В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О некоторых аспектах сотрудничества государств-участников СНГ в вопросах экстрадиции лиц, подозреваемых в совершении преступлений террористического характера Назад
О некоторых аспектах сотрудничества государств-участников СНГ в вопросах экстрадиции лиц, подозреваемых в совершении преступлений террористического характера
Уважаемые дамы и господа!

Практический опыт организации взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб государств-участников СНГ свидетельствует о том, что институт экстрадиции является одним из важнейших инструментов совместной антитеррористической деятельности, обеспечивающий неотвратимость наказания лиц, совершивших преступления террористического характера.

Правовые основы этого взаимодействия составляют как сложившаяся к настоящему времени система региональных международных нормативных правовых актов, ратифицированных государствами Содружества, так и двухсторонние договоры, определяющие условия и порядок осуществления экстрадиции.

Так, ряд государств Содружества присоединился к Европейской конвенция о выдаче 1957 г. и дополнительным протоколам к ней 1975 и 1978 годов, Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года с дополнительным протоколом 1978 года и Европейской конвенции о борьбе с терроризмом 1977 года.

В рамках Содружества Независимых Государств 22 января 1993 г. в Минске была принята Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, в которой, в частности, участники обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. В ее развитие в Кишиневе 7 октября 2002 г. была также принята аналогичная Конвенция, которую подписали 10 государств СНГ.

Кроме того, большинством государств СНГ заключен ряд двухсторонних соглашений, регламентирующих вопросы экстрадиции, причем не только с государствами, являющимися участниками Содружества.

В частности, Российской Федерацией заключены договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы выдачи преступников, с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Индией, Ираком, Ираном, Йеменом, Канадой, Кипром, Китаем, КНДР, Кубой, Киргизией, Латвией, Литвой, Молдавией, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Эстонией и рядом других государств.

В национальных законодательствах государств-участников СНГ вопросы взаимной выдачи преступников и лиц, разыскиваемых по подозрению в совершении преступлений, могут регламентироваться как самостоятельными законодательными актами, например Законом Азербайджанской Республики "О выдаче (экстрадиции) лиц, совершивших преступления" от 15 мая 2001 г., так и в рамках других нормативных правовых актов.

Применительно к преступлениям террористического характера это могут быть уголовные и уголовно-процессуальные кодексы, а также национальные законы о борьбе с терроризмом.

При этом нельзя не отметить наличие общих подходов к данной проблеме, позволяющие организовать достаточно эффективное взаимодействие в вопросах выдачи террористов.

Сотрудничество государств СНГ в вопросах экстрадиции основывается на общепризнанных нормах и принципах международного права. В частности, в Российской Федерации эти принципы нашли свое отражение в главе 54 Уголовно-процессуального кодекса.

К ним относится принцип "взаимности", который заключается в том, что запрашивающее государство должно предусматривать возможность выдачи лица, совершившего преступление, в аналогичных ситуациях. Указание на возможность такой выдачи может содержаться в международном договоре с участием этого государства, в его национальном законодательстве, а при отсутствии такой регламентации - в запросе о выдаче либо в сопровождающих его документах должна быть выражена готовность к выдаче.

Следующим принципом является принцип "двойного вменения", заключающийся в том, что лицо выдается в тех случаях, когда совершенное им деяние признается преступлением законодательствами запрашивающей и запрашиваемой сторон. При этом не обязательно должны совпадать названия преступлений, главное установить идентичность основных признаков составов преступлений.

В соответствии с принципом "конкретности" выдаваемое лицо не должно подвергаться уголовному преследованию за преступления, которые не были указаны в запросе. В запросе следует указывать все преступления, которые подлежат вменению данному лицу.

В международном договоре или законодательных актах государства могут содержаться и иные обязательные условия выдачи. Так, в соответствии с Европейской конвенцией о выдаче 1957 г. выдача для уголовного преследования осуществляется в отношении преступлений, "наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающей и запрашиваемой сторон лишением свободы или, в соответствии с постановлением об аресте на максимальный срок, по крайней мере, в один год либо более серьезным наказанием". При осуждении лица назначенный срок наказания должен составлять не менее четырех месяцев (ст. 2 Конвенции).

В двустороннем договоре России и Латвийской Республики о правовой помощи оговаривается, что выдача осужденного лица может быть осуществлена, если данное лицо осуждено к лишению свободы на срок свыше шести месяцев, или к другому более тяжкому наказанию (ч. 2 ст. 61).

Принципиальным моментом при решении вопросов экстрадиции для большинства государств СНГ является невозможность выдачи другим странам своих граждан, в том числе и лиц, имеющих двойное гражданство.

Хотелось бы также обратить Ваше внимание на еще один существенный аспект, связанный с экстрадицией.

Каждая страна может предъявить экстрадиционные требования лишь при установлении точного места нахождения скрывающегося обвиняемого или осужденного. В этой связи при обращении о выдаче лица, место нахождения которого точно не установлено, в его выдаче может быть отказано.

Указанная проблема в отношении лиц, совершивших или подозреваемых в совершении преступлений, решается в государствах СНГ в рамках межгосударственного розыска, в котором участвуют не только национальные правоохранительные органы и спецслужбы стран Содружества, но и специализированные межгосударственные структуры.

Положительную динамику развития и совершенствования данного вида межгосударственного сотрудничества можно проиллюстрировать следующими цифрами.

Так, если в 1995 году только по линии работы Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами преступлений на территориях государств-участников СНГ было разыскано 177 лиц, а экстрадировано 116, то аналогичные показатели в 2005 году составили соответственно 3196 и 1360 лиц.

Необходимо отметить, что эти показатели касаются экстрадиции лиц, совершивших преступления общеуголовного характера, а применительно к антитеррористической деятельности они значительно меньше.

В тоже время, следует учитывать, что речь идет о преступлениях, представляющих наибольшую угрозу безопасности нашим государствам и их гражданам.

Результаты анализа имеющихся в Антитеррористическом центре государств-участников СНГ сведений о конкретных лицах, подвергнутых экстрадиции, свидетельствуют о достаточно высокой эффективности сотрудничества компетентных органов в вопросах выдачи лиц, обоснованно подозреваемых в совершении террористических актов, имевших широкий общественный резонанс и повлекших значительные человеческие жертвы.

Так, летом 2002 года грузинской стороной были экстрадированы в Российскую Федерацию террористы Адам Деккушев и Юсуф Крымшамхалов, объявленные в международный розыск по подозрению в организации и непосредственном участии во взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске в сентябре 1999 года, в результате которых погибли более 200 мирных граждан. В январе 2004 года они были признаны Московским городским судом виновными в совершении инкриминируемых им деяний и приговорены к пожизненному заключению.

Подобный пример не единичен.

В Российскую Федерацию партнерами были выданы лица, причастные к террористическим актам в Буйнакске в сентябре 1999 года и взрыву на газопроводе "Пермь - Нижний Новгород" в декабре того же года; в Узбекистан - подозреваемые в причастности к терактам, совершенным в феврале 1999 года и марте 2004 года в г. Ташкенте; в Азербайджан - один из членов преступной группы, участвовавший в убийстве азербайджанского депутата, Героя Советского Союза, академика Буньядова.

В числе экстрадированных - главари бандформирований, действовавших на территории Северного Кавказа, активисты запрещенных террористических и экстремистских организаций, боевики, прошедшие подготовку в лагерях террористов на территории Афганистана, и другие лица, обвинявшиеся в совершении тяжких преступлений.

Антитеррористический центр СНГ также участвует в координации деятельности компетентных органов государств Содружества в этой сфере.

Так, на основании ориентировки, направленной АТЦ СНГ, на территории Узбекистана задержан и впоследствии экстрадирован в Таджикистан гражданин Таджикистана, обвинявшийся в диверсионно-террористической деятельности, бандитизме, попытке осуществления государственного переворота в составе вооруженного формирования и совершении ряда других преступлений.

В заключение мне хотелось бы затронуть проблемы формирования нормативной правовой базы координации борьбы с терроризмом в вопросах межгосударственного розыска и экстрадиции.

К сожалению, существующая в настоящее время система международных антитеррористических конвенций, принятых в рамках Организации Объединенных Наций, не в полной мере охватывает весь спектр вопросов антитеррористической деятельности.

Существенные пробелы в ряде конкретных вопросов, таких как формирование универсального понятийного аппарата, обмена информацией о конкретных лицах и организациях, причастных к совершению преступлений террористического характера и ряде других практических аспектов антитеррористической деятельности, не позволяют в полной мере решать вопросы построения глобальной системы противодействия терроризму.

Это касается и вопросов экстрадиции.

По нашему мнению, эффективное решение этих вопросов требует всемерного ускорения работ по разработке и принятию ООН всеобъемлющей Конвенции борьбы с терроризмом, что позволит поднять на новый уровень сотрудничество государств в противодействии этой глобальной угрозе.

Благодарю за внимание.

www.atcsng.ru

13.02.2007

Док. 565603
Перв. публик.: 13.02.07
Последн. ред.: 29.05.09
Число обращений: 0

  • Новиков Андрей Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``