В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Угрозы совершения актов ядерного терроризма в государствах-участниках СНГ и меры по их предотвращению Назад
Угрозы совершения актов ядерного терроризма в государствах-участниках СНГ и меры по их предотвращению
Тезисы выступления Руководителя Антитеррористического центра государств-участников СНГ генерал-полковника милиции Новикова А. П. на VI Совещании руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов - партнеров ФСБ России

(Хабаровск, 6-7 сентября 2007 года)

Уважаемые коллеги!

За последнее десятилетие по данным МАГАТЭ в разных странах мира зафиксировано 650 попыток контрабанды ядерных материалов. Эта авторитетная международная организация призвала мировое сообщество умножить усилия по защите имеющихся на планете запасов ядерных материалов от возможных посягательств со стороны террористов (www.iaea.org/worldatom 28.01.07). Начиная с 2002г. число фактов контрабанды радиоактивных материалов, пригодных для изготовления "грязной" бомбы, в Европе удвоилось. МАГАТЭ называет цифру 300 (The Times. 06.10.06). МАГАТЭ также предупреждает, что реальный уровень контрабанды может быть значительно выше, поскольку еще 344 случая за последние 11 лет не были подтверждены ни одной из 75 стран, ведущих мониторинг незаконной торговли радиоактивными материалами. Только в 2005г. западные спецслужбы предотвратили 16 попыток контрабанды плутония и урана (особую активность проявили MИ-5 и MИ-6).

Замечу, что факты конфискации радиоактивных материалов уже сами по себе подпитывают страхи по поводу "грязной" бомбы. Особая чувствительность общества к радиационным страхам подтверждалась неоднократно. И если помнить о том, что террористы всегда преследуют цель устрашения населения, а затем и понуждения государств к тем или иным действиям в собственных интересах, то ядерная террористическая угроза выглядит потенциально результативнее любой другой. Факт выведения в неконтролируемый оборот любого типа радиоактивных материалов дает угрозе ядерного терроризма новый импульс.

Как свидетельствует анализ, проведенный Антитеррористическим центром государств-участников СНГ, вопросы безопасности всех наших стран самым тесным образом связаны с угрозами ядерного и радиологического терроризма. Спецслужбы фиксируют повышенную активность боевиков по поиску доступа к оружию массового уничтожения. Несомненно, террористы будут искать доступ и к технологиям изготовления "упрощенного ядерного оружия". Использование таких средств нападения может привести к беспрецедентным по своим масштабам последствиям. Без преувеличения можно говорить об экологической и антропологической катастрофе. Наиболее уязвимыми с точки зрения этих угроз, по нашему мнению, являются промышленные объекты по обработке, утилизации и хранению ядерного топлива, а также объекты хранения радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива. Как полагают эксперты, именно радиоактивные источники, широко используемые в разных областях человеческой деятельности - в медицине, металлургии, сельском хозяйстве, в горном деле и машиностроении - становятся очагами более опасными, чем многократно контролируемые ядерные объекты. Угроза радиационного терроризма, осуществляемого посредством незаконного овладения и применения ядерных материалов, отходов ядерного производства и изотопной продукции, становится весьма вероятной.

По мнению технических экспертов МАГАТЭ, представленному на специальном заседании по вопросам борьбы с ядерным терроризмом (Вена, ноябрь 2006г.), создание "грязной" бомбы возможно с использованием любых радиоактивных изотопов. Цепная реакция в такой бомбе невозможна, но ее использование приведет к радиационному загрязнению местности. Интенсивность его в ряде случаев не будет достаточно высока, чтобы существенно повлиять на здоровье людей, однако само применение такого устройства и угроза рассеивания радиации может вызвать страх и панику среди населения.

В этой связи хотелось бы обратить ваше внимание на следующие моменты:

1. Имеет место устойчивая связь географии повышенной террористической активности с региональным распределением добычи углеводородов и иных энергоресурсов. В условиях мировых тенденций к диверсификации источников энергосырья и увеличению доли атомных электростанций такая активность в ближайшие несколько лет неизбежно должна сместиться в Центральноазиатский регион, где значительные запасы урановой руды сконцентрированы на территории Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Казахстана.

2. "Расползание" радиоактивных материалов с неконтролируемых объектов государств Центральной Азии (за исключением Казахстана) создает реальные предпосылки к совершению актов радиологического терроризма. При этом проведенные консультации со специалистами в области радиологических технологий и утилизации радиоактивных отходов подтверждают возможность создания "грязной" бомбы. Потенциальные объекты устремления террористов - законсервированные урановые рудники, "хвостохранилища", заброшенные предприятия, так или иначе использовавшие радиоактивные материалы, медицинские и научные учреждения.

3. Радиологический терроризм в ближайшее время может использоваться как средство дестабилизации политической ситуации в государствах Центральной Азии. В случае вывода войск коалиции из Афганистана он может стать реальным инструментом "террористического интернационала" и его спонсоров.

Здесь я вижу несколько сценариев развития террористических угроз.

1. Радиоактивные материалы (в терминологии Конвенции ООН о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005г.) действительно попадают к террористам, создается "грязная" бомба. В случае реальной угрозы или фактического применения "грязной" бомбы наступают локальные последствия (загрязнение территорий, гуманитарная катастрофа). Для локализации последствий возникает необходимость интенсивной антирадиационной защиты населения и реабилитации загрязненных территорий, гуманитарной интервенции, обеспечения безопасности беженцев и гуманитарных конвоев. Очевидно, что преодоление последствий радиационных аварий и катастроф носит долговременный характер и потребует продолжительных защитных и реабилитационных мероприятий. Глобальные последствия могут быть заключаться в дестабилизации энергопоставок и искусственном росте цен на энергоносители.

2. На одном из хвостохранилищ урановых рудников Центральноазиатского региона осуществляется диверсия (возможно, закамуфлированная под природный катаклизм). Наступают серьезные экологические последствия, гуманитарная катастрофа. В этом случае также потребуется серьезное вмешательство для радиологической санации территорий и населения, гуманитарная помощь.

3. При проведении военных действий в Афганистане или Ираке США применяют проникающие ядерные боезаряды сверхмалой мощности в соответствии с новой ядерной доктриной, которая допускает возможность использования ядерного оружия против неядерных государств. Эти действия вызывают обратную эскалацию насилия с применением "неконвенционного" оружия - "грязной" бомбы. Такой сценарий может означать начало глобальной террористической войны с применением любого оружия массового поражения.

4. В одном из "горячих" регионов мира реализуется конфликтогенерирующая идеологическая диверсия с использованием радиологического оружия ("провокационный" терроризм). О возможности такого развития события свидетельствуют факты продажи в Афганистане урана с фальсифицированной российской маркировкой.

Снижение террористической составляющей риска чрезвычайных ситуаций радиационного характера, обеспечение ядерной и радиационной безопасности требуют единого подхода в решении вопросов противодействия актам ядерного терроризма на государственном и международном уровне.

Превенцию ядерного терроризма на территории Содружества Независимых Государств, по нашему мнению, могут обеспечить следующие приоритетные меры:

- осуществление государствами-участниками СНГ внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005г.;

- разработка в рамках реализации ее положений государствами-участниками СНГ Соглашения о борьбе с актами ядерного терроризма, включающего комплекс превентивных мер, учитывающего также и положения Кодекса поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников ("Code of Conduct on the Safety and Security of Radioactive sources", IAEA, 2003г.);

- завершение инвентаризации и паспортизации радиологически опасных объектов в масштабах СНГ, сопряженной с категорированием угроз хищений таких материалов, выведения их в неконтролируемый оборот и использования для создания "грязной" бомбы (первоочередной инвентаризации подлежат источники 1-3 категории ("Categorization of radioactive sources, IAEA-TECDOC-1344" (Категории радиоактивных источников, МАГАТЭ));

- организация в масштабах СНГ мониторинга объектов, потенциально опасных на предмет хищения и (или) выведения в неконтролируемый оборот радиоактивных материалов, а также любых преступных посягательств, связанных с оборотом данных материалов, с акцентированием на фактах перемещения через государственные и таможенные границы;

- организация единой системы радиационного контроля субрегионального уровня, прежде всего, - на внешних границах государств СНГ - "радиологический барьер";

- продолжение практики проведения совместных антитеррористических учений на радиологически опасных объектах, таких, как проведенные в 2006 году Антитеррористическим центром государств-участников СНГ командно-штабные оперативно-стратегические учения "Атом-Антитеррор" на одном из объектов атомной энергетики в Республике Армения.

Субъектами реализации обозначенных мер должны выступать профильные структуры Содружества Независимых Государств - Совет руководителей органов безопасности и спецслужб, Совет министров внутренних дел, Совет командующих пограничными войсками, Совет министров обороны, Совет руководителей таможенных служб, Экономический совет, Антитеррористический центр, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью, Межгосударственный авиационный комитет, Комиссия стран-участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях.

Подчеркну, что спецслужбы по определению не могут подменить деятельность промышленных холдингов, обеспечивающих безопасность ядерной технологической цепочки от добычи и обогащения урана, производства топлива до утилизации радиоактивных отходов. Но в то же время, несомненна их доминирующая роль в обеспечении антитеррористической защищенности объектов ядерного цикла.

В заключение вновь хочу обратить ваше внимание на необходимость укрепления нормативной базы для формирования единой системы предупреждения и пресечения террористических угроз на ядерно- и радиационно-опасных объектах. Ее основой должно стать межгосударственное Соглашение о борьбе с актами ядерного терроризма, в рамках которого мы можем сформулировать ключевые направления взаимодействия спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов в решении вопросов противодействия актам ядерного и радиологического терроризма.
    
    
06.09.2007

www.atcsng.ru

Док. 565575
Перв. публик.: 06.09.07
Последн. ред.: 29.05.09
Число обращений: 0

  • Новиков Андрей Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``