В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
VON 2006: IP-телефонии пора повзрослеть Назад
VON 2006: IP-телефонии пора повзрослеть
Современные IP-коммуникации в России представлены в уже существующих и нарождающихся сервисах лишь фрагментарно. IP-телефония похожа на угловатого подростка, который мнит себя взрослым, но не дозрел даже до юношества. Пора уже задуматься хотя бы о переходном возрасте.

Российский пользователь открыл для себя IP-телефонию несколько лет назад, когда стали появляться первые карточки, позволяющие дешево, но не всегда с высоким качеством звонить в другие города и страны. И до сих пор этот вид связи прочно ассоциируется у многих именно с карточками, хотя они уже - позавчерашний тип IP-коммуникаций, "средство общения гастарбайтеров". "Настоящие" пользователи услуг VoIP получают голосовую связь как одно из приложений в составе мультимедийных услуг - доступа в интернет, IPTV и пр. Но беда в том, что широкополосный доступ, а стало быть и все современные и удобные сервисы, основанные на интернет-протоколе, в России развиты крайне слабо. По данным аналитиков, уровень проникновения ШПД в России составляет порядка 1%, причем доступ без ограничения трафика на высокой скорости имеет еще меньшее количество пользователей. Тем не менее, широкополосный IP-доступ, спрос на который заметно превышает предложение, в России активно развивается. И поэтому IP-коммуникации имеют в стране очень неплохие перспективы как с точки зрения корпоративных, так и частных пользователей. Пока же Игорь Масленников, генеральный директор компании CTI - один из основных апологетов IP-телефонии в России - рассматривает предыдущую декаду как годы подготовки к внедрению современных IP-сервисов, которые стали появляться совсем недавно.

Пульвер дал знак

Проведение конференции Voice On the Net (VON), которая собирает тысячи участников по всему миру, в Москве можно считать знаковым событием. Его можно рассматривать как первый шаг компании Pulvermedia - главного инициатора этого мероприятия, прошедшего одновременно с выставкой "Связь-Экспокомм 2006" на одной и той же территории в "Экспоцентре", на российский рынок VoIP. Интерес к российской IP-телефонии не случаен - этот рынок считается крупнейшим в Европе.

Возможности современных IP-коммуникаций более чем наглядно продемонстрировал Джефф Пульвер (Jeff Pulver), основатель и президент компании Pulvermedia. Один из главных идеологов IP-телефонии предпочел не затруднять себя долгим перелетом из США в российскую столицу, а присутствовать на мероприятии виртуально - на большом проекционном экране, с которого он сделал доклад и ответил на вопросы слушателей, находясь в своей квартире в Нью-Йорке. Джефф Пульвер отметил, что за последние десять лет с момента появления VoIP взгляды на нее со стороны мирового сообщества поменялись на диаметрально противоположные - от полного отрицания до безоговорочного принятия. По его мнению, появление и распространение таких технологий широкополосного беспроводного доступа как Wi-Fi, WiMax, 3G и других, которые служат транспортом для IP-коммуникаций, дает дополнительный импульс для их развития. Особенно перспективно, как считает Джефф Пульвер, активно распространяющееся в настоящее время по всему миру IP-видео.

Отвечая на вопрос CNews об особенностях современного регулирования IP-телефонии в США, г-н Пульвер, в частности, отметил, что основной вехой в определении ее юридического статуса стало принятие федеральной комиссией по телекоммуникациям (FCC) в феврале 2004 года решения, в соответствии с которым услуги возглавляемой им в то время компании Free World Dialup считаются нерегулируемым информационным сервисом. Таким образом, IP-коммуникации, которые не выходят в телефонную сеть общего пользования, с тех пор не попадают в США под определение телекоммуникационных услуг со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако примерно год назад FCC рекомендовала всем операторам VoIP обеспечить возможность предоставления расширенных услуг экстренного вызова с единого номера 911 и организовать взаимодействие с существующей инфраструктурой E911. К рекомендации прилагалось уведомление о том, что в противном случае компаниям запрещается коммерческая деятельность в тех районах, где они не смогли реализовать данный сервис, включающий не только доступ к экстренным службам, но и определение местоположения пользователя и его номера. В мае 2005 года FCC также приняла решение, согласно которому все операторы IP-телефонии, взаимодействующие с ТфОП, должны обеспечивать соединение с 911 как одну из своих базовых услуг. Все это заставляет некоторых игроков рассматривать текущую ситуацию как конец широкополосного рая в стране.

Ситуация с регулированием IP-телефонии в России, по мнению Игоря Масленникова, еще более сложная. С 1999 года IP-телефония в России была, фактически, слабо регулируемым телематическим сервисом, примерно как в США и других развитых странах. Это позволило российскому рынку IP-телефонии быстро и качественно сформироваться - технологически и организационно он не уступал зарубежным рынкам. Но год назад начался процесс изменения правил регулирования телекоммуникаций в России, основным содержанием которого явилась тотальная "телефонизация" регулирования.

"Происходит парадоксальная вещь, - удивляется г-н Масленников. - Российский регулятор, как и другие национальные администрации связи, столкнулся с проблемой IP-перестройки - с первыми проявлениями недавно начавшегося всемирного процесса превращения телекоммуникаций, сто с лишним лет складывавшихся как глобальная телефонная сеть, в инфокоммуникации - глобальную IP-связность, прообразом которой является интернет. Регулятор произвел попытку полного отката к чисто телефонным правилам игры, несмотря на очевидную невозможность и бессмысленность этого решения - слишком сильно за последние 10-15 лет изменился мир. Реалии сегодняшних телекоммуникаций гораздо сложнее, чем их телефонное прошлое, и попытка уложить их в прокрустово ложе чисто телефонной логики может привести лишь к появлению дополнительных, и, скорее всего, довольно уродливых проблем. Проблема регуляторного "оформления" перехода от сетей с коммутацией каналов к IP-сетям с изменением базовых концепций и логик технологий и бизнес-моделей стоит очень остро перед всеми национальными регуляторами, всем придется ее как-то решать. Но главной их задачей, по-моему, должен являться поиск таких переходных правил регулирования, которые бы процессу IP-перестройки способствовали и облегчали бы его, а не тормозили и препятствовали".

Некарточная альтернатива

Тем временем в России ведется выработка новых бизнес-моделей IP-телефонии. Герман Мызовский, главный специалист Tario - компании, которая продвигает альтернативный "карточным" проект Sipnet, поставил вопрос о возможности операторов, поставляющих услуги VoIP на базе широкополосного доступа в интернет, зарабатывать не на "продаже минут", а услуг. Впрочем и с тривиальной продажей голосового трафика, которую успешно освоили зарубежные операторы, предлагающие тарифные планы с фиксированной абонентской платой для звонков по отдельным регионам или всему миру (flat rate), в России далеко не все гладко. По мнению г-на Мызовского, этот бизнес в стране просто не работает по причине низкой платежеспособности населения, высокой себестоимости дальней связи, "катастрофически низкого проникновения широкополосного качественного интернета" и недостаточной технической грамотности большинства пользователей. В результате число пользователей голосовых услуг на базе IP в России оценивается на уровне сотых долей процента. Так что ожидать появления в России аналогов американской компании Vonage, которая предлагает за пару десятков долларов в месяц неограниченную телефонную связь по всему миру, в ближайшее время вряд ли стоит.

"За 10 лет мы так и не научились собирать деньги", - сетует Герман Мызовский. Он мечтает зарабатывать на продвинутых мультимедийных услугах, за которые "не стыдно было брать деньги". Однако это время еще не пришло - россияне еще "не наговорились по телефону", и в стране существует "дефицит минут". Будущие бизнес-модели г-н Мызовский связывает, в частности, с интеграцией голоса с платными веб-ресурсами и контекстной рекламой. Но и здесь лежат "подводные камни" - у россиян почти нет практики онлайновых платежей (дилерские сети из-за высокой комиссии здесь непригодны) и отсутствует культура оплаты контента. "Люди готовы платить за доступ к интернету при условии, что дальше все будет бесплатно", - справедливо считает Герман Мызовский.

Но трудности на пути развития современных IP-коммуникаций лежат не только в социально-экономической, но и технической плоскости. Главный специалист Tario посетовал на "крайне недружественное IP-окружение" для голосовой связи и "сомнительные технологии, которые все используют"? Все это, по его мнению, не позволяет добиться "стабильных результатов и высокого качества работы" и создать сервис "одной кнопкой".

"Те протоколы, которые опубликованы в виде рекомендаций Международного союза электросвязи, не предназначены для коммерческого использования", - утверждает г-н Мызовский. Он также напомнил о дороговизне лицензирования стандартных кодеков (плата за их использование составляет порядка $1,5 млн в год) и об ограничениях по использованию широкополосных кодеков для российского "узкополосного широкополосного доступа".

Абонентская база Sipnet, тыс. чел

Абонентская база Sipnet, тыс. чел

Источник: Tario

Сам проект Sipnet, который еще не вышел на самоокупаемость, развивается очень активно - с момента его запуска осенью прошлого года абонентская база "взлетела" почти в 100 раз - с 2000 до 160-170 тыс. При этом постоянное "ядро" сервиса составляет около 30 тыс. человек, которые в основном и используют платные звонки. А те 520 тысяч регистраций, которые сделаны на сайте компании, по словам самих разработчиков, - это число "настолько же фантастическое, насколько и нереальное". Пользуясь "бесплатным сыром" (компания Tario на первом этапе не только сделала бесплатными звонки в Москву и Санкт-Петербург, но и доплачивает каждому зарегистрированному пользователю 1$ для тестирования сервиса), подписчики Sipnet решили использовать открывшиеся им возможности "на полную катушку". По словам Германа Мызовского, не редкостью была регистрация десятков аккаунтов с одного IP-адреса (в Северной Африке поставлен абсолютный рекорд - 385 регистраций). Однако авторы проекта рады большому позитивному отклику и энтузиазму пользователей, как и тому, что он был "тиражирован" в других странах, что, по их мнению, свидетельствует об успешности данной модели на начальном этапе.

Не стать "трубой"

Тем временем на российском телекоммуникационном рынке понемногу набирают популярность услуги IP-Centrex, которые подразумевают предоставление корпоративным абонентам телефонных сервисов, присущих самым мощным IP АТС. При этом оборудование находится на стороне оператора, а конечный пользователь получает современные услуги с минимальными первоначальными затратами (случается даже, что компании в целях сокращения расходов устанавливают на компьютеры сотрудников бесплатные программные IP-телефоны). Как отметил Илья Федорушкин, директор по продажам мультисервисных услуг компании "РТКомм.Ру", которая предоставляет услуги IP-Centrex с осени прошлого года на базе оборудования BroadSoft, клиентам доступны порядка 230 функций. При этом у них имеется возможность выбора от минимального набора сервисов до максимального с соответствующими тарифами, возможность управлять услугами через веб-интерфейс и др. Часто "РТКомм.Ру" отдает на аутсорсинг свою платформу другим операторам, которые работают напрямую с абонентами. В этом случае операторы-посредники избавляются от серьезных инвестиций в оборудование (от нескольких сот тысяч до миллиона долларов), необходимости содержать квалифицированный техперсонал и не несут больших рисков в случае, если услуга вдруг "не пошла". Число пользователей услуги IP-Centrex у компании "РТКомм.Ру", по оценке Ильи Федорушкина, составляет около 50; при этом число терминалов колеблется от 3 до 30.

По словам директора по развитию SentitiО Networks Алкеса Лопатина, эволюция сетей и услуг происходит в направлении от предоставления сервисов из ядра сети (так называемые интеллектуальные услуги), которые в основном сводились к переадресации вызовов и другим базовым элементарным услугам, к сетям NGN. В последнем случае услуги могут быть развернуты на многих элементах сети, причем не обязательно на тех, которые находятся под контролем оператора, а, например, с абонентских устройств - с IP-телефонов. Осознав, что бороться с этим явлением практически невозможно, многие американские и западноевропейские операторы стали под него подстраиваться. Скажем, пытаться удержать клиентов какими-то протоколами и архитектурами, такими, например, как MGCP, и разворачивать сервисы с контролируемых ими серверов услуг. По мнению Алкеса Лопатина, пример компании "РТКомм.Ру", предоставляющей продвинутые сервисы в своей сети, свидетельствует о том, что этот опыт может быть положительным и в России.

По словам Игоря Масленникова, появление в нашей стране такого сорта услуг свидетельствует о том, что мы не находимся в стороне от всемирного потока инноваций в сфере инфокоммуникаций. По его мнению, услуга голосовой связи перестает быть единственной или даже самой важной в большом пакете услуг, и к тому же, зачастую оказывается бесплатной (вспомним опять же Skype, SIPnet или GoogleTalk).

"Что могут противопоставить сегодняшние операторы "утеканию" телефонных минут из их биллинговых систем? Большее удобство, большую надежность, большую защищенность, большую интегрированность голосовых услуг с неголосовыми, большую гибкость своих услуг услугам бесплатным. Иначе они превратятся в "канализацию" - в простых поставщиков дешевых IP-каналов", - предрекает г-н Масленников. Он уверен, что предоставление услуг Hosted PBX или IP-Centrex - как раз и есть возможность такое сделать. В этом случае оператор превращается из поставщика "трубы" для перекачки трафика в поставщика услуги, а его клиенты избавляются от "головной боли" по поддержанию и развитию непрофильного для их бизнеса "телефонного хозяйства", отдают его оператору на аутсорсинг.

Еще одно приложение

Несмотря на то, что конференция, как следует из ее названия, была посвящена вопросам передачи голоса поверх Сети, тема видеоуслуг, оказываемых на базе интернет-протокола, не осталась в стороне от внимания и на этот раз. И это не случайно - ведь телефония все чаще оказывается просто одним из сервисов в пакете мультимедийный услуг (фраза "voice is just another application" - "голос - это всего лишь одно из приложений" стала уже крылатой), в числе которых IPTV. Директор по развитию "Коминфо Консалтинг" Евгений Соломатин определил этот сервис как "прямую доставку сигнала на телевизионные приемники абонентов - конечных пользователей по IP-сетям". При этом он подчеркнул, что такой сетью не обязательно является интернет, а конечным устройством на стороне клиента является отнюдь не компьютер, а именно телевизор. В этой связи г-н Соломатин выявил следующую маркетинговую проблему, которую придется решить операторам, стремящимся расширить целевую аудиторию за счет "домашних" абонентов, не имеющих компьютера. Дело в том, что потенциальным рынком для таких провайдеров являются более многочисленные пользователи, которые смотрят ТВ по телевизору, в то время как основной технологией для доставки сигнала является широкополосный доступ, который рассчитан на владельцев компьютеров.

Другой важной мировой тенденцией, по мнению Евгения Соломатина, является борьба между каналами дистрибуции видеоконтента, которая развернулась между сетями широкополосного доступа и традиционными каналами, такими как пункты продаж и проката видеокассет и CD/DVD-дисков. И в эту борьбу втянуты как операторы связи, стремящиеся поднять за счет новых услуг свой ARPU, так и контент-провайдеры, заинтересованные в развитии альтернативных каналов дистрибуции. Евгений Соломатин отметил, что в этой связи полезно использовать опыт сотовых операторов, которые отказались от идеи самостоятельного развития контент-услуг, передав эту функцию специализированным контент-провайдерам. В противовес общепринятому мнению о том, в плане предоставления услуг IPTV наилучшие шансы имеют альтернативные операторы, он считает, что в России больший успех будет сопутствовать традиционным операторам, имеющих большую абонентскую базу. Г-н Соломатин также отметил, что минимальная сумма, которую готовы платить люди за телевидеосервисы, оказалась относительно высокой. Это, в совокупности с падением стоимости оборудования приводит к тому, что и в российских регионах возможно создание прибыльных IPTV проектов, о чем свидетельствует опыт компании CTI, которая реализовала в данной сфере более десяти проектов.

По словам Игоря Масленникова, появление темы IPTV - совершенно естественная и абсолютно логичная вещь, один из этапов или одна из сторон той самой всемирной IP-перестройки - в IP постепенно уходит все, обогащаясь "по дороге" новыми возможностями, качественно перерождаясь. "Как IP-телефония не является "копией" традиционной телефонии, а гораздо более богатой и разнообразной в своих проявлениях технологией, так и IPTV кардинально меняет представления о возможностях телевидения и медиа бизнес-моделях, - считает он. Это происходит за счет того, что в отличие от существующих сегодня форм телевидения (эфирного, кабельного или спутникового), IPTV интерактивно. С абонентами IP-TV оператор может работать на индивидуальной основе, и во что это выльется через пять-десять лет, как оно повлияет на рынок, например, телевизионной рекламы или как будет встроено в политтехнологии - можно только гадать".

Действительно, московский проект "Стрим-ТВ" уже на первом году жизни предлагает, кроме трансляции множества телеканалов, вещание музыки в виде тематических "радиостанций" с отличным качеством, набор сетевых игр, услугу виртуального кинозала и скоро начнет предоставлять услугу VoD - показ фильмов по требованию.

Г-н Масленников уверен, что через год набор услуг "Стрим-ТВ" будет выглядеть еще более непривычно для "телевизионного" сервиса. В перспективе он видит добавление к ним новых коммуникационных возможностей и таких направлений как T-commerce и T-learning, которые кардинально отличаются от сегодняшних традиционных телепрограмм таких как "Магазин на диване" или "Очумелые ручки". По мнению г-на Масленникова, именно IP-TV вполне может стать катализатором развития широкополосного IP-доступа, которым, к сожалению, не стала IP-телефония. Он связывает это с тем, что в развитии IP-TV должны быть очень заинтересованы традиционные операторы, испытывающие большие трудности в связи с отсутствием перспектив развития самих себя как телефонных операторов, но владеющих инфраструктурой доступа и готовые поиграть на чужом "телевизионном" поле.

Рынок платного ТВ в мире на 2009 год (прогноз)

Рынок платного ТВ

Источник: Forrester Research

Тем не менее, в ближайшие три года, по прогнозам Forrester Research, доля IP TV среди других типов платного ТВ будет относительно невысокой - эти услуги будут приносить провайдерам примерно десятую часть всех доходов.

Вендоры подталкивают к IP

Практически все производители телекоммуникационного оборудования имеют в линейке своих продуктов решения, так или иначе поддерживающие интернет-протокол. При этом речь идет не только о крупнейших мировых поставщиках, таких как Cisco Systems, Nortel, Avaya, Siemens Communications, Alcatel, Huawei Technologies и других, но и разработчиках российского происхождения. Одному из наиболее процветающих производителей - российско-канадской фирме MERA Systems удалось, по данным Infonetics и iLocus, занять 4% мирового рынка программных коммутаторов (софтсвичей). При этом доля рынка в России и СНГ, по оценкам самой компании, составляет около 70%. На выставке "Связь-Экспокомм" MERA объявила о выпуске нового поколения софтсвичей - MVTS II, которые предназначены для обработки больших объемов голосового трафика на сложных распределенных VoIP-сетях. Главными конкурентными преимуществами решения MVTS II, которое уже развернуто на сетях ряда российских и зарубежных операторов, являются дополнительные возможности интеллектуальной маршрутизации на основе стоимости и качества маршрутов и других параметров.

Вместе с тем, по мнению Алкеса Лопатина, производителям оборудования нового поколения, в том числе и софтсвичей, не удалось решить основную задачу, изначально поставленную Форумом VoIP, - расширить спектр предоставляемых услуг. Их решения, считает г-н Лопатин, в основном направлены на перевод с одной транспортной инфраструктуры (TDM) на другую (IP).

ВТО в миниатюре

Вместе с тем, некоторые аналитики не исключают, что инфраструктурная среда будущих телекоммуникаций может быть основана на других технологиях, не обязательно на IP. Но, как считает Александр Голышко, главный эксперт "Комстар-ОТС", она обязательно будет единой, что позволит любому поставщику (и даже не связисту) придумать такой бизнес-процесс, который будет интересен пользователю. В роли таких поставщиков, по его прогнозам, окажутся конвергентные виртуальные сетевые операторы, которые постепенно возьмут на себя взаимоотношения с абонентами. А за существующими сегодня традиционными операторами останется задача интенсивного развития сетевой инфраструктуры, которая должна обеспечить "охват и широкополосность". Одновременно, по мнению г-на Голышко, будет происходить глобализация рынка услуг, приоритетное развитие сервисов, основанных на новейших информационно-коммуникационных технологиях, сближение мобильной и фиксированной связи, рост независимости сервис-провайдеров, продолжение демонополизации рынков услуг, которая уже привела на развитых странах к изменению структуры рынка в пользу местной связи, постепенное ослабление роли государства в регулировании тарифов, выход национальных операторов и контент-провайдеров на международные рынки. В целом, как считает эксперт, конвергентная сервисная среда охватывает всю планету, облегчая выход игроков на новые рынки. Обратная сторона такой конвергенции, создающей "ВТО в миниатюре", заключается в том, что операторы, которые от нее откажутся или разрешат доставку контента сторонним компаниям, в конечном счете, сведут все ценности своей сети к роли простого транспорта, предупреждает Александр Голышко.




01.06.2006

www.cnews.ru

Док. 566845
Перв. публик.: 01.06.06
Последн. ред.: 03.06.09
Число обращений: 0

  • Масленников Игорь Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``