В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Владимира Чурова на семинаре для международных наблюдателей и консультантов на выборах в государственные органы власти (3 октября 2007 года) Назад
Выступление Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Владимира Чурова на семинаре для международных наблюдателей и консультантов на выборах в государственные органы власти (3 октября 2007 года)
Доброе утро!

Мне особенно приятно видеть в этом зале и моих коллег по Межпарламентской Ассамблее СНГ, в работе которой я много лет принимал и, надеюсь, буду продолжать принимать участие, теперь уже в качестве гостя, и моих коллег из избирательных комиссий различных государств.

Вероятно, выборы - это одна из тех демократических процедур, которая более всего устремлена в будущее. Действительно, ведь мы избираем будущий парламент, избираем будущего президента. И более того - каждый день появляются новые избиратели, потому что каждый день кто-то празднует свой восемнадцатый (как в России) или шестнадцатый день рождения, то есть у нас постоянно происходит обновление избирательного корпуса. И все государства заинтересованы в том, чтобы эти новые избиратели, люди, которые получили право голосовать на ближайших выборах в первый раз в своей жизни, тоже хотели бы прийти проголосовать. А значит, мы должны учитывать их чаяния, желания и намерения, образ жизни, который свойственен поколению молодых избирателей.

Недавно в "живом журнале" в Интернете я прочитал совершенно экстремальное высказывание одной молодой девушки. На свойственном молодому поколению жаргоне она выразилась так: "А мне все в лом, и я не буду голосовать до тех пор, пока не разрешат голосовать по Интернету".

Мы серьезно занялись изучением проблемы голосования по Интернету. Именно этой проблеме я хотел бы посвятить свое выступление, и именно ее мы определили как одну из главных тем сегодняшнего "круглого стола" "Процедура электронного голосования: социальные и технологические вопросы, связанные с этим".

В индустриально развитых странах информационные технологии все больше используются в общественной жизни. Я бы сказал, что в наших государствах без информационных технологий просто не было бы жизни.

На протяжении последнего десятилетия в ряде стран мира были опробованы различные системы электронного голосования. Их всех можно условно разделить на два больших класса.

Первый - это различные оптико-электронные и электронные, в том числе сенсорные, устройства голосования, которые размещаются непосредственно на избирательных участках.

Второй - это системы электронного дистанционного голосования вне избирательных участков. К ним относится голосование с применением сети Интернет, мобильной связи и интерактивного цифрового телевидения.

На основе многолетних исследований и практики электронного голосования Советом Европы были приняты рекомендации 2004 года Комитета министров стран-участниц по правовым, организационным и техническим стандартам электронного голосования. Правда, многие государства относятся к этим рекомендациям более чем осторожно.

Позвольте сначала остановиться на применении электронного голосования на избирательных участках, что распространено сейчас уже достаточно широко. Активно действуют в этом направлении Казахстан, Россия, Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Индия и многие другие государства.

В августе 2007 года я был гостем моих коллег в Республике Казахстан. Там на парламентских выборах на 1 512 избирательных участках применялась система электронного голосования. Избирателю, пришедшему на участок, предоставлялось право выбирать способ голосования: бумажным бюллетенем или посредством электронного устройства. Из 1 920 000 избирателей, пришедших на участки, оснащенные электронными комплексами, электронными средствами воспользовались только около семи процентов избирателей. Это говорит о том, что избирателю часто психологически непросто отступить от привычных и понятных ему действий и, главное, поверить в то, что его голос понят железной машиной правильно и учтен.

Присутствующие здесь представители Республики Казахстан, я надеюсь, поделятся с нами своими наблюдениями и опытом применения на выборах электронных средств.

Суть подхода в России к внедрению электронного голосования состоит в том, что при безусловном соответствии средств электронного голосования национальному законодательству и рекомендациям Совета по правовым, организационным и техническим стандартам электронного голосования Совета Европы, их целесообразно внедрять с учетом психологической готовности избирателей, политических партий, кандидатов, наблюдателей, общественного мнения воспринимать электронное голосование и использовать его.

Поэтому российское избирательное законодательство, как французское и казахстанское, более жестко и осторожно подходит к порядку применения и техническим требованиям электронного голосования, чем рекомендации Совета Европы. В частности, мы определили, что применение средств электронного сенсорного голосования возможно не более чем на 1% избирательных участков.

При поступлении обоснованной жалобы на избирательном участке проводится ручной подсчет голосов. В случае расхождения данных в протоколе участковой избирательной комиссии более чем на три позиции, на всех участках, где были применены средства электронного голосования, должен быть проведен ручной подсчет голосов. Важно создание всех условий для контроля наблюдателей за порядком подготовки и применения электронного голосования. Именно поэтому в России проводится внедрение электронного голосования на избирательном участке, где есть все условия для обеспечения тайного голосования.

В России существует сейчас в экспериментальном порядке две системы электронных средств голосования. Первая система, довольно давно уже внедряемая у нас, называется комплексом обработки избирательных бюллетеней. Она основана на принципе сканирования отметки с избирательного бюллетеня, последующего преобразования в цифровые данные и их суммирования, а также автоматизированного формирования протокола участковой избирательной комиссии. Всего в России 3 100 таких комплексов. Они получили достаточно высокую оценку при применении на предыдущих выборах.

Тем не менее, возникла проблема. Отдельные общественные организации и граждане требуют повсеместного ручного пересчета голосов, подсчитанных с помощью оптико-электронных средств. Но если согласиться с необходимостью абсолютного, стопроцентного ручного пересчета голосов, то возникает вопрос: зачем тогда нам нужны эти дорогостоящие сканеры, когда затем ящик все равно открывается и все бумажные бюллетени, с которых проведено сканирование, подсчитываются вручную? Естественно, предусмотрено значительное количество случаев, в которых пересчет проводится обязательно, но стопроцентный пересчет автоматически отменяет возможность применения электронных средств голосования.

Мы хотели бы поставить вопрос о независимой сертификации, признаваемой участниками избирательного процесса многих государств. Скажем, можно ввести систему международной сертификации средств электронного голосования.

Вторая, безбумажная технология электронного голосования в России реализована в комплексе для электронного голосования. Здесь используются сенсорные мониторы. Правовые основы использования электронного голосования в Российской Федерации заложены в федеральном Законе "Об основных гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме граждан Российской Федерации", нормативных актах Центральной избирательной комиссии.

Голосование с использованием электронных средств показало себя надежным и безопасным. Они обеспечивали тайну голосования избирателей, защиту результатов обработки данных от несанкционированного доступа и искажения в ходе и после завершения голосования. Однако при этом надо учесть, что в Российской Федерации всего пять участков в порядке эксперимента оборудуются такими комплексами, а это всего 35 сенсорных аппаратов. Ясно, что жесткий контроль за использованием такого небольшого количества техники легко обеспечить.

Нам было бы интересно услышать мнение по этому поводу специалистов и Франции, и Великобритании, и Соединенных Штатов Америки, которые также обладают некоторым количеством подобной аппаратуры.

Наши комплексы электронного голосования в ограниченном количестве дважды использовались на региональных выборах в городах Великий Новгород в 2006 году и Орел в 2007 году. Но при этом оказалось, что избирателей надо тренировать. Зачастую человек подходит к сенсорному экрану и в принципе, несмотря на простоту его использования, не понимает, как ему действовать. Поэтому необходимы тренажеры, что, безусловно, увеличивает стоимость голосования.

Позвольте коротко описать ту практику, которую нам удалось собрать по данным наших коллег.

В США к 2007 году за счет федерального бюджета в размере 3,2 миллиардов долларов техническими средствами подсчета голосов были оснащены все избирательные участки страны. При этом администрация каждого штата получила право определить порядок применения технических средств на своих территориях. Во многих штатах (Иллинойс, Калифорния и ряд других) на избирательных участках, как в Казахстане, одновременно использовались и комплексы, сканирующие бумажные бюллетени, и электронные комплексы. По мнению экспертов Совета Европы, такой подход заслуживает внимания, так как повышается доверие к электронному голосованию, когда используются и бумажные, и электронные бюллетени, а избиратель получает право выбора. Хотя, я еще раз говорю, во всех государствах, где есть право выбора между электронным и бумажным голосованием, большинство избирателей все-таки предпочитает хорошо знакомый бумажный бюллетень.

Особенно важным является оценка международного опыта дистанционного электронного голосования, прежде всего, с применением Интернета. Проработка вопроса применения дистанционного голосования избирателями показывает, что даже теоретически не представляется возможным обеспечить тайну голосования.

Как гарантировать, что, когда избиратель голосует с помощью мобильного телефона, Интернета или цифрового телевидения в кафе, дома, на улице, в транспорте или еще где-то, рядом с ним нет человека или группы людей, которым он демонстрирует, кому он отдал свой голос? Ведь не исключена, например, возможность отчета избирателя перед организаторами покупки голосов, то есть применения различных противоправных технологий.

Проработки и использование дистанционного голосования, в основном по Интернету, проводятся примерно в десяти государствах, включая Эстонию, Норвегию, Францию, Голландию, Канаду.

Эстония применяла Интернет-голосование в 2006 и в 2007 годах только на первом этапе выборов, который заканчивается за несколько дней до голосования. Каждый избиратель должен был иметь карточку избирателя и приобрести считыватель данных с этой карточки. По Интернету тогда проголосовало менее 2% избирателей. По оценке эстонской стороны, были проблемы, связанные со сбоями считывающих устройств и невозможностью гарантировать тайну голосования.

Франция и Голландия использовали Интернет для голосования граждан, находящихся за границей. Граждане должны были заблаговременно подписаться по Интернету. Из подписавшихся, а это составило от 20 до 40 тысяч граждан, по Интернету проголосовало не более 2%.

В Швейцарии используют Интернет-голосование вместо голосования по почте только на уровне кантонов, на национальном уровне этот способ голосования не используется.

Оценки Совета Европы показали, что основным препятствием в продвижении дистанционного голосования являются проблемы обеспечения тайны голосования, безопасности передачи информации и возможность наблюдения за ходом голосования. Как базовое направление Совет Европы рекомендует Интернет-голосование на избирательных участках, находящихся за границей.

К рассмотрению перспективы дальнейшего развития способов и системы электронного голосования Центральная избирательная комиссия России планирует вернуться после завершения федеральных избирательных кампаний 2007-2008 годов и анализа результатов применения существующих технических средств подсчета голосов, в том числе за рубежом.

Предлагаю внимательно рассмотреть эти проблемы на нашем заседании, поскольку понятно, что поскольку сама система Интернет является глобальной сетью, то, соответственно, и решение проблем, связанных с возможностью голосования по сети Интернет и использования других информационных методов, представляет собой международную задачу. Еще раз подчеркну, что эта задача возникает, исходя не из наших с вами фантазий, а из пожеланий нового поколения избирателей.

В завершение хотел бы поблагодарить Федеральный Центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, который на протяжении уже нескольких лет занимается разработкой и внедрением электронных средств голосования и электронных средств подсчета голосов на выборах.

Спасибо.


www.iacis.ru
11,11,2007

Док. 565823
Перв. публик.: 11.11.07
Последн. ред.: 01.06.09
Число обращений: 0

  • Чуров Владимир Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``