В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
О творческом подходе к разработке образовательной программы Назад
О творческом подходе к разработке образовательной программы
Современное образование пронизано идеями усиления творческой компоненты учебного труда студентов, обучающей деятельности преподавателей и творческого поиска в сфере управления. Творчество стало особенно необходимым и для поиска нестандартных выходов из кризиса.

Сфера образования уже давно находится в перманентном кризисе. Среди причин такого состояния - заметно старение профессорско-преподавательского состава, несоответствие профессионального уровня преподавателей требованиям современного образовательного процесса, отсутствие должных стимулов активизации творческого труда, отставание в формах и методах организации самостоятельной работы. Хотя в период кризиса творчески мыслящие кадры преподавателей и новые методы работы особенно нужны.

Хорошей формой объединения усилий обучающихся и педагогов по действительной модернизации учебного процесса является разработка нового поколения учебно-методических документов. Это позволит освободиться от устаревших форм организации учебного процесса, стимулирует процесс обновления содержания учебных курсов и образовательных программ, поможет организовать совместный поиск эффективных методов обучения, а также лучших методов контроля подготовленности.

Из множества необходимых учебно-методических документов в данной статье рассматриваются вопросы творческой разработки образовательных программ. Эти программы должны быть рассчитаны не только на проверяющих и на руководителей системы образования, но преимущественно на студентов и учащихся. Именно для них, в первую очередь, должна писаться настоящая образовательная программа.


Содержание и структура обновленных образовательных программ

Образовательная программа начинается с титульного листа и с изложения требований существующего проекта государственного образовательного стандарта (ГОСа). Далее идут название изучаемой специальности, её классификационный номер, а также название квалификации выпускника. Затем приводится точный фрагмент текста стандарта, относящегося к преподаванию данной учебной дисциплины. Тем самым создаются удобные условия для сравнения реального содержания образовательной программы с требованиями ГОСа.
    
Сами ГОСы должны были стать главным учебно-методическим документом, определяющим содержание образовательных программ, но они не оправдали, в полной мере, надежд на радикальное улучшение качества подготовки специалистов. Что связано с резким ухудшением массового школьного образования, с недостаточным государственным финансированием требуемого уровня подготовленности, с минималистской концепцией содержания самих стандартов, абсолютизацией их роли органами управления образованием и превращением стандартов в инструмент государственно-бюрократического контроля. В общем, России нужны другие образовательные стандарты. (Вадим Аванесов. Образовательные стандарты нужны, но другие. http://testolog.narod.ru/Education37.html

Сами стандарты лучше формулировать не как стандарты подготовки (чему учить), а как требования к уровню подготовленности (компетентности) выпускников. Такие стандарты будут способствовать ускорению внедрения в учебный процесс компьютерных форм самообучения и самоконтроля, расширению, для студентов, числа производственных ситуаций и методов их решения, формированию обязательного комплекса навыков и разработке методов объективной оценки уровня владения такими навыками.

Для восстановления конструктивной функции стандартам необходим новый статус: вместо государственных образовательных стандартов лучше разрабатывать и принимать общественно-профессиональные стандарты - то, что на Западе называется Национальными стандартами. В последних полезно формулировать требования к подготовленности специалистов не одного, а нескольких уровней. Что позволит вузам самим выбирать уровень подготовки специалистов, соответствующий реальным возможностям.

В пояснительной записке излагаются цель программы, контингент обучающихся и специальности вуза, для которых разработана данная программа. Далее следует краткое, на одной странице, изложение авторской концепции содержания учебной дисциплины и методов её преподавания. Если курс разделен на части, то даётся краткое описание содержания каждой части.

В аннотации указываются блок дисциплин, куда включается проектируемый курс, семестры, в которых предполагается чтение курса. Далее выделяются базовые курсы, предшествующие изучению данного курса, что позволит избежать ошибок при составлении графиков прохождения различных учебных курсов.

Общий объем курса делится на лекционные часы, семинарские, практические занятия, коллоквиумы и другие применяемые кафедрой формы занятий. Отдельно приводится расчет ориентировочного числа часов на самостоятельную работу, необходимых студентам средних способностей для полного усвоения курса. При разделении курса на части, даётся расчет часов на каждую часть.

Обучение протекает успешно, если учебный процесс обеспечен множеством заданий для индивидуальной работы. Отсюда в число приоритетных выходит задача создания новых учебных заданий для самостоятельной работы. Вот почему в образовательных программ существенное место отводится формам и методам текущего и итогового контроля подготовленности студентов. Эти формы и методы излагаются теперь непосредственно в текстах самих программ. Тем самым реально используется такой подход к организации обучения, при котором задания превращаются в одно из главных средств эффективной организации учебного процесса.

Следующий раздел образовательной программы называется формы и методы контроля подготовленности студентов. В этом разделе приводятся все задания, которые планируется применить, отдельно, для исходного, текущего (тематического) и итогового контроля. Хорошо, когда разработано много, порядка тысячи, заданий в тестовой форме, что позволит организовать технологичную самостоятельную работу учащихся и студентов. Наряду с этим, полезно применение типовых задач, упражнений, производственных ситуаций.

Если на кафедрах имеется много опубликованных ситуаций, то в образовательной программе достаточно привести один пример такой ситуации. С остальными студенты могут ознакомиться в процессе выполнения самостоятельной работы и в доступной литературе. Если ситуаций мало, то их лучше представить в тексте программы. Все учебные и контрольные материалы, а также задания для творческой работы, многие могут записать на мобильные средства записи информации, получая, таким образом, возможность для активизации самостоятельной работы. Замечен хороший эффект и от такой формы занятий, когда студенты сами придумывают примеры к основным положениям лекции, а после обработки и интерпретации данных (интерпретация обязательна) находят случаи отклонения от обычной практики.

Темы для проведения коллоквиумов и для подготовки курсовых (дипломных) работ, вместе со списками рекомендуемой литературы замыкают раздел форм и методов контроля подготовленности. Сейчас резко ослаблено внимание к постановке речи учащихся и студентов, а потому роль хорошо организованных коллоквиумов заметно возросла.

Затем следует изложение цели изучения курса и формулировки трех-четырех задач, раскрываемых в общепринятых терминах - что должны студенты знать, уметь, и о чем должны иметь представления

В обязательном порядке образовательная программа включает сравнительно подробную программу экзамена (или зачета) по изучаемой учебной дисциплине.

Система взаимосвязанных понятий и терминов образует концептуальную основу образовательной программы. По сути, это тезаурус, в котором приводятся определения всех понятий, образующих основу курса, делаются ссылки на необходимую справочную литературу и на словари.

И наконец, образовательную программу завершает перечень самостоятельных работ, которые студенты представляют по окончании изучения курса. Эти работы образуют портфолио каждого обучающегося.

Хотя эта работа очень трудная, очевидно, что новое поколение образовательных программ делает педагогический процесс более творческим, осмысленным и интересным.


01.06.2009,
www.viperson.ru

viperson.ru

Док. 565854
Перв. публик.: 01.06.09
Последн. ред.: 17.05.11
Число обращений: 0

  • Аванесов Вадим Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``