В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Противодействие использованию террористическими и экстремистскими организациями возможностей сети Интернет Назад
Противодействие использованию террористическими и экстремистскими организациями возможностей сети Интернет
Глобализация информационных процессов не только открыла новые возможности для прогрессивного развития человечества, но и вызвала ряд качественно новых глобальных угроз, в том числе уязвимость мирового сообщества перед преступными посягательствами в сфере информационной безопасности.

Глобальная технологизация привела к тому, что от информационных атак террористов не защищена ни одна страна, вне зависимости от уровня развития экономики, обороноспособности, уровня жизни населения. Стало очевидным, что с помощью открытых электронных ресурсов могут, с одной стороны, выдвигаться и реализовываться террористические угрозы, поддерживаться связь между членами террористических и экстремистских организаций, а с другой стороны, эти ресурсы используются для пропаганды идеологии террора и экстремизма. Сложились сферы коммуникативного и пропагандистского использования мирового информационного пространства. Все это диктует необходимость разработки адекватной и эффективной стратегии и тактики информационного противодействия терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма.

В документах ООН отмечается, что "информационные технологии затрагивают интересы всего международного сообщества и в то же время потенциально могут быть использованы в целях, не совместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности, могут негативно воздействовать на безопасность государств, как в гражданской, так и в военной сферах".

Информационная безопасность стала весьма значимой составляющей национальной безопасности государств-участников СНГ, роль которой и в дальнейшем будет возрастать в условиях современного динамично развивающегося высокотехнологичного общества.

Основными субъектами в области информационной безопасности выступают спецслужбы и правоохранительные органы наших государств, в поле зрения которых постоянно находятся и вопросы информационного противодействия терроризму.

Так, в частности, участники шестого международного Совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов, состоявшегося в 2007 году в Хабаровске, подчеркнули, что в условиях формирования глобального информационного пространства все более актуальным становится взаимодействие спецслужб и правоохранительных органов в сфере выявления и пресечения попыток использования сети Интернет в террористических целях.

В предварительном отчете заседания Совета безопасности ООН от 19 марта 2008 года прямо указывается: "...предельно ясно, что региональным и субрегиональным организациям свойственно лучшее понимание региональных и субрегиональных факторов и влияний, которые необходимо учитывать, если мы действительно намерены более эффективно бороться с терроризмом". Формировать единое правовое поле борьбы с терроризмом, в том числе и информационного противодействия, рациональнее на региональном уровне. Правовое пространство государств Содружества - идеальная площадка для такого сотрудничества.

Реалистичное понимание этой проблемы привело органы безопасности и спецслужбы государств-участников СНГ к осознанию необходимости выработки единой политики, согласованной стратегии и системы мер по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма в информационно-телекоммуникационном пространстве в рамках Содружества Независимых Государств.

Антитеррористический центр СНГ осуществляет координационную и информационно-аналитическую деятельность по реализации согласованных решений органов безопасности и спецслужб государств Содружества, подготовку предложений и рекомендаций, касающихся информационного противодействия терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма.

В октябре 2007 года Совет руководителей органов безопасности СНГ одобрил подготовленную нашим Антитеррористическим центром Концепцию сотрудничества в сфере информационного противодействия терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма. Концепция стала продуктом коллективных усилий экспертов спецслужб государств СНГ.

В ней четко определены цели нашего сотрудничества в этой области. Это, в первую очередь, формирование согласованной стратегии и тактики информационного противодействия терроризму, координация совместной деятельности спецслужб государств в данной сфере и интеграция их антитеррористического потенциала.

Задачи сотрудничества определены с учетом характера угроз в сфере информационной безопасности и предполагают адекватное реагирование на них путем проведения согласованных, совместных оперативно-розыскных, информационно-пропагандистских и контрпропагандистских мероприятий, а также следственных действий с применением всего спектра возможных мер противодействия, в том числе политического, финансового и гуманитарного характера.

При этом для достижения поставленной цели и решения задач сотрудничества в сфере информационного противодействия терроризму и экстремизму органы безопасности и спецслужбы государств СНГ руководствуются основополагающими принципами - взаимного доверия, уважения национальных интересов и национального законодательства государств-участников СНГ, недопущения применения в международных усилиях по борьбе с терроризмом и экстремизмом практики "двойных стандартов", бескомпромиссности борьбы и неотвратимости наказания лиц и организаций, причастных к любым проявлениям терроризма и экстремизма.

В соответствии с положениями упомянутой Концепции наибольшую угрозу национальной безопасности государств Содружества представляет возможность совершения актов так называемого кибертерроризма, то есть:

- совершение с помощью компьютеров и телекоммуникационных сетей диверсионно-террористических акций;

- распространение посредством открытых информационных систем идеологии терроризма и экстремизма, вербовка новых членов террористических и экстремистских организаций, осуществление организационно-информационных контактов между членами террористических и экстремистских организаций.

Хотелось бы подробнее остановиться на вопросах противодействия использованию террористами Интернета для идеологической пропаганды, вербовки сторонников террористических и экстремистских организаций и потенциальных исполнителей актов террора, что предполагает создание и использование ими Интернет-сайтов и веб-страниц.

Достаточно зайти на любой сайт экстремистской организации, чтобы убедиться в наличии многочисленных перекрестных отсылок на "партнеров" по противоправной деятельности и наличии "зеркальных" сайтов.

Последнее обстоятельство все чаще сводит на нет усилия правоохранительных органов по закрытию экстремистских страниц, включая и использование так называемых "хакерских атак". Взломав конкретный сервер и заблокировав его работу, либо уничтожив на нем соответствующую информацию, можно лишь на время приостановить пропаганду экстремистов, которая возобновится после запуска резервной копии с другого сервера, обеспечивающего работу "зеркального сайта".

В этом смысле пропагандистский Интернет-терроризм и экстремизм подобен мифической Гидре, у которой на месте отрубленной головы - Интернет-страницы - тотчас вырастает новая.

Можно ли его победить? У каждого явления, как известно, имеются сильные и слабые стороны. Слабость пропагандистского Интернет-терроризма заключается в его дороговизне и сложности, а также необходимости наличия легальных компонентов - серверов и компаний, их эксплуатирующих.

Данное обстоятельство позволяет правоохранительным органам и спецслужбам использовать два важнейших антитеррористических инструмента - запрет деятельности террористических и экстремистских организаций и борьбу с финансированием их деятельности.

Хотелось бы отметить, что практически все террористические и экстремистские сайты размещаются на серверах, физически расположенных за пределами национальных территорий государств, против которых направлено их содержание. Данное обстоятельство обусловлено трансграничным характером деятельности международных террористических и экстремистских организаций и стало возможным благодаря глобальным принципам построения сети Интернет.

В этой связи особую актуальность приобретает международное сотрудничество в сфере взаимного признания организаций террористическими и экстремистскими, а также формирование их единых или, по крайней мере, согласованных списков в рамках международных и региональных организаций.

Однако, различия в национальных подходах к данной проблеме, в частности по вопросу о прерогативе принятия решений о запрете деятельности террористических организаций органами судебной (как в государствах СНГ), либо законодательной (как в государствах Европейского сообщества) власти и отсутствие соответствующих универсальных законодательных механизмов препятствуют формированию в ближайшее время их глобального списка, одобренного всем мировым сообществом.

Первоочередным шагом в решении указанной проблемы мог бы стать обмен информацией об организациях, признанных террористическими на национальном и региональном уровнях, в том числе с использованием межгосударственных автоматизированных информационных систем, таких как Специализированный банк данных Антитеррористического центра СНГ и Объединенный банк данных органов безопасности и специальных служб СНГ.

В этой связи могу сообщить, что в рамках нашего Специализированного банка данных существует подобный информационный массив, в составе которого накапливаются различные сведения о запрещенных на национальном уровне организациях, включая копии соответствующих судебных решений.

На ближайшем заседании Совета руководителей органов безопасности и спецслужб государств-участников СНГ будет рассматриваться вопрос об организации "онлайнового" доступа к этому массиву с абонентских пунктов, расположенных в спецслужбах государств Содружества.

В тоже время не могу не отметить, что при использовании только этих правовых инструментов "за скобками" оказываются экстремистские интернет-сайты, принадлежащие легальным общественным организациям, коммерческим структурам или частным лицам.

Кроме того, запрет деятельности организации не означает автоматического запрета деятельности ее сайта или web-страницы, поскольку они могут быть зарегистрированы на другого владельца.

По нашему мнению, необходимо сформировать самостоятельные правовые механизмы, регламентирующие вопросы прекращения деятельности в глобальном информационно-телекоммуникационном пространстве ресурсов с контентом террористического или экстремистского характера.

Анализ правоприменительной практики в вопросах запрета деятельности террористических и экстремистских организаций в государствах СНГ позволяет нам предложить следующий механизм закрытия экстремистских сайтов.

Деятельность информационного ресурса (сайта или интернет-страницы) прекращается по решению суда на основании соответствующего представления органов прокуратуры в порядке, аналогичном принятому для запрета деятельности организаций, признанных террористическими или экстремистскими.

Соответствующая норма, по мнению специалистов Центра, могла бы быть внесена в национальные законы государств Содружества "О борьбе с терроризмом", "О противодействии терроризму" и "О противодействии экстремистской деятельности".

Практическим примером действий по ликвидации экстремистского сайта является Решение коллегии Верховного суда Республики Таджикистан от 11 марта 2008 года. Этим Решением действия исламской партии "Хизб-ут-Тахрир" признаны попадающими под действие закона "Об экстремизме" и приято решение считать ее экстремистской.

При этом Верховный суд Республики Таджикистан также обязал Министерство транспорта и коммуникаций Республики закрыть доступ к сайту этой организации и запретить распространение аудио и видео продукции "Хизб-ут-Тахрир" на территории Таджикистана.

Ранее, Решением Верховного суда Республики Таджикистан от 19 апреля 2001 года деятельность "Хизб-ут-Тахрир" на территории Таджикистана была признана незаконной. Теперь же она считается еще и экстремистской.

Хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что решения о запрете деятельности этой организации приняты органами судебной власти еще трех государств - участников СНГ - Российской Федерации, Кыргызской Республики, Республики Казахстан.

Но решение о закрытии доступа к сайту организации принято только в Таджикистане.

В этой связи, конечно же, не могу не отметить и вполне очевидную необходимость межгосударственного и международного сотрудничества в вопросе прекращения деятельности экстремистских сайтов, обусловленную трансграничными принципами построения сети Интернет.

Государства Содружества осуществляют его в рамках Программы сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008 - 2010 годы, предусматривающей проведение согласованных, совместных мероприятий, направленных на пресечение информационно-пропагандистской деятельности террористических организаций и ликвидацию материально-технической базы такой деятельности.

В заключение выделю еще один аспект информационного противодействия терроризму и экстремизму в сети Интернет.

На различных международных форумах по вопросам борьбы с терроризмом, в которых принимают участие представители Центра, постоянно затрагиваются проблемы государственной Интернет-политики и вопросы взаимоотношений государственных органов, спецслужб, правоохранительных органов с интернет-провайдерами и пользователями Сети. Обсуждаются допустимость и целесообразность введения ограничений на информационное содержание веб-страниц.

При этом, по мнению многих экспертов, для соблюдения баланса гражданских прав и свобод с принятием ограничительных мер необходимо шире задействовать саморегуляцию Интернет-сообщества с использованием механизмов гражданского общества. Для этого общественные организации должны с нравственных, социально-политических, национальных и религиозных позиций участвовать в оценке допустимости контента информационных ресурсов и выработке критериев признания информационных ресурсов террористическими или экстремистскими.

Это позволит нам осуществлять эффективное противодействие использованию террористами и экстремистами возможностей Интернета, не прибегая к излишне грубому административному вмешательству и цензуре в Сети и сохраняя все ее положительные возможности для развития личности и общества.
    

www.atcsng.ru

15.09.2008

Док. 565540
Перв. публик.: 15.09.08
Последн. ред.: 29.05.09
Число обращений: 0

  • Новиков Андрей Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``