В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Россия и СНГ: мнение Дмитрия Медведева Назад
Россия и СНГ: мнение Дмитрия Медведева
Вчера наша редакция электронного издания "Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон)" опубликовала первый материал о встрече Президента России Дмитрия Медведева с активом партии ЛДПР. Сегодня пресс-служба Президента России ещё не опубликовала полный стенографический отчёт об этой встречи , а только выдержки из него.

Одна из них, а именно комментарий Дмитрия Медведева на выступление председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Государственной Думы Алексея Островского.

Мы считаем необходимым привести для сведения общественности страны с помощью официального сайта Президента России www.kremlin.ru прямой текст этих размышлений Дмитрия Медведева о связях со странами СНГ на этой встрече с нашим кратким комментарием.


"Спасибо большое. Алексей Владимирович (обращаясь к А.Островскому), я хотел бы сказать, что Вы действительно занимаетесь этой темой, занимаетесь активно, и эта работа заслуживает всяческой поддержки. Это как раз то поле, где, как я в самом начале сказал, у руководства страны, у меня как Президента, у нас практически нет различий в оценках международной ситуации и в тех действиях, которые необходимо нам предпринимать по отстаиванию интересов нашей страны за рубежом, а также выстраиванию близких, максимально партнерских отношений со странами Содружества Независимых Государств. И я просил бы Вас эту работу вести столь же активно, как Вы ее ведете сейчас.

По поводу различных треков безопасности, я согласен, этим надо и необходимо просто заниматься, заниматься активно. Вы знаете, и энергетикой занимаемся, и в последнее время ряд предложений был выдвинут. Есть темы, которые продвинуть, может быть, чуть проще, например, в части продовольственной безопасности, мы действительно могли бы более активно торговать с государствами СНГ. Хотя это, может быть, в меньшей степени относится к кризисному периоду, потому что сейчас мы как никогда должны своего производителя поддерживать. Но тем не менее даже в кризисный период все равно те ниши, которые есть незаполненные, лучше их, конечно, заполнять за счет продукции из стран СНГ. Потому что мы недавно начали проверять по просьбе некоторых моих коллег: действительно в резервы зачастую закладывают мясо, и не только мясо, из дальнего зарубежья. И я даже сейчас не говорю о его качестве, хотя уверен, что оно уж точно не лучше, а ближайшим партнерам отказывают. Причины понятны - просто кто-то кому-то деньги принес и пробил возможность поставки продукции или продовольствия из-за рубежа, из дальнего зарубежья, которое, может быть, и ничуть не лучше, чем из ближнего.

По водной безопасности. Это, конечно, тема гораздо более сложная, у каждого государства здесь своя позиция, тема очень чувствительная. Вы знаете, с каким трудом наши партнеры по этим вопросам договариваются. Я хотел бы сказать только одно, что мы готовы им помогать договариваться по этим темам, потому что они обижаются друг на друга, есть недопонимание очень серьезное. Но наша задача заключается в том, чтобы создать какую-то рамку для договоренности, потому что в нормальном обеспечении водой Центральной Азии, Средней Азии мы заинтересованы точно так же, как и наши партнеры. Тем более что часть этих водных ресурсов формируется на территории Российской Федерации.

Есть хорошие темы, по которым надо двигаться вперед, но которые сейчас, конечно, может быть, более сложны для реализации, в частности вопрос о единой валюте. Я об этом неоднократно говорил. Мы продолжим эту работу обязательно. И я считаю, что сейчас к необходимости создания большего количества региональных резервных валют мы подошли значительно ближе, чем находились до того. Что я имею в виду? До кризиса в общем и целом доминировало представление, что достаточно трех-четырех валют в мире для того, чтобы обеспечить общую финансово-экономическую сбалансированность, а именно доллара, евро, фунта стерлингов, йены, собственно, и все.

Сейчас очевидно, что даже четыре валюты с этими задачами не справляются, нужны региональные резервы. Абсолютно органично на эту миссию может претендовать рубль. Вопрос, конечно, в том, насколько рубль будет привлекательным. Это не вопрос навязывания рубля нашим партнерам, они должны сами сказать: "Вы знаете, мы хотели бы торговать в рублях". Кстати сказать, такие процессы сейчас идут. Наши партнеры, например, из Белоруссии, Казахстана и некоторых других стран говорят: "Да, мы хотели бы значительную часть расчетов перевести в рубли", что, собственно говоря, сейчас и происходит. Чем крепче будет рубль, чем раньше мы начнем торговать энергоносителями за рубли, а не за доллары и другие иностранные валюты, тем проще будет перейти к идее рубля как резервной валюты. Мы эти консультации обязательно продолжим с ближайшими партнерами.

О том, как ведется работа по СНГ в рамках Правительства. Недостаточно активно ведется, я с Вами согласен. И это давняя проблема, она не сейчас возникла. Некоторое время назад по моей инициативе было создано специальное Агентство по делам СНГ, оно сейчас пока только набирает обороты. Я не буду давать оценку того, что оно делает, но в любом случае, как мне представляется, такой координирующий орган нужен.

И не могу не согласиться с тем, что работать в государствах СНГ должно быть и престижно, и выгодно, потому что иначе мы не сможем комплектовать дипломатических сотрудников, дипломатический персонал этих посольств за счет квалифицированных кадров. Я не уверен, что мы сможем здесь пойти на то предложение, которое Вы высказываете, чтобы они получали большие деньги, чем, допустим, в Европе. В силу каких причин? В Европе уровень жизни другой. Мы понимаем, что для того, чтобы жить обычному дипломату российскому во Франции, денег нужно несколько больше, чем, например, в странах Центральной Азии. Но то, что по условиям службы они должны быть приравнены и по некоторым другим вещам, включая определенные льготы, это сто процентов.

И еще одна вещь, на которую мне бы хотелось обратить внимание, я уже тоже об этом говорил во время недавней встречи с руководителем Агентства по делам СНГ, нам нужно обязательно укомплектовать полным объемом персонал этих посольств. Потому как, если посмотреть на то, какие посольства у наших партнеров по мировому сообществу, скажем так аккуратно, там работают сотни дипломатов, а у нас зачастую очень ограниченный контингент. На этом экономить нельзя, здесь нужно обязательно, чтобы представительство России, а мы ведущие партнеры этих стран, было на достойном уровне.

Межрегиональное сотрудничество тоже считаю очень важным. У нас действительно были традиционно очень хорошие связи со многими государствами и остаются сейчас, например, с Казахстаном у нас ежегодно форум проходит, это полноценная площадка, где встречаются губернаторы всех сопредельных регионов. А с прошлого года мы договорились с Президентом Казахстана о том, что это межрегиональное сотрудничество, по сути, превращается в глобальное региональное сотрудничество, то есть это уже не только приграничные регионы, но и вообще все регионы, которые включены в наши страны. Есть и отрицательные примеры. У нас было очень тесное, очень продвинутое сотрудничество с украинскими регионами. После смены власти на Украине это сотрудничество было заблокировано. И мне просто рассказывали наши губернаторы, что губернаторы по ту сторону границы говорили: "Вы знаете, мы вообще-то понимаем, что это нужно, но у нас такой сигнал - особенно не дергаться, потому как у нас другой вектор развития, в западном направлении". Это очень печально, надеюсь, что ситуация изменится.

И последняя вещь, о которой Вы сказали, крайне важная - образовательные услуги. Здесь я на сто процентов с Вами согласен, мы должны действительно и учить активно студентов из стран СНГ, и экспортировать образовательные услуги в самом широком смысле этого слова. И за счет обучения студентов, и за счет образовательных технологий, за счет дистанционного образования, интернет-образования, поддерживать одаренную молодежь. Если говорить откровенно, по возможности, тех, кто принимает решение, допустим, трудиться в России, привлекать и в нашу страну, потому что мы заинтересованы в притоке близких нам людей, которые находятся в одной языковой среде, которые в единой системе координат находятся с нами, это очень важно.

Я не уверен, что реальные цифры все-таки такие, потому что сейчас у нас не 5 тысяч все-таки человек с учетом частных вузов и так далее, но это все равно несопоставимо с советскими временами, хотя тогда были немножко другие задачи, как вы понимаете. И мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы квоты образовательные увеличивать, но это вопрос денег.

Я считаю, что здесь можно было бы что сделать. Эти квоты должны оплачивать не только за счет бюджета, но и за счет коммерческих организаций, потому что они зачастую тоже заинтересованы в том, чтобы приезжали хорошие специалисты, часть из них, естественно, из стран СНГ. Пусть они тоже поучаствуют в образовании этих квот".

В начале своего комментария Президент России Дмитрий Медведев подчеркнул настоятельную необходимость к выстраиванию близких, максимально партнерских отношений со странами Содружества Независимых Государств.

Далее он поддержал предложение Алексея Островского о треках безопасности и привёл в качестве примера сотрудничество со странами СНГ в закупках мяса, когда оно закупается в дальнем зарубежье, а не у наших соседей по СНГ.

Заслуживает особого внимания вопрос о водной безопасности, как очень трудный и болезненный в отношениях между государствами в Средней Азии. Он высказался за то, что "наша задача заключается в том, чтобы создать какую-то рамку для договоренности, потому что в нормальном обеспечении водой Центральной Азии, Средней Азии мы заинтересованы точно так же, как и наши партнеры. Тем более что часть этих водных ресурсов формируется на территории Российской Федерации". Весьма здравая позиция главы государства. Здесь объём нашего сотрудничества весьма обширен.

Комментируя вопрос о резервной валюте, в качестве которой выступал бы рубль, Дмитрий Медведев сообщил, что этот процесс уже пошёл: "Наши партнеры, например, из Белоруссии, Казахстана и некоторых других стран говорят: "Да, мы хотели бы значительную часть расчетов перевести в рубли", что, собственно говоря, сейчас и происходит. Чем крепче будет рубль, чем раньше мы начнем торговать энергоносителями за рубли, а не за доллары и другие иностранные валюты, тем проще будет перейти к идее рубля как резервной валюты. Мы эти консультации обязательно продолжим с ближайшими партнерами".

Президент России Дмитрий Медведев призвал укрепить наши посольства в странах СНГ, сделав их аппарат полноценным и направив туда профессиональные кадры. "На этом экономить нельзя, здесь нужно обязательно, чтобы представительство России, а мы ведущие партнеры этих стран, было на достойном уровне", - сказал Президент.

Обратил внимание Дмитрий Медведев и на важность развития межрегионального сотрудничества, приведя в пример Казахстан.

Он согласился с Алексеем Островским и по вопросу всяческого расширения и предоставления нашим партнёрам по СНГ образовательных услуг, предложив для этого привлекать и средства коммерческих организаций для увеличения квот на студентов из стран СНГ. Вот это правильная постановка вопроса - за счёт привлечения студентов из Африки в советское время мы до сих пор пожинаем плоды дружеского сотрудничества с целым рядом стран этого региона и этот опыт можно перенести на страны СНГ.

В целом Президент России Дмитрий Медведев высоко оценил работу Алексея Островского на посту председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Государственной Думы и призвал его столь же активно продолжать эту работу.

Олег Родионов.

29 мая 2009 года.
www.viperson.ru

Док. 565721
Перв. публик.: 29.05.09
Последн. ред.: 04.06.09
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Островский Алексей Владимирович
  • Родионов Олег Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``