Глава Минздрава допустила введение четырехдневной рабочей недели в России
Проблема шестая. Производство машинной информации. 6.1. Государственное производство Назад
Проблема шестая. Производство машинной информации. 6.1. Государственное производство
Merx est quicquid vendi potest[1]


Рассмотрим машинную информацию в качестве товарной продукции. Начнем с государственного производства такого рода товара.
Сейчас уже созданы и образуются все новые предприятия, целью которых является производство программ для продажи организациям-потребителям и гражданам. С технологической точки зрения процесс программирования включает четыре этапа: описание задачи на языке спецификации; перевод задачи на машинный язык; отладка и документирование. И. З. Карась вводит и использует термин "программное производство" для обозначения такого "процесса, при котором инженерный труд применяется только на первом этапе, а три последующих этапа формализованы и сводятся к нормируемым операционным действиям, доступным лицам со средним специальным образованием"[2]. Данное определение очень удобно для примерной оценки доли интеллектуального творчества при производстве машинной информации, что, как мы уже видели, очень важно для установления правового режима машинной информации с учетом ее двойственной природы.
И. З. Карась указывает два возможных подхода к проблеме создания программостроительных предприятий:
"рассматривать разработку программ как принципиально новую, не имеющую аналогов в машиностроении форму работ, а принципы машиностроительного производства распространить только на процесс тиражирования;
считать программирование одним из видов производственной деятельности и вписывать его в организационно-управленческие рамки машиностроения"[3].
Пока жизнь ведет нас по второму пути. И это естественно, так как становление индустрии производства машинной информации происходит в рамках исторически сложившейся правовой, а также экономической и организационной (два последних аспекта мы здесь практически не затрагиваем) системы регулирования. Нормы гражданского законодательства регулируют все имущественные отношения, в том числе отношения собственности, купли-продажи, поставки, аренды, отношений по возмещению причиненного вреда и другие, а также связанные с ним личные неимущественные отношения, включая авторские и изобретательские. Хозяйственное законодательство подробно регламентирует как стоимостные, так и организационные стороны имущественных отношений между различными звеньями народного хозяйства в сфере производства (а также в сфере распределения и услуг, но это уже другая тема). Трудовые отношения, включая формы оплаты труда и размеры вознаграждения за работу, регулируются нормами трудового права. Понятно, что нормы этих отраслей разрабатывались и вводились без учета компьютерного бума, последовавшего значительно позже. Однако надо признать, что отношения в сфере производства машинной информации, несмотря на некоторые особенности, в принципе однотипны с общественными отношениями, составляющими объект регулирования гражданского, хозяйственного и трудового законодательства. Поэтому двум указанным выше подходам к созданию программостроительного производства соответствуют две альтернативные формы правового регулирования в этой сфере: а) создание совершенно нового законодательства; б) использование сложившейся системы законодательства с соответствующими дополнениями, уточнениями и изменениями специальных нормативных актов. И. Э. Мамиофа выступает за второй путь создания такого производства[4] и это оправданно: в другом случае придется разработать огромное число актов, которые, не исключено, в чем-то будут дублировать действующее законодательство.
Идя по этому второму пути и ориентируясь на продукцию, имеющую достаточно широкий рынок сбыта, программостроительные предприятия переходят на хозрасчет. В цену программ закладываются стоимость их создания и плановая прибыль, исходя из которой образуются фонды, необходимые для дальнейшего развития производства, материального стимулирования трудового коллектива и выполнения других задач, стоящих перед хозрасчетным предприятием. В большинстве случаев производство программ осуществляется по заказам. Но начинается и их массовая продажа потребителям, заинтересованным в приобретении программ, хорошо зарекомендовавших себя в процессе использования. Такие программы становятся товарной продукцией массового применения, реализуемой по договорам типа поставки[5].
Серьезной проблемой при создании программостроительных предприятий является организация планово-экономической деятельности. Такие предприятия можно строить как НИИ и КБ при условии отнесения производимой машинной информации к продукции производственно-технического назначения. Но лучшие результаты дает применение к программостроительному предприятию планово-экономических принципов организации машиностроительного завода. В числе преимуществ последнего варианта - отсутствие потенциального различия между предприятиями, производящими программные и технические компоненты систем обработки информации (с точки зрения отраслевого и государственного управления). "Применение планово-экономических принципов машиностроения к программостроительным предприятиям соответствует тенденции размывания границ между использованием программных и электронных компонентов в системах, - отмечает И. З. Карась, - и фактически готовит переход к созданию предприятий по производству систем в составе аппаратных и программных средств, поставляемых соответственно машиностроительными и программостроительными предприятиями"[6]. Итак, принятая нами за исходную концепция функционального единства программ и ЭВМ не является теоретической абстракцией, а соответствует реальным тенденциям в области компьютерного производства.
Однако, на наш взгляд, не следует сбрасывать со счетов и другой путь создания программостроительного производства, когда производство машинной информации рассматривается как новая форма работ и для него создается новое правовое обеспечение. Какие же основные проблемы (точнее, блоки проблем) возникают в этом случае в первую очередь?
Не определены особенности измерения программной продукции как "товарной продукции", "валовой продукции", "реализованной продукции" с учетом специфики программных средств (неиссякаемость запасов однажды созданной программы и др.). Впрочем, нет ни количественных, ни качественных измерителей программной продукции в натуральном выражении. Много неясностей программной продукции в натуральном выражении. Много неясностей связано с поставкой программных средств и оказанием услуг по телекоммуникационным каналам связи, поскольку программная продукция при этом не принимает товарной формы, в которой обычно существует продукция традиционного типа на этапе между окончанием производства и реализацией. Программный продукт появляется в вещественной форме у потребителя, а не у изготовителя. Множество проблем возникает в связи со специализацией и кооперацией организаций, с планированием и управлением, с финансированием и ценообразованием в сфере производства машинной информации[7].
В отличие от противопоставления НИИ или КБ машиностроительным заводам как основе для программного производства данный подход позволит создать "научное производство". Это, конечно, повлечет новые проблемы, например установление нормативов на формирование и распределение прибыли в организациях новой индустрии - производства машинной информации. В самом деле, пропорции, которые установлены для промышленности, здесь не годятся, так как количественное соотношение инженеров, научных сотрудников и рабочих в "научном производстве" принципиально иное.
Реализовать этот путь самостоятельной индустрии пока не удается, поскольку не найдена единообразная схема управления, финансирования и технологии. Перспективной для дальнейшей работы в данном направлении представляется попытка И. 3. Карася поставить задачу по-другому и разделить все программные средства на несколько типов, в рамках которых возможны несколько отличающиеся друг от друга решения. Он называет шесть таких типов:
1) административно-организационные программные средства, аккумулирующие наборы юридико-управленческих инструкций в формах программной реализации алгоритма действий, экспертной системы и массива норм;
2) программные модели фундаментальных и прикладных научных исследований;
3) производственно-технологические и профессиональные программные средства, представляющие собой машинную информацию о способах достижения определенного результата;
4) обучающие программные средства, выполняющие роль учебных пособий и тренажеров;
5) игровые и бытовые программные средства;
6) общесистемные, базовые и инструментальные программные средства, обеспечивающие все программостроение в целом[8].
Относительно каждого из этих типов программных средств возникающие проблемы можно решать по-разному. Так, ценообразование в сфере производства программных средств может строиться исключительно в централизованном порядке и на основе системы государственных заказов, а для программных моделей научных исследований подходит и сложившийся механизм - бюджетное финансирование разработки с бесплатным распространением, и механизм, учитывающий потребительские свойства машинной информации, степень использования в ней прошлого труда. Цена на учебное программное средство должна отражать не только его потребительские свойства, но и его социальную цель (например, школьные программные средства должны быть предельно дешевыми). Для производственно-технологических программных средств часть цен может устанавливаться централизованно, часть - децентрализованно, а часть - договорным путем. Цены на бытовые и игровые программные средства целесообразно устанавливать рыночным путем. Также различно будут решаться для этих типов программных средств и другие проблемы[9].
Недостаток такого подхода состоит в том, что вряд ли можно считать приведенную классификацию программных средств исчерпывающей. Существуют программы, относящиеся к компьютерному искусству. Программы принятия политических решений тоже вряд ли можно вместить в приведенную классификацию; они являются чем-то средним между профессиональными программными средствами и программами по искусству (в самом деле, политика - это не только наука, но и искусство). Наконец, существуют и активно производятся программные средства военного назначения. Много и плодотворно работающий в этой области И. 3. Карась сделал следующий вывод: "Необходимо создать десятки организаций по поддержанию ПС (программных средств. - Ю. Б.) и БД (баз данных. - Ю.Б.) в различных областях человеческой деятельности, сотни заводов и КБ. Должна быть создана развитая программостроительная промышленность, включающая собственное отраслевое деление и специфические механизмы управления в зависимости от класса производимых ПС. Учитывая цели информатизации общества, интеллектуальная деятельность должна в основном завершаться программной реализацией. Другими словами, создание программного продукта должно стать повсеместной функцией интеллектуальной деятельности, поддерживаемой развитой производственной инфраструктурой информатики"[10]. Если не считать некоторого, на наш взгляд, преувеличения в отношении программирования как "повсеместной функции интеллектуальной деятельности", простительного для энтузиаста, данный вывод представляется совершенно правильным.

_______________________
[1] Товаром является все то, что может быть продано (лат.).
[2] Карась И. З. Опыт функционирования промышленного предприятия по производству программных средств//Микропроцессорные средства и системы. 1985. N 1. С. 36.
[3] Карась И. З. Указ. статья. С. 36.
[4] См.: Мамиофа И. Э. Индустрия информатики и правовая инфраструктура. С. 8-20.
[5] См.: Рясенцев В.А., Мартемьянов В. С., Масляев А. И. Правовое регулирование отношений, основанных на создании и использовании алгоритмов и программ. С. 20-21.
[6] Карась И. З. Указ. статья. С. 37.
[7] См. подробнее: Тихомиров В. П. Основы индустрии программного обеспечения. С. 6-10.
[8] См.: Карась И. З. Организация программостроения. - В сб.: Программная инженерия. М., 1988. С. 22-28.
[9] См.: Карась И. З. Указ. работа. С. 22-28.
[10] Карась И. З. Указ. работа. С. 28.

Док. 565936
Опублик.: 01.06.09
Число обращений: 0

  • Проблемы компьютерного права

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``