В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Взаимодействие спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов в обеспечении транспортной безопасности Назад
Взаимодействие спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов в обеспечении транспортной безопасности
Взаимодействие спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов в обеспечении транспортной безопасности



Уважаемые коллеги!



Прошедший в феврале неформальный саммит глав государств-участников СНГ показал, что Концепция реформирования Содружества независимых государств приобрела вполне конкретные практические рамки. Принято принципиальное решение - рассмотреть и принять стратегию экономического развития СНГ до 2020 года. Акцент сделан на инновационных направлениях развития экономики. Твердо поставлен вопрос о транспортных и энергетических коридорах. Совпадение наших текущих и долговременных экономических интересов, связанных с транспортом и энергетикой, очевидно.

Это - стратегия. Что касается конкретных совместных проектов, то участники саммита обратили внимание на проблематику транспортного сообщения, а также выразили намерение создать фонд оперативной экономической помощи на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в государствах Содружества.
По мнению участников встречи, сотрудничество в области предотвращения и преодоления последствий чрезвычайных ситуаций также является одной из ключевых "тем взаимодействия".

По решению прошедшего в прошлом году в Душанбе саммита глав государств экономическими приоритетами Содружества признаны взаимодействие в области транспорта, формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ. Достижение этой цели будет реализовано посредством конкретных задач: созданием равных условий для производителей транспортных услуг, гармонизацией и унификацией транспортного законодательства, норм, технических требований к транспортной инфраструктуре и транспортным средствам. На саммите принято решение о том, что в 2008г. СНГ сосредоточит свои усилия на решении проблемы транзитного транспортного потенциала. Таким образом, государства Содружества включены в последовательно реализуемую политику обеспечения экономической, энергетической и транспортной безопасности наших государств.

Очевидно, что контур антитеррористической безопасности государств-участников СНГ отчетливо накладывается на контур их экономических интересов.

Полагаю, активизация бизнеса, возобновление масштабных экономических связей государств СНГ в сфере энергоносителей и энергопоставок, в особенности на Центральноазиатском направлении, заставляет обратиться к обеспечению контртеррористической составляющей стратегии транспортной безопасности с более прагматических и юридически выверенных позиций.

Антитеррористическим центром государств-участников СНГ накоплен достаточный опыт по практической реализации мер по предотвращению террористических актов на пространстве Содружества, в том числе на объектах транспорта. Так, Центром разработано "Положение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ". Основные идеи Положения апробированы на ежегодных, начиная с 2001 года, совместных командно-штабных учениях "Антитеррор", проведенных на территориях Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Украины, Молдовы и Армении. Учения в целом подтвердили правильность основных принципов и идей, заложенных в нормативном акте.

На учениях, проводимых под эгидой Антитеррористического центра СНГ отрабатываются меры по пресечению реальных ситуаций, возникновение которых может нанести
не только огромный экономический ущерб, но и существенно повлиять на политический имидж страны. Так, учения, проведенные в предыдущие годы - "Каспий-Антитеррор-2005" в Казахстане (освобождение условных заложников на танкере и нефтяном терминале, расположенном на морском побережье), "Атом-Антитеррор-2006" в Армении (обезвреживание "террористов на АЭС) и "Байконур-антитеррор-2007" (освобождение заложников на кислородно-азотном заводе, предназначенном для обеспечения подготовки запуска космических аппаратов с космодрома) получили высокую оценку специалистов мирового уровня.

Работа Антитеррористического центра выстраивается в соответствии с нормативно-правовой базой Содружества. И здесь я считаю необходимым подчеркнуть следующее. Сегодня государствами СНГ фактически создан правовой блок, обеспечивающий всестороннюю, многоотраслевую правовую регламентацию борьбы с терроризмом.

Что касается системного правового обеспечения борьбы с терроризмом на транспорте, то здесь, конечно же, следует указать на Модельный закон "О безопасности на транспорте", принятый на 29 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи в октябре 2007г.

Безопасность на транспорте в данном законе рассматривается как состояние транспортной системы государства-участника СНГ, позволяющее обеспечивать национальную безопасность в области транспортной деятельности, устойчивость транспортной деятельности, удовлетворять национальные интересы в области транспортной деятельности, предотвращать (минимизировать) вред здоровью и жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде, экономический ущерб при транспортной деятельности. Целью обеспечения безопасности на транспорте является обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса государств - участников СНГ, защита интересов личности, общества и государства в транспортном комплексе, транспортных объектов и субъектов транспортной деятельности, потребителей транспортных услуг от актов незаконного вмешательства, от техногенных, природных и иных кризисных ситуаций. Разработчики обоснованно отнесли акты терроризма к разряду актов незаконного вмешательства. Тем самым закону изначально был придан контртеррористический аспект.

Системный анализ данных источников права позволяет уверенно говорить о том, что совершен, не побоюсь этого слова, рывок в правовом обеспечении борьбы с терроризмом, в том числе
на объектах транспорта. В этом я вижу большую заслугу Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.

Есть и еще одна сторона вопроса.

В докладе Группы высокого уровня ООН по угрозам, вызовам и переменам утверждается, что обладающие потенциалом и ответственные государства должны быть на передовой линии борьбы с современными угрозами. В наши дни основное бремя борьбы с современными угрозами несут именно государства. Однако, одни лишь государства не могут этого сделать. Об этом прямо говорилось на Глобальном Форуме по партнерству государств и бизнеса в противодействии терроризму. Создание политической и правовой базы для триады "государство-бизнес-гражданское общество" консолидирует наши усилия.

Защита нефте- и газопроводов и связанных с ним объектов от несанкционированного доступа - сложнейшая задача, стоящая перед многими нефтедобывающими компаниями и нефтеперерабатывающими предприятиями. Характерно, что готовность участвовать в конкретных проектах защиты от терроризма первыми продемонстрировали крупные корпорации, работающие в этой сфере.

В данной сфере совпадающих интересов государства и бизнеса значительный опыт накоплен Россией. В 2006 года спецслужбами и правоохранительными органами на территории Ямало-Ненецкого округа проведены штабные учения и тактико-специальные тренировки по отработке действий по предупреждению преступных посягательств на охраняемые объекты ТЭК. На этих же объектах отработаны мероприятия по действиям привлекаемых сил и средств при вероятном противоправном воздействии на объекты повышенной техногенной опасности, локализации террористических угроз и ликвидации последствий совершения террористических актов. В Ханты-Мансийском автономном округе для осуществления защиты нефтепроводов от возможных терактов вводится воздушное патрулирование объектов. Факты диверсионно-террористических актов на нефте- и газопроводах были зарегистрированы в Кировской области, Чечне, Дагестане. И здесь также предприняты как охранные, так и превентивные меры.

Практика нашего Антитеррористического центра также показала, что активное взаимодействие государств-участников СНГ в форме совместных антитеррористических учений и имитационного моделирования на критических объектах инфраструктуры создает одну из моделей государственно-предпринимательского партнерства.

Однако, правовой анализ показывает, что даже принятые совсем недавно нормативные акты СНГ морально устаревают, не успевая за развитием террористических угроз. Так, Модельный закон "О трубопроводном транспорте", принятый в 2001г., хотя и определяет основы обеспечения безопасности объектов трубопроводного транспорта на территории государств, фактически ориентирован на обеспечение технологической и экологической составляющих безопасности трубопроводов. Контртеррористическая составляющая, как таковая, отсутствует. В лучшем случае речь идет об обязывании субъектов к принятию неотложных мер по ликвидации последствий стихийного бедствия, аварий, приведших к нарушению работы предприятий трубопроводного транспорта.

В результате мы имеем парадоксальную картину. Обеспечение контртеррористической безопасности трубопроводов эволюционирует в основном в поле практической деятельности. Да, началось продуктивное взаимодействие государства и бизнеса, разрабатываются методики категорирования объектов. Задача унификации или, по крайней мере, гармонизации технических стандартов безопасности на транспортных объектах СНГ сегодня активно решается самими транспортниками. Здесь проделана огромная работа.

Но обеспечение контртеррористической безопасности объектов транспорта и его инфраструктуры решается государствами-участниками СНГ практически в автономном режиме.

Данная ситуация не выглядит столь невинной, если просчитать экономические потери от потенциально возможных диверсионно-террористических атак на объекты трубопроводного транспорта.

Мы все знаем, что сегодня ведутся работы по строительству магистральных трубопроводов "Южный поток" и Nabucco. Стратегически важными элементами инфраструктуры мировой энергетики стали также трубопроводы Баку-Супса, Одесса-Броды, российско-турецкий "Голубой поток". Их география позволила говорить об особой экономически важной зоне - Каспийско-Черноморско-Средиземноморский бассейн. Очевидно, что такие крупные проекты как экспортные нефте- и газопроводы, являющиеся по сути транспортными коридорами, всегда будут привлекать внимание не только экономических конкурентов, но и террористов.

И для беспокойства есть все основания.

В 2007г. представитель курдских сепаратистов во Франции Сейван Барзани неоднократно делал заявления о том, что в случае ввода турецких войск в северный Ирак, курды перенесут боевые действия на территорию Азербайджана, который поддерживает в этом конфликте Турцию, а также о готовности Рабочей партии Курдистана осуществить диверсионные акции на нефтепроводах Азербайджана.

Турцией операция уже проведена - какие будут ответные действия?

Соответственно, трубопровод Nabucco автоматически следует считать объектом, находящимся в верхнем рейтинге террористических угроз, на ближайшие несколько лет, причем - на всей его протяженности.

Нет ничего сенсационного или страшного в признании факта существования угрозы диверсии, ибо признание наличия проблемы служит отправной точкой для поиска ее решения. Степень угроз нефтепроводам Азербайджана спецслужбами этого государства была изучена задолго до начала этапа практической реализации проектов. Правительство Азербайджана приняло целый ряд программ по обеспечению безопасности нефтепроводов, реализуются необходимые нормативные документы и практические мероприятия.

Так, в октябре 2007г. Министерство национальной безопасности Азербайджана объявило, что ему удалось пресечь действия вооруженной исламской группировки, замышлявшей теракты против иностранных объектов в Баку. Через несколько дней члены группы, избежавшие ареста в ходе рейда 27 октября, совершили нападение на автозаправочную станцию "Лукойл". 20 ноября был задержан последний из остававшихся на свободе членов группы Бахтияр Оруджев. 6 ноября 2007г. власти задержали восемь исламистских боевиков, принадлежавших ко второй группе, среди которых был и один иностранец - Абу Джафар. В заявлении силового ведомства он был назван боевиком, принадлежащим к международной террористической организации "Аль-Каида". Более месяца правоохранительные органы проводили оперативные мероприятия, тщательно анализируя поступающую информацию, в результате чего и были произведены аресты.

Изложенная ситуация позволяет ставить вопрос о своего рода "трансферте" террористов, в том числе на Южный Кавказ. Но если в регионе создается новая зона напряженности, то это не может не волновать другие государства, находящиеся в Черноморском и Каспийском бассейнах.

Взаимодействие спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов в обеспечении транспортной безопасности актуализируется и в связи с проблемой статуса Косово. В Косово сочленяются важнейшие
8-й и 10-й энергетические коридоры. Так называемый 8-ой коридор - Трансбалканский нефтепровод АМБО - стоимостью почти в 1,5 миллиарда долларов - одна из самых важных нефтяных веток. Контртеррористическая защищенность трансбалканского нефтепровода АМБО, который должен вступить в строй в 2010 г., видимо, может быть обеспечена силами американских военных баз Кэмп-Бондстил и Кэмп-Монтейс.

Эти базы уже построены и развернуты. Однако, промежуточный отрезок газопровода "Южный поток" длиной в 550 миль проходит по территории Сербии в непосредственной близости от взрывоопасного анклава.

Очевидный интерес, проявляемый к Косово со стороны "Аль-Каиды", идея построения Великой Албании многократно дестабилизируют регион, делают актуальными террористические угрозы. Это ставит на повестку дня необходимость новых форматов контртеррористического сотрудничества спецслужб государств-энергодоноров, а это государства, входящие в СНГ, и европейских государств-получателей энергоносителей.

Есть и еще один аспект проблемы.

В текущем году источником потенциального конфликта, видимо, будет оставаться неопределенный правовой статус Каспийского моря. Сегодня только Азербайджан, Казахстан и Россия в трехстороннем порядке урегулировали свои морские границы.

Иногда мы обязаны озвучивать "жесткие" сценарии развития ситуации. Иран в последние 2-3 года приступил к созданию мощного военно-морского флота. Позиция Ирана о разделе Каспия на две части (как это было во время СССР) привела к созданию антииранской "коалиции". В нее вошли Азербайджан и Туркмения, также претендующие на спорные месторождения на шельфе Каспийского моря. Соответственно, нельзя исключать перехода экономического конфликта в проведение точечных военных действий в Каспийском регионе. Игнорировать террористическую активность на энерготранспортных объектах мы также не имеем права.

Проблема обеспечения безопасности поставок нефти затрагивает экономические и политические интересы такого государства как Казахстан. Нефтепровод из Западного Казахстана только в Китай имеет протяженность 1200 километров и способен транспортировать от 10 до 20 миллионов тонн нефти в год. В намерении снизить террористические риски Казахстан и Китай объединили свои усилия. Лидеры двух стран неоднократно заявляли, что борьба с "Исламским движением Восточного Туркестана" является важной частью международной антитеррористической кампании.

Консолидация интересов энергетических потребителей и доноров вполне закономерна.

Закономерна также и консолидация контртеррористических действий государств, обеспечивающих энергопоставки. Государства Содружества всерьез обеспокоились обеспечением безопасности ценнейшего экономического и политического ресурса. Такой статус требует реального обеспечения постоянной региональной стабильности.

СНГ предстоит непростой, но неизбежный поиск путей объединения в рамках единого энергетического и транспортного пространства. Такое объединение должно сопровождаться превентивным контртеррористическим обеспечением безопасности наших транспортных коридоров.

Превенцию актов терроризма на нефтегазопроводах государств Содружества, по нашему мнению, могут обеспечить следующие приоритетные меры:

- распространение единой концепции транспортной безопасности на все государства СНГ;

- имплементация Модельного закона СНГ "О транспортной безопасности" в национальные нормативные акты государств Содружества;

- модификация Модельного закона СНГ "О трубопроводном транспорте" с учетом актуальных задач борьбы с терроризмом на нефте- и газопроводах и последующее его восприятие в правовом поле суверенных государств;

- организация в масштабах СНГ мониторинга объектов (участков) нефте- газопроводов, потенциально опасных на предмет совершения диверсионно-террористических актов. Здесь более чем уместно применение современных технологий прогнозирования, основывающихся на математических расчетах рисков разного профиля. Такие технологии разработаны, в том числе российскими специалистами, и неоднократно демонстрировались в ходе специальных мероприятий, например, при проведении учений на комплексе "Байконур";

- продолжение практики проведения совместных антитеррористических учений на техногенно опасных объектах и распространение такой практики на объекты транспортных коридоров государств-участников СНГ.

Решение данных задач позволит не только снизить террористические риски на транспортных коммуникациях государств-участников СНГ, но и эффективно интегрировать данные транспортные системы в общемировые рынки, оптимизировать саму деловую среду. Недопущение нанесения урона экономическому и политическому имиджу государств-участников СНГ должно стать основным приоритетом контртеррористической составляющей единого механизма обеспечения транспортной безопасности наших стран. Наша совместная работа должна проводиться независимо от политических предпочтений.
    
    
28.03.2008

www.atcsng.ru

Док. 565567
Перв. публик.: 28.03.08
Последн. ред.: 29.05.09
Число обращений: 0

  • Новиков Андрей Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``