В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Соломон Гинзбург: пять лет внутри Еросоюза: что дальше? Назад
Соломон Гинзбург: пять лет внутри Еросоюза: что дальше?
Пять лет назад - 1 мая 2004 года - ЕС пополняется десятью новыми странами, в том числе нашими соседями - Литвой и Польшей. Калининградская область оказывается в эпицентре новых геополитических и геоэкономических игр, связанных с набирающей мощь объединенной Европой, которая по экономическим показателям сравнивается с США и в полтора раза превосходит их по численности населения. Калининградская область - неотъемлемая часть России. Поэтому динамика отношений ЕС и РФ максимально влияет на положение дел в нашем регионе.

Семь уроков пятилетки
Первый. Это неудача РФ в период высоких цен на нефть в создании альтернативных плацдармов для сбыта энергоресурсов. Имидж России, как "великой энергетической сверхдержавы", становится мифом. Верить в скорый обратный рост нефтяных котировок недопустимо самонадеянно. После войн - горячей с Грузией и холодной газовой с Украиной - внешнеполитическая среда для построения масштабных энергетических альянсов с европейцами стала неблагоприятной. В то же время огромный поток нефтедолларов, наводнивших страну в период путинской восьмилетки, обусловил крах любых попыток реализации эффективной системы энергосбережения. Россия затрачивает на производство готовой продукции в 5-6 раз больше энергии, чем Евросоюз. Выход не только в том, чтобы найти альтернативные рынки сбыта нефтегазового сырья, но и в развитии инновационной экономики. Сегодня уже многим понятно, что "марш энтузиастов", звучавший при путинщине, был сочинен под нефтяным кайфом.
Второй. Регион по-прежнему находится в эпицентре политико-дипломатических маневров. Например, 5 ноября 2008 года Президент РФ Дмитрий Медведев в послании к Федеральному Собранию заявил о готовности Кремля в ответ на создание третьего позиционного района американской ПРО в Польше и Чехии разместить в Калининградской области оперативно-тактический комплекс "Искандер - М". Правда, команда Президента США Барака Обамы не так категорична по поводу ПРО в Европе, как администрация Джорджа Буша - младшего.
Третий. Он в том, что в условиях мирового кризиса участники международной жизни нацелены на сотрудничество значительно больше, чем ранее. Происходит оживление на самых разных переговорных площадках. Например, раздаются сигналы о желательности скорейшего завершения консультаций о новом стратегическом соглашении между РФ и ЕС. Оно будет заключено сроком на 15-20 лет и станет важнейшим элементом послекризисной европейской архитектуры.
Четвертый. И у РФ, и у ЕС отсутствует стратегическое видение отношений друг с другом. Но в деятельности ЕС политика и экономика представляют собой единое целое. Они направлены, прежде всего, на получение дешёвых энергоносителей с Востока. Чего хочет Россия, пока не очевидно. Российская бюрократия должна быстрее избавляться от межведомственной несогласованности и даже конкуренции. Это четко проявляется на калининградском направлении. Чего только стоит потеря два года назад бесплатных для калининградцев литовских и польских виз! Единый центр по взаимодействию с ЕС в РФ до сих пор отсутствует. Без увязки ведомственных позиций переговорная тактика РФ будет напоминать действия растопыренными пальцами. С соответствующими результатами. Многоподъездность дипломатии не позволяет добиться целостного подхода.
Пятый. Он в том, что необходимо избавиться от синдрома "осажденной крепости". Периодически муссируется тезис о том, что внешние силы стремятся отторгнуть Калининградскую область от России. Они де претендуют на наши ресурсы, прежде всего - на углеводороды, а, значит, желают расчленения страны. ЕС, мол, во всем потакает НАТО, которое неудержимо катится на Восток, подкрадывается к нашим границам, опоясывая нас базами, локаторами и пусковыми установками. Это дополняется наступлением на самобытную отечественную культуру: вал пошлятины, насилия и мракобесия, несущийся с Запада, разваливает наш социум. Короче, с Запада нам угрожают сплошные вампирические удавы и монструозные крокодилы.
Естественно, надо уметь защищаться и в военном понимании, и, обеспечивая жизнестойкость российской культуры. Но объяснять все проблемы происками Запада - контрпродуктивно. Это мешает непредвзято и объективно оценить ситуацию, порождает фантомы и фобии, делает восприятие действительности неадекватным, а, значит, сбивает прицел при формулировании национальных интересов и потребностей России.
Шестой. Он вытекает из пятого урока и состоит в необходимости отказа от навязываемой идеологии "особого пути" России. Сегодня у РФ нет подлинных и настоящих союзников, на которых можно положиться, объединение усилий с которыми увеличило бы наш потенциал и снизило бы политические и экономические риски. Действовать сегодня индивидуально не может никто, включая США, обладающие несравненно большим экономическим и политическим потенциалом. Их поражение в Афганистане и Ираке это наглядно демонстрирует. Аксиома "страна сильна своими союзниками" сегодня крайне актуальна. Чем шире круг союзников, чем они влиятельнее, тем эффективнее проводимая страной внешняя и внутренняя политика, тем больший запас прочности у неё имеется. Бравировать одиночеством - бесперспективно. Сложные отношения с США и ЕС, холодные со странами Балтии и Польшей, конфликтные с Украиной, враждебные с Грузией - серьезный повод задуматься. Ведь задача внешней политики - привлекать друзей и союзников, а не множить врагов. По вопросу признания Абхазии и Южной Осетии Россия не была поддержана ни товарищами по ОДКБ, ни партнёрами из ЕврАзЭС и БРИК, ни даже союзным Минском. Есть мудрая восточная пословица: "укушенный змеёй опасается пёстрой ленты". России требуется научиться пользоваться не только "жёсткой", но и "мягкой" силой.
Седьмой. Он в том, что необходимо постоянно, квалифицировано, жестко и последовательно лоббировать интересы Калининградской области и в Москве, и в Брюсселе, и в Варшаве, и в Вильнюсе. Исполнение порядком поднадоевшей песни "Всё хорошо, прекрасная маркиза", несмотря на то, что международное положение области в последние годы ухудшилось, дезинформирует федеральный Центр и приносит ощутимый вред жителям региона. Разрыв в уровне жизни, по сравнению с нашими соседями, будет стимулировать сепаратистские тенденции. Например, по данным социологической службы "Тридцать девятый регион", в конце 2008 года 28% опрошенных калининградцев желали бы видеть нашу область, либо независимой территорией, либо частью другого государства Европы. Этот показатель в разы выше, чем в предыдущие годы. Тенденция не может не настораживать.

Фактор нового Соглашения о партнёрстве
30 ноября 2007 года истёк срок действия Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между РФ и ЕС - главного документа, определяющего отношения сторон. Саммит РФ - ЕС, состоявшийся в прошлом году в Ханты-Мансийске, дал старт переговорам по новому базовому соглашению между РФ и ЕС. Очень важно не прозевать калининградскую тему в очередной раз. Требуется добиться присутствия в новом международном договоре калининградского раздела, либо в основном тексте документа, либо в приложении. После ратификации Соглашение будет носить рамочный характер и концептуально определит отношения между РФ и ЕС.
В калининградский раздел уместно включить три блока: экономика, свобода и безопасность, образование и наука.
Экономика. Этот блок мог бы содержать вопросы соотношения федерального, регионального и европейского законодательства. Например, как федеральный закон "Об ОЭЗ в Калининградской области" сочетается с одним из принципов ЕС - не предоставлять льготы по территориальному принципу? Также сюда было бы логичным включить вопросы единых правил и норм, обеспечивающие тесную кооперацию, равенства условий конкуренции, свободного движения товаров, услуг и капиталов.
Вопрос соотношения законодательств - это проблема их сближения. Для региона в этом плане интересен опыт Швейцарии, не входящей в ЕС.
Проблема сближения законодательства в сфере экономики весьма актуальна. Иначе сближение с ЕС пойдет не столько вглубь, сколько вширь - в рамках четырёх общих пространств, охватывающих, на первый взгляд, всё, но фактически - ничего. В этом случае диалог продолжится в режиме приятного общения, которое в интересной компании, к тому же за государственный счет, можно вести десятилетиями. Здесь уместно вспомнить бесконечные переговоры о разоружении в последние годы брежневской эпохи.
Экономика является центральным звеном, основой для политических, правовых и гуманитарных контактов. Сначала требуется идентифицировать инвестиционные и торговые связи. Затем стороны придут к необходимости создавать и расширять соответствующую правовую базу.
Интеграция - это процесс, а не результат. При открытии рынков экономика всегда находит ощутимые дополнительные ресурсы и выигрывает. Вопрос сближения законодательств не предполагает унификации. Речь ведётся не о механическом заимствовании отдельных европейских норм и сиюминутном псевдорешении сложных проблем, а об использовании государственного арсенала правовой политики и практики для достижения согласованных целей в интересах калининградцев.
Свобода и безопасность. В этом блоке следует добиваться нормы о предоставлении жителям Калининградской области бесплатных шенгенских мультивиз.
Здесь же необходимо зафиксировать положения о свободе проживания и занятий, включая профессиональную деятельность граждан из ЕС и калининградцев, постоянном сотрудничестве органов правосудия, особенно в борьбе с трансграничной организованной преступностью, незаконной миграцией, наркотрафиком, сотрудничестве в военной сфере, проведении совместных экологических и спасательных акций.
На территории области и стран ЕС складывается единое криминальное пространство. Оргпреступность активна там, где есть высокодоходные отрасли экономики, инвестиционная привлекательность, гарантированный сбыт продукции, экспортная ориентированность, присутствие в системе расчета наличного денежного оборота, возможность включения в легальный оборот незаконно полученных капиталов. Особую значимость данная проблема приобретает в условиях глобального экономического кризиса.
Образование и наука. Этот блок должен содержать нормы о многолетних рамочных программах, их совместном финансировании, создании благоприятных условий для культурных обменов и взаимного изучения отечественной истории и истории европейских народов. Формирование общего образовательного пространства возможно на основе Болонского процесса, предполагающего активный обмен преподавателями, аспирантами, студентами, сближение систем образования, взаимную конвертацию дипломов о высшем образовании.

Первоочередные действия
Региональная власть должна не реагировать, а активно влиять на складывающуюся ситуацию. В настоящее время в её поведении видится растерянность, отсутствие алгоритма действий, попытка убаюкать общественное сознание. Очевидно, следует предпринять следующие действия.
Во-первых, необходимо учредить "круглый стол" европейских и калининградских бизнесменов. Он мог бы стать авторитетным постоянно действующим форумом, вырабатывающим рекомендации ЕС, а также региональной и федеральной исполнительной власти. Это позволило бы активизировать обмен экономической информацией, стратегиями развития, анализировать экономические аспекты, представляющие взаимный интерес, расширить сотрудничество между экономистами, проводить совместные исследования. Здесь важную роль могли бы сыграть Торгово-промышленная палата Гамбурга в Калининграде, региональное отделение Торгово-промышленной палаты РФ, Балтийский деловой клуб, а также Союз промышленников и предпринимателей области, ассоциирующийся последние годы карманным придатком областного правительства. В условиях кризиса детализированные отношения регионального бизнеса с ЕС будут возрастать: пустые декларации не дают прибавочной стоимости.
Во-вторых, предложить Калининград в качестве места постоянных встреч неправительственных организаций ЕС и РФ. Таким образом был бы учрежден общественный форум "ЕС - Россия", который способствовал бы развитию гражданского общества и сближению народов. Важную роль в данном процессе могла бы сыграть областная Общественная палата.
В-третьих, предложить Калининград в качестве площадки для работы Комитета парламентского сотрудничества, в котором депутаты Европарламента, Литовского и Польского Сеймов, Федерального Собрания РФ и Калининградской областной Думы вели бы политический диалог. Это позволило бы последовательно и компетентно отстаивать российские интересы, взаимодействуя с различными европейскими организациями, в том числе такими неудобными, например, как Европейский совет по международным отношениям.
Парламентское сотрудничество способствовало бы сближению правовых систем в таких важных сферах как здравоохранение, стандартизация, фармацевтика, техническое регулирование, рыболовство, охрана окружающей среды, информатика, сельское хозяйство, таможня, телекоммуникации, автомобилестроение, конкуренция, финансовые услуги, фитосанитарные меры и т.д.
В-четвертых, необходимо приступить к созданию с ЕС единой системы высшего образования. Этот процесс следует вести под эгидой Российского Государственного университета имени Иммануила Канта. Требуется расширить сотрудничество в области среднего образования, в том числе непосредственно между школами, лицеями, гимназиями. Этому будет способствовать присоединение РФ к Болонскому процессу, которому в этом году исполняется 10 лет. Весьма перспективной представляется идея создания в Калининграде Лингвистической школы.
В-пятых, в целях эффективной борьбы с международной преступностью, наркотрафиком и нелегальной иммиграцией надо активизировать сотрудничество с Европейской полицейской организацией. Основой для такого сотрудничества является соглашение, подписанное в 2003 году на Римском саммите.
Разумеется, региональным правоохранительным органам при этом недопустимо преследовать граждан по политическим мотивам, кто бы это ни был - рядовой калининградец, общественный деятель, депутат или журналист.
В-шестых, активно добиваться либерализации въезда, вплоть до безвизового, в Калининградскую область граждан из стран ЕС. Подобное ассиметричное решение подтолкнет ЕС на встречные уступки для Калининграда.
Нужно тщательно изучать опыт Швейцарии, Исландии, Лихтенштейна и Норвегии, не входящих в ЕС, но по основным критериям соответствующих членству в Евросоюзе. Область не является субъектом международного права, но использование апробированного опыта упрочит российские позиции в ходе переговоров.
В-седьмых, лоббировать подписание двусторонних российско-литовского и российско-польского договоров, которые снизили бы остроту калининградской визовой проблемы. Использовать при этом факт участия области в деятельности еврорегионов - "Сауле", "Балтика" и т.д.
В-восьмых, настаивать на назначении авторитетной фигуры, либо в ранге заместителя главы президентской администрации, либо - вице-премьера российского правительства, отвечающей за координацию вопросов развития области.

Отстаивая национальные интересы, необходимо использовать разногласия среди европейцев, вести с ними цивилизованный торг. Однако добиться желаемого можно лишь на основе взаимности.
Миссия Калининграда очевидна - способствовать российскому присутствию в Европе. Пока никакого прорыва на калининградском направлении не произошло. Несмотря на победные рапорты, промывание мозгов с помощью подконтрольных СМИ и дорогостоящих презентаций области за рубежом, международное положение региона ухудшилось. Следуя бюрократической традиции, калининградская тема оказалась заболтанной и забытой. Для адептов вертикальной демократии, калининградская тема закрыта. Процветает пропаганда "выдающихся" достижений исполнительной власти. Это напоминает анекдот 70-х годов, когда в целях имитации движения вперёд, усердно раскачивали вагон.
Если Калининград не выиграет в острой конкурентной борьбе, он не сумеет достигнуть европейского качества жизни. Нужна отдельная серьезная встреча губернатора области с Президентом РФ, в ходе которой главу государства следует честно и компетентно проинформировать о региональной ситуации в регионе, предлагая, в том числе, проекты международных инициатив. Молчать и занимать выжидательную позицию власть не имеет права. Лишь активные и продуманные действия на калининградском направлении приведут к главному - обеспечению достойного уровня жизни в Калининградской области.

Соломон Гинзбург
Депутат Калининградской областной Думы

01.06.2009
rugrad.eu

Док. 566942
Перв. публик.: 01.06.09
Последн. ред.: 03.06.09
Число обращений: 0

  • Гинзбург Соломон Израилевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``