В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Совершенствование правового обеспечения экономического взаимодействия в СНГ - объективная необходимость Назад
Совершенствование правового обеспечения экономического взаимодействия в СНГ - объективная необходимость
В.А. Густов,
Председатель Комитета Совета
Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации по делам СНГ

Представленная на рассмотрение конференции тема заслуживает пристального внимания и, надо сказать, ко многому нас обязывает. Хотя она не раз поднималась в той или иной мере на различных встречах в рамках СНГ, однако сам по себе вопрос о перспективах экономического взаимодействия стран Содружества актуален сегодня как никогда. Более того, императивная необходимость его рассмотрения вытекает из решений Кишиневского саммита 2002 г. и итогов недавней встречи на высшем уровне в г. Киеве.

Экономический блок в общей конструкции СНГ, как известно, - это альфа и омега дальнейшей судьбы Содружества, это - вопрос вопросов для всех и каждого из государств-участников.

Мы все больше убеждаемся в объективной необходимости движения государств и целых регионов к совместным, согласованным действиям, которые помогли бы отдельным странам и межгосударственным объединениям нейтрализовать негативные последствия глобализации и в то же время максимально использовать в своих интересах ее преимущества.

Представляется, что в современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, с его непредсказуемым воздействием на судьбы стран и народов, с его жесткой конкурентной борьбой и в политике, и в экономике, именно Содружеству - молодому региональному объединению государств - крайне необходима согласованность и скоординированность действий всех его участников, консолидированная линия поведения перед лицом новых вызовов и угроз.

Имея согласованную, выверенную линию на этот счет, к тому же базирующуюся на сбалансированном учете национальных и взаимных интересов, страны СНГ и структурные органы Содружества могли бы успешно решать стоящие перед ними экономические, гуманитарные и политические задачи.

Проблемы экономического взаимодействия стран Содружества довольно четко и выпукло обозначены в проекте рекомендаций, обоснованы приоритеты и перспективы взаимодействия. Это и понятно, ибо все в СНГ озабочены безрадостной картиной состояния национальных экономик наших стран и уровнем их экономического сотрудничества. Так, доля стран Содружества в мировом ВВП составляет только 1,4%, в мировом экспорте - 2,19% а в мировом импорте - чуть более 1%. Для сопоставления: доля экспорта стран-членов Европейского Союза, пример которого зачаровывает многих в СНГ, в мировом экспорте превышает 37%, а в мировом импорте - 36%.

Взаимный товарооборот, считающийся в мире основным показателем развития внутрирегиональной экономической интеграции, в странах СНГ снизился с 79% в 1991 г. до 28% в 2001 г. Вряд ли можно говорить сегодня об СНГ как интегрированном экономическом сообществе государств. И это при известном солидном экономическом и интеллектуальном потенциале Содружества. Потенциале, который в сфере взаимных поставок товаров и услуг используется только на 35-40 процентов.

Вряд ли стоит называть другие факты, другие примеры, тем более неутешительные. Наверное, не стоит акцентировать внимание и на причинах. О них также говорится много и постоянно.

Хорошо, что мы начинаем серьезно задумываться над всем этим, пытаемся наверстать упущенное время и использовать новый исторический шанс. Хорошо, что в странах Содружества и структурных органах СНГ серьезно заговорили о необходимости технического перевооружения производственной сферы, возрождения на рыночной основе кооперационных связей, создания финансово-промышленных групп, совместных предприятий, лизинговых компаний и других структур, способствующих развитию экономической интеграции в рамках СНГ.

Отрадно, что растет понимание необходимости разработки согласованной политики и в направлении ускоренного развития топливно-энергетического, аграрно-промышленного и лесного комплексов, сотрудничества в сырьевом секторе. Ведется также поиск путей решения такого непростого вопроса, как формирование нормативно-правовой базы режима свободной торговли на пространстве СНГ, усиливается внимание к проблеме совершенствования системы жизнеобеспечения в приграничных регионах.

Среди немаловажных факторов, призванных сыграть свою роль в налаживании нормального функционирования Содружества и развитии в нем динамичных процессов экономического взаимодействия, ведущее место должно занять тесное сотрудничество на правовом поле. Представляется, что нынешнее положение дел в нормативно-правовой сфере нуждается в серьезной корректировке.

Имеется в виду не только разработка и принятие документов в различных областях взаимоотношений, но и создание на юридической основе отлаженного механизма контроля за реализацией достигнутых договоренностей и даже определение ответственности за их невыполнение.

Как я понимаю, многие из упомянутых направлений экономического сотрудничества находятся пока в стадии проработки, согласования, подготовки перспективных программ и планов взаимодействия. Думаю, что уже на этом этапе следовало бы обратить особое внимание на качество подготовки документов, чтобы можно было избежать ошибок прошлых лет. Исхожу из того, что нормотворческая работа в структурах СНГ должна протекать в тесном взаимодействии с соответствующими ведомствами стран Содружества, что в подготовке документов примут активное участие представители всех государств. Конструктивный подход здесь особенно необходим.

Полагаю также, что должен быть хорошо налажен процесс обмена информацией о работе в странах СНГ над законами, влияющими на торгово-экономическое сотрудничество. К примеру, в российском парламенте сейчас идет работа над новым Таможенным кодексом, а также новым законом о валютном регулировании и валютном контроле. Уверен, что в будущем нам удастся избежать многих коллизий на правовом поле, если парламенты и правительства стран Содружества будут своевременно информировать друг друга, в том числе через структуры СНГ, об основных параметрах подобных законов.

Тесное взаимодействие стран и органов Содружества в законотворческой работе способствовало бы подготовке более добротных документов, ориентированных на международные нормы и стандарты, беспроблемному прохождению их через ратификационный процесс, установлению упрощенного порядка имплементации принятых в рамках СНГ договоров и соглашений в национальное законодательство стран-участниц. Кроме того, в будущем не пришлось бы тратить много времени на решение столь сложной проблемы, с которой мы сталкиваемся сегодня: необходимость сближения и гармонизации хозяйственного законодательства, в первую очередь во внешнеторговой, налоговой, таможенной сферах. Процесс этот проходит трудно, в том числе, из-за серьезного расхождения национальных правовых систем.

В налаживании устойчивого взаимодействия стран СНГ в производственной, инновационной, инвестиционной и внешнеторговой областях, кроме решения комплекса задач технологического и правового плана, мне видится также необходимость тщательного изучения состояния промышленных потенциалов стран, обеспеченности наукоемкими мощностями и степени конкурентоспособности выпускаемой продукции. Важно знать возможности внутрирегионального рынка, его потребности в сельскохозяйственной и иной технике, современном оборудовании для обновления производственных фондов, платежеспособность населения.

Перед планированием строительства новых предприятий важно иметь гарантированный рынок сбыта их продукции, быть уверенными в эффективности политики реструктуризации нынешнего экспортного профиля государств, которые в этом нуждаются.

Тщательной состыковки и упорядочения требует нормативно-правовая база создания ФПГ, ТНК и совместных предприятий на пространстве СНГ. Сегодня, как показали недавние парламентские слушания в Совете Федерации по проблемам российско-украинской экономической интеграции, национальные законы на этот счет существенно различаются, что, естественно, тормозит создание подобных корпораций. В правовой сфере сотрудничества, видимо, придется учитывать также фактор предстоящего расширения Европейского Союза, имея в виду, что с его новыми членами у стран СНГ уже сложились свои традиции и свои связи.

Не могу не сказать и о своей давней идее о необходимости расширения полномочных функций структурных органов Содружества, прежде всего Исполкома СНГ, Экономического совета и Экономического суда СНГ. Видимо, это сняло бы часть нагрузки с государств.

И последнее. В решении вопросов экономического взаимодействия в рамках СНГ можно добиться существенных успехов, если вся работа в этом направлении будет проходить конструктивно, при активном и заинтересованном участии в ней всех государств, которые должны четко видеть свою роль и свое место в этом деле.


cis.minsk.by

27.02.2003

Док. 565699
Перв. публик.: 27.02.03
Последн. ред.: 29.05.09
Число обращений: 0

  • Густов Вадим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``