В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Война технологий Назад
Война технологий
Петербургские девелоперы загородной недвижимости осваивают современные строительные технологии. Но им еще предстоит донести преимущества этих технологий до потенциальных клиентов

На рынке загородной недвижимости Санкт-Петербурга и Ленобласти заметно активизировались "деревянные" домостроители. В частности, несколько компаний, ранее занимавшихся только производством комплектов домов из бревна и бруса, вышли на рынок с девелоперскими проектами коттеджных деревянных поселков (например, "Тимберпродукт", Greenside и др.). Кроме того, на рынок выходят новые игроки, в том числе иностранные. Последний пример: финский концерн по производству бревенчатых домов Honkatalot совместно с корпорацией "Петербургская Недвижимость" намеревается в ближайшие два года построить в пригородах Петербурга четыре поселка. Причины увеличения "деревянного" предложения понятны: по оценкам экспертов и участников рынка, спрос на дома из этого материала в последнее время значительно вырос.

Популярностью среди покупателей стали пользоваться не только традиционные деревянные дома, но и коттеджи, построенные по каркасной технологии, - металлические несущие конструкции, стеновые панели из теплоизоляционных материалов, облицованные деревянными щитами. Впрочем, при каркасной технологии вариантов облицовки может быть множество (под кирпич, камень и т.д.). По наблюдениям экспертов, спрос на коттеджи данного вида домостроения, малопопулярного до последнего времени, также растет.

Все это дает основания полагать, что сохранявшееся до недавних пор относительное равновесие между материалами и технологиями, применявшимися на рынке загородного домостроения, в обозримом будущем может нарушиться. Впрочем, эксперты затрудняются сказать, какие именно материалы и технологии займут на рынке лидирующее положение. Многое будет зависеть от маркетинговых усилий производителей тех или иных материалов и технологий.
Функциональность бьет класс

Практически все аналитики, говоря о распределении предложения на рынке загородной недвижимости Петербурга и Ленобласти, называют следующую пропорцию: около 50% - кирпич и его современные заменители (газо- или пенобетон), около 40% - дерево (брус, бревно), 10% - каркас (с любой облицовкой). По мнению директора по развитию агентства недвижимости "Бекар" Игоря Горского, это соотношение практически не менялось на протяжении последних лет.

Каркасные коттеджи большинство экспертов выводят в отдельный сегмент, независимый от функционального деления загородного рынка (дома для постоянного проживания и резиденции для отдыха). По мнению специалистов, каркасные дома с конструктивной точки зрения являются компромиссом между "деревом" и "камнем". "В каркасном домостроении важны профиль и наполнитель - минераловатные маты, проложенные щитами либо из дерева, либо из других плотных материалов, - объясняет генеральный директор ,,ТКДом" Александр Водовозов. - По теплоизоляционным свойствам большинство современных панелей сопоставимы с традиционными материалами. В свою очередь, внешний облик каркасного коттеджа будет зависеть от декоративной отделки".

Нераспространенность каркасного домостроения обусловлена тем, что, по словам девелоперов и риэлтеров, такие коттеджи покупают в основном те, кто знаком с данной технологией по поездкам в Финляндию или Германию, где она широко распространена.
Что финну хорошо...

Как отмечают эксперты, приведенная выше пропорция распределения предложения по материалам вполне соответствует дифференциации спроса. В частности, аналитики "Бекара" привели соотношение "камня", "дерева" и "каркаса" в предпочтениях покупателей как 60% - 30% - 10%. Отметим, что при сегментации (достаточно условной, потому что точных данных нет) спроса эксперты принимают в расчет принцип функционального деления рынка.

По данным многочисленных исследований, проведенных девелоперскими компаниями, городской житель, приобретая загородный дом для постоянного проживания, автоматически переносит свое представление о надежности и комфорте городского жилья - каменного сооружения - на коттедж. Этим и объясняется лидерство "каменных" материалов в сегменте постоянного проживания. В то же время, выбирая резиденцию для загородного отдыха, горожанин предпочтет деревянный дом, потому что жить в каменном жилище в городе и в таком же отдыхать на природе по меньшей мере нелогично.

Однако дело не только в том, что деревянный дом не воспринимается горожанами как постоянный дом-"крепость". Как считают девелоперы, недоверие к дереву как строительному материалу вызвано еще и недостаточной информированностью потребителей о современных деревянных технологиях. "Российский горожанин воспринимает деревянный дом как убогое, абсолютно некомфортное жилье, сходное с тем, в каком жили в позапрошлом веке и до сих пор живут в российских селах, - рассуждает ведущий архитектор российского представительства Honka Алексей Сколдинов. - Многие просто не знают, что на загородном рынке - не только в Петербурге и Ленобласти, но и вообще в России - уже давно применяются современные, преимущественно финские технологии деревянного домостроения, позволяющие создать коттедж высокого уровня комфорта".

Поэтому, утверждают специалисты, те покупатели, которые знают о скандинавских "деревянных" технологиях не понаслышке, стремятся приобретать коттеджи из бруса и бревна. Спрос на "дерево", по словам директора департамента развития загородной недвижимости компании "Петербургская Недвижимость" Алексея Иванюка, в последнее время существенно растет. Именно поэтому, продолжает эксперт, и девелоперы стали активно использовать эту технологию, что привело к увеличению "деревянного" предложения на 10%.

Все вышесказанное относительно потребительских заблуждений можно отнести и к каркасному домостроению. Само словосочетание "каркасный дом", по словам участников рынка, воспринимается потенциальными клиентами не иначе как "щитовой домик". Однако и здесь ситуация меняется, хотя, как признают эксперты, намного медленнее, чем в случае с деревянным домостроением.
Берегите тепло

Немаловажный аспект, влияющий на выбор горожанами той или иной домостроительной технологии, - теплоизоляционные свойства будущего жилья. По общему мнению, тепло лучше всего удерживает дерево. Но, как свидетельствуют расчеты производителей современных строительных материалов - газо- и пенобетона, - их теплопроводность если и выше, чем у дерева, то ненамного, и уж точно по этому показателю они вполне сопоставимы с панелями каркасного домостроения, при производстве которых используются новейшие теплоизоляционные технологии.

Вопрос о теплоизоляционных свойствах материалов, из которых построен коттедж, напрямую связан с другим важным параметром - расходами на содержание коттеджа. В последнее время, как отмечают специалисты, этот параметр при выборе будущего жилья становится одним из важнейших.

Однако, как признает Алексей Иванюк, в вопросе энергосбережения Россия отстает от западных практик как минимум на 15-20 лет. "В той же Финляндии, например, устанавливают энергосберегающие инженерные системы, позволяющие сократить эксплуатационные издержки на 50-60%, - отмечает Иванюк. - Эти системы очень дорогие, если рассматривать их с точки зрения разовых вложений, но, согласитесь, при таком энергосбережении они скоро окупятся. У нас в основном монтируются более дешевые системы, чем принято в Скандинавии, и на несколько порядков менее эффективные".
Воспитание традиций

По мнению экспертов, рост "грамотности" потенциальных потребителей загородного жилья во многом зависит от активности производителей строительных компонентов, а также последовательной маркетинговой политики девелоперов, продвигающих на рынок ту или иную технологию. Как отмечают эксперты, выбор материалов определяется скорее традициями и деятельностью производителей по продвижению своих технологий. Вот пример западных стран. В США основной тип - "каркас", в Прибалтике 70% - кирпич, в Финляндии более половины коттеджей строится по каркасной технологии.

Как считают специалисты, именно в плоскости технологической конкуренции будет проходить борьба между застройщиками, равно как и производителями материалов, также выходящими в сектор девелопмента поселков. И некоторые компании уже начинают к этой борьбе готовиться, пропагандируя свои технологии и материалы. В частности, фирма - дистрибутор компонентов домов по каркасной технологии "Мастер-Профиль" планирует построить несколько демонстрационных коттеджей из своих материалов в поселке, возводимом одним из девелоперов. Почти тем же путем идет компания "Тимберпродукт" (производитель материалов для деревянного домостроения), собирающаяся также заняться девелопментом поселков. По словам генерального директора компании Сергея Гирдина, в этом году "Тимберпродукт" построит из клееного бруса собственного изготовления загородный офис для приема потенциальных клиентов, чтобы каждый из них мог в любое время года протестировать данный материал.

Наконец, еще один способ - продавать дома на высокой стадии готовности. Надо признать, что метод этот затратный и рискованный, ведь строительство ведется не на деньги будущего жильца, как происходит в большинстве случаев, а на собственные или кредитные средства компаний. Но, пожалуй, он самый эффективный и цивилизованный (клиенту предлагается не кот в мешке и не перспектива долгостроя). Вопрос только в том, насколько девелопер, выбравший данный метод, сумеет учесть все факторы и нюансы, влияющие на успешность проекта (попадание в целевую аудиторию, четкость архитектурной концепции, качество строительных работ и др.). А это - искусство, которое петербургские девелоперы только начали изучать.


Надежда Брешковская, автор "Эксперт Северо-Запад", "Менеджмент роста"

Санкт-Петербург

www.expert.ru

10.04.2006

Док. 566787
Перв. публик.: 10.04.06
Последн. ред.: 03.06.09
Число обращений: 0

  • Гирдин Сергей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``