В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Арарат Эвоян: Иметь такую неэффективную громадину, как `Бриллианты АЛРОСА`, - непозволительная роскошь Назад
Арарат Эвоян: Иметь такую неэффективную громадину, как `Бриллианты АЛРОСА`, - непозволительная роскошь
ИА SakhaNews. Редакция журнала "Алмазы и золото России" предоставила для публикации на портале SakhaNews интервью главного редактора Алексея Черткова с вице-президентом Ассоциации российских производителей бриллиантов Араратом Эвояном, в котором поднимаются актуальные проблемы бриллиантовой отрасли. Интервью можно также прочитать в N24 этого журнала.

- В последнее время в алмазном бизнесе обсуждают возможность применения деривативов - финансовых инструментов. Реально ли их применение в условиях российской финансовой системы?

- То, что финансисты обращают внимание на бриллиантовые деривативы, безусловно, радует. Однако я не склонен считать, что гранильную отрасль ждет поток инвестиций. Многие, кто считает, что в бриллиантовом бизнесе большая прибыль, ошибаются. И ошибка эта идет от недостатка информации. Несмотря на то, что в алмазном бизнесе в обороте находятся значительные средства, но низкая доходность сводит на нет все усилия по получению дополнительной прибыли.

Резонно банкам было бы вкладывать деньги в алмазодобычу с ее высокой рентабельностью. Но и здесь есть проблема: добывающим компаниям нужны долгосрочные вложения, а это невыгодно уже банкам. Неплохие доходы есть у ювелирных компаний, но и они делиться своими доходами не собираются. Остается огранка и торговля бриллиантами. В огранке же - низкая доходность. Если следовать логике, то дополнительный доход финансистов должен быть заложен в цену товара, т.е. переложен на покупателей бриллиантов. Ведь при привлечении дополнительной затратной схемы стоимость бриллианта увеличится.

Прибыль может образоваться, если за товар с добавочной стоимостью готов будет кто-то расплачиваться. Но у рынка свои законы и они не зависят от желания финансовых структур вложить или нет в отрасль деньги! А конечный покупатель, по крайней мере, сейчас не хочет платить больше! Бриллиантовый рынок растет не высокими темпами: в год на 2-3-5%, по разным позициям - чуть больше, чуть меньше. В последнее время прослеживается тенденция повышения цен на изделия с крупными бриллиантами больше 3-х карат. Цены на бриллианты в 2 карата медленно меняются, а на 3 карата увеличиваются чуть больше. Специфика рынка такова, что если добывающая компания, например, Де Бирс увидит, что цена на какую-то позицию растет уверенно, то она сразу на нее повышает цену. Причем, меняется эта цена независимо от того, в каком регионе мира бриллианты подорожали, например, в Гонконге, Америке или Японии.

АЛМАЗЫ В БАНКОВСКОМ СЕЙФЕ

- И все же, как показывает опыт, без применения финансовых инструментов невозможно нормальное функционирование отраслей, пусть даже таких зарегулированных, как гранильная.

- Финансовые инструменты надо применять профессионально и в том случае, если они приведут к ускорению оборачиваемости капитала. Обычно же они приводят к замедлению оборачиваемости.

Авансирование огранки, например, во всю практикуется. Иностранные компании, являющиеся учредителями российских гранильных предприятий, авансируют огранку того товара, который они планируют продать на рынке. Но это не те финансовые инструменты, которые принято считать деривативами. Так поступают профессионалы в области огранки и торговли бриллиантами. Они знают, где и что продадут и какую прибыль получат.

Более десяти лет мы объясняем российским банкам выгодность сотрудничества с бриллиантовой отраслью ввиду того, что гарантии возвратности кредита от алмазного бизнеса очень высокие. А, если мы установим стопроцентный контроль над производством бриллиантовых полуфабрикатов, то это будет означать практически полную возвратность кредита. Такой контроль позволяет банку в случае появления какого-либо сомнения в возврате кредита, остановить производство и изъять сырье. Но банки по-прежнему не идут нам на встречу, потому что те проценты, которые отрасль может освоить, им не интересны.

Сложилась такая ситуация, что ограночные предприятия практически не берут кредиты в российских банках. Вот, говорят - в России нет банкротств ограночных предприятий. А какие могут быть банкротства, когда предприятия внутри страны не кредитуются?! Привлекают кредитные ресурсы только те заводы, у которых учредители находятся за рубежом. Да и предприятий с одними российскими учредителями, стабильно работающих на внешний рынок, практически не осталось.

- Можно ли в перспективе рассматривать бриллианты в качестве залога за денежный кредит?

- Это будет неправильно. Если на бриллианты есть спрос, то их надо продавать!

- Выгодно ли банкирам держать у себя бриллиантовый сток?

- Сток - тормоз для оборота бриллиантов. Как в таком случае оценить сток и какая его будет цена? Другое дело, если можно было бы работать с кредитными ресурсами под товар, который находится в обороте, например, бриллианты в полуфабрикатах. В профессиональных израильских, бельгийских банках так и поступают. Банки имеют службы, контролирующие оборотный залог. В таком случае банк видит движение сырья, как идет процесс огранки, наличие товара. А если банкиры обнаруживают, что предприятие покупает сырье дороже, чем продает бриллианты или начинают сомневаться что "оборотка" может возместить расход, они принимают меры к взысканию кредитных ресурсов. Но важным условием сделки должна быть прозрачность схемы движения товара.

У нас же говорят: вы положите алмазное сырье в сейф, а мы дадим вам 50% от стоимости этого товара. Так не пойдет! Предприятию это не выгодно.

- Реально ли в России кредитование ограночных предприятий под бриллианты, находящиеся в производственном обороте?

- В России это реально. Некоторые банки имеют ресурсы, но не имеют права давать кредиты ниже ставки рефинансирования, устанавливаемые ЦБ РФ. У нас дорогие деньги.

Гранильная отрасль России на мировом рынке работает в рыночных отношениях, а на внутреннем рынке мы поставлены в нерыночные условия. И это не наша вина. Отрасль является заложником общей экономической ситуации и страдает от непонимания чиновниками особенностей этого бизнеса. Ведь огранка алмазов - это самый зарегулированный бизнес в мире! И при всем этом самый организованный и прозрачный, что доказывает и Кимберлийский процесс (КП).

В России обеспечен полный контроль за движением алмазного сырья и бриллиантов! Вовлечение "левого" сырья в оборот практически невозможно, кроме как уголовно наказуемым способом. Недостаток КП в том, что он контролирует процессы движения алмазного сырья между странами, не требуя обеспечения этого внутри стран. Но мы рады, что хотя бы это происходит, потому что они в будущем придут к тому состоянию, в котором мы уже работаем в течение многих лет.

- Часто ли правоохранительные органы находят недостатки в деятельности предприятий гранильной отрасли?

- Одно время было много уголовных дел, сейчас поменьше. Среди членов Ассоциации нарушений нет. Народ у нас дисциплинированный, особенно те, кто работает многие годы. Возьмем, например, тот же "Руиз Даймонд" - предприятие с иностранным учредителем. Я не могу сказать, что учет алмазного сырья на нем хуже, чем на смоленском "Кристалле". Профессионалы не допускают ошибок. Проблемы возникают у некоторых иностранцев, которые не до конца разобрались со спецификой работы на российском рынке и попадают в сложную ситуацию. Случаются проблемы и у наших соотечественников, но только у тех, кто не владеет в совершенстве правилами поведения в бизнесе и на рынке.

БРИЛЛИАНТЫ - НЕ БИРЖЕВОЙ ТОВАР

- Есть ли будущее у биржевой торговли бриллиантами?

- Биржевая торговля бриллиантами и алмазным сырьем исключена. В России, например, существует аукционная торговля алмазами, ее проводит АЛРОСА. Гохран России также проводит тендеры или закрытые аукционы на крупное сырье свыше десяти карат для внутреннего рынка. Рынок этого сырья менее изучен и прогнозируем. Но это не биржевая торговля в общепринятом понимании. Бриллиант - это товар не первой необходимости, а всего лишь предмет удовольствия, роскоши, красоты. Я не понимаю, каким товаром будет торговать недавно созданная Московская алмазная биржа. Кроме собственного пиара о ее деятельности ничего не известно. Ведь наступит время, когда придется возвращать потраченные средства.

- Не допускаете ли вы, что ошибаетесь, когда говорите, что бриллианты и биржа понятия не совместимые? Может, лет через 15-20 это все же случится?

- Насколько я понимаю, - никогда такого не произойдет. Чтобы бриллианты стали биржевым товаром, нужно выработать особые правила оценки, единые стандарты и критерий установления цен.

Принято считать, что Россия производит качественный товар "русской огранки", и это пошло еще с тех времен, когда в стране был единый продавец бриллиантов - В/О "Алмазювелирэкспорт". Говорят, что тогда наша отрасль была не эффективна, т.к. под требования экспортирующей компании подгонялись все стандарты обработки сырья. Это было плохо для эффективности, но благодаря такой стандартизации отрасль заняла свою достойную нишу на рынке, составляющую сейчас от 8 до 10% мирового рынка.

Но выживать в жесточайших условиях рынка нашим ограночным предприятиям не просто, и они стремятся эффективнее использовать имеющееся в их распоряжении сырье. "Руиз" делает классическую огранку и коммерческую огранку. Также поступает и смоленский "Кристалл", хотя основная масса товара за классической огранкой. Обречены на провал попытки унифицировать огранку, сделать ее единой для всех предприятий и для всех категорий сырья.

Люди сотни лет торгуют алмазами, но нигде в мире нет биржевой торговли бриллиантами, и не может быть! Она не возможна. Антверпенская, Израильская алмазные биржи - это места, где встречается покупатель и продавец алмазов. Почему-то наша ГосДума решила, что биржа - это то место, где происходят только биржевые торги. Законодатели установили такое определение в Законе "О биржах и биржевой деятельности". И в Законе "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" тоже существует понятие "биржа". Но и там эта статья не работает. Мы вносили свои замечания по этому вопросу, но пока они не рассмотрены.

-     Но отрасль не может полностью отказаться от применения финансовых инструментов?

- Банкирам и финансистам я бы посоветовал сначала изучить организацию алмазного бизнеса, провести какие-то эксперименты. Иначе они потеряют деньги. Опыт такой в Ассоциации имеется. Никто не спорит, что нужно привлекать кредиты. Но если они захотят использовать нашу отрасль, продукцию как инструмент для получения своих дополнительных доходов, увеличив наши расходы, то им стоит серьезно задуматься.

Я помню, как какой-то испанский банк пытался скупать бриллианты как активы (каратники и выше), но это одна тысячная рынка, она роли не сыграла. Безусловно, товар этот подорожал, но насколько подорожал по сравнению с другими товарами, например, золотом, это ведь неизвестно. А если по сравнению с другими позициями стоимость их наоборот упала? У бриллиантов же таких скачков в цене нет, это не золото и не нефть.

- Предположим, что в одно прекрасное время цены на бриллианты резко взлетят вверх. Это будет благом для отрасли?

- На самом деле это не очень хорошо, т.к. привлечет не высоких профессионалов в алмазный бизнес, ищущих быстрой отдачи от вложенного капитала. На пользу такая ситуация вряд ли пойдет. Ведь это серьезнейший бизнес, в котором не ожидаются моментально высокие доходы. Мы заинтересованы в такой ситуации: если бриллианты поднялись резко в цене, то они бы на этом уровне и сохранялись.

АМЕРИКАНСКИЙ ДОЛЛАР ИЛИ ШВЕЙЦАРСКИЙ ФРАНК?

- Президент АЛРОСА С.Выборнов на конференции в Антверпене призвал мировое алмазное сообщество отказаться от доллара в расчетах за алмазы. А недавно со ссылкой на него российские агентства сообщили, что новой алмазной платежной валютой может стать швейцарский франк. Ваше мнение на сей счет?

- Около 50-60% ювелирных изделий с бриллиантами в год продается на американском рынке. Поэтому большинство торговцев будут просить оплату за свой товар в долларах. Наоборот, в Европе стабильный сбыт бриллиантов в евро, но в любом случае они привязаны к доллару. Никогда европеец не купит у тебя бриллиант в евро вне зависимости от курса евро к доллару.

Если уровень продаж в Европе превысит 60%, и это будет стабильно, то можно переходить на евро. С учетом изменения на данный момент евро к доллару. Но тогда американский рынок должен упасть на 20-30%. Сейчас же на Европу приходится отсилы 10-15% мирового алмазного рынка.

Рынок продаж изделий с бриллиантами имеет свои законы, и он не зависит от того, кто в какой валюте хочет продавать.

- Но ведь сейчас доллар одна из самых не стабильных валют. Предприятия теряют из-за падания курса доллара к рублю, т.к. экономика России привязана к американской валюте.

- В свое время курсовая разница у нас считалась доходом, и предприятия с него платили налог. Долго мучались, прежде чем доказать, что это в принципе не доход из-за того, что какие-то "умные" люди придумали, что изменение рубля к доллару - это доход. За три года рыночных преобразований в России гранильная отрасль выплатила за курсовую разницу 129 млн. долларов. А сейчас курсовая разница - это убыток, который не учитывается.

- И все же меня озадачивает неразвитость финансовых инструментов, применяемых в гранильной отрасли. Чем может помочь финансовым институтам Ассоциация, вы ведь не ставите крест на таком сотрудничестве?

- Конечно, нет! Мы поможем специалистами, советом, организуем рабочую группу, покажем, как организуется контроль за движением бриллиантов на производствах. В свое время Ассоциация предлагала такую схему работы ВТБ, Сбербанку. Пытались организовать такую службу банки "Менатеп" и "Российский кредит". И с Ассоциацией российских банков мы ведем переговоры. Но наша прибыльность банкирам не очень интересна. А вот те банки, которые думают о завтрашнем дне, те на примере трех профессиональных западных израильских и бельгийских банков скоро поймут, на чем они зарабатывают в бриллиантовом бизнесе. Не всегда же будет такая ситуация, как сейчас.

ИМПОРТАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

- В России согласно Указу президента упрощен импорт алмазного сырья. Не станет ли импорт алмазов угрозой для внутреннего рынка?

- Уверен, не станет. Мы должны обязательно иметь альтернативный источник сырья, чтобы на рынке имело хождение не только сырье АЛРОСА. Посмотрите, что происходит на рынке: уровень цен на сырье на внутреннем и внешнем рынке выравнилось.

В иных случаях бывает выгоднее купить алмазы за границей, чем в России. Бывший президент АЛРОСА сам признал, что в кризисный для отрасли 2006 год сырье для внутреннего рынка было дороже, чем для внешнего. Эта информация шла и из "Алмазювелирэкспорта".

Сегодня отменены пошлины на ввоз алмазного сырья из-за рубежа. В стране имеют право хождения только сортированные алмазы. Сырье сортируется по непонятному для меня документу - классификатору. Это даже не стандарт предприятия. По Указу президента импортируемое сырье должно сортироваться в Гохране РФ. Процесс этот долгий, он отнимает и силы, и влияет на финансовую составляющую - предприятия за это платят. Ассоциация ведет переговоры с Гохраном, чтобы ускорить этот процесс.

Наша задача состоит в том, чтобы сделать более упрощенный классификатор на импортное сырье. Мы согласны, что сырье должно продаваться отсортированным, но процесс стоит упростить. Сортировка должна быть более профессиональной, по основным группам. Такую сортировку использует Канада, Конго и другие страны. И мы хотим для вторичного рынка создать такие условия, чтобы успешно и оперативно способствовать оборачиваемости импортированных алмазов.

- Как вы относитесь к тому, что компании, добывающие алмазы, начинают заниматься огранкой, ювелирным бизнесом? Экономически ли выгоден такой бизнес для алмазных монополий?

- Желание у алмазодобытчиков заняться огранкой и ювелиркой возникает постоянно. Также как и ювелиров - постоянно влечет в ограночный бизнес. Де Бирс выжал из огранщиков все, что мог. Но ювелиры не тот народ, они не огранщики, делиться прибылью не будут. И, посмотрите, что мы наблюдаем: Де Бирс отошел от подобной вертикали, прекратив крупномасштабные эксперименты, оставив только несколько магазинов, где в содружестве с ведущими ювелирными домами торгует брендовыми изделиями.

В России, похоже, эксперимент затягивается. Недавно министр финансов А.Кудрин заявил, что огранщики должны соответствовать рыночным условиям. Но то, чем занимается АЛРОСА в огранке, - это не рыночно! Пусть на меня не обижаются. Я рад, что они занимают площади в "Алмазном мире", но это неэффективно для них. И свою неэффективность они покрывают за счет отбора более лучшего сырья. Никто не спорит, что компании нужно иметь ограночное производство для мониторинга процесса огранки и исследования цен на бриллианты, можно даже участвовать в создании одного, второго ювелирного магазина. Это никто им запретить не может. Но иметь такую неэффективную громадину, как "Бриллианты АЛРОСА", - непозволительная роскошь. При всем этом, когда АЛРОСА начинает выставлять огранщикам НДС, чтобы покрыть свои расходы, тратя кучу денег на нерентабельную огранку, становится грустно. Лучше уж покопались бы в собственных резервах!

НЕСПРАВЕДЛИВЫЙ НДС

- Острейший вопрос для гранильной отрасли - свалившийся с 1 января НДС, поставивший предприятия на грань банкротства. Есть ли лекарство от этой болезни?

- Несправедливо не возмещать входящий НДС для АЛРОСА. Мы давно алмазодобытчиков поддерживаем в этом вопросе. Если кого-то смущает высокий уровень рентабельности в добыче, то можно найти другой способ изъятия доходов. А то, что государство не возмещает входящий НДС при поставках сырья на внутренний рынок - это не правильно и экономически не состоятельно. Но эта проблема не имеет отношения к огранщикам.

Мы надеемся, что Министерство финансов РФ нас поддержит с нулевой ставкой по НДС. Говорят, что нулевая ставка - это льгота. Какая же это льгота, если 98% бриллиантов экспортируется? НДС снижает эффективность бриллиантового производства, т.к. отвлекает средства.

- В среднем, через какое время происходит возврат НДС ограночным предприятиям России?

- По информации предприятий, которую подтверждает и Минфин РФ, в лучшем случае возврат НДС для гранильных предприятий происходит через девять месяцев. В лучшем случае! А бывает и больше года!

Надеюсь, что Минфин поймет, что ни в одном другом бизнесе таких особенностей, как в алмазном, нет. Практически государство на отрасль возлагает возмещение своих расходов и исключает, тем самым, наши конкурентные преимущества на внешнем рынке.

 

Дата публикации: 12-02-2008
www.1sn.ru



Док. 566243
Перв. публик.: 12.02.08
Последн. ред.: 02.06.09
Число обращений: 0

  • Эвоян Арарат Ашхарабекович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``