В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пороховая дочка Казани Назад
Пороховая дочка Казани
О славных делах Казанского порохового завода, основанного по указу Екатерины II двести с лишним лет назад, можно говорить долго, и все равно рассказ будет неполным. За два века своей истории он стал крупнейшим в России, одним из самых передовых в мире, лидерство свое сохраняет и сегодня. А вот завтра...

И в ракетно-ядерную эпоху основой военного могущества любой армии мира остается все равно обычное стрелковое вооружение, а основа основ любых современных боеприпасов - пироксилиновые пороха. Глупо повторять прописные истины о том, что этот самый порох, с тех пор как его изобрели, в любой стране, пекущейся о своем суверенитете и о своей безопасности, принято держать сухим. Еще более глупо доказывать, что порох делать надо в любом случае.

К сожалению, эти "глупости" посчитали, видимо, настоящими глупостями в период начала становления суверенитета Российской Федерации. Уже в 1992 году производство пироксилинового пороха в Казани опустилось ниже безопасного технологического минимума. И никому из тех, кто определял тогда политику "оборонки", не пришло в голову, что легкомысленно относиться к пороху опаснее, чем даже к ядерному оружию. Атомная бомба - штуковина "умная" и очень даже "дуракоустойчивая", а вот порох вспыхивает мгновенно. В пороходелании почти все исключительно: и технология, и техника безопасности, и люди - те самые кадры, которые, как известно, решают многое.

Каким-то немыслимым способом руководство завода вывело предприятие из опаснейшего положения. На сегодняшний день государственное предприятие с мудреным названием ФГУП ФНПЦ ГК НПП им. В.И. Ленина осталось единственным(!) в Российской Федерации, где существует полный замкнутый цикл производства пироксилиновых порохов. Не будет этого предприятия, и Российская армия станет безоружной в самом прямом смысле этого слова.

После того как Министерство обороны РФ перестало закупать порох для текущих нужд Вооруженных Сил, для пополнения стратегических арсеналов, в Казани рук не опустили, стали своими силами поддерживать сложнейшее производство.

Надо, наверное, сказать персональное спасибо президенту Республики Татарстан Минтимеру Шаймиеву и премьер-министру правительства республики Рустаму Минниханову за посильную финансовую поддержку предприятия федерального подчинения. Не очень большие средства, но все-таки выделялись. В 1998 году делегация Казанского порохового завода впервые смогла принять участие в крупнейшей международной выставке пороходелов в Нюрнберге. И это стало сенсацией!

К директору Сергею Межерицкому, представлявшему свой завод, подошел представитель крупнейшей американской пороходелательной корпорации и очень долго пытал его на предмет соответствия выставочной вывески с реквизитами предприятия тому, что есть в реальности. Собеседники долго не могли понять друг друга. В итоге выяснилось: по оценкам американских специалистов (все-то они знают!), пороходелательный завод в Казани должен был закрыться еще в 1993 году. Американец весьма квалифицированно объяснял, что без государственного оборонного заказа технологическая поддержка очень специфического производства пороха невозможна. По их данным(!), именно в 1993 году наступила критическая точка, за которой должны были последовать либо натуральный взрыв в центре Казани, либо полная ликвидация производства пороха. Физического взрыва не было, значит, неизбежно должна была состояться ликвидация самого производства.

Мог ли директор объяснить всезнающему американцу, что ни взрыва, ни закрытия не произошло лишь потому, что весь многонациональный коллектив тогда поднялся на спасение родного предприятия. А как было не подняться, если почти у всех русских и татар, обеспечивавших порохом Российскую империю и Советский Союз, корни их профессиональных династий уходят в века?!

Общими усилиями в Казани придумали такую хитрую технологию, которая позволила не только продолжить выпуск нитроцеллюлозы и "мирных" порохов, но и сохранить полную готовность к основному производству даже без оборонного заказа. Ничего подобного в мире не было и нет!

Когда на выставке в Нюрнберге поняли, что Государственное пороходелательное предприятие им. В. И. Ленина в Казани не фантом, а реальность, интерес к нему проявили очень многие. С профессионалами, выжившими в ситуации, которую сами американцы посчитали гибельной на сто процентов, можно работать! Спустя некоторое время появились первые экспортные заказы на нитроцеллюлозу, на отдельные виды охотничьих и спортивных порохов. Надо отметить, что почти вся продукция казанских пороходелов (мирная или военная) по своему качеству соответствует мировым стандартам. Завод имеет международный сертификат качества ИСО 9001, дающий право торговли пироксилином на мировом рынке.

Казалось бы, можно окончательно переориентироваться на удовлетворение требований инозаказчиков и жить в ус не дуя. Однако не все так романтично-просто в мире пороха, где каждый неверный шаг грозит натуральным взрывом.

К сожалению, доход от выпускаемой гражданской продукции на современном уровне технологии не способен перекрыть все затраты предприятия по содержанию оборонного комплекса. К тому же все последние десять лет государственное(!) предприятие только за счет внутренних ресурсов своими собственными силами спасало государственную(!) оборонную достаточность, умножая при этом долги... государству. Абсурд полный!

Видимо, не случайно в последние два года начались проблемы с региональными энергетиками.

Прошлой зимой резко понизилась температура. И сразу (чтоб проучить!) сократилась подача газа на заводскую ТЭЦ.

Если бы температура опустилась ниже допустимой, то содержание кислотных трубопроводов мгновенно бы замерзло и превратилось в рассредоточенную бомбу, которая взорвалась бы буквально при щелчке пальцем. Последствия взрыва на заводе, расположенном фактически в центре города, привели бы к ужасающим последствиям...

Комиссия по чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан провела собственные исследования на заводе в канун нынешней зимы и пришла к заключению, из которого хочется процитировать лишь одну строчку: "Критическая ситуация, сложившаяся на заводе в вопросах готовности к зимнему периоду, стала следствием низкой эффективности менеджмента должностных лиц предприятия". Странно... Ведь если бы не высочайший профессионализм управленцев этого предприятия, ГК НПП им. В.И. Ленина могло бы взлететь на воздух за последние десять лет не один раз!

Драматизм ситуации прекрасно понимают в Российском агентстве по боеприпасам, руководитель которого Зиновий Пак неоднократно обращался и в правительство, и Министерство обороны. Увы, похоже, что в данной ситуации бессильно само правительство РФ, хотя и там положение дел оценивают весьма трезво.

В самом конце прошлого года премьер-министр Михаил Касьянов подписал поручение всем официальным лицам, имеющим отношение к проблеме, с настоятельной просьбой незамедлительно рассмотреть ситуацию, сложившуюся вокруг единственного в своем роде пороходелательного завода России. Увы, российская бюрократия непробиваема! Каждое ведомство начало неспешную выработку своих предложений и рекомендаций, конца которым не видно.

Вместо послесловия

Не смешно, а страшно говорить о том, что в начале XXI века производство боевого пороха в России достигло уровня... начала XX века. Стоит, наверное, вспомнить, что одной из причин нашего поражения в Цусимском сражении и вообще во всей Русско-японской войне 1905 года был некачественный порох. А затем начались череда революций и гибель империи.

Сергей ПТИЧКИН

www.evening-kazan.ru

30.01.2002

Док. 567264
Перв. публик.: 30.01.02
Последн. ред.: 05.06.09
Число обращений: 0

  • Межерицкий Сергей Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``