В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Антитеррористическая защита транспорта Назад
Антитеррористическая защита транспорта
Конкурентоспособность транспортной инфраструктуры напрямую зависит от степени ее защищенности от террористических угроз.

Как подчеркивается в Стратегии партнерства и бизнеса в противодействии терроризму, принятой в ноябре 2006г. на Глобальном форуме G8 под председательством России, имеются значительные резервы для расширения взаимодействия между правительствами и бизнесом по вопросам безопасности на морском, железнодорожном и другом наземном транспорте. С одной стороны, такое сотрудничество объективно повысит уровень безопасности населения. А с другой - и это не менее важно - позволит эффективно интегрировать транспортные системы государств-участников СНГ в общемировые рынки, оптимизировать саму деловую среду. Достижение этих целей есть продукт взаимной ответственности государства и бизнеса в деле борьбы с терроризмом.

Антитеррористическая защищенность в значительной степени определяет качество транспортного потенциала государств-участников СНГ. Степень этой защиты является одним из индикаторов, влияющих на инвестиционные проекты, и не только в сфере транспортных коммуникаций.

Большинство государств-участников СНГ находятся на линии ключевых транспортных коридоров Евразии. Безопасность стратегических транспортных артерий, конечно же, способствует достижению целей, которые ставят государства Содружества, - функционирование полномасштабной зоны свободной торговли, повышение эффективности использования топливно-энергетического и водного комплексов; обеспечение продовольственной безопасности; создание условий для технического перевооружения производства на базе межгосударственной кооперации.

Создание единого Евро-Азиатского транспортного пространства - одна из актуальных задач государств СНГ. Сегодня СНГ разрабатывает конкретные транспортные проекты, представляющие взаимный интерес для всех государств-участников. Это Международный транспортный коридор N7, транспортный маршрут Дунай-Каспийское море, проекты, направленные на увеличение транспортных потоков по направлениям "Север-Юг" и "Восток-Запад", проходящих по транспортным коридорам государств-участников СНГ с использованием внутренних водных путей во взаимодействии с европейскими и евроазиатскими международными транспортными путями. Это и проект использования российской водно-транспортной системы в международной интеграции государств Каспийского, Азово-Черноморского и Средиземноморского бассейнов. Его идея состоит в создании глубоководного морского канала, имеющего статус международного. Другим транспортным проектом на пространстве СНГ является организация регулярного паромного сообщения на линии "Баку-Туркменбаши" с использованием российских железнодорожных паромов. Специалисты обоснованно отмечают, что здесь есть большие возможности для реального международного сотрудничества на основе взаимодействия государственных и коммерческих структур без нагрузки на бюджеты стран СНГ.

Самостоятельный объект совместной контртеррористической деятельности государства и бизнеса - нефтяные и газовые артерии. Защищенность нефтепроводов от террористических атак является актуальной проблемой для всех добывающих и транзитных государств. Например, из-за терактов на нефтепроводах, участившихся за последнее время, Ирак потерял по самым скромным подсчетам ОПЕК более $200 миллионов.

Общая протяженность магистральных, промысловых и распределительных трубопроводов только в России составляет около 1 млн км. По нефтепроводам транспортируются 95% добываемой нефти. Нефтяной бизнес весьма чувствителен к криминальным вмешательствам и обоснованно ожидает от государства поддержки. Реагируя на криминальную ситуацию в Чечне, МВД в начале 2004 года после участившихся терактов на нефтепроводах создало полк, специально предназначенный для охраны нефтяных объектов республики. Но речь идет не только о хищениях нефти и нефтепродуктов. В феврале 2007г. в Малгобекском районе Ингушетии совершен взрыв на нефтепроводе. Преступники заложили на нефтепровод два мощных кумулятивных заряда, которые сработали практически одновременно. Началась утечка и воспламенение нефти, пожарные тушили возгорание в течение трех часов.

По мнению специалистов, нарушение целостности трубопроводов самовольными врезками с целью хищения нефтепродуктов, а также в результате терактов являются наименее прогнозируемыми причинами возникновения аварий. Это обстоятельство само по себе требует системы превентивных мер. Для того, чтобы пространство СНГ не стало полигоном для нефтяной террористической войны, консолидация усилий государства и бизнеса необходимы.

Антитеррористическая составляющая бизнес-проектов в сфере транспортных и нефте- газовых коммуникаций очевидна. Убежден, что такие бизнес-стратегии не формируются вне стратегий контртеррористического профиля. Именно здесь интересы государства и бизнеса совпадают. Встает закономерный вопрос - каковы принципы "разделения труда" в данной области? Полагаю, государства-участники СНГ и их спецслужбы ориентированы на выработку универсальных антитеррористических параметров наиболее уязвимых объектов транспорта. Государство и его органы создают следующие механизмы:

* единая система мониторинга террористических угроз, проводимого спецслужбами государств, в том числе оценка уязвимости конкретных объектов транспорта,
* аккредитация специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности,
* подготовка специалистов в данной сфере,
* осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности.

Иными словами, государство задает параметры контртеррористической безопасности, бизнес их реализует в рамках собственных проектов. Такая модель интегрирования государственных и коммерческих ресурсов представляется оптимальной.

Эмпирический опыт показывает, что наиболее эффективные усилия по обеспечению коллективной безопасности государства демонстрируют на уровне субрегионального сотрудничества. В этом смысле СНГ находится в авангарде создания и апробирования адекватных контртеррористических технологий. Мы достигли взаимопонимания в вопросах правового обеспечения контртеррористических операций, использования сил специального назначения. Практика показала, что активное взаимодействие государств-участников СНГ в форме совместных антитеррористических учений и имитационного моделирования на критических объектах инфраструктуры создает одну из моделей государственно-предпринимательского партнерства.

Самостоятельное направление нашей деятельности - создание адекватных современным угрозам технологий безопасности. Этот тезис тем более актуален, что Глобальная контртеррористическая стратегия ООН прямо определяет - укрепление собственного потенциала суверенных государств по противодействию современным угрозам имеет жизненно важный и неотложный характер.


www.atcsng.ru

06.02.2007

Док. 565616
Перв. публик.: 06.02.07
Последн. ред.: 29.05.09
Число обращений: 0

  • Новиков Андрей Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``