В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
14.3. Нерешенные вопросы трансграничных компьютерных преступлений Назад
14.3. Нерешенные вопросы трансграничных компьютерных преступлений
В 1986 году во Франции, по инициативе журналистов - сотрудников "Матэн", был созван Первый национальный конвент хэккеров с тем, чтобы они могли продемонстрировать специалистам свои возможности по проникновению в компьютерные системы, в том числе зарубежные. В течение шести часов, в присутствии эксперта по компьютерной безопасности, юриста и специалиста по компьютерным преступлениям, несколько молодых людей продемонстрировали свои способности, проникнув в 20 крупнейших информационных систем, в том числе - в банк данных английского министерства обороны. Когда они подключаются к какому-нибудь американскому или японскому компьютеру, то используют украденный код международного пользователя, который дает им доступ к крупным системам, передающим международные данные. Таким образом, за полученную ими информацию платит владелец кода[1].
Американский хэккер Ричард Чешир был приглашен в Мюнхен на совещание экспертов по охране сведений в компьютерах. На глазах специалистов он обеспечил себе доступ сначала в немецкую, затем в американскую информационную сеть и оттуда проник в один из наиболее стратегически важных компьютеров США[2].
В Голландии группа хэккеров с помощью специально разработанной ими программы получила возможность связываться с помощью своих персональных компьютеров с любой страной мира за счет испанской компании "Телефоника". Угроза подобных трансграничных проникновений в компьютерные системы других стран настолько велика, что, как заметил Донн Б. Паркер, крупный эксперт по компьютерным преступлениям, "в 1990 году на смену опасности ядерной катастрофы придет угроза войны, которая примет новые формы, войны в области информатики, направленной против предприятий страны, обладающей передовой техникой, с целью создания информатического хаоса и порождения экономической катастрофы"[3].
Даже приведенные несколько примеров сравнительно безобидной деятельности хэккеров с учетом возможностей, описанных на страницах книги, посвященных проблеме девятой, показывают, что в международном уголовном праве возникают совершенно новые вопросы. Подкомитет экспертов по компьютерным преступлениям Европейского комитета по проблемам преступности при Совете Европы выделяет следующие из них[4].
I. Природа компьютерных правонарушений. Исходя из пяти стандартных категорий таких правонарушений (несанкционированный доступ, несанкционированное использование, манипуляция данными, шпионаж, саботаж) необходимо выработать соглашение, являются ли такого рода правонарушения простыми (несанкционированный доступ); продолжаемыми (несанкционированное использование, манипуляция); составными преступлениями (доступ в сочетании с манипуляциями); совместными преступлениями (компьютер как фактор соучастия). Здесь возникает вопрос о юрисдикции, если предмет посягательства находится в другой стране, либо одно из действий этого посягательства производится за пределами страны. Другой вопрос: следует ли оставить квалификацию преступления на усмотрение каждого из государств или надо попытаться выработать общий подход?
II. Проблема места совершения преступления. Эта проблема связана с вопросами о юрисдикции. Представим ситуацию: несанкционированный доступ из страны А сопровождается манипуляцией данными в стране Б, которые затем направляются в страну С, где осуществляется, скажем, выплата украденных таким образом денег. Что считать местом совершения преступления? Место, где были произведены описанные действия (А), место, где произошло изменение данных (Б), место, где зафиксирован результат (С)? Как разрешить юрисдикционную коллизию?
III. Проблема экстратерриториальной юрисдикции. Так как одно преступление может затрагивать интересы нескольких стран, предлагается установить "юрисдикционную сеть" на основе специальных соглашений.
Для решения этих и смежных вопросов необходимо активное международное сотрудничество. Его цель - профилактика и предупреждение преступлений как посредством развития соответствующего внутреннего законодательства, так и с помощью международных договоров. В этом сотрудничество может идти по таким направлениям: обмен информацией, взаимная помощь в расследовании, экстрадиция и, в тех странах, где позволяет законодательство, исполнение решений иностранных судов. Для того чтобы такое сотрудничество было эффективным, каждому государству необходимо четко сформулировать составы преступлений и соответствующие санкции.
Разумеется, международно-правовые проблемы компьютерной преступности этим не ограничиваются. Так, необходимо обратить внимание на проблему вины. Поскольку разные виды соучастников отвечают по-разному и могут нести ответственность за разные преступления, постольку обязательно определение индивидуальной вины каждого из них. Международный уголовный закон, как правило, формулирует состав преступления в общем виде, оставляя на усмотрение каждого государства вопросы, которые должны решаться при создании национальных уголовных законов, в том числе и об установлении форм вины[5]. Исходя из общей характеристики компьютерных преступлении и их опасности, в том числе и для международного общения, можно утверждать, что они, по крайней мере самые опасные из них, совершаются, как правило, умышленно, хотя в некоторых случаях возможна и неосторожная вина.
Интересен и вопрос о стадиях преступной деятельности - приготовление, покушение и оконченное преступление. В определенных случаях, например, несанкционированный доступ или манипулирование данными может рассматриваться и как оконченное преступление, и как одна из его стадий. Эти вопросы необходимо урегулировать конвенционально.
Для привлечения к уголовной ответственности, как известно, лицо должно достигнуть определенного возраста и быть вменяемым. Известно, что хэккеры чаще всего - люди молодые, даже слишком молодые, - студенты, школьники. При решении вопроса о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, может возникнуть коллизия между законодательством разных стран. Хотя единообразие в международном уголовном праве по этому вопросу пока не достигнуто, для компьютерных преступлений необходимо добиться его в первую очередь.
Что касается вменяемости, то этот и так не очень ясный вопрос (вменяемо или невменяемо лицо решает суд с учетом заключения экспертов-психиатров) осложняется с появлением неизученных компьютерных болезней и компьютерных фобий.
Далеко не исчерпав перечня проблемных вопросов, связанных с трансграничными компьютерными преступлениями, мы констатируем, что сфера международных обсуждений и международного сотрудничества не менее велика, чем, скажем, область правовой охраны объектов вычислительной техники и защиты прав авторов и изобретателей.

_____________________
[1] См.: Cambio-16. 1986. Oct. 6.
[2] См.: Stern. 1984. Mai 17.
[3] Цит. по: El Pais, 1987. Diciem. 13.
[4] См.: Schutter B. Memorandum on problems connected with transfrontier character of computer crime. PC-R-CC (86)15. Council of Europe. Strasbourg. 1986. Apr. 17.
[5] См. подробнее: Карпец И. И. Преступления международного характера. М., 1979. С. 220-223.

Док. 566004
Опублик.: 01.06.09
Число обращений: 0

  • Проблемы компьютерного права

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``