В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
По миллиарду на нос и корму Назад
По миллиарду на нос и корму
В переговорах о цене достройки авианосца для индийских ВМС наметился прогресс
следим за ситуацией

Дели увеличивает финансирование, а Севмаш - число работающих на переоборудовании авианосца для индийских ВМС. Таковы, если коротко, итоги инспекторской поездки в Северодвинск представителей заказчика и официальных лиц из Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, "Рособоронэкспорта", Невского проектно-конструкторского бюро и ВМФ России.

"Переговоры прошли удачно", - цитирует пресс-служба Севмаша своего генерального директора Николая Калистратова. По его словам, в ближайшее время должно поступить дополнительное финансирование проекта, что позволит увеличить численность рабочих на корабле до 2500 человек.

Напомним: шесть лет назад Москва и Дели заключили сделку, которая предусматривала ремонт и переоборудование крейсера "Адмирал Горшков" в авианосец для индийских ВМФ "Викрамадитья" с одновременной поставкой для него палубных истребителей МиГ-29 - боевых и учебно-боевых. Россия же бралась обучить индийский экипаж авианосца численностью около 1,5 тысяч человек и обеспечить создание инфраструктуры для базирования корабля в акватории Индийского океана.

Общая стоимость контракта первоначально оценивалась в 1,5 миллиарда долларов, из которых около 974 миллиона предназначались на переоборудование корабля в полноценный авианосец. При этом срок окончания работ был озвучен предельно жесткий - конец 2008 года. Однако реальность опрокинула первоначальные прогнозы: переделывать, разбирать, ломать и строить заново на этом корабле пришлось столько, что иногда казалось - быстрее и дешевле построить с нуля.

-Наши корабелы - как проектанты, так и строители - столкнулись с массой новых для себя вещей, - объяснял причины сложившейся ситуации глава "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин. - Не был принят во внимание и тот факт, что авианосец приходится воссоздавать практически заново...

Заказчик получает практически новый корабль, - вторит ему Николай Калистратов. - Новые котлы, практически все электротехническое оборудование, новая палуба с аэрофинишерами. Если по хорошему, цена за это могла быть 4 миллиарда долларов...

Что важно: инспекционная группа индийских ВМС почти в круглосуточном режиме отслеживала работы на корабле и всякий раз, когда возникала дилемма, оставить старое или заменить новым, настаивала на замене. А это, разумеется, требовало времени, дополнительных затрат и много-много рабочих рук. Первоначальные сроки, конечно, сдвинулись, что вызвало понятное неудовольствие заказчика. В какой-то момент Севмаш оказался в патовой ситуации: работы в самом разгаре, а финансирование, поступавшее отдельными траншами, прекратилось.

- Долгое время, - признался "РГ" гендиректор Севмаша, - затраты на модернизацию корабля покрывались за счет внутренних резервов предприятия и кредитов. А это не могло продолжаться до бесконечности, тем более в условиях кризиса. Мы представили подробное обоснование своих затрат - а это тысячи листов в расчетами - и намерены эти позиции защищать.

По информации, которой располагает "РГ", исполнители контракта заявили о недооценке выполненных и предстоящих работ на общую сумму 2,2 миллиарда долларов. Понятно, что заказчик будет стремиться эту цифру урезать. Но уже сам факт, что официальный Дели и руководство индийских ВМС пошли-таки на переговоры об удорожании контракта, говорит сам за себя. В марте ответственные за этот проект с российской стороны выезжали для рабочих консультаций в Дели, а в конце мая инспекторская группа Управления производства военных кораблей ВМС Индии во главе с контр-адмирал Наир Прем Кумаром прибыла непосредственно на Севмаш.

Еще по итогам переговоров в Дели главнокомандующий индийских ВМС адмирал Суриш Мехта заявил, что "определенное повышение цены неизбежно". Агентство Пресс траст оф Индиа приводит и другие его слова: "Мы должны заплатить больше, и какой бы ни была сумма в соответствии с условиями контракта, мы готовы будем ее израсходовать". В похожем смысле высказались тогда же министр обороны Индии Араккапарамбил Энтони и его первый заместитель Виджай Сингх.

Правда, в индийской прессе в этой связи называлась иная сумма дополнительных расходов - в пределах 600-800 миллионов долларов. Военные чиновники в Дели аргументировали необходимость дополнительных выплат тем, что покупка нового авианосца подобного класса обошлась бы стране в 4 миллиарда долларов.

Сейчас "Викрамадитья" уже на плаву - полгода назад его вывели из сухого дока и пришвартовали к достроечной набережной. Здесь производится установка крупногабаритного оборудования, монтажные работы и внутренняя отделка. К 2010 году ремонт и переоборудование планируется завершить, но еще два года потребуется для проведения испытаний. Главным образом - для отработки действий авиагруппы.

- Чтобы это случилось в 2012 году, как значится в откорректированном графике, Индия должна обеспечить достаточное и ритмичное финансирование, - акцентируют стержневой для себя вопрос на Севмаше. Их визави с индийской стороны пока воздерживаются от публичных комментариев того, что смогли услышать, увидеть и оценить за неделю пребывания в Северодвинске и Москве.

Александр Емельяненков
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4923 от 3 июня 2009 г.

Док. 566594
Опублик.: 03.06.09
Число обращений: 0

  • Калистратов Николай Яковлевич
  • Исайкин Анатолий Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``