В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Политсистема на марше Назад
Политсистема на марше
Об авторе: Алексей Александрович Чеснаков - директор Центра политической конъюнктуры.

Прошло семь месяцев с того момента, как в своем первом Послании Федеральному собранию президент Медведев предложил ряд важных политических инициатив. За истекшее время инициативы главы государства стали законами. Некоторые из них уже принесли результаты - состоялся первый отчет правительства перед Госдумой.

Другие только начинают действовать, как, например, отмена денежного залога на выборах всех уровней и изменение в регламенте ГД, предписывающее направлять на рассмотрение в Общественную палату все законопроекты, касающиеся гражданских свобод. Наконец, третья группа предложений Медведева, меняющая законодательство о партиях и выборах, приведет к изменениям в системе несколько позже, когда начнется новый избирательный цикл 2011-2012 годов.

Однако в целом первый, так называемый подготовительный этап политических преобразований завершен.

С самого начала была очевидна либеральная идеология этих нововведений, которая реализовывалась путем решения пяти базовых политических задач:

- расширить представительство граждан в органах власти. Не прошедшие на выборах 7-процентный барьер партии получили возможность побороться за одно-два места в Госдуме, а соответственно и за право более эффективно отстаивать интересы своих избирателей. Сюда же можно отнести и новую процедуру формирования Совета Федерации;

- повысить ответственность исполнительной власти перед властью законодательной. Был введен ежегодный отчет правительства перед парламентом, причем не только на федеральном, но и на региональном уровне. Расширены контрольные функции депутатов местного самоуправления. Наконец, преступившего закон мэра теперь могут отстранить от должности две трети депутатов муниципального представительного органа;

- стимулировать развитие политических партий. Как наиболее важные субъекты демократического процесса партии, победив на выборах, получат возможность вместо полномочных представителей президента непосредственно предлагать главе государства кандидатуры глав регионов. Законодательно закреплен демократический принцип обязательной ротации руководства партий;

- сократить бюрократические элементы в политике. На эту задачу работают: снижение необходимой минимальной численности партий, снижение числа подписей, необходимых для регистрации партии на выборах в Госдуму, отмена денежного залога на выборах всех уровней, изменение принципа формирования Совета Федерации;

- развивать политическую дискуссию. Наиболее сильные из так называемых малых партий получают возможность выхода на думскую трибуну, обеспечивается равенство парламентских партий при освещении их работы в СМИ. Наконец, к законотворческому процессу привлекается Общественная палата.

Следует отметить долгосрочный характер предложенных преобразований. По сути, для них сейчас начинается этап "ввода в действие". Реальный эффект от некоторых президентских новаций в полную силу общество почувствует лишь через несколько лет. Так, новая схема формирования Совета Федерации вступит в силу с 2011 года, а закончится только в 2016-м. Принцип ротации руководства партий не коснется их нынешних руководителей. Ну и, наконец, совсем не скоро будут понятны последствия установления новых сроков полномочий президента и парламента, и не только потому, что они не распространяются на действующих сегодня, но и потому, что эффективность этого нововведения можно оценить только по итогам пяти-шести легислатур.

Причины, вызвавшие необходимость этих изменений, тоже очевидны. Во-первых, любое общество постепенно меняется. Меняются и граждане, и их взгляды на политические институты. Политсистема должна соответствовать этим изменениям, чтобы не допустить опасного диссонанса с обществом. При этом динамика социальных изменений предыдущих пятнадцати лет (с момента принятия действующей Конституции) была чрезвычайно быстрой. Появилось даже ощущение необходимости преобразований в режиме онлайн, которые в процессе социальной модернизации поддерживают "отмобилизованными" наши политинституты и в конечном счете позволяют добиваться политического развития, соответствующего состоянию общества.

Во-вторых, в развитии политсистемы необходимо обеспечивать преемственность. Идеология предложенных Медведевым новаций укладывается в традиционную максиму власти последних десяти лет - политическая система должна меняться, а не отменяться, реформироваться, а не отбрасываться. Власть иногда сознательно идет на серьезные изменения, понимая, что косметикой ограничиваться нельзя, но при этом изменения не должны менять системных устоев. Особенно это очевидно сейчас, когда экономика только вышла из предхаосного состояния. Радикальные политические реформы в таких условиях могут угрожать развалом страны.

Между тем в общественном мнении все еще нет ответа на вопрос: "Нужны ли дальнейшие изменения в нашей политической системе?" Возможности для этого, несомненно, существуют. Достаточно вспомнить поднятую недавно (на одной из встреч президента с руководством политических партий) проблему неравномерности политического представительства, возникшую из-за сильно отличающейся от региона к региону пропорции представительства граждан в региональных законодательных собраниях.

Пока же политическим институтам и структурам необходимо некоторое время для того, чтобы "переварить" уже сделанные изменения. С этим "приспособлением" у нас, к сожалению, самые большие проблемы. Большинство отечественных политструктур, так же как и большинство наших граждан, страдают "правовым нигилизмом". Политический истеблишмент больше говорит о законах, чем их исполняет. Впрочем, то же происходит и в экономике. Достаточно вспомнить, как долго ожидали наши игорные магнаты, что сроки выполнения закона об игорных зонах будут передвинуты и ничего не сделали для своевременного переноса бизнеса на разрешенные территории. В политике торжествует то же самое "выжидательное" поведение. Даже те, кого последние реформы коснулись напрямую, к примеру малые политические партии, пока психологически и организационно не готовы перестраивать свою работу под новые стандарты. Видимо, надеются, что "авось понизят" 7-процентный барьер. Такая инфантильная логика в итоге может привести к тому, что и одного места им в новом парламенте не видать.

Лидеры "Единой России" о развитии политической системы страны

Борис Грызлов, спикер Госдумы, председатель высшего совета партии "Единая Россия"

Несмотря на осложнившуюся обстановку в мире, развитие российской политической системы не останавливается. Безусловно, дальнейшие действия необходимы, и они будут последовательными.

Наша политическая система, наша демократия сегодня ориентируются на сильные партии. Этот принцип проводится как в тех законопроектах, которые вносил Владимир Путин, так и в тех, которые вносил Дмитрий Медведев.

Одно из важнейших направлений - обеспечение условий для общественной дискуссии, для дискуссии разных политических и общественных сил. Причем для такой дискуссии, которая укрепляет наше общество, укрепляет страну, а не ослабляет ее.

Мы обязаны сами найти максимально эффективные механизмы для развития России как демократического государства. Это основополагающий принцип. Чтобы быть жизнеспособным, государству надо самому вырабатывать модель развития, а не копировать чужую.

Вячеслав Володин, вице-спикер Госдумы, секретарь президиума генсовета партии "Единая Россия"

Результативность масштабных проектов, которые реализуются сегодня в России, во многом зависит от общественной поддержки. Вот почему очень важно, чтобы политическая система была открыта для общества, давала возможность человеку реализовать себя, участвуя в управлении государством. При этом работа органов власти должна быть эффективна. Именно эти задачи президент страны Дмитрий Медведев озвучил в своем первом Послании Федеральному собранию РФ и последовательно реализует на практике.

На мой взгляд, у этих преобразований есть две составные части. Первая - сделать политическую систему более открытой и демократичной, а в конечном счете - более конкурентоспособной. Вторая составная часть этой реформы - безусловно, повышение ответственности органов власти перед обществом, создание эффективной системы управления.

Андрей Воробьев, руководитель ЦИК партии "Единая Россия"

Инициативы президента продолжают формировать открытую политическую систему. Например, это коснется открытых обсуждений, дебатов. И не только в рамках избирательной кампании, но и при обсуждении наиболее актуальных проблем, стоящих перед страной. Законы теперь распространяются на депутатов региональных, а главное - муниципальных парламентов, то есть депутаты по всей стране будут вовлечены в дебаты, смогут заявить о себе в СМИ.

Андрей Исаев, председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике, первый заместитель секретаря президиума генсовета партии "Единая Россия"

Снижение минимальной численности партий, необходимой для регистрации, отмена финансового залога в качестве основания для регистрации партии и право для партий, которые набрали 5%, но не набрали 7%, получить представительство в Госдуме - все эти инициативы имеют одну цель - в дальнейшем укрепить политическую структуру общества. Чтобы через партии различные слои и различные группы, различные существующие в обществе позиции могли быть представлены в государственной власти и участвовать в принятии решений.

01.06.2009
Алексей Чеснаков
www.ng.ru

Док. 565787
Опублик.: 01.06.09
Число обращений: 0

  • Грызлов Борис Вячеславович
  • Чеснаков Алексей Александрович
  • Воробьев Андрей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``