Президент В.Путин во время недавнего визита на Сахалин заявил, что правительство не собирается отменять северные надбавки. Это - обнадеживающее заявление, особенно если оно будет реализовано в конкретных шагах правительства. Пока же пресловутый закон о приостановлении финансирования северных гарантий из федерального бюджета возвращен парламентом в первое чтение. Немаловажную роль в этом решении сыграли десятки тысяч подписей протеста жителей Мурманской области, в том числе и Мончегорска.
Будет ли настаивать правительство на повторном принятии антисеверного закона или нет - прояснится в ближайшее время. Такси ясности потребует бюджет 2001 года, уже внесенный правительством в Думу. Пока северные позиции бюджета-2001 по социальным позициям существенно ослаблены. Хотя увеличены средства на северный завоз с 3 млрд. руб. до 6,65 млрд. руб., это всего лишь признание суровой реальности: правительство ежегодно, в т.ч. и в 2000 году, вынуждено увеличивать как минимум вдвое плановую сумму средств на завоз топлива и продовольствия па Север, чтобы спасти от замерзания города и поселки Заполярья.
Зато снижены почти вчетверо ассигнования на жилищные субсидии для переселяющихся жителей Крайнего Севера. На 2001 год они планируются в сумме лишь 350 млн. руб., при том, что в 1999 году мы имели в бюджете страны на эти цели 1200 млн. рублей. 350 млн. руб. - это всего чуть больше 1000 семей на все 28 северных субъектов Федерации. В то же время, очевидно, в немалой степени в связи с аварией АПЛ "Курск" и бедственным положением офицеров-подводников, на отселение жителей из 6 закрытых городов Мурманской области планируется на 2001 год сумма 149,8 млн.руб. - это, примерно, 460 семей.
Практически на том же уровне, с учетом инфляции и роста стоимости энергоресурсов, остаются ассигнования на компенсацию энерготарифов - 1,5 млрд. руб. 3 млрд. руб. предусмотрели на выдачу бюджетных ссуд на кассовый разрыв, т.е. на закупку топлива и продовольствия весной для доставки его в труднодоступные районы.
Сумму в 100 млн. руб. предполагается выделить на строительство жилья для северян в средней полосе но программе бывшего Госкомсевера.
Борьба за увеличение северных статей в бюджете будущего года - главная задача думского Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока. Совершенно очевидно, что резкое снижение одной из самых важных для северян статей - жилищных субсидий - может быть объяснено только ставкой правительства на новый, неподготовленный, к жесткому противостоянию состав депутатов Госдумы, в т.ч. и в "северном" комитете.
Что касается официальной позиции правительства в области развития регионов Севера, то сегодня она сформулирована следующим образом (цитирую по "Плану действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы", утвержденному распоряжением Правительства 26.07.2000 г. N1072-р): "В 2000-2001 годах реформирование государственной поддержки социально-экономического развития районов Севера будет предусматривать определение этапов реорганизации и отмены особых северных льгот и компенсаций; разработку методического обеспечения регулирования локальных рынков труда, расселения и направлений структурной политики; формирование особого режима функционирования, финансирование и снабжение отдельных объектов в арктической зоне (выделено много - Б.М.).
Такой подход несколько противоречит сахалинскому заявлению президента. Особенно опасен в России переход к финансированию "отдельных объектов" - стимул для коррупции.
В заключение несколько цифр по исполнению федерального бюджета-2000 в Мурманской области: из общего объема фонда федеральной поддержки регионов для Мурманской области 258,7 млн. руб. за 7 месяцев федеральным бюджетом выделено 206,3 млн. руб. В т.ч. на областной северный завоз - 28 млн. руб. (более 100 % к плану), на выплату пособий детям - 29,3 млн. руб. (из годовых 52,8 млн. руб.). Жилищные субсидии профинансированы по состоянию на 1 сентября в сумме 30,4 млн. руб. при годовом плане 83,6 млн. руб. - пока налицо явное отставание.
Таким образом, общие показатели роста российской экономики пока не сказались на существенном увеличении бюджетной обеспеченности северных регионов. Как будет складываться ситуация дальше, какие цифры будут заложены в итоге в бюджет, какие гарантии будут финансироваться правительством - только это и будет реальным подтверждением или опровержением заявления президента. Будем надеяться на лучшее и на эффективную работу депутатов от Севера, среди которых, увы, уже год нет нашего представителя.
Б.Мисник, исполнительный директор Мурманского центра
экономических и политических исследований.