В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества в борьбе с терроризмом Назад
Взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества в борьбе с терроризмом
В докладе Группы высокого уровня ООН по угрозам, вызовам и переменам утверждается, что обладающие потенциалом и ответственные государства должны быть на передовой линии борьбы с современными угрозами. Я разделяю мнение Группы о том, что задача оказания государствам помощи в укреплении их собственного потенциала противодействия современным угрозам имеет жизненно важный и неотложный характер. В наши дни именно государства несут основное бремя борьбы с современными угрозами.

Международное сообщество пришло к пониманию того, что для снижения нашей уязвимости мы должны защитить свои общества от террористических нападений и свести к минимуму их последствия. Однако одни лишь государства не могут этого сделать. Об этом прямо говорилось на Глобальном Форуме по партнерству государств и бизнеса в противодействии терроризму. Рад, что государства поддержали российскую инициативу о расширении круга субъектов борьбы с терроризмом. Создание политической и правовой базы для триады "государство-бизнес-гражданское общество" консолидирует наши усилия.

В докладе Госдепартамента США по странам мира о борьбе с терроризмом за последний год отмечается, что мы вступили в новую эпоху конфликтов, которая может потребовать новых парадигм и не таких форм реагирования, как в прежние времена.

Я выражаю удовлетворение тем, что коллеги пришли к пониманию важнейшего обстоятельства - военный компонент государственной мощи играет в этой работе лишь вспомогательную роль, а основной упор делается на невоенное влияние.

Когда мы говорим о привлечении бизнеса к борьбе с терроризмом, то речь, конечно, должна идти не о прямом финансировании боевых действий. Государство это должно делать само, чтобы не быть зависимым от тех или иных бизнес-структур. Определяющая роль бизнеса должна проявляться в устранении тех социально-экономических проблем, которые порождают экстремизм и терроризм. Прежде всего, это касается инвестирования и развития промышленного производства в социально запущенных регионах, где велика безработица, особенно среди молодежи, где имеются проблемы с развитием системы образования. Прежде всего, это касается государств Центральноазиатского региона и республик российского Северного Кавказа.

С точки зрения контртеррористической защиты и минимизации возможных последствий терактов всех нас интересуют, прежде всего, такие сферы как финансы, туризм, транспорт, а также киберпространство. Совершенно особе место занимает энергетика. И здесь тема энергетической безопасности преломляется по-новому, именно в контексте защиты этой сферы человеческой деятельности и соответствующих инфраструктур от террористических атак.

Бизнес по природе своей кровно заинтересован в том, чтобы развиваться в условиях общественной безопасности. И именно бизнес-структуры, я вижу в числе наиболее заинтересованных и активных субъектов контртеррористической деятельности. Примечательно, что готовность участвовать в конкретных проектах защиты от терроризма первыми продемонстрировали General Electric, SAP, Siemens, City Group, Ericson, "Газпром", ЛУКОЙЛ, "Норникель". Это серьезная армия. Кроме этого, о своем участии заявили объединения предпринимателей "ОПОРА России", "Деловая Россия", Торгово-промышленная палата и РСПП.

К борьбе с терроризмом должны быть подключены и многочисленные, хорошо оснащенные службы безопасности и охраны крупных бизнес-структур. Особенно это важно для контртеррористической защиты стратегически важных объектов (нефте- и газопроводов, электростанций и т.д.), объектов инфраструктуры.

Принятая на Глобальном форуме 2006г. Стратегия партнерства государств и бизнеса в противодействии терроризму включает конкретные форматы такого сотрудничества. Однако, нам не придется строить работу "с нуля". Государства-участники СНГ уже располагают таким опытом.

Представляемый мною Антитеррористический центр СНГ ежегодно проводит антитеррористические учения. При принятии решения об объекте и месте проведения учений мы опираемся на результаты собственной аналитической работы и работы наших коллег о наиболее актуальных террористических угрозах. Антитеррористический центр государств-участников СНГ успешно реализовал такие проекты как "Юг-Антитеррор", "Каспий-Антитеррор" и ряд других.

Однако, в последние годы стала ясна ключевая задача - обеспечить сохранность и защиту критически важных объектов инфраструктуры. Именно поэтому в 2006г. на основании анализа тенденций развития терроризма, наиболее вероятных форм и объектов террористических атак было принято решение провести учения на одном из объектов атомной энергетики Республики Армения ("Атом-Антитеррор").

В 2007 году Антитеррористический центр СНГ при самом активном участии спецслужб государств СНГ готовит учения на других стратегически важных объектах (Байконур).

Практика показала, что активное взаимодействие государств-участников СНГ в форме совместных антитеррористических учений и имитационного моделирования на критических объектах инфраструктуры создает одну из моделей государственно-предпринимательского партнерства.

Особое внимание мы намерены уделить обеспечению безопасности на морском, железнодорожном и другом наземном транспорте. С одной стороны, такое сотрудничество государств СНГ объективно повысит уровень безопасности населения. А с другой - и это не менее важно - позволит эффективно интегрировать транспортные системы государств-участников СНГ в общемировые рынки, оптимизировать саму деловую среду.

Большинство государств-участников СНГ находятся на линии ключевых транспортных коридоров Евразии. Безопасность стратегических транспортных артерий, конечно же, способствует достижению целей, которые ставят государства Содружества, - функционирование полномасштабной зоны свободной торговли, повышение эффективности использования топливно-энергетического и водного комплексов; обеспечение продовольственной безопасности; создание условий для технического перевооружения производства на базе межгосударственной кооперации.

Сегодня СНГ разрабатывает конкретные транспортные проекты, представляющие взаимный интерес для всех государств-участников. Это Международный транспортный коридор N7, транспортный маршрут Дунай-Каспийское море, проекты, направленные на увеличение транспортных потоков по направлениям "Север-Юг" и "Восток-Запад", проходящих по транспортным коридорам государств-участников СНГ с использованием внутренних водных путей во взаимодействии с европейскими и евроазиатскими международными транспортными путями. Это и проект использования российской водно-транспортной системы в международной интеграции государств Каспийского, Азово-Черноморского и Средиземноморского бассейнов. Его идея состоит в создании глубоководного морского канала, имеющего статус международного. Другим транспортным проектом на пространстве СНГ является организация регулярного паромного сообщения на линии "Баку-Туркменбаши" с использованием российских железнодорожных паромов. Специалисты обоснованно отмечают, что здесь есть большие возможности для реального международного сотрудничества на основе взаимодействия государственных и коммерческих структур без нагрузки на бюджеты стран СНГ.

Убежден - антитеррористическая защищенность в значительной степени определяет качество транспортного потенциала государств-участников СНГ. Степень этой защиты является одним из индикаторов, влияющих на инвестиционные проекты, и не только в сфере транспортных коммуникаций.

Я вижу еще один самостоятельный объект совместной контртеррористической деятельности государства и бизнеса - нефтяные и газовые артерии. Защищенность нефтепроводов от террористических атак является актуальной проблемой для всех добывающих и транзитных государств. Например, из-за терактов на нефтепроводах, участившихся за последнее время, Ирак потерял по самым скромным подсчетам ОПЕК более $200 миллионов.

Общая протяженность магистральных, промысловых и распределительных трубопроводов только в России составляет около 1 млн км. По нефтепроводам транспортируются 95% добываемой нефти. Нефтяной бизнес весьма чувствителен к криминальным вмешательствам и обоснованно ожидает от государства поддержки. Реагируя на криминальную ситуацию в Чечне, МВД в начале 2004 года после участившихся терактов на нефтепроводах создало полк, специально предназначенный для охраны нефтяных объектов республики. Но речь идет не только о хищениях нефти и нефтепродуктов. В феврале 2007г. в Малгобекском районе Ингушетии совершен взрыв на нефтепроводе. Преступники заложили на нефтепровод два мощных кумулятивных заряда, которые сработали практически одновременно. Началась утечка и воспламенение нефти, пожарные тушили возгорание в течение трех часов.

Для того, чтобы пространство СНГ не стало полигоном для нефтяной террористической войны, консолидация усилий государства и бизнеса необходимы.

Далее.

Полагаю, что уместно ставить вопрос о таких издержках "войны с терроризмом", которые этот самый терроризм в известной степени воспроизводят. Выбитое из привычной колеи жизни население тех территорий, где ведутся контртеррористические операции, остается за рамками цивилизованного жизнеустройства, поскольку лишено домов, источников доходов и т.д. Если широко известен "стокгольмский синдром", то нельзя закрывать глаза и на "чеченский синдром", "афганский синдром", когда террористы успешно вербуют своих сторонников именно из числа десоциализированного в результате военных действий местного населения.

Это обстоятельство не могло быть не учтено при разработке глобальной политики борьбы с терроризмом. Разумеется, никто не снимает с повестки дня важность правовых силовых решений. Но стало также очевидным, что государство должно проводить такую политику, когда население было бы заинтересовано и активно включено в контртеррористические программы. Разумеется, с учетом примата прав человека и социально приемлемых форм такого участия.

Российская Федерация в 2006г. приняла Федеральный закон "О противодействии терроризму". Аналогичные законы приняты во всех государствах-участниках СНГ. Содержание этих законов в полной мере отражает характер и степень террористической угрозы, современные приемы борьбы с терроризмом. При учтен опыт сотрудничества государства и населения в деле борьбы с терроризмом.

Практически на всем пространстве СНГ установлена возможность вознаграждения за содействие борьбе с терроризмом. Это фактически легализует взаимоотношения государства и населения, желающего на конфиденциальной основе содействовать борьбе с терроризмом. Для нашего общества эта норма имеет не только правовое, но и большое морально-этическое значение. Нам наконец-то удалось придать сотрудничеству граждан с военно-полицейскими структурами легитимный характер.

Думаю, характер террористической угрозы таков, что объективно позволяет принципиально иначе посмотреть на этическую проблему "доносительства". Спекулировать на этой норме могут только те люди, которые не могут или не хотят признать, что контроль населения за ситуацией в ауле, поселке, улице города в целом ряде случаев оказывается более продуктивным, чем контроль силовых структур. Эффективным хотя бы с точки зрения пресечения готовящихся терактов. Разумеется, речь всегда идет о том, что используя информацию граждан, силовые структуры берут реализацию пресечения, задержания, расследования и т.п. на себя.

В заключение подчеркну - следует приветствовать инициативы государств по созданию доверенных сетей правительств, отдельных граждан и организаций, многосторонних учреждений и бизнеса, которые будут сообща работать над тем, чтобы преодолеть угрозу, исходящую от агрессивного экстремизма. Молодежные организации, просветительские сети, деловые партнерства и местные инициативы в области развития - все это, действительно, может сыграть свою роль, когда правительство становится их партнером, оказывающим поддержку.
    

www.atcsng.ru

31.05.2007

Док. 565579
Перв. публик.: 31.05.07
Последн. ред.: 29.05.09
Число обращений: 0

  • Новиков Андрей Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``