведка (Market Intelligence).

На третьем этапе реформирования ОАО "РЖД", начавшемся в 2006 году, основными стратегическими целями информационно-коммуникативной деятельности Компании являются:

- разделение социальной и финансово-хозяйственной проблематики в рамках информационно-коммуникационной политики ОАО "РЖД";

- переход от разъяснения стратегии развития Компании к пропаганде полученных позитивных результатов от реформы ОАО "РЖД";

- дифференциация содержания, технологий, каналов и инструментов коммуникаций в зависимости от целевых групп;

- оптимизация системы внутренних коммуникаций Компании.

    Учитывая, что ОАО "РЖД" в своей деятельности объединяет политические и коммерческие функции, стратегические задачи можно разделить на следующие блоки:

- политический;

- структурно-управленческий;

- маркетинговый;

- репутационный;

- социальный;

- ресурсообеспечивающий.

Более того, в деятельности ОАО "РЖД" существует важный социально-политический аспект, который предъявляет специфические требования к информационно-коммуникационной деятельности Департамента корпоративных коммуникаций:

- прогнозирование и предупреждение социальных рисков, связанных с деятельностью ОАО "РЖД", которая является для государства ресурсообразующей компанией;

- пропаганда социальной значимости и позитивных достижений Компании в области выполнения социальных задач;

- демонстрация роли ОАО "РЖД" в социально-политической системе РФ и пропаганда значимости Компании для имиджа страны в системе внешнеполитических отношений;

- демонстрация позитивных финансово-хозяйственных результатов деятельности с целью освещения инвестиционной привлекательности Компании.
    
В системе информационной коммуникаций Компании необходимо наличие механизма обратной связи. Этот механизм формируется такими технологиями, как "горячая линия", социологические опросы, интернет форумами и конференциями, отраслевыми мероприятия по изучению общественного мнения по тем или иным вопросам и т.п.
Все информационные коммуникации можно разделить на внешние и внутрикорпоративные.

Тактическими задачами внешних коммуникаций являются:
    
- постоянное информационное сопровождение деятельности первого лица и топ-менеджеров ОАО "РЖД";
    
- постоянное взаимодействие с органами государственной власти, бизнес -сообществом и широкой общественностью;

- информирование основных аудиторий о целях и результатах деятельности Компании;
    
- контроль актуального состояния информационного поля и публичной репутации Компании.
    
Задачами внутрикорпоративной деятельности являются:
    
- информационный обмен в системе горизонтальных коммуникаций между подразделениями ОАО "РЖД";
    
- взаимодействие с дочерними и зависимыми предприятиями Компании;
    
- информирование рядовых сотрудников о целях и текущем положении Компании в рамках развития системы мотивации персонала.
    
Таким образом, можно отметить, что информационно-коммуникационная система ОАО "РЖД" направлена на реализацию основных стратегических задач, а также на нейтрализацию политических, социальных, имиджевых рисков, возникающих в процессе деятельности Компании. При решении этих задач используются различные инструменты трансляции и коммуникативные каналы передачи информации: общественно-политические, деловые и отраслевые СМИ, центральное и кабельное телевидение, служебные документы, личные связи и персональные коммуникации, интернет- пространство, адресная рассылка, прямая реклама, кросс-продажи, скидки, различные пакеты услуг, разнообразные акции и PR-кампании, лотереи, конкурсы и пр.
    
На сегодняшний день дефицита сведений об ОАО "РЖД" в информационном пространстве страны нет. Информация носит достаточно позитивный характер. Необходима более содержательная проработка информационных материалов, а также более активное использование имеющихся современных информационно-коммуникационных технологий и техник. Важно, что специалисты Компании понимают: лишь эффективно действующая система информационных коммуникаций позволяет распределить усилия между отдельными функциональными структурами и подразделениями ОАО "РЖД", сохраняя единство принципов информационной политики и контроль над результатами коммуникационной деятельности Компании.
________________________________________________________________________________
1. См.: Коноваленко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. М., 2004. С 4.
    
2. Политология: Учебник. Под общ. ред. В.С. Комаровского. М., 2006.С.15.

3. Политология: Учебник. Под общ. ред. В.С. Комаровского. М., 2006.С. 48.
    
4. Политология транспорта. Политическое измерение транспортного развития / В.И.Якунин. М., 2006. С 47.

5. См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384 г. "О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" //Российская газета. 19 мая 2001 г.

6. Устав открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденный Постановлением Правительства РФ N585 от 18.09.2003 //Российская газета. 19 сентября 2003.

08.06.2009,
www.viperson.ru

viperson.ru

Док. 567829
Перв. публик.: 08.06.09
Последн. ред.: 01.06.12
Число обращений: 0

  • Якунин Владимир Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``