В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Фомин: рыночное безумие для журналистики - формировать гражданское сознание и при этом получать прибыль Назад
Владимир Фомин: рыночное безумие для журналистики - формировать гражданское сознание и при этом получать прибыль
Владимира Фомина, главного редактора российской газеты "Крестьянин", которая выходит в Ростове, и руководителя одноименного издательского дома можно считать уникальным экспертом состояния нынешней прессы. Он работал корреспондентом ортодоксальной "Правды", собкором самой независимой в СССР "Литературной газеты" и уже десять лет руководит успешной массовой и демократической газетой для, как принято считать, консервативного сельского читателя.

N: - Владимир Кузьмич, журналисты старшего поколения охотнее отмечают свой профессиональный праздник не в январе, а, по старинке, 5 мая.

    

В.Ф.: - Я вообще противник профессиональных праздников. А если уж говорить о журналистике, то для себя Днем российской независимой прессы я считаю 19 августа, когда ГКЧП потерпел поражение и стало ясно, что компартия перестала быть руководящей и направляющей. Для меня, человека, очень много проработавшего в партийной печати, это был поворотный момент. Тогда я ощутил, что мы можем свободно работать. Хотя внутренняя цензура еще очень долго сохранялась. Кстати, журналистика ведь многое и потеряла от свободы. Пропало ощущение социальной ответственности. Уходит культура русской журналистики, которая всегда была сильна тем, чем сильна была русская литература - состраданием к человеку, стремлением разобраться и помочь.

N: - Вы сожалеете, что сейчас критические материалы перестали быть чрезвычайными происшествиями и в газеты стали реже писать как в последнюю инстанцию?

В.Ф.: - Раньше действенность, то есть результат выступления в газете, часто рассматривалась так: кого-то после твоего материала сняли, наказали, посадили. С этой точки зрения мы, конечно, тоже много потеряли. Был даже такой знаменитый пример. Журналист поговорил с человеком, который ему пообещал: "Если напечатаешь все, что тебе известно, я застрелюсь". Журналист не поверил. Человек застрелился. Наиболее циничные коллеги говорили: "Да, вот это сила печатного слова".
Лучшая пора моей жизни - это работа в "Литературке". Не знаю, может быть, через какое-то время я буду так же говорить о сегодняшнем времени, когда работаю в газете, которую мы сами создали. Но если вспомнить, "Литературка" была лучшей газетой Союза, и тогдашний заместитель редактора, Аркадий Петрович Удальцов, говорил на планерках: "Братцы мои, а вы заметили, что самые сильные материалы - те, по которым вообще нельзя принять никаких мер?" Это так и было. Какие меры можно было принять по материалам Аграновского?
Иногда слышишь от коллег: мы формируем общественное мнение. Да не мнение надо формировать, а общественное сознание. Мы все, не только пресса, стараемся создать гражданское общество, в котором депутаты задумывались бы о том, за что они голосуют, а мы над тем, кого выбираем. А сейчас у нас все депутаты клялись, что будут против пуска ростовской атомной станции, а теперь все голосуют "за". У нас даже в коллективе иногда говорят: ну и что, что мы, против? атомную станцию все равно запустят. И это ужасно: общество все еще не может защитить свои интересы.

N: - Ваши газеты, прежде всего "Крестьянин", распространяются в других регионах России. Вы чувствуете разницу в отношении к прессе в разных частях страны?

В.Ф.: - Например, на Ставрополье тираж приличный - "Крестьянин", по существу, стал второй газетой после "Ставропольской правды". Ставропольские власти реагируют остро, заинтересованно, когда наши материалы касаются их, присылают ответы даже за подписью губернатора. В Краснодарском крае более спокойные отношения. Там у нас тираж меньше. К сожалению, очень остро люди реагируют, когда затрагиваются личности, и очень слабо воспринимают критику, когда исследуются серьезные проблемы. Очень болезненно реагировала наша областная администрация, когда мы задели лично губернатора. Но когда мы ставим острые вопросы по сахарному заводу, по "Донинвесту", почему-то такой реакции нет.

N: - Вы разделяете опасения об угрозе свободе прессы?

В.К.: - Слава богу, за этот год не произошло резкого поворота. Путин осторожничает, изучает общественное мнение. Но принятие гимна - очень тревожный момент. Если в этой ситуации Путин будет только следовать за общественными настроениями - а маятник этих настроений качнулся в авторитарную сторону, поскольку демократия себя во многом скомпрометировала - то, думаю, нас всех, и СМИ в частности, могут ждать большие неприятности.
Мне часто приходилось бывать в Германии. Сейчас нам, может быть, очень важен опыт этой страны, когда она переходила от тоталитарного режима к нормальной жизни. Людвиг Эрхард, один из творцов немецкого экономического чуда, помню, написал: "Заслуга нашего руководства в том, что мы смогли удержать нацию от коллективистского мракобесия". Для нас сейчас очень актуально удержаться от возврата к этому мракобесию. Часто говорят: точка возврата к старому пройдена. Я не отношусь к таким оптимистам. Поэтому стараюсь не делать вид, что какие-то неприятные вещи меня и нас, газетчиков, не касаются.
Сейчас все чаще призывают: давайте себя не переоценивать и чаще вспоминать, как мы называемся - средства массовой информации. Но ведь новости можно подавать по-разному. А мы, независимые издания, можем и должны позволить себе обсуждать с читателями, с обществом главные проблемы, потому что не получаем денег ни от олигархов, ни от власти. Понятно, что это сверхзадача, и часто она тонет в хозяйственных мелочах.

N: - Но вы можете служить примером удачного преодоления хозяйственных проблем. ИД "Крестьянин" издает целое семейство удачных и прибыльных газет.

В.К.: - Когда я с коллегами начинал создавать первую газету, ведь я был не менеджером, не хозяйственником, а только журналистом. Мне тогда говорили: ты будешь заниматься только газетой. Все, что касается денег, помещения, тебя не касается. А мне именно эти проблемы - деньги и помещение - казались самыми трудными. Сейчас, когда, как ни странно, я уже стал менеджером, мы заработали деньги, решили проблему с помещением, самым важным и трудным для меня остаются именно газеты нашего издательского дома.
Сначала они появлялись больше по наитию. И не всегда удачно. У нас, например, трудный ребенок "Новая городская газета" и, наверное, в основном потому, что мы руководствовались больше чутьем, а не маркетинговыми исследованиями, когда ее открывали. А удачный опыт - "Копилка советов". И мы удивляемся, и наши недоброжелатели - это издание существует всего полтора года и уже имеет тираж 170 тысяч экземпляров. Я считаю это результатом того, что мы создали свою маркетинговую группу, а в редакции есть свой социолог. Мы очень серьезно готовились, проводили анкетирование, изучение читательской аудитории. Наши сотрудники стажировались для этого в Германии. Решиться было нелегко. Я например, как главный редактор, боялся, что это отберет у основного издания часть читателей. Но мы наконец решились: и "Копилку" сделали, и у основного издания в этом году тираж стал больше на 10 тысяч. Сначала было какое-то пренебрежительное отношение к социологу. Многие думали и говорили: "Что, мы не знаем, кто нас читает?". Мы до исследования считали, что наш основной читатель - бабушки и дедушки. Стали изучать - ничего подобного. Наш основной читатель - люди около сорока лет. В этом возрасте люди уже, как правило, стабильны, серьезны, опытны, многое могут, и для них интересно работать.
Хотя я считаю, что газета в принципиальных вопросах не должна идти на поводу у своей аудитории. Мы, например, в последнем номере "Крестьянина" опубликовали гимн и дали комментарий текста. На редакционной летучке были споры, зачем, мол, теперь этот текст комментировать. Он уже принят, и многие его будут петь, и почти все начнут вставать. Но я когда прочел этот текст, я понял, что это, простите, маразм. И дети будут учить это в школе еще, может быть, десятилетия. Теоретически можно промолчать. Тем более что шумела только московская печать. У нас, в провинции, ни одна газета ничего не написала. Не буду скрывать: готовя комментарий гимна, мы прикидывали, насколько нам это выгодно. Ведь наш сельский читатель часто прокоммунистически настроен, и его может оттолкнуть наша позиция. Это вынужденное соглашательство с читателем - одна из самых ужасных вещей. Я часто вспоминаю, как сказал кто-то из немцев: безумие рыночной экономики для прессы заключается в том, что перед ней поставлены две противоположные задачи: одна - формировать гражданское сознание, а вторая - получать прибыль.


www.gorodn.ru
01,01,2008

Док. 566747
Перв. публик.: 01.01.08
Последн. ред.: 03.06.09
Число обращений: 0

  • Фомин Владимир Кузьмич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``