В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
7.2. Сфера компьютерных услуг Назад
7.2. Сфера компьютерных услуг
На страницах, посвященных проблеме пятой, мы перечислили некоторые виды обязательств по предоставлению компьютерных услуг. Приведем теперь ряд других примеров, более сложных и, на наш взгляд, весьма перспективных. Чтобы не нарушать логику изложения, продолжим тему видеоинформационных услуг.
Мы уже упоминали системы "Минитель" (Франция) и "Престел" (Великобритания). Назовем еще систему "Бильдшернтекст" (ФРГ), вышедшую на второе место. А лучшей, по оценке специалистов, остается первая в мире система такого типа - "Минитель", введенная в строй в 1982 году. Поэтому при рассмотрении видов компьютерных услуг отдадим предпочтение ей.
Создание системы "Минитель" началось в конце 70-х годов, в период, когда во Франции завершилась программа телефонизации страны. Система была задумана для постепенной замены телефонных справочников, которые приходилось ежегодно издавать тиражом 25,3 млн. экземпляров[1]. Появилась идея создания электронного справочника, данные из которого можно было бы получать с помощью видеотерминала. Абонент набирает запрос и мгновенно получает ответ на экране своего "Минителя".
По сравнению со справочником эта информационная система обладает тем преимуществом, что она охватывает все департаменты страны и может постоянно обновляться. Информация вводится в автоматизированные банки данных через децентрализованную модульную структуру, приспособленную к увеличению как числа абонентов, так и объема запросов. Помимо национального банка данных в Ренне (Бретань) имеется несколько региональных документальных центров, которые равноценны по содержащимся в них сведениям. Обновление банков осуществляется непрерывно и автоматически через отделения почтового ведомства и управление рекламы. Справочные центры службы контролируют запросы абонентов и проверяют их достоверность.
Цена видеотерминала системы относительно велика (около 1200 франков). Если бы абоненты должны были покупать его, то у системы не было бы никаких шансов на развитие. Поэтому правительство разрешило министерству промышленности, связи и туризма устанавливать эти терминалы абонентам бесплатно. Однако для государства было бы недопустимой роскошью, если бы система "Минитель" служила лишь телефонным справочником. Поэтому указанное министерство сделало ставку на расширение целей системы и, следовательно, на повышение объема сборов и абонентов.
Речь шла о том, чтобы разомкнуть заколдованный круг: у частных лиц или предприятий не было никаких оснований покупать "Минитель", пока не будут предоставляться значительные услуги, а у поставщиков этих услуг не было никакого желания вкладывать капиталы в дело, до тех пор пока число потенциальных клиентов не будет значительным.
Чтобы узнать, как массовый потребитель отнесется к этому новшеству, Главное управление телекоммуникаций решило провести первый эксперимент в определенном районе, в Велизи. Около 2500 терминалов было бесплатно вручено добровольцам за период с июля 1981 по декабрь 1982 года, чтобы выявить истинные интересы потребителей.
Предполагалось, что чаще всего будут запрашиваться сведения административного характера. В действительности же самый большой спрос был на информацию и электронные игры, предоставляемые газетными издательствами, затем на такие справки, как телевизионные программы или репертуар кинотеатров, расписания поездов или справки о продаже товаров по почте.
В конце 1982 года начался другой эксперимент ("Гретель"), проводившийся в одном из кварталов Страсбурга под эгидой министерства промышленности, связи и туризма и местной ежедневной газеты "Дерньер нувель д`Альзас". Он охватывал группу людей, состоящую из членов ассоциации жителей квартала Эспланад.
Обслуживающий центр, газета "Дерньер нувель д`Альзас" предоставляли различные услуги: новости общего и местного характера, информацию о программах телевидения, репертуаре кинотеатров, метеосводки, расписания поездов и самолетов, кулинарные рецепты, списки гостиниц, ресторанов и др. Банки давали возможность своим клиентам непосредственно ознакомиться со своими счетами. Не были забыты и развлечения. Такие программы игр, как "морской бой", позволяли померяться силами с ЭВМ. Наконец, самое главное, было создано "бюро мгновенной автоматической передачи личных посланий", дающее возможность людям свободно беседовать в масштабе реального времени на экране.
Вскоре было замечено, что службы новостей и услуг, которые должны были бы занимать основную часть потока информационного обмена, занимали не более 10 процентов времени пользования; деятельность службы личных посланий - 50 процентов; игры же - 40 процентов. То, что можно было предвидеть в ходе эксперимента в Велизи, получило подтверждение. На следующий год начался огромный успех этого нововведения[2].
Новый способ общения стал больше, чем просто игра. Для несколько наивного человека увидеть, как на экране его "Минителя" постепенно появляется текст сообщения, предназначенного лично ему, - это своего рода чудо. У него возникает ощущение, что за экраном скрывается нечто таинственное и живое. Техника позволяет совместить мечту и реальность. С появлением бюро мгновенной автоматизированной передачи сообщений на другом конце цепи возник человек, с которым можно обменяться посланиями на экране, причем не только в текстовом виде, но и изображениями. Таким образом, "Минитель" стал как бы перекрестком, на котором встречаются два незнакомых человека, ищущих общения и имеющие возможность рассказать о себе или, напротив, в любой момент прервать контакт.
Таким образом, тысячи и тысячи абонентов стали располагать своей собственной системой распространения информации. Среди них - частные лица, общественные организации, партии, местные органы власти, клубы, торговые, промышленные и транспортные предприятия и др.
Заметим, что в соответствии с действующим во Франции законодательством государственные учреждения не имеют права выяснять, с какой целью абоненты используют каналы связи: для обычного ли разговора по телефону или для передачи видеоинформации.
Успех системы "Минитель" бесспорен. Создана разветвленная сеть распространения информации на коммерческой основе. Доступ к ней также имеет практически любой абонент, который по определенному коду может получать информацию из банка данных того или иного учреждения. При этом министерство промышленности, связи и туризма взимает с него плату по установленным тарифам: телефонный справочник (цена 21,9 франка в час); чисто профессиональные услуги (код 36.13, цена 7,3 франка в час); коммерческие услуги (код 36.14, цена 21,9 франка в час); услуги для массового потребителя (код 36.15, цена 58,4 франка в час).
Часть этой суммы - более 60% указанное министерство переводит компании, предоставившей информацию, оставляя себе почти 40%. Сегодня оборот всех предприятий, занимающихся распространением информации через "Минитель", исчисляется миллиардами франков, и система стала вполне рентабельной[3].
Справочные услуги включают регистрацию и непрерывное обновление сведений о 25 млн. абонентов, различного рода справки о них, поиск информации по различным признакам (фамилиям, профессиям, названиям улиц и т. п.) и возможность постепенного расширения области поиска. Здесь мы вновь сталкиваемся с проблемой защиты сведений о личной жизни человека (см. подробнее 2.3).
Абонент, имеющий видеотерминал, может получить сведения о своем банковском счете, посмотреть расписание и заказать билет на поезд или самолет, в театр или на концерт. С помощью "Минителя" можно также связаться с отделами заказов торговых предприятий.
Сеть 36.15 предоставили также и средствам массовой информации, внесенным в список Паритетной комиссии печатных изданий и местных радиостанций, имеющим разрешение на выход в эфир. По этой причине сеть была названа "Киоском". Таким образом, с помощью "Минителя" можно просмотреть специальные ежедневные тележурналы, подготовленные крупнейшими парижскими и местными газетами. В такие тележурналы включаются рубрики кратких новостей, заметки о политических событиях, спортивных соревнованиях и т. д. Можно найти там и информацию справочного характера, предназначенную для местных жителей: метеосводку, информацию о работе аптек в праздничные дни, о дежурстве коммунальных служб. Если подключить принтер, то можно распечатать полосы (все или часть) только что вышедшей и просмотренной на экране газеты. Систему "Минтель", в частности, использует парижское бюро советского Информационного Агентства "Новости" для распространения информации о СССР.
Внесенные в список Паритетной комиссии печатных изданий пользуются льготным режимом налогов. Нередко те, кто не состоит в этом списке, заключают конфиденциальное соглашение с печатным изданием, которое одалживает на какой-то срок свой номер. Подобная сделка является правонарушением. Его, правда, очень трудно обнаружить, поскольку существуют 14 тыс. совершенно неизвестных изданий, внесенных в списки Комиссии.
18 июня 1985 г. увеличение потока информационного обмена по коду 36.15 привело к перегрузке системы, что вызвало аварию телекоммуникационной сети. Потребовалось около месяца, чтобы восстановить нормальный поток информационного обмена[4].
Полезных и интересных способов использования системы "Минитель" становится все больше. К тому же естественным образом повышается компьютерная грамотность населения. Но возникают и такие формы общения, юридические рамки которого неясны.
Так, в условиях распространения СПИДа "Минитель" стал излюбленным "местом встречи" для "электронного секса" и порнографических развлечений. С экономической точки зрения иначе и быть не могло. Поставщик услуг отдает предпочтение такому виду пользования, при котором продолжительность связи с системой была бы наибольшей. В этом отношении компьютерная порнография оказалась настоящей золотой жилой. Здесь встает проблема разумных правовых запретов (разумных, потому что психологи рассматривают экран "Минителя", отданный секс-программе, не только как сомнительное развлечение, ущемляющее общественную мораль, но также и как средство душевной гигиены, способ снятия стресса)[5].
Сейчас во Франции более двух тысяч местных клубов компьютерной эротики, объединяющих в среднем по двести человек. Многие участники игры питают реальную надежду найти спутника жизни через "Минитель". Вы набираете код, название вашего компьютерного клуба и пароль. На экране предстает перечень псевдонимов - от романтических до весьма недвусмысленных. Создавайте свой образ, выбирайте партнера, и через секунду можно приступать к первому "разговору".
Владелец большей части акций "Минитель" - государство, поэтому большая часть доходов от использования сети поступает в его казну. Это дает повод обвинять государство в том, что, допустив подобное использование государственной системы управления и информации, оно стало "самым большим в мире сводником". Служащие системы, однако, выдвигают в свою защиту следующее: они не несут ответственности за содержание бесед и развлечений "пользователей".
Вместе с тем проблема юридической ответственности все равно возникает, поскольку появляются особого рода компании. Зачастую пользователь "Минителя" думает, что он беседует с другим пользователем. На деле же он общается со служащим или служащей такой компании, роль которых заключается в том, чтобы устанавливать "свободный диалог" с клиентами, поддерживая связь как можно дольше. Теперь благодаря техническому прогрессу ведущие заменяются компьютерами. Уже существует система, которая управляет банком в 30 тыс. фраз, так что тот, кто подключается к ней, не может понять даже после пятнадцати минут диалога, кто ему отвечает: человек или машина[6].
Поскольку к системам типа "Минитель" сейчас подключают экспертные системы, о которых упоминалось выше (см. 7.1), коснемся некоторых связанных с ними проблем. В странах Запада "перекачка" экспертных знаний от человека к экспертной системе оплачивается очень высоко по сравнению с ценой разовой экспертизы, и это понятно: перестав быть единоличным владельцем своих знаний, эксперт не скоро накопит новые, обеспечивающие ему высокий жизненный уровень, - не исключено, что он вообще перестанет быть экспертом.
В нашей стране не существует никакой нормативной базы для оценки экспертных знаний, для установления прав экспертов на результат своей деятельности, реализованной в виде компьютерных программ и баз данных.
Как должны определяться размеры экспертного гонорара? Не следует ли подумать о таких правовых нормах, которые бы стимулировали экспертов к дальнейшему совершенствованию экспертных систем, а не к монопольному удержанию знаний, гарантирующему престиж и хорошую работу? Представляется, что система определенных отчислений, зависящая от эффективности эксплуатации экспертных систем, была бы наиболее оправданным на сегодняшний день решением этого вопроса.
Экспертные системы имеют большое будущее, особенно в сочетании с телекоммуникационными системами. Во Франции, помимо ставших уже обычными запрограммированных в компьютерах услуг, к "Минителю" подключают и экспертные системы. Одна их таких систем, принадлежащая компании НДВ - филиалу корпорации "Никодорф" (ФРГ), - распространяет информацию по вопросам, связанным с созданием частных предприятий. Предприниматели, работая над созданием новых компаний, сталкиваются с серьезными проблемами юридического и экономического характера и зачастую нуждаются в совете юристов или других специалистов. Экспертная система способна анализировать каждый конкретный запрос с учетом всех возникающих у абонента вопросов. Система учитывает вступающие в силу новые законы и нормативные акты и соответственно изменяет свои выводы и советы.
Подобную систему создала сейчас и Французская коммунистическая партия (ФКП). Здесь мы переходим к особому виду услуг - политическим. Данная тема непосредственно связана с тем, о чем мы говорили, рассматривая проблему вторую. Задачи системы ФКП-Док (PCF-Doc) выходят далеко за рамки введения в компьютерную память письменной или аудиовизуальной информации, или экономии средств и времени на переписку.
Тем, кто имеет доступ к ФКП-Док, открываются следующие возможности.
Все активисты и члены партии, да и более широкая публика, могут получать информацию на социальные, экономические, политические темы, а также данные о публичных заявлениях ФКП и о ее руководстве. Постепенно в компьютере будут накапливаться такие данные, как сведения о всех действиях и решениях ФКП. Этот банк данных станет также местом доступа к печатным работам, посвященным переменам в обществе. Он предоставит в распоряжение трудящихся информацию, в настоящее время малодоступную для них из-за ее дороговизны.
Партийные организации и ответственные партийные работники могут вести переписку или обмениваться информацией, которая может быть конфиденциальной и нуждается в защищенности. Это и является целью электронной службы обмена посланиями, доступ к которой имеют лишь обладатели служебного кода, дающего им возможность как получать необходимую информацию, так и отправлять сообщения.
Система искусственного интеллекта позволит абонентам вести диалог с компьютером. Практически это означает создание самообучающейся системы, которая позволяет пользователю вносить изменения в получаемые им на экране видеотерминала сообщения. Например, можно вызвать на экран сообщение о забастовочных выступлениях на своем предприятии и в случае необходимости дополнить ее своими данными. Эта система способна учитывать данные тех или иных абонентов, но при этом информация, поступающая в компьютер, контролируется.
Система ФКП-Док состоит из следующих основных подсистем.
I. Центральная служба документация (ЦСД) при ЦК ФКП. Ежедневно ЦСД пополнялась 900 вырезками из 50 газет, 250 еженедельников, 600 других журналов, 300 иностранных публикаций.
Таким образом, в архивах скопилось более 10 млн. вырезок и различных документов следующего содержания: все принципиальные заявления ФКП о ее позиции начиная с 1960 года; высказывания представителей других партий начиная с 1970 года; 5 тыс. справок о промышленных предприятиях начиная с 1950 года; тысячи досье по международным вопросам; 60 справочных книг и изданий; все результаты выборов по городам, заложенные в компьютерную память (с 1971 года для городов с населением более 9 тыс. человек, а с 1981 года - с населением более 3,5 тыс. человек), а также по кантонам (с 1970 года), избирательным округам (с 1967 года), департаментам и областям (с 1945 года).
II. Информационное агентство. Оно появилось не просто как результат перевода в компьютерную форму текущей документации, а благодаря циркулированию информации, которая может оказаться полезной руководству ФКП, отдельным коммунистам и трудящимся. Эта информация представляется в виде отдельных сообщений, обзоров печати, телеграмм, анализов текста, справок и цитат, календарей, аннотаций, библиографических и статистических данных.
Сто сообщений в день равняются по объему ежедневной газете. Подбор рубрик, размещение и форма обработки информации не являются нейтральными и должны отражать политические мнения и решения. Это не означает, что информационный центр непосредственно участвует в политической борьбе, интерпретируя информацию; он предлагает то или иное изложение позиции, анализ ситуации; информирует о других социальных и политических силах.
Существуют следующие рубрики:
система экспресс-информации, информирующая почти немедленно о принципиальных заявлениях руководства партии;
ежедневный анализ печати, позволяющий сопоставить освещение важных вопросов в общенациональных газетах и в "Юманите" в оригинальной форме (обзор печати, тематические обзоры и др.);
80 тыс. страниц информации, передаваемой по системе "Минитель", о позициях и предложениях ФКП, политической жизни, предприятиях, по международным вопросам. Поиск этой информации в системе возможен по именам отдельных деятелей, наименованиям организаций, географическим названиям и т. д. В ходе кампании выборов в Европарламент документы, касающиеся позиции ФКП, других партий и Национального совета французских предпринимателей, стали доступны на основе электронных запросов по этой тематике;
20 тыс. таблиц, отражающих результаты выборов и содержащие все данные начиная с 1981 года для 2360 городов с населением более 2500 человек.
Предусмотрено создание и других рубрик:
обзоры информационных материалов радио, телевидения и информационных агентств;
тематические обзоры печати (экономика, деятельность предприятий, международное положение, Европа);
средства для анализа и поиска документов, в которых изложена позиция партии, содержатся высказывания выборных лиц, сведения, касающиеся других партий;
аннотации.
Вскоре выяснилось, что технические средства, приобретенные для информационного агентства, могут быть одновременно использованы как средство компьютерной связи между ЦК Французской коммунистической партии и партийными организациями. Эту "службу обмена посланиями" можно использовать вместо рассылки ряда циркуляров по почте или передачи информации и директив по телефону. Она позволяет также распространять "электронную газету", объем и периодичность которой будут зависеть от потребностей.
Служба передачи посланий действует в двух направлениях и может обслуживать столько "почтовых ящиков" (получателей), сколько понадобится.
Решение создать электронную "службу обмена посланиями" было принято 25 ноября 1985 года, и она действовала во время выборов во французский парламент. С мая 1987 года начались передачи посланий (два раза в неделю), распространение тематических подборок аргументов, предварительных данных о содержании очередного номера "Юманите".
Обслуживающий вычислительный центр стал доступен в течение суток без перерыва.
Накануне съезда ФКП было принято решение открыть "почтовые ящики" для некоторых отделов и рассылать ежедневно руководству анонс о содержании очередного номера "Юманите".
Опыт прошлых месяцев показал, что компьютерная система успешно функционирует и имеет ряд положительных свойств: быстрота распространения; небольшая стоимость передачи; возможность получения информации в любом месте, где есть дисплей системы "Минитель"; возможность точно знать, кто имел доступ к рассылаемым сообщениям.
Создается система внутреннего обмена посланиями с несколькими сотнями индивидуальных электронных "почтовых ящиков". Предусматривается также:
открытие "почтовых ящиков" во всех отраслях производства и во всех партийных организациях (руководство федерацией ФКП, редакции изданий и т. п.), которые выразят соответствующее пожелание, а также для их корреспондентов;
предоставление руководству партийных организаций ФКП возможности пользоваться теми удобствами, которые обеспечивает получение информации по этим спискам[7].
Такого рода системы используют многие профсоюзные и политические организации. Во Франции национальный профсоюз работников средних школ распространяет через свою систему информацию о деятельности профсоюзов, сообщает о новых назначениях учителей и других работников системы просвещения. Одновременно свои системы вводят и министерства. Так, министерство национального образования создало систему "Эдютель", которая предоставляет преподавателям, родительским комитетам школ всевозможные данные о работе учебных заведений. Она может поставлять информацию одновременно 8 тыс. абонентов.
По сравнению с развитыми странами в СССР компьютеров катастрофически мало. Однако проблема организации общедоступных банков данных назрела. Сейчас во многих учреждениях, организациях, на различных производствах создаются те или иные базы данных с автоматизированными системами информационного поиска. Однако отсутствует единая концепция использования этих "складов информации". А ведь именно от того, насколько доступна будет информация, насколько эффективно и каким числом пользователей будет она применяться для решения производственных, экономических, творческих, социальных, бытовых задач, зависит и уровень благосостояния людей, и темп научно-технического прогресса, и, в определенной мере, степень реальной социальной справедливости.
В США помимо закрытых для посторонних пользователей фирменных и частных банков данных существует свыше полутора тысяч общедоступных, содержащих самую различную информацию - от научной библиографии в области философии и физики, математики и искусства, социологии и истории - до различного рода документов, включая технические проекты, чертежи, результаты научных исследований, законодательные акты и юридические решения по конкретным делам, и т. д. Безусловно, базы данных - необходимое условие и мощный стимул ускорения научно-технического развития, повышения оперативности и обоснованности принимаемых решений, стимулирования творчества, активизации образования и постоянной профессиональной переподготовки. Очевидно, нам нужно осмыслить этот опыт и использовать его.
Необходимо поэтому разработать четкую государственную классификацию типов информации и соответствующих банков данных, учитывающих как содержание информации, ее целевое назначение, так и возможные социальные последствия ее общедоступности, либо ограничений на допуск к ней. При этом должны учитываться и экономические факторы. В условиях хозрасчета и самоокупаемости вопрос об оплате доступа к автоматизированным информационным базам необходимо тщательно продумать. В одних случаях доступ к ним следует сделать свободным, бесплатным, в других - оплачиваемым с учетом того, для каких целей и кем используется информация. Решение этих вопросов должно быть увязано с расширением гласности в стране и общей демократизации нашей жизни и находиться в соответствии с существующим и подготавливаемым законодательством.
Возможно, скоро в нашу жизнь войдет и электронная газета. Первые практические системы такого рода у нас создали специалисты ТАСС и Министерства связи СССР. Выяснилось, что экран обычного телевизора можно превратить в электронную газету, переключаясь на нее с помощью специального устройства. С некоторых пор тексты ТАСС в виде цифровых кодов вводятся в состав ТВ-сигнала и передаются по телевизионной сети, хотя зритель их и не видит на экране. Пункты приема такой информации появились сначала в посольствах СССР в Индии и КНР. Сообщение ТАСС можно высветить на экранах телевизоров. Одновременно они автоматически распечатываются на бумаге. Сейчас промышленность работает над созданием таких средств приема текстовой информации, с помощью которых ее можно было бы выводить на экраны бытовых телевизоров по желанию зрителей[8]. По-видимому, это потребует определенной корректировки Закона СССР "О печати и других средствах массовой информации"[9].
Первая отечественная разработка "электронной почты" выполнена несколько лет назад во ВНИИ прикладных автоматизированных систем. Абоненты, находящиеся на территории Советского Союза (их число пока около двух сотен, в то время как в мире счет идет на сотни тысяч), могут пользоваться услугами электронной почты Национального центра автоматизированного обмена информацией СССР, а также зарубежных систем электронной почты, таких, например, как СФМТ (Сан-Франциско - Москва-Телепорт), имеющей представительство в Москве[10], или, при необходимости, организовать свою собственную электронную почту. Между тем в действующем Уставе связи СССР совершенно не учитывается новая техника.
По некоторым оценкам, в Москве уже несколько лет назад в личном пользовании находилось 30 тыс. персональных компьютеров только иностранного производства[11]. И всю эту технику надо ремонтировать, регулировать, обеспечивать программами учебного и игрового характера. Долгое время этим занимался (да и сейчас занимается) "неофициальный сервис", куда ушли работать многие хорошие специалисты. Государственные сервисные службы нерасторопны, поэтому пока вся надежда возлагается на кооперативы.
Существует и "черный рынок" программ для ЭВМ. Правда, и здесь с ним начинают конкурировать кооперативы. Рынок программ динамичен. Вряд ли стоит устанавливать для него жесткие цены, утверждаемые на высоком уровне. Чтобы перехватить инициативу у посредников, зарабатывающих на чужом труде, надо быстро реагировать на коммерческую ситуацию. Едва уровень спроса изменился в ту или иную сторону - сразу же должны меняться и цены. Лишь в этом случае авторы программ понесут их не на "черный рынок", а туда, где с ними подпишут договор о создании программных средств.
Сейчас создается много компьютерных центров. Однако основное внимание их организаторы уделяют компьютерным играм, но играми, естественно, не могут ограничиваться нужды людей. Одна из основных услуг, в которой нуждаются люди, - предоставление машинного времени на персональных ЭВМ. Причем не только для игр, хотя должно быть предусмотрено и это, а для работы профессиональным программистам и любителям. При необходимости должны предоставляться профессионально ориентированные программные средства и базы данных. На договорных началах можно создавать новые программы, адаптировать их для решения конкретных задач пользователя, дорабатывать алгоритмы и программы совместно с автором и т. д. На все эти виды услуг необходимо разработать типовой договор (договоры) и установить цены.
Маклеры первыми взяли компьютеры на вооружение для расчета вариантов обмена жилплощади[12]. Государственные бюро обмена, даже те, где есть ЭВМ, остаются неповоротливыми[13]. Маклер же не просто предоставляет интересующую информацию (как эти бюро), но и оказывает услугу, экономя время людей. Ведь он берет на себя достаточно трудоемкий процесс поиска вариантов и переговоров с партнерами. Однако и здесь его, возможно, потеснит кооперативный сектор. Так, в Сыктывкаре открылась кооперативная фирма "БИС" (Быт - Информатика - Сервис), которая занимается междугородным обменом квартир, предоставляя услуги жителям всех городов СССР[14]. Появляются и другие кооперативы такого рода.
Возникают и службы знакомств[15], и компьютеризованные бюро по трудоустройству (см. подробнее 13.1), и медицинские компьютерные системы. Например, в Латвии разработана автоматизированная система комплексных медицинских осмотров населения (КАСМОН). Данные всего объема исследований, предусмотренных программой КАСМОН (флюорография, спирометрия, измерение артериального давления, электрокардиограмма, анализ крови и др.), заносятся в ЭВМ, а компьютер выдает диагноз и соответственно направляет к конкретным специалистам того или иного человека, или делает вывод: "здоров". При работе с такого рода системами вновь возникает проблема защиты информации персонального характера, которая уже обсуждалась выше.

_____________________
[1] См.: Le Monde Diplomatique. 1987. Juin.
[2] См.: Le Monde Diplomatique. 1987. Juin.
[3] См.: Le Monde Diplomatique. 1987. Juin.
[4] См.: Le Monde Diplomatique. 1987. Juin.
[5] См.: Комсомольская правда. 1989. 5 окт.
[6] См.: Le Monde Diplomatique. 1987. Juin.
[7] См.: Cahiers du Communisme. 1989. Juin.
[8] См.: Известия. 1988. 15 янв.
[9] См.: НТР: проблемы и решения. 1989. N 16. С. 3.
[10] См. там же.
[11] См.: Известия. 1987. 27 нояб.
[12] См.: Московские новости. 1987. 22 марта.
[13] См.: Сов. Россия. 1987. 3 марта.
[14] См.: Лит. газета. 1987. 5 авг.
[15] См.: Сов. культура. 1988. 3 сент.

Док. 565956
Опублик.: 01.06.09
Число обращений: 0

  • Проблемы компьютерного права

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``