В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Аникиев В.В.: О выполнении обязательств РФ по экологической программе: `Отсутствие отходов` на Олимпиаде-2014г. в г. Сочи Назад
Аникиев В.В.: О выполнении обязательств РФ по экологической программе: `Отсутствие отходов` на Олимпиаде-2014г. в г. Сочи
Председатель правления Российской Экологической Независимой Экспертизы

15 апреля 2009 года состоялся семинар "Олимпиада без отходов", который проводился под председательством Д.О. Колосова, руководителя Управления экологического сопровождения подготовки Олимпиады Сочи 2014г. ГК "Олимпстрой".

Вниманию участников был предложен доклад "Разработка Генеральной схемы очистки г. Сочи - подходы и предварительные результаты", представленная А.Б. Лившицем, генеральным директором ЗАО "Фирма "ГЕОПОЛИС".

Из его доклада следовало, что вопрос утилизации отходов в г. Сочи будет решаться на основе подходов, изложенных в книге Мюррея "Zero wastes", переведенной Гринпис на русский язык. Согласно этой книге необходимо осуществить:

1.    раздельный сбор твердых бытовых отходов (ТБО);

2.    разделение фракций на переработку до 80%, которая будет вновь использоваться в виде новых видов целлюлозы и металла, а оставшиеся 20% будут захораниваться на 3-х новых полигонах;

3.    сформировать новый рынок для продажи вторичных ресурсов и ликвидировать полную монополизацию рынка утилизационных услуг в г. Сочи.

Администрация г.Сочи, выделив Лившицу А.Б. на разработку проекта 5 млрд. руб. (114,6 млн. EUR), полностью отказалась от использования мусоросжигательной техники.

Достоин внимания такой факт, что после 6-ти кратного проведения конкурса в 2005-2008 гг. каждый раз победителем выходила именно фирма "Геополис".

Но самое удивительное заключается в том, что фирма "ГЕОПОЛИС" обещает выполнить свои обязательства лишь к 2032 году, перерабатывая только 200.000 т/год ТБО, так что к 2014г. будет достигнут только промежуточный этап.

Таким образом, можно констатировать, что Администрация г.Сочи признает, что экологическая составляющая программы по теме "Отсутствие отходов" к 2014г., то есть началу Олимпийских игр, не будет выполнена.

Экономическая схема управления отходами, по мнению Лившица А.Б., должна быть реализована следующим образом:

- затраты на проведение работ предполагают осуществление сбора средств с населения в объеме 700-1000 руб./чел.*год, т.е. 210-300 млн. руб./год при населении - 300.000 чел., или 4,8-6,8 млн. EUR/год.

-    формирование рынка вторичных ресурсов будет продолжаться от 7 до 8 лет;

-    стоимость обезвреживания ТБО составляет 1700 руб./т., а стоимость мусоросжигания может составить 2500 руб./т.

Между тем, стоимость мусоросжигания на Московском мусоросжигательном заводе составляет 1800 руб./т., а с учетом возврата денег от продажи электроэнергии - 404 руб./т.

Таким образом, затраты на обезвреживание ТБО по схеме А.Б. Лившица будут в ~ 4,5 раза выше, чем мусоросжигание.

В настоящее время приемники отходов в г. Лоо (1 млн. т.) и г. Адлере (2 млн. т.) заполнены полностью, поэтому А.Б. Лившиц предлагает открыть 3 новых полигона в устьях рек Черного моря.

Как уже отмечалось, в основу расчетов Лившица А.Б. положена книга, переведенная "Гринпис", в которой провозглашается необходимость использования до 80% от ТБО [1].

Кроме того, все прозападные авторы ссылаются на Директиву ЕС от 19.11.2008г. и на данные США и ЕС о вреде мусоросжигания, которое может вызвать множество болезней [2,3].

Между тем, согласно самой Директиве ЕС, управление отходами должно осуществляться по той схеме, которая зависит от технической возможности, экономической способности и принципов защиты окружающей среды (Таблица 1).

 

 

Управление отходами согласно директиве 2008/98/ЕС от 19 ноября 2008г.

Статья 30.Для учета предварительных принципов поведения отходов в окружающей среде необходимо оценивать величину риска от источников загрязнения.
Статья 31Управление отходами необходимо осуществлять в соответствии с законодательством и политикой, которая зависит от технической возможности, экономической способности и защиты окружающей среды.
Статья 32При управлении отходами необходимо учитывать географические условия и учитывать специализированные условия для определенного типа отходов.
Статья 35Для понимания эмиссии тепличных газов необходимо отделить биологические отходы и Комиссия должна принять превентивные меры в рамках законодательства, если потребуется.
Статья 41Для удовлетворения компаний рециклинга Европы необходимо удовлетворять в значительной степени переработку отходов с их раздельным сбором по природе и составу.

Директива ЕС рекомендует:

-    учитывать величину риска от источников загрязнения, к которым относится уровень поступления в окружающую среду из открытых источников ТБО до 2032 года (как это рекомендует А.Б. Лившиц);

-    учитывать географические условия, при которых в г. Сочи в качестве полигонов будут использоваться новые участки устьев рек из-за отсутствия пространств для новых полигонов;

-    для удовлетворения компаний рециклинга (которые возникнут через 5-7 лет в г. Сочи) необходимо сочетать переработку отходов с их раздельным сбором по природе и составу.

Мусоросжигание ТБО при сходных географических условиях как в г. Сочи имело место в Японии и Швейцарии. Как следует из данных (Рисунок 1), в частности в г. Токио термической переработке ТБО подвергается ~4 млн. т./год (Рисунок 2).
 

 

Таким образом, Директива ЕС не призывает всех переходить на использование 80% переработки отходов, а исходить из современных реалий региона. Для г.Сочи самым подходящим методом утилизации ТБО является сжигание.

Противники использования мусоросжигательных заводов, ссылаясь на публикации в странах ЕС и США на период с 1974г. по 2000г., утверждают об их опасности для окружающей среды [2,3].

Вместе с тем, в этих публикациях отсутствуют последние данные о выбросах из мусоросжигательных заводов, эксплуатируемых в г. Москве. В частности, в зоне влияния ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ-3" качество атмосферного воздуха соответствует требованиям СанПиН

2.1.6.103201 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" (Таблица 2,3).

Кроме того, отсутствуют сведения об уменьшении выбросов с территории мусоросжигательных заводов с 1990г. по настоящее время в -100 раз, которые регулярно публикует Министерство по окружающей среде ФРГ [4].

Таким образом, авторы статей о вреде мусоросжигательных заводов используют устаревшие сведения, игнорируя последние публикации.

В таблице 4 приведены сравнительные сведения о стоимости затрат на захоронение ТБО и мусоросжигание в г. Москве.

Оказалось, что общие затраты на мусоросжигание с учетом получения электроэнергии для города будут в 4,5 раза ниже, по сравнению с мусоросжигательными

Таблица 2

 

 



В действительности, по нашему глубокому убеждению, ситуация с утилизацией твердых бытовых отходов выглядит следующим образом:

1.    Во всём мире самым эффективным и прогрессивным способом признается утилизация отходов путём сжигания на современном технологическом оборудовании;

2.    В условиях Сочи тиражировать новые полигоны (свалки) безответственно и чревато необратимыми пагубными последствиями (отравление почвы, эпидемиям и т.д.);

3.    Эффективность мусоросжигательных заводов не идет ни в какое сравнение со свалками;

4.    В документах Евросоюза, в частности Директивы ЕС от 19.11.2008 г., как раз говорится, что в Европе приветствуется утилизация отходов путём их сжигания.
 


Таблица 3
 


Как следует из доклада Лившица А.Б., открытые площадки для хранения ТБО будут действовать в г. Сочи до 2032 года, т.е. будет повторяться история Подмосковья, где фирма "ГЕОПОЛИС" устраивает свалки в течение нескольких лет.

ООО "Фирма "ГЕОПОЛИС", возглавляемая Лифшиц А.Б., является совместным российско-голландским предприятием, зарегистрирована в городе Москве по улице Шепиловская 64, в квартире обычного многоэтажного жилого дома.

Господин Лифшиц А.Б. участвовал в создании полигона (свалки) в адлерском районе города Сочи, и, видимо, на этом поприще подружился с администрацией г.Сочи.
На наш взгляд выделение 5 млрд. рублей и дополнительных тарифов на попытку использования переводной книги в качестве главного аргумента по организации управления отходами в г. Сочи представляется очень странным и удивительным

Литература

1.    Управление отходами согласно Директиве 2008/98/ЕС от 19.11.2008г.

2.    Allsopp М. Costner P. Johnston P. Incineration and human health. State of knowledge of the impacts of waste incinerators on human health. University of Exter Publ., UK.

3.    Waste incineration and public health, Nat Acad. Press., 2000.

4.    Хан Д. (Германия) Руководитель проекта ЕС "Гармонизация экологических стандартов II - Россия"/ Доклад на семинаре "Олимпиада без отходов", 15.04.2009.

5.    О планах строительства мусоросжигательного завода в г. Москве, 18.12.2008, UCS-INFO 2038.

6.    Концепция мусороперерабатывающего завода для г. Сочи, февраль 2009, EVN umweltholding.



Док. 566065
Перв. публик.: 01.06.09
Последн. ред.: 04.06.09
Число обращений: 0

  • Аникиев Владимир Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``