В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Светлана Липина: `Экстремизм и национальный вопрос России` Назад
Светлана Липина: `Экстремизм и национальный вопрос России`
28 мая 2009 года научный руководитель Формика: Исследования и развитие Липина Светлана приняла участие в международном научно-практическом семинаре "Экстремизм и национальный вопрос России", проходившем в Малом зале Государственной Думы Российской Федерации. Организаторами семинара выступили: Комитет по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Национальный Антикриминальный и Антитеррористический Фонд.

Целью данного мероприятия было проведение активной дискуссии по проблеме. В семинаре приняли участие: Председатель правления Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума, Президент Клуба военачальников Российской Федерации, генерал армии Куликов А.С., Директор Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития России Журавский А.В., директор Института проблем глобализации д.э.н., Делягин М.Г., ведущий научный сотрудник ГНИУ СОПС Минэкономразвития России и РАН, научный руководитель компании Формика: исследования и развитие Липина С.А, Исполнительный Президент Московского центра глобальных мирокультурных стратегий, д.фил. н., Бокань Ю.И., Генеральный директор Национального Антикриминального и Антитеррористического Фонда Куликов В.А. и др. Политики, юристы, работники правоохранительных органов, ученые и другие специалисты сформулировали свое понимание вопроса, определили причины и предпосылки данного явления в России, предложили методы противодействия, оценили роль органов государственной власти и общественных объединений в борьбе со злом, обсудили социальные аспекты экстремизма и вопросы его влияния на состояние национальной безопасности Российской Федерации.

Доклад ведущего эксперта по развитию Северокавказского региона Липиной С.А.
Добрый день, глубокоуважаемые коллеги!

Хотелось бы в самом начале моего доклада отметить особую актуальность и своевременность сегодняшнего мероприятия.

Экстремизм, конфликты, национальный вопрос - следствие одних причин, порождение однородных проблем. Здесь присутствуют как внешние, так и внутренние факторы, как объективные, так и субъективные.

Россия - многоконфессиональная и многонациональная страна. Здесь региональные особенности территории (климат, ландшафт, природные ресурсы) представляют собой данность, существенно влияющие на условия жизни населения. Борьба за эти условия, их изменение, улучшение и порождает череду конфликтов, которые подчас в силу разных причин невозможно разрешить в правовом поле действующего законодательства. К региональным особенностям относятся: состояние экономики, наличие и степень квалификации необходимой рабочей силы, специфика социальной структуры и динамики общественных отношений, общий уровень образования и культуры населения данного региона, особенности менталитета, традиций населения, а также нерешенные исторические проблемы. Все эти факторы дают характеристику тому или иному региону и имеют определяющее значение в разрешении конфликтов.

В свою очередь, конфликт в любом регионе, характеризующийся объективными и субъективными факторами, сегодня не изолирован от влияния внешних причин. Что особенно наглядно проявляется в современном глобальном пространстве и новой борьбы за новый передел мира. Регион Северного Кавказа, к сожалению, оказался исключительно близко к эпицентру этой борьбы.

Юг России населен народами различных социокультурных типов, а также представителями разных мировых религий. В этом регионе последние 20 лет наиболее высок уровень внешней и внутренней миграции, безработицы, общего падения промышленного и сельскохозяйственного производства. Картина дополняется традиционным малоземельем в республиках, вследствие исторически сложившегося дефицита территорий, пригодных для хозяйственного освоения, и с другой стороны - неоднократной перекройкой в недалеком прошлом национально-административных границ. Нельзя забывать, что национальный вопрос на Северном Кавказе был порожден в большей степени политическими решениями советского руководства. Национально-государственные образования в регионе во многих случаях были образованы со слабым учетом всех этнонациональных компонентов и особенно ареала расселения того или иного народа.

Наследие административно-территориальных переделов за годы советской власти - более 40 - до сих пор негативно отражаются на этнополитической обстановке в регионе и межнациональных отношениях.

В результате насильственного выселения и последующего 13-летнего проживания в местах спецпоселений у возвращенных народов республик возник целый комплекс проблем, где одной из главных являются территориальные претензии, как фактор дестабилизации этнополитической обстановки в регионе.

Границы, созданные еще в советский период, ныне жестко охраняются, став одним из основных атрибутов этнической самоидентификации и, соответственно, причиной возможной межэтнической конфликтности во всем регионе.

Межэтнические конфликты не только на Северном Кавказе и России в целом, но и в мире вспыхивают:

-    как между представителями разных национальностей на бытовой почве,

-    как между представителями многочисленной нации и национальными меньшинствами региона,

-    так и между национально-государственными образованиями.

Разрешение того или иного межэтнического конфликта в определяющей степени зависит от интересов и позиций политических элит, которые либо разыгрывают этническую карту, преследуя свои политические интересы, либо попустительствуют стихийному разгулу национализма с теми же политическими целями.

Подчас за экстремистской деятельностью, национальной проблемой, за этнотерриториальными конфликтами скрывается соперничество определенных социальных групп за контроль над ресурсами, расположенными на спорных территориях.

Кроме того, в субъектах Российской Федерации, имеющих несколько титульных национальностей, свобода регионального законотворчества делает особенно актуальным вопрос о способах представительства национальностей в органах государственной власти. В данной ситуации правящие элиты, обеспечивают свое доминирование в управлении, а значит в сегодняшних обстоятельствах и в распоряжении финансовыми и другими ресурсами. Происходит перераспределение экономических, финансовых и материальных ресурсов в пользу "своего" этноса и "своих" предпринимателей, что существенно дестабилизирует общественно-политическую ситуацию.

Основу экономического национализма, как подчеркивают специалисты, составляет экономическая политика и хозяйственная практика, которые отстаивают интересы не всех народов, населяющих определенную территорию, а только интересы той этнической группы, которую обычно называют "титульной", и ориентируются на создание привилегий и преференций только для представителей этой группы.
Безусловно, почти все конфликты порождены экономическими интересами. Прежде всего, хотелось бы остановиться на том, почему люди занимаются экстремистской деятельностью, почему совершают противоправные действия, почему вообще вступают на этот путь, почему так остро стоит национальный вопрос.

В экономическом плане ситуация на Северном Кавказе сложилась крайне тяжелая. Уже почти 20 лет как республики находятся в кризисной ситуации. Неблагоприятный инвестиционный климат здесь сопровождается ежегодным сокращением производства, особенно промышленного.

"Слабые" республиканские экономики с каждым годом все более отстают от экономически более развитых соседних краев и областей. Уже сегодня, в Чечне, Ингушетии, Дагестане из-за высокой рождаемости перенаселенность и безработица создают огромное социальное напряжение.

Демографические процессы последних десятилетий на Северном Кавказе привели к тому, что высокий уровень миграционного давления на рынок занятости, на службы социального обеспечения, на системы образования и медицинского обслуживания вызывает отрицательную реакцию коренного населения. Более того, бесконтрольность миграционных процессов на Юге России способствует, как подчеркивают специалисты, распространению национального и конфессионального экстремизма и обостряет общественно-политическую ситуацию в регионе. Но эти процессы происходят не только на Кавказе. Такая ситуация характерна и для мегаполисов, а также крупных более благоприятных в обеспечении занятости городах.

Посмотрите, как изменилась в стране мотивация к труду. Население перестает связывать свою трудовую деятельность с развитием современного производства. Небывалыми темпами растет сфера управления, финансируемая бюджетом, и сфера услуг. Мы не создаем новых производств, мы продаем чужие товары с высокой добавочной стоимостью, тем самым продавая своим то, что было вывезено из России в качестве сырья и завернуто в лакмусовую бумажку. Не секрет, что растет значимость "теневого" (не обязательно криминального) рынка занятости. Чаще всего молодежь связывает повышение своего социального статуса и благосостояния с ростом доли "престижного потребления" при ориентации на вторичную и третичную занятость.
Интересно при этом, что некоторые слои населения профессиональную квалификацию и образовательный уровень вообще не считают ценностями, влияющими на социальный статус. Образование, точнее диплом, рассматривается в качестве той возможности, которая может позволить занять административно-управленческую должность в органах государственной или местной власти, то есть изменить "потребительский" статус человека. При этом недостаток образования у руководителя такового типа порождает непрофессионализм в принятии решения. Отсюда как результат желание предпринимателей быстрее перепродать то, что оказалось в руках. "сделать деньги" и оставить население без работы, без надежды на завтрашний день. Такое население готово ко всему, чтобы выжить и прокормить свою семью. Так провоцируются конфликты.

Дисбаланс рынка труда, когда предложение одного качества рабочей силы не совпадает с требованиями работодателей. Незнание экономического потенциала своего региона и надежда на то, что кто-то посторонний сможет решить накопившиеся десятилетиями экономические проблемы, развернув совершенно бескорыстно (ИНТЕРЕСНО, КТО?) на той или иной территории некий бизнес-проект (предприятия, земли, скупаются и перепродаются), декларативная поддержка малого бизнеса только на бумаге, а на деле откаты уже на этапе затрат - все это и многое другое создает напряжение в обществе, недоверие, заставляет людей искать виноватых. Российское наследие богато на примеры, когда в условиях остановки, закрытия предприятий люди, оставшиеся без работы шли на митинги, демонстрации, занимались подстрекательской и экстремисткой деятельностью. Вспыхивали ожесточенные национальные конфликты.

За последние два десятка лет из республик Северного Кавказа уехало практически все русскоязычное население. Здесь не только снижается престиж русского языка, но и снижается общий уровень знания русского языка. По данным, озвученным на научно-практической конференции "Проблемы изучения русского языка как народного" (Дагестан) дагестанские русисты отметили, что средний балл на ЕГЭ по русскому языку по республике - 2,5 балла.

А это не только невозможность для молодежи более полной интеграции в общероссийское пространство, это и незнание прав, обязанностей, возможностей человека как гражданина России.

Хотелось бы порекомендовать органам государственной власти все-таки обратить внимание на развитие территории Северного Кавказа, поскольку это не только стратегически важный регион России (в геополитическом плане), но и именно кавказские республики дают сегодня России существенный прирост населения.
Некоторые ученые видят выход из данного тупика в том, что население, лишившись работы на определенной территории, в поисках лучшей жизни мигрирует в более благополучные регионы России. Но во-первых, благополучными сегодня можно назвать регионы с сырьевой направленностью или раздутым сектором сферы услуг. Центры экономического развития существуют сегодня лишь на бумаге в качестве проектов. А во-вторых, надо знать менталитет народов республик Северного Кавказа. Их корни, семьи, близкие традиционно остаются на своей земле. И их ассимиляция в других регионах России под большим вопросом.

Не могу обойти стороной и проблемы государственной национальной политики. Некогда межнациональными отношениями занималось целое Министерство. Сегодня эти функции выполняет департамент Минрегиона. Для такой страны как Россия это явно недостаточно.

Изучая деятельность департамента на официальном сайте Минрегиона, я по ссылке сайта вышла на перечень мероприятий по реализации государственной национальной политики в 2008 году.

Ответы на вопросы были получены. Многие пункты из перечня напоминали список мероприятий областных профсоюзов советского периода, но траты на мероприятия состоят из 5-6 нолей.

Например, МОСКВА: проведение конференций, фестивалей, семинаров, социологических исследований и др.

Всего: около 65 млн. рублей.

Из них самые яркие:

1. на разработку "Этнокультурный атлас России"- 9 млн. 300тыс.

2. проект - "Аборигенный экотуризм в России" - 1млн.500тыс.

3.Проведение чувашского обрядового праздника в МОСКВЕ "Акатуй" - "Свадьба Плуга и Пашни" - 1млн. 400 тыс.

4.Разработка модельного корпоративного Кодекса на обеспечения прав традиционного образа жизни народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - 2, 5 млн. рублей.

5.Создание и обеспечение функционирования интернет-портала "Национальный акцент" - 4 млн. 380 тыс.

6.Издание приложения к федеральному изданию (газете), посвященного проблемам межэтнического взаимодействия - 10 млн. 195 тыс.

7.Комплексный социальный проект (социальная реклама) "Россия - это мы"- 6 млн. рублей

Теперь обращаю Ваше внимание на расход средств по урегулированию межэтнических отношений территорий Крайнего Севера и Дальнего Востока, где основных малых народов проживает около 2 млн. человек - более 25 млн. рублей

1.Особенно интересны мероприятия: Проведение кочующего Северного кинофестиваля за 1,5 млн. рублей.

2. Фестиваль стран Арктического региона "АртАртика" -3 млн. рублей.
Конечно, нас очень беспокоят межнациональные отношения среди народов Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Но как быть с народами Юга России, где проживает около 23 млн. человек, а мероприятия там проводятся далеко не рациональные и необходимые, да и суммы потрачены прямо скажем невеликие в сравнении: чуть более 14 млн. рублей

Из них

1.Конференция по проблемам "Законодательное и практическое обеспечение деятельности органов исполнительной и законодательной власти в противодействии терроризму и экстремизму" в Ростове

2. Конференция "Современные этнополитические и этноконфессиональные процессы на Северном Кавказе" в Кабардино- Балкарии

3.Фестиваль народного творчества Южного федерального округа на 2млн. 881 тысячу рублей в Карачаево-Черкессии.

И в многонациональной и неспокойной Республике Дагестан- научно-практическая конференция Духовное наследие, культура и письменность лезгинского народа: история и современность" ... за 2 млн. 200 тыс. рублей. А где остальные народы многонационального Дагестана? Каждая народность республики уникальна. Поднимая проблемы одного народа, мы непроизвольно затрагиваем интересы других народов.
Не было запланировано Департаментом Минрегиона в 2008 году ни одного мероприятия ни по республике Северная Осетия-Алания, ни по республике Ингушетия, Чеченской Республики.

В то же время в Чеченской Республике за счет собственных средств и средств негосударственных фондов проводилось несколько объединяющих мероприятий для всех народов России. Такая политика руководства субъекта Российской Федерации заслуживает уважения.

Благодарю за внимание.


Viperson

Док. 565884
Перв. публик.: 01.06.09
Последн. ред.: 20.10.10
Число обращений: 0

  • Куликов Анатолий Сергеевич
  • Делягин Михаил Геннадьевич
  • Журавский Александр Владимирович
  • Липина Светлана Артуровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``