В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
5.2. Некоторые виды договоров Назад
5.2. Некоторые виды договоров
Договор представляет собой взаимную сделку, основанную на соглашении двух и более лиц. Договор является юридическим фактом, порождающим гражданские правоотношения в виде обязательства[1]. Остановимся здесь кратко на некоторых конкретных видах договоров, поскольку далее многие проблемы рассматриваются более подробно.
Договор купли-продажи. По своей юридической природе договор купли-продажи объектов компьютерной техники представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (продавец) обязуется передать соответствующий объект в собственность или оперативное управление другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот объект и уплатить за него определенную денежную сумму.
От договора поставки, также направленного на передачу права собственности или права оперативного управления, договор купли-продажи отличается тем, что носит разовый характер и не предусматривает обязанности покупателя по оказанию помощи продавцу в организации производства соответствующей продукции.
Предметом рассматриваемого договора является компьютер в том смысле, как мы его определили (см. 1.2). Это означает, что предметом договора могут служить также и функциональные компоненты компьютера, например программы либо их совокупности. Поэтому мы и говорим об объектах вычислительной техники: программах, аппаратной части, сервисных устройствах (принтерах, дисплеях и т. п.), а также не только о компьютерах в целом, но и их комплексно-вычислительных системах.
В качестве продавца и покупателя могут выступать все субъекты гражданского права - граждане, организации, государство. Но это не означает, что каждый из них может заключить любые договоры купли-продажи. Такая возможность зависит от право- и дееспособности конкретного субъекта и правового режима того или иного имущества. Так, граждане, по общему правилу, не могут приобретать средства производства, за исключением предметов, необходимых "для ведения крестьянского и другого трудового хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуальной и другой хозяйственной деятельности" (ст. 7 Закона СССР "О собственности в СССР"). Тут мы сталкиваемся с одной из частных проблем. Многие объекты вычислительной техники безусловно являются средствами производства, но, с другой стороны, при наличии специальных программ и ЭВМ следует признать средством, необходимым для организации ведения подсобного хозяйства. Другое дело, тип и назначение ЭВМ: подсчитать число грядок и составить график внесения удобрений можно и на персональном компьютере, и на суперЭВМ. Вместе с тем нет причин, по которым не следовало бы продавать гражданам любые машины, оказавшиеся ненужными государственным и иным предприятиям.
Эти вопросы - лишь часть из тех, которые ждут своего нормативного решения.
Если объекты вычислительной техники приобретаются у продавца, не имеющего права собственности или права оперативного управления на них и не являющегося управомоченным на их отчуждение, покупатель, по общему правилу, не становится носителем соответствующего права собственности или права оперативного управления. Он является в таком случае незаконным владельцем, и собственник вправе предъявить к нему иск об истребовании данного объекта вычислительной техники из чужого незаконного владения (ст. 151 ГК РСФСР). Однако что касается, например, машинной информации, то ничего не стоит скопировать ее без износа и не оставляя следов. Кроме того, если покупатель является добросовестным приобретателем, он может стать даже собственником (ст. 152 ГК РСФСР). Такое решение, очевидно, перестает быть конструктивным для ряда объектов вычислительной техники и приводит, в частности, к тому, что "стимулирует предприятия не доводить программные средства и банки данных до товарного вида во избежание незаконного присвоения"[2].
Одна из обязанностей продавца - оговорить недостатки продаваемого товара, если таковые имеются (ст. 246 ГК РСФСР). Однако для программ это означает и продажу с оговоркой об обязательных дефектах (вспомним аксиому программирования: "Всякая последняя найденная ошибка в программе на самом деле является предпоследней"). Отметим, что по советскому законодательству продавец отвечает за любые недостатки проданной вещи, как явные, так и скрытые, независимо от того, знал он об этих недостатках или не знал. Соответственно закон разрешает покупателю также ссылаться на любые недостатки купленной вещи[3]. Дефекты остаются, как правило, даже после того, как программа отлажена и поступила в продажу - ситуация, заставляющая многих западных производителей средств программирования не только лишать клиентов гарантий, но и специально оговаривать в письменном виде отсутствие гарантий.
Вопрос о гарантийном сроке очень сложен. Ошибка в программе может в течение многих лет оставаться "спящей", если для ее проявления требуется редкое сочетание каких-либо условий. Обязанность продавца оговорить дефекты программного продукта вытекает из условий договора купли-продажи о качестве (ст. 245 ГК РСФСР). Качество продаваемого товара должно соответствовать этим условиям, а при отсутствии указаний на этот счет в договоре - обычно предъявляемым требованиям. Следовательно, необходимо иметь развитую систему государственных стандартов на объекты вычислительной техники, предназначенные для продажи.
Договор поставки. По договору поставки организация-поставщик обязуется передать в определенные сроки или срок организации-покупателю (заказчику) в собственность или в оперативное управление определенную продукцию согласно плановому акту распределения продукции, а организация-покупатель обязуется принять эту продукцию и оплатить ее по установленным ценам. Договором поставки является также и заключаемый между организациями по их усмотрению договор, по которому поставщик обязуется передать покупателю продукцию, не распределяемую в плановом порядке, в срок, не совпадающий с моментом заключения договора (ст. 258 ГК РСФСР).
Компьютерная техника является продукцией производственно-технического назначения, а персональные компьютеры должны быть признаны товарами народного потребления. Даже в рамках традиционной концепции, рассматривающей hardware и software раздельно, программные средства признаны советским законодательством продукцией производственно-технического назначения. Следовательно, отношения по поставке объектов компьютерной техники регулируются нормами Основ и ГК, Положением о поставках продукции производственно-технического назначения. Думается, сюда надо добавить также Положение о поставках товаров народного потребления, имея в виду расширение производства персональных компьютеров и соответствующего математического и аппаратурного обеспечения.
Чаще всего основанием для заключения договора поставки объектов вычислительной техники является плановое распределение ресурсов. Однако в отношении программных средств фондирование не нужно (никто не навязывает те или иные программные средства), поэтому их производство и сбыт целесообразно осуществлять по заказам предприятий-заказчиков[4].
Замечания о качестве, сделанные при рассмотрении договора купли-продажи, справедливы и здесь. Добавим, что, поскольку цикл работ, связанный с объектами компьютерной техники, отнесен законодательством к деятельности по созданию особо сложной продукции[5], то сторонам следует оговаривать особый порядок приемки по качеству. Целесообразно отдельно рассматривать: качество самой программы; качество записи программы на носитель; качество носителя; качество остальной аппаратуры.
Качество носителя и качество записи программы может быть установлено быстро. Для определения качества аппаратной части потребуется больше времени. А качество самой программы выявится нескоро.
Договором поставки может регулироваться процесс тиражирования машинной информации. Организация, обладающая правом собственности на тиражируемую машинную информацию или оперативного управления ею, в этом случае несет ответственность и за ее функционирование. (Тиражирование как услугу мы рассмотрим, разбирая проблему седьмую.)
Договор подряда. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить за свой риск определенную работу по заданию другой стороны (заказчика) из его или своих материалов, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу (ст. 350 ГК РСФСР). Договор подряда на создание объектов вычислительной техники "требует организации взаимодействия подрядчика и заказчика, - отмечает И. 3. Карась. - В такой договор целесообразно ввести элементы организационного договора, регламентируя в нем порядок представления и рассмотрения исходных материалов, разрешения споров..."[6]. Назовем здесь такой вид риска, как риск подрядчика, обусловленный его хозяйственной самостоятельностью.
Договоры на выполнение научно-исследовательских и конструкторских работ представляют собой самостоятельный вид договора подряда и включают в себя три разновидности: а) договоры на выполнение научно-исследовательских работ (НИР); б) договоры на выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР); в) договоры на выполнение технологических работ.
По договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с объектами компьютерной техники, организация-исполнитель обязуется выполнить в установленный срок предусмотренную планом или соглашением определенную работу, связанную с проведением научного исследования, конструированием ЭВМ или решением технологической задачи, и передать результаты этой работы организации-заказчику, а заказчик обязуется оказывать исполнителю необходимое содействие, принять и оплатить работу.
Все отношения, возникающие на основе этих договоров, составляют предмет общесоюзного законодательства. Поскольку для этих договоров общим является выполнение работ научно-технического характера, то появляется возможность для регулирования отношений по указанным договорам уже действующим нормативным актом - Типовым положением о порядке заключения хозяйственных договоров и выдачи внутриминистерских заказов на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ[7].
Характерной особенностью договоров данного вида, отличающей их от договора подряда, является то, что они опосредуют выполнение не материально-технических, а предваряющих последние научно-технических работ в целях последующего использования результатов в производстве объектов компьютерной техники. Договоры данного вида предполагают высокую степень риска не только технического, но и творческого характера, освобождая исполнителя от значительной доли ответственности за последствия применения НИР и ОКР. (В частности, получение исполнителем отрицательного результата при условии выполнения работы в соответствии с согласованным сторонами техническим заданием, не освобождает заказчика от оплаты стоимости выполненной работы.) "...Риск в этом случае полностью перекладывается на следующие звенья производственной цепи, а обоснование иска требует от заказчика в ряде случаев проведения работы, сложность и объем которой сопоставимы с работой, выполняемой по договору"[8].

_____________________
[1] При обсуждении тех или иных международных соглашений приходится сталкиваться и с договором в другом смысле - договором с нормативным содержанием.
[2] Карась И. З. Указ. статья. С. 94.
[3] Лишь согласно ст. 238 ГК Азербайджанской ССР и ст. 265 ГК Узбекской ССР, покупатель может ссылаться только на скрытые недостатки. Однако это не меняет наших рассуждений, так как применительно к программным средствам нас в первую очередь как раз и интересуют дефекты скрытые.
[4] См. подробнее: Плоом Э. Л., Тамм М. М. Договор поставки программных средств вычислительной техники//Ученые записки Тартуского гос. ун-та.- Tartu riikliku ?likooli toimetised. 1988. Вып. 801. Правовые проблемы программирования, вычислительной техники и изобретательства. С. 81-90.
[5] См.: Положение о порядке разработки, производства, поставки и использования программных средств вычислительной техники, а также автоматизированных систем и систем обработки информации//Правовая работа в народном хозяйстве. Сборник нормативных актов. М., 1986. С. 188-193.
[6] Карась И. З. Указ. статья. С. 95.
[7] См.: Правовая работа в народном хозяйстве. Сборник нормативных актов. С. 167-193.
[8] Карась И. З. Указ. статья. С 96.

Док. 565931
Опублик.: 01.06.09
Число обращений: 0

  • Проблемы компьютерного права

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``