В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
13.2. Эргономика: нормативно-правовой аспект Назад
13.2. Эргономика: нормативно-правовой аспект
За последнее десятилетие в США более чем вдвое возросло число исков в связи с напряженностью труда. И сейчас на них приходится примерно 15% всех исков, связанных с возникновением профессиональных заболеваний. Заболевания на почве стрессов обходятся американским компаниям в 50-75 млн. долл. в год[1].
Национальный институт профессиональных заболеваний и техники безопасности США начал включать нервные расстройства в свой перечень основных профессиональных заболеваний и выдвинул в качестве одной из первоочередных задач - снижение силы стрессов в американских учреждениях. В числе профессий, вызывающих наиболее частые расстройства здоровья, оказалась административная работа, связанная с использованием компьютеров и дисплейных терминалов. Установлено, что она создает более высокий уровень напряжений, чем даже работа авиадиспетчеров[2].
Как показало исследование, проведенное Уотсоновским исследовательским центром компании ИБМ, люди пока еще быстрее и точнее считывают информацию с бумаги, чем с любых компьютерных мониторов, используемых в настоящее время. Согласно результатам этого исследования, для достижения той же производительности оператора, что и при работе с бумагами, необходимы электронно-лучевые трубки, имеющие примерно вдвое большую разрешающую способность по сравнению с теми, которые используются сейчас.
В связи с оснащением рабочих мест персональными компьютерами (в целях повышения скорости обработки данных и эффективности использования рабочего времени) многие служащие подвергаются технострессу или, в частности, той его разновидности, которая называется компьютерной фобией. По существу, это профессиональное заболевание. Его симптомы - резкое учащение пульса лишь при взгляде на компьютер, потливость, головокружение, дрожь, затрудненность дыхания, обмороки, вызванные общением с компьютерами, и др.
В основе компьютерной фобии лежит страх перед приступом паники и потерей контроля над собой, причем ситуация осложняется тем, что страдающие фобией обычно знают об иррациональности их страха, однако это делает его еще более сильным. Обычно больной испытывает короткий, но очень интенсивный приступ страха, а после этого начинает сильно бояться повторения приступа. Такие приступы часто путают с сердечными. Немалую роль в возникновении компьютерной фобии играет также атмосфера насмешек со стороны руководства и коллег в адрес "неумелых" работников.
В ряде случаев причина компьютерной фобии в несовместимости человека с машиной и выходом здесь может быть только изменение профиля работы. Проблема совместимости человека и компьютера затрагивает практически всех, кто сталкивается с необходимостью работать с современной техникой. По-видимому, главным и необходимым условием безболезненного перехода к новым условиям труда прежде всего является создание благоприятного психологического климата в коллективе. Вторым условием можно назвать соблюдение элементарных принципов эргономики, которые, как правило, совершенно игнорируются. Так, данные клинических обследований убедительно свидетельствуют о том, что дисплейные рабочие пульты порождают множество проблем. Как показало исследование, проведенное в США Ассоциацией специалистов по управлению вводом данных, 66% операторов страдают от боли в области шейных позвонков и плечевых суставов, у 47% болят глаза, у 44% исчезает четкость зрения. Возникают и другие нарушения функций организма. Добавим к этому пыль и яркость свечения, нерегулируемая по высоте и с учетом особенностей фигуры мебель, электромагнитное излучение, общие терминалы на несколько человек, что вынуждает служащих смотреть на экран под углом, в результате чего в каждом зрачке изображение приходится фокусировать с разного расстояния и т. д.[3].
Эта проблема существует и у нас в стране. Однако вопросы, связанные с ней, пока решаются на уровне подзаконных ведомственных актов. Так, Министерство здравоохранения СССР разработало и 2 марта 1988 г. утвердило Временные санитарные нормы и правила для работников вычислительных центров (N 4559-88)[4]. Эти нормы установлены на период до утверждения единых общесоюзных санитарных правил и норм, определяющих условия труда и обучения работе с электронно-вычислительными машинами. Они исходят из того, что с массовым внедрением вычислительной техники "изменился характер труда, его содержание и условия, в которых он осуществляется" (п. 1.2). Усложнение функциональной структуры деятельности в связи с применением компьютерных систем, видеотерминалов предъявляет повышенные требования к организму человека. Труд математиков-программистов, операторов, инженерно-технических работников "сопровождается необходимостью активизации внимания и других высших психических функций" (п. 1.5). Эти работники "подвергаются воздействию вредных и опасных факторов производственной среды: электромагнитных полей (радиочастот), статическому электричеству, шуму, недостаточно удовлетворительных метеорологических условий, недостаточной освещенности, психоэмоционального напряжения" (п. 1.7). Особенности характера и режима труда людей, много работающих с ЭВМ, их значительное умственное напряжение и другие нагрузки приводят к изменению у них "функционального состояния центральной нервной системы, нервно-мышечного аппарата рук (при работе с клавиатурой ввода информации). Нерациональные конструкции и расположение элементов рабочего места вызывают необходимость поддержания вынужденной рабочей позы. Длительный дискомфорт в условиях гипокинезии вызывает повышенное позотоническое напряжение мышц и обусловливает развитие общего утомления и снижение работоспособности. При длительной работе за экраном дисплея у операторов отмечается выраженное напряжение зрительного аппарата с появлением жалоб на неудовлетворенность работой, головные боли, раздражительность, нарушение сна, усталость и болезненные ощущения в глазах, в пояснице, в области шеи, руках и др." (п. 1.9).
Основываясь на результатах проведенных исследований, Минздрав СССР отнес труд работников вычислительных центров к I - II классу. Его напряженность не должна превышать допустимых величин по "Гигиенической классификации труда Минздрава СССР" (N 4137-86)[5].
Временными санитарными нормами и правилами для работников вычислительных центров устанавливаются требования относительно планировки и размещения оборудования в вычислительных центрах; вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в помещениях вычислительных центров; уровня шума и вибрации; естественного и искусственного освещения помещений вычислительных центров; защиту работников центров от статического электричества и излучений; цветового оформления помещений вычислительных центров; видеотерминального устройства.
Кроме того, они регламентируют организацию рабочих мест на основе современных эргономических требований, а также режим труда и отдыха работников вычислительных центров.
В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении[6] "нарушение санитарно-гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик" (ч. 3 ст. 18). "Государственный и санитарный надзор за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм государственными органами, а также всеми предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами возлагается на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР..." (ч. 1 ст. 19).
Однако сегодня компьютерную технику все шире используют на предприятиях, в учреждениях, организациях, а не только в вычислительных центрах. Персональный компьютер на рабочем столе перестал быть экзотикой. Учитывая важность и масштабность проблемы, было бы целесообразным ввести в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении норму о том, что строительство, реконструкция, планировка производственных помещений, предназначенных для размещения в них компьютерной техники, организация рабочих мест для ввода и вывода данных, отладки программ либо для иного использования компьютерной техники, разрешаются только при соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил. Разумеется, такие нормы и правила должны быть распространены на все категории работников, которые в силу своих трудовых обязанностей имеют дело с компьютерной техникой.
Необходимо также обратить внимание на режим труда и отдыха тех, кто работает с вычислительной техникой. Математики-программисты и большинство инженеров по эксплуатации ЭВМ должны, как это предусматривается санитарными нормами, работать в одну дневную смену с перерывом на обед в середине дня. Операторы же могут работать в три смены по 8 часов или в две смены по 12 часов. Такой же режим труда имеют некоторые инженеры по эксплуатации ЭВМ (п. 10.1.1).
На практике же работа программиста зачастую выходит далеко за пределы рабочего времени. Те, кто занимается решением прикладных задач, зависят от того, когда им будет выделено машинное время, и нередко это бывает ночное время. Перерывы в работе не соблюдаются. Между тем, рациональный режим труда и отдыха лиц, работающих на ЭВМ, должен устанавливаться с учетом психофизиологической напряженности их труда, динамики функционального состояния организма и работоспособности. Поэтому необходимо строго регламентировать перерывы в работе. Следует иметь в виду, что длительные перерывы ведут к нарушению работоспособного состояния. Правила для работников вычислительных центров рекомендуют помимо основного перерыва на обед два 10-минутных перерыва при 8-часовом рабочем дне и 3 таких же перерыва при 12-часовом рабочем дне (п. 10.1.1). Думается все же, что этого недостаточно: здесь еще требуется комплексное медицинское, психологическое и социологическое исследование.
Тем не менее можно дополнить ст. 29 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде частью, предусматривающей дополнительные перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время, для некоторых категорий работников, занятых на вредных работах, имея в виду, что в соответствующие перечни будут внесены работники, по роду своей деятельности имеющие дело с компьютерной техникой.
В будущем придется учитывать и новые факторы, вызванные компьютеризацией. Один из них - это способность ЭВМ делать работу "менее квалифицированной" - иначе говоря, сводить труд к простым и повторяющимся операциям. Многие виды работ, которыми сейчас занимаются служащие, вообще становятся ненужными в результате появления цифровых сканирующих устройств, считывающих печатный текст. Но этот аспект не столько правовой, сколько социальный. Нам же сейчас пока надо решать более простые и более актуальные проблемы.

______________________
[1] См.: Washington Post. 1988. Jan. 3.
[2] См.: За рубежом. 1987. N 51. С. 20.
[3] См.: Washington Post, 1988, Jan. 3.
[4] См.: Временные санитарные нормы и правила для работников вычислительных центров. Издание официальное. М., 1988.
[5] См.: Временные санитарные нормы и правила для работников вычислительных центров. С. 7.
[6] См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1969. N 52. Ст. 466.

Док. 566000
Опублик.: 01.06.09
Число обращений: 0

  • Проблемы компьютерного права

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``