Первый вице-президент Ассоциации российских производителей бриллиантов Арарат Ашхарабекович Эвоян отвечает на вопросы `виртуального круглого стола`Назад
Первый вице-президент Ассоциации российских производителей бриллиантов Арарат Ашхарабекович Эвоян отвечает на вопросы `виртуального круглого стола`
Русская Ювелирная Сеть проводит виртуальный круглый стол на тему "Условия конкуренции на ювелирном рынке России". На вопросы отвечает первый вице-президент Ассоциации российских производителей бриллиантов Арарат Ашхарабекович Эвоян.
- Государственный контроль ювелирного рынка - как можно охарактеризовать его текущее состояние и каким хотели бы видеть его ювелиры?
- У государства есть свои определенные исторически сложившиеся функции по контролю за обращением драгоценных металлов и камней. Если в советское время была только одна государственная собственность, то сейчас, в рыночный период, государству нужно больше доверять частному бизнесу. Может быть, стоит некоторым крупным предприятиям, выпускающим многие годы качественную продукцию, самим клеймить свои изделия государственным клеймом.
Вместе с тем госконтроль за камнями - он самый "классный" в мире. Он вполне соответствует требованиям Кимберлийского процесса и лучше всех в мире Кимберлийский процесс выполняется в России. За всеми процессами следит государство, все движения камней известны государственным органам. С учетом реалий рыночной экономики, когда государство должно обеспечивать защиту прав потребителей, мне представляется возможным, а иногда необходимым, умеренная либерализация существующего законодательства.
- Насколько пробирный надзор влияет на ведение бизнеса, каким станет рынок, если обязательное клеймение отменить?
- Полностью отменить обязательное клеймение ни в коем случае нельзя. Будет просто бардак.
- Как повлияет на рынок предложение В.И. Моспана о снятии клеймения с экспорта и легковесных изделий из серебра? Стоит ли расширить этот список?
- Я согласен с тем, что легковесные серебряные изделия клеймить не имеет смысла, с экономической точки зрения от этого выиграют и производитель, и покупатель, и сами пробирные инспекции. С моей точки зрения, сами производители ювелирных изделий не заинтересованы в отмене обязательного клеймения, иначе рынок наводнит незаконно произведенная продукция, контрабанда и контрафакт. Клеймо пробирной палаты - это защита легального производителя.
- При наличии целого ряда контролирующих органов есть ряд высказываний, что до половины объема ювелирного рынка - контрабандные и незаконно произведенные изделия. Насколько это соответствует действительности? Кого проверяют чаще всего, кто остается вне контроля?
- Государственный контроль за движением драгоценных металлов и драгоценных камней - это целый процесс, которым занимаются определенные структуры, я бы назвал это своеобразным бизнесом. Правоохранительные органы этим занимаются уже не один десяток лет. Как они борются с контрабандой - это другой вопрос. Возможно, недостаточно, что-то проходит мимо их контроля. Со временем все утрясется. Драгоценные металлы вывели из категории валютных ценностей, а статья 191 осталась. С психологической точки зрения все должны привыкнуть, что драгоценный металл - такой же товар, который подпадает под гражданский кодекс и его не надо каким-то образом выделять.
- Почему Гильдия не ограничилась поддержкой, которую она оказывает другим выставкам, а взялась за организацию своей?
- Уже несколько лет идет пикирование между двумя крупными выставочными организациями, и Гильдия ювелиров никогда не говорила, что она поддерживает ту или иную выставку. Чем больше выставок, тем для Гильдии лучше. В этом случае "выставочники" начинают себя лучше вести, и выживает тот, который себя ведет с предприятиями - производителями ювелирной продукции корректней.
- Можно ли определить оптимальное количество выставок или рынок сам расставит все по местам?
- Разумеется, рыночные механизмы действуют и в сфере выставочных услуг. Мне кажется, со временем это противостояние закончится и каждый займет свою нишу. Может быть, кто-то считает, что, организовав выставку "Гильдия ювелиров", мы вытесняем с рынка ту или иную выставочную организацию. Нет. У нас нет такой цели. Мы просто даем возможность всем ювелирным предприятиям выступить в равных условиях, эта выставка в Манеже не займет место, например, Сокольников, это разный формат. Здесь выставка камерная и решает другие задачи. У Гильдии нет цели зарабатывания на этом денег, наша цель - показать все лучшее, что есть в российской ювелирной промышленности, сформировать положительный имидж отечественной ювелирной промышленности.
- Развитие экспорта продукции национальной экономики - приоритет государства. Как обстоит дело с развитием экспорта продукции российских ювелиров?
- Чем больше российской продукции идет на экспорт, тем лучше для государства и для всего народа. Ведь мы продаем не ресурсы, а труд, что является наиболее ценным продуктом. Ювелирное изделие - это не только золото и камни, но человеческие ресурсы. Поэтому государству необходимо сделать максимально свободной экспортную политику, чтобы продукцию российских ювелиров узнали во всем мире.
Ознакомиться с другими выступлениями на круглом столе вы можете здесь.
Дата публикации 08.12.2005