В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Межгосударственное взаимодействие по выявлению и пресечению деятельности международных террористических организаций Назад
Межгосударственное взаимодействие по выявлению и пресечению деятельности международных террористических организаций
Уважаемые коллеги!

Проблемы межгосударственного взаимодействия по выявлению и пресечению деятельности международных террористических организаций сегодня находятся в фокусе внимания целого ряда субъектов - структур государств-участников СНГ, прежде всего - АТЦ СНГ, БКБОП, СМВД, СКПВ, СМО. Прорабатываются эти вопросы и в таких организациях как ШОС и ОДКБ.

Общий фон этой проблематики - реактивная трансформация проявлений терроризма, размывание четких границ между террористическими актами и диверсионной деятельностью.

Терроризм не только приобрел все признаки сетевой войны, но и стал разновидностью военно-боевых действий. Достаточно сказать, что в 2007г. основным методом террористических актов были боевые действия - более 50%.

Активно создаются альтернативные или параллельные сети террористических организаций. Например, Аль-Каида фактически стала развиваться по правилам сетевого маркетинга. В национальные перечни ряда государств СНГ помимо Аль-Каиды входят такие террористические организации как "Хизб-ут-Тахрир", "Братья-мусульмане", "Движение Талибан", "Жамаат моджахедов", "Исламская партия Туркестана", "Лашкар-и-Тайба", "Общество социальных реформ". Эти тренды обеспечивают эскалацию диверсионно-террористических угроз на территорию всех без исключения государств Содружества. Мы реально можем столкнуться с несколькими вспышками террористической активности на территории государств Содружества или на территории наших военно-политических союзников, которые могут перерасти в региональные военные конфликты. Ситуация заметно осложняется тем, что окончательно сформировались две экстерриториальные зоны конфликтов: афгано-таджикская граница и Ферганская долина, прямой коридор к которым имеет исламистский, террористический и наркотический трафик из Афганистана.

Очевидно, что субъекты современного терроризма комбинируют военные и невоенные технологии. И далеко не всегда их деятельность направлена именно против государства, его структур или конкретных представителей. Объектом воздействия становятся и транснациональные корпорации, и религиозные конфессии. Но в любом случае сохраняется мodus оperandi, а также неопределенно большой круг "сопутствующих жертв", а это в большинстве случаев - мирное население. Показательно, что в Первую мировую войну мирные жители составляли не более 5% от общего числа убитых, во Вторую мировую войну - 65%. Военные конфликты последнего десятилетия 20 века показали, что мирные жители составляют 80-90% от общего числа жертв. Среди жертв терроризма только в 2006 году было почти 2 тысячи убитых и раненых детей, что на 80% больше, чем в 2005 году. В 2007г. жертвами актов терроризма стали более 20 тысяч человек.

Сейчас многие страны стали рассматривать терроризм наравне с угрозами военного характера. Об этом свидетельствует анализ доктрин безопасности суверенных государств Содружества.

Резкое расширение круга субъектов террористической активности, спектра террористической мотивации на фоне устойчивой тенденции к использованию военных технологий заставляют искать адекватные приемы государственного, в том числе правового, реагирования на современный терроризм.

Следует оговориться, что способ действия террористических организаций существенно различается в "европейском" формате и формате других регионов. Если на европейском пространстве преимущественно преобладает терроризм, связанный со взрывами, захватом заложников, использованием смертников, то на территориях, где сегодня ведутся локальные войны, терроризм представляет собой концентрат парамилитарных действий. Но эти форматы взаимодействуют как сообщающиеся сосуды. Развитие ситуации в Афганистане и Ираке предопределяет стабильность в европейских государствах, в том числе входящих в СНГ. С этим нельзя не считаться, когда мы обсуждаем вопросы межгосударственного взаимодействия по выявлению и пресечению транснационального терроризма.

В связи с этим, обозначу проблему, которую, видимо, следует совместно обсудить.

Общим место стали рассуждения о том, что все меры, принимаемые в рамках борьбы с терроризмом, должны находиться в строгом соответствии с нормами международного права. Однако, анализ событий на Южном Кавказе и прогнозирование развития ситуации показывает, что контртеррористическая деятельность в мирное время и в ситуации вооруженного конфликта - далеко не одно и то же. В последнем случае явно присутствует дефицит правовой регламентации.

Одновременно все чаще звучат заявления о том, что международное право не успевает за реалиями времени. Выход видится один - создавать субрегиональную нормативную базу. Регламентация проведения контртеррористических операций в том числе в условиях вооруженных конфликтов должна быть результатом согласования позиций региональных государств, выстраиваться на основе государственного и коллективного видения проблемы. Такая задача уже формулируется, мы должны быть готовы к ее решению.

Основная проблема в этой ситуации - регламентация контртеррористической операции, проводимой на территории другого государства. Например, законодательство Российской Федерации такую возможность предусматривает. Выполнение Вооруженными Силами России задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации регламентировано ст.10 Федерального закона "О противодействии терроризму". Законодательство Республики Казахстан не предполагает проведения контртеррористических операций за пределами государства, но не исключает привлечения в этих целях специальных сил другого государства. Статья 14 Закона Республики Казахстан "О борьбе с терроризмом" указывает, что в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, в необходимых случаях для пресечения террористической акции могут привлекаться подразделения специального назначения иностранных государств.

Очевидно, что детализация правового режима КТО на территории другого государства или с привлечением сил другого государства как в мирное время, так и в условиях вооруженного конфликта уже объективно необходима.

Замечу, что проблема правовой регламентации контртеррористических операций в условиях вооруженных конфликтов стоит и перед другими государствами, правда в несколько ином формате. Приведу слова г-на Килкаллена - старшего советника Многонациональных сил в Ираке по вопросам подавления мятежей и специального советника Пентагона по нерегулярным войскам и борьбе с терроризмом: "Неясность возникает из-за того, что данный конфликт (имеется в виду Аль-Каида) подрывает существующие парадигмы, разрушая смысл таких понятий, как "военные действия", "дипломатия", "разведка" и даже "терроризм". Как, например, нам вести войну с неправительственными группировками, которые скрываются в государствах, с которыми мы находимся в состоянии мира? Как нам работать с союзниками, территория которых является надежным убежищем для негосударственных формирований, являющихся противниками?" Ясно, что между масштабной контртеррористической операцией и локальными боевыми действиями разницы уже не существует.

Далее.

Выявление и пресечение террористической активности в государствах-участниках СНГ по-прежнему будет эффективным в рамках апробированных оперативно-розыскных технологий, которые используются спецслужбами и правоохранительными органами. Другое дело - что сами эти технологии подлежат выведению на новый качественный уровень.

Во-первых, превентивные действия, как стало совершенно ясно, не могут сводиться к так называемой общей профилактике. Ее результаты весьма отдалены во времени, хотя в идеале и являются более фундаментальными. Никто не может ждать, когда сработают экономические и социальные программы. Я нисколько не умаляю значения комплексных профилактических мероприятий с участием государственных органов, общественности, представителей СМИ и религиозных авторитетов. Однако, ситуация такова, что на первый план выходят технологии оперативно-розыскной профилактики. Жизнь показывает, что в критических ситуациях они объективно более эффективны.

Например, после признания в ряде государств Содружества религиозной партии "Хизб-ут-Тахрир" экстремистской и ее запрещения, деятельность партии приобрела конспиративный характер. Можно ли противодействовать деятельности этого субъектов вне специальных практик выявления и пресечения? Ответ известен - невозможно.

Я не сторонник пересмотра сложившихся представлений об организации системы мер по обеспечению безопасности общества и государства. Система сложилась и работает. Основные формы сотрудничества сохраняются. Это обмен информационными материалами, исполнение запросов сторон, проведение совместных согласованных мероприятий, подготовка кадров и т.д. Однако, их практическая отдача заметно возрастет, если вопрос получит надлежащую регламентацию не только на уровне двусторонних отношений, но и на уровне универсального, хотя бы и рамочного межгосударственного Соглашения о выявлении и пресечении деятельности международных террористических организаций с использованием оперативно-розыскных мероприятий.

Мне вполне понятна настороженность коллег, когда речь заходит о каких-то общих форматах оперативно-розыскной деятельности, хотя бы и имеющей превентивные цели. Государства руководствуются, прежде всего, интересами обеспечения собственной безопасности, ясно осознавая при этом необходимость поддержания безопасности региональной.

Реализация антитеррористического потенциала наших государств едва ли возможна без такого межгосударственного регионального сотрудничества спецслужб и правоохранительных органов, правовые основы которого отвечали бы задачам предупреждения и пресечения терроризма и экстремизма на территориях государств Содружества.

В 2006г. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ приняты и рекомендованы парламентам государств Содружества модельные законы "О противодействии терроризму", "О противодействии финансированию терроризма", "Изменения и дополнения в Модельный Уголовный кодекс для государств-участников СНГ по вопросам, касающимся борьбы с терроризмом и экстремизмом", а также Рекомендации по унификации и гармонизации национального законодательства государств-участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом.

Очевидно, что названные рекомендательные акты требуют сопровождения. Необходим механизм их реализации.

И такой механизм создается. Действует Положение о Едином розыскном реестре органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ. В 2006г. СМВД утвердил Инструкцию о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц. Однако, уже тогда было ясно, что необходим документ более высокого ранга, распространяющийся не только на структуры Министерств внутренних дел или органы безопасности. Сегодня невозможно представить эффективный розыск без участия пограничных и таможенных служб, ряда других субъектов.

В 2008г. БКБОП представил проект Договора государств-участников СНГ о порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия, уклоняющихся от исполнения назначенного судом наказания или без вести пропавших, а также проект Соглашения о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территории государств-участников Содружества Независимых Государств. Специалисты АТЦ СНГ приняли участие в обсуждении и доработке данных концептуальных документов.

Возник ряд вопросов, которые требуют коллективного обсуждения с участием специальных субъектов, к компетенции которых непосредственно отнесены задачи по выявлению и пресечению деятельности международных террористических организаций.

К числу таких вопросов я бы отнес:

- предмет договора, круг субъектов его реализации, их полномочия, порядок реализации полномочий;

- формы взаимодействия заинтересованных и компетентных субъектов;

- юридические основания удержания разыскиваемого лица, в отношении которого избрана мера пресечения, не связанная с содержанием под стражей;

- процедура информирования о задержании компетентного органа Стороны, на территории которого произведено задержание;

- регламентация ведения розыскного дела в отношении лица, разыскиваемого за совершение преступления;

- общий алгоритм механизма розыска.

Представляется, что антитеррористические центры спецслужб государств должны иметь консенсус по основным позициям проектов названных документов. В противном случае мы рискуем получить очень усеченную правовую основу для совместных действий по выявлению и пресечению актов транснационального терроризма.

Далее. Сетевой характер современного терроризма предполагает задействование нетривиальных инструментов финансирования, а также ведение транснациональными террористическими организациями активной информационной войны. Выявление и пресечение такой деятельности также требует нетривиальных решений.

Если говорить о финансировании террористических групп, то оно и в среднесрочной перспективе по-прежнему будет осуществляться не по официальным каналам, а по системе "хавала" и ее аналогам. В последнем случае никакие средства пресечения кроме совместных оперативно-розыскных мероприятий эффекта не дадут.

Впрочем, при изучении этого вопроса мы обратили внимание на предложение, сформулированное в одном из научных исследований. Предлагается в качестве сценария одного из учений использовать такой прием оперативно-розыскной деятельности как оперативный эксперимент. А именно - осуществить в порядке совместного ОРМ "проводку" финансов, которая обладала бы всеми признаками криминального трансферта, финансирования терроризма. Думаю, такие совместные мероприятия будут полезны для ревизии и коррекции системы межгосударственного финансового "фильтра". Здесь опытом может поделиться Координационный совет руководителей налоговых (финансовых) органов СНГ.

Такой элемент межгосударственных учений мы рассматриваем в контексте программ реализации Договора государств-участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, принятого в 2007г. Предлагаю этот вопрос обсудить.

Что касается информационных войн, то здесь практически всеми государствами накоплен собственный серьезный опыт по их пресечению. И он должен использоваться.

Как вы помните, в октябре 2007г. на 23-ем заседании СОРБ была одобрена Концепция сотрудничества органов безопасности и специальных служб государств СНГ в сфере информационного противодействию терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма. Среди задач сотрудничества названо усиление роли компетентных органов Содружества в информационном противодействии терроризму и экстремизму; повышение эффективности взаимодействия по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию преступлений террористического и экстремистского характера, связанных с использованием информационного пространства и информационных технологий.

Развивая работу в этом направлении, АТЦ СНГ 28 октября 2008г. в Москве в рамках деловой программы Международной выставки средств обеспечения безопасности государства "Интерполитех-2008"" проводит Международную научно-практическую конференцию "Информационное оружие в террористических акциях и локальных конфликтах". К участию в конференции приглашены известные ученые и практические работники, специалисты спецслужб и правоохранительных органов государств СНГ, журналисты, военные аналитики, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с информационными технологиями. Предполагается конструктивное обсуждение актуальных проблем "информационных войн", связанных с проведением контртеррористических операций и участием в локальных конфликтах; выработка предложений органам власти по созданию адекватного информационного поля, сопровождающего КТО и локальные военные конфликты.

Мы убеждены, что ваше участие в данной конференции позволит сформировать консолидированную позицию по вопросам практического взаимодействия спецслужб в пресечении информационных потоков террористического и экстремистского характера.

Уважаемые коллеги!

В своем выступлении я обозначил лишь некоторые проблемы и перспективные направления нашего взаимодействия по выявлению и пресечению деятельности международных террористических организаций. Рассчитываю на открытое их обсуждение и выработку взвешенной позиции.
    

    
10.09.2008

www.atcsng.ru

Док. 565543
Перв. публик.: 10.09.08
Последн. ред.: 29.05.09
Число обращений: 0

  • Новиков Андрей Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``