В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
История развития крупнейшего российского шинного предприятия ОАО `Нижнекамскшина` Назад
История развития крупнейшего российского шинного предприятия ОАО `Нижнекамскшина`
Создание в Нижнекамске шинного предприятия

В конце 70-х годов с развитием нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в СССР появилась необходимость в увеличении численности шинных предприятий. В это время в стране уже была создана мощная сырьевая база, был взят курс на современное автомобилестроение, так как огромная часть грузоперевозок внутри страны осуществлялась автомобильным транспортом. Поэтому в апреле 1967 года в правительстве разрабатывался вопрос о строительстве завода по производству автомобильных шин в составе Нижнекамского нефтехимкомбината (сегодня ОАО "Нижнекамскнефтехим"), который будет обеспечивать современными шинами ближайшие регионы, в том числе Ульяновский и Волжский автозаводы.
Строительство нового шинного производства было включено в Государственный план. Институт "Резинопроект" получил от Министерства нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР задание на разработку проекта Нижнекамского шинного завода мощностью 7 млн. штук автопокрышек и 9,2 млн. штук автокамер в год. Первый бетонный блок под фундамент первого производственного здания будущего шинного завода был заложен 7 мая 1968 года. В конце 1968 года началось сооружение основного производственного корпуса ремонтно-механического блока, главного производственного корпуса завода, пожарного депо и т.д.
25 мая 1971 года был подписан приказ о выделении строящегося шинного завода из состава Нижнекамского химкомбината. Нижнекамский шинный завод (НШЗ) стал самостоятельным хозрасчетным предприятием. Начальника основного производства Воронежского шинного завода Николая Александровича Зеленова назначили директором НШЗ. После всех этих преобразований строительно-монтажные работы на новом предприятии пошли ускоренными темпами.
Для организации нового шинного производства были необходимы специалисты, поэтому за кадрами обращались на другие шинные предприятия. В Нижнекамск приезжали специалисты со всего Советского Союза. Пока в Нижнекамске возводились корпуса будущего завода, по всей стране также готовились кадры для нового шинного производства. Молодые рабочие проходили обучение на аналогичных предприятиях: в Ярославле, Днепропетровске, Красноярске, Омске и в специальных учебных заведениях.
В 1971 году были построены главный производственный корпус, центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ), корпус блока механических производств и некоторые другие корпуса. В конце 1972 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию блок механических производств, а также ремонтно-механический завод с основными технологическими участками. С вводом блока механических производств появилась возможность ускорить строительно-монтажные работы в основных цехах завода.
В 1973 году началась интенсивная подготовка к пуску основного производства. 29 апреля 1973 года считается днем рождения предприятия, так как в этот день на временных площадках ремонтного производства была выпущена первая автокамера УК-13 для легкового автомобиля "Жигули". Экспериментальный участок стал опытным цехом также для сборщиков. 16 июля здесь собрали первую опытную автопокрышку для автомобиля "Жигули" с маркой Нижнекамского шинного завода.
Количество сотрудников завода к лету 1973 года увеличилось до четырех тысяч человек. 8 июня первая партия автокамер из Нижнекамска была отправлена на Московский автозавод им. Ленинского комсомола, а затем на "ВАЗ", в Тольятти. Первые производственные мощности первой очереди в объеме 1,5 млн. штук в год были введены в эксплуатацию 5 января 1974 года.

Строительство в Нижнекамске второго шинного завода по производству грузовых шин для автомобилей "КАМАЗ"
Правительство приняло решение не ограничиваться одним шинным заводом. В Набережных Челнах шло строительство завода большегрузных автомобилей. Поэтому в конце 1973 года в Нижнекамске началось сооружение второго завода по производству грузовых шин для автомобилей "КАМАЗ". Проектная мощность завода 3,8 млн. грузовых автопокрышек и 5 млн. 490 тысяч ездовых камер в год. 25 октября 1974 года завод отсчитал первый миллион шин. 19 декабря 1987 года была выпущена шина с порядковым номером 100000000.
К концу 1975 года специалисты завода совместно с научно-исследовательскими институтами освоили 7 типоразмеров шин современных конструкций, в том числе шины с использованием металлокорда для автомобилей "КАМАЗ" и четыре типоразмера шин радиальной конструкции. Народное хозяйство страны остро нуждалось в грузовых и сельскохозяйственных шинах. В связи с этим, коллектив завода, проведя реконструкцию технологического оборудования в цехах для выпуска сельскохозяйственных шин, наладил производство шин для "КАМАЗа".
На двух действующих линиях за короткий срок специалисты завода смогли освоить и приступить к серийному выпуску шести типов автокамер - для легковых, грузовых и сельскохозяйственных машин. В результате была введена в эксплуатацию мощность по производству 1,5 млн. штук легковых шин и 6 млн. штук автокамер. Для автомобилей "Жигули" и "Москвич" был освоен серийный выпуск автомобильных шин.
Сначала предприятие работало на привозном сырье. Резиносмесь и корд поставлялись с других шинных заводов. В производстве случались частые простои и срывы из-за недостатка и несвоевременной доставки резины и корда. Коллектив завода принял решение достичь к концу года проектной мощности - выпустить 5 млн. штук автокамер и 1,5 млн. автопокрышек. В апреле 1975 года в подготовительном цехе изготовили первую резиновую смесь, что дало возможность наладить более стабильное и качественное производство.
5 апреля 1977 года в связи с развитием строительства второго завода по производству шин Нижнекамский шинный завод по приказу Миннефтехимпрома получил новое официальное название - производственное объединение "Нижнекамскшина".
В 1997 году на заседании совета директоров генеральным директором ОАО "Нижнекамскшина" назначили Радика Сабитовича Ильясова, который работал на шинном заводе с 1973 года. Новый директор начинал с должности старшего инженера отдела оборудования, затем стал начальником смены цеха вулканизации грузовых шин. Позже занимал должности инженера-конструктора ОГМ, заместителя начальника цеха вулканизации N1, секретаря парткома объединения, начальника отдела приватизации, председателя комитета по управлению собственностью и ценным бумагам, директора по экономике и финансам - заместителя генерального директора.
К концу 80-х годов в республике сформировалась новая современная промышленная отрасль по производству автомобильных шин. Но случившийся в начале 90-х годов развал экономики нанес удар и по шинному производству в Нижнекамске. В 1990 году на предприятии были выпущены рекордные 12,3 млн. шин, а уже в 1994-м - только 7,5 млн. шин. Производственные технологии разрушались из-за отсутствия маркетинговых технологий. Продукция оставалась невостребованной на рынке, и в итоге шины реализовывались дешевле сырья, из которого они производились. Предприятию была необходима новая маркетинговая политика.

"Нижнекамскшина" сохранила свои позиции на шинном рынке
Несмотря на трудные времена в конце прошлого столетия, "Нижнекамскшина" сохранила лидирующие позиции среди шинных производителей в Российской Федерации и СНГ. Более 30 процентов шин, выпускаемых в России, имеют марку "Нижнекамскшины", а с 1998 года имеется и новый брэнд "КАМА". Предприятие продолжает наращивать объемы производства. В настоящее время в ассортименте "Нижнекамскшины" более 120 типоразмеров и моделей шин, среди которых все больше новых моделей, разработанных специалистами предприятия.
Большая часть выпускаемых предприятием легковых и грузовых шин поставляется на комплектацию автозаводов - "АвтоВАЗа", "КАМАЗа", "ГАЗа" и других. Более половины первичного рынка комплектации российских автозаводов принадлежит "Нижнекамскшине". Большинство российских автопроизводителей получают шины из Нижнекамска. Совместное предприятие "Дженерал Моторз - АвтоВАЗ" выбрало шину "КАМА" для нового внедорожника "Шевроле Нива". Признание шины "КАМА" растет и на вторичном рынке, как отечественном, так и зарубежном.
В 2001 году объем производства предприятия за год вырос на 16 процентов, что равняется появлению в России еще одного шинного завода. Это был результат новой технической и маркетинговой политики "Нижнекамскшины" в современных экономических условиях.
Еще в начале 80-х, через несколько лет после пуска, была начата реконструкция производства N1 для сборки легковых радиальных шин с текстильным брекером. Диагональная конструкция легковых шин устарела, и "Нижнекамскшина" стала первой постепенно вытеснять из модельного ряда диагональные шины.
В середине 80-х Миннефтехимпром СССР, по настоянию руководства "Нижнекамскшины", закупил у итальянской фирмы "Пирелли" оборудование для выпуска 2 млн. 50 тысяч штук радиальных шин - для реконструкции оборудования завода массовых шин в Нижнекамске. На заводе массовых шин (ЗМШ) в короткий срок освоили мощности первой очереди по выпуску легковых радиальных шин с металлокордным брекером по лицензии итальянской фирмы "Пирелли". В результате объем производства легковых шин радиальной конструкции преодолел двухмиллионный рубеж, и в общем объеме производства шины радиальной конструкции достигли 33,4 процента.
30 июня 1978 года была принята в эксплуатацию первая очередь завода грузовых шин (ЗГШ) в объеме всего 450 тысяч штук грузовых шин в год. В настоящее время, несмотря на то, что главный заказчик грузовых нижнекамских шин - "КАМАЗ" - снизил выпуск автомобилей, грузовые шины вносят значительный вклад в финансовые результаты всего объединения.
Завод грузовых шин укомплектован, преимущественно, импортным оборудованием из Англии, Италии, Германии, Франции, Голландии. Грузовые шины ОАО "Нижнекамскшина" покупают не только в России и странах СНГ, но и в странах Восточной Европы. 1 апреля 2003 юбилейного года с конвейера вышла шина с номером 250000000, которую первым принял в руки директор завода грузовых шин Анвар Вахитов.
В планах предприятия переход на шину цельнометаллокордную, широкопрофильную, большого диаметра - до 22,5 дюйма, в соответствии с повышенными требованиями европейских автопроизводителей. Такая необходимость обуславливается возрастающим спросом в России на эти шины. Начиная с 2006 года, фуры российских дальнобойщиков, которые работают на международных маршрутах, а также российские автобусы фирмы "Интурист", в Европу не пускают, если они не оснащены шинами, не отвечающими европейским экологическим требованиям. А именно этим требованиям и соответствуют ЦМК-шины с применением стального корда в каркасе и брекере, которые относятся к категории "зеленых" шин. Особенно заинтересовано в их производстве ОАО "КАМАЗ", так как намеревается перевести все камские большегрузы к 2010 году на ЦМК-шины одиннадцати типоразмеров общим объемом до 350 тысяч штук. В число потребителей продукции "Нижнекамскшины" войдут также крупные российские грузовые и пассажирские автопредприятия.
В настоящее время строящийся завод шин ЦМК не испытывает проблем в финансировании. Общая сумма инвестиций, выделенная компанией "Татнефть" на закупку оборудования и выполнение строительно-монтажных работ, составила 4,2 млрд. рублей. Контрактная цена всего импортного технологического оборудования для производства ЦМК-шин составляет сумму около 150 млн. евро.

Качество нижнекамских легковых и грузовых шин соответствует мировым стандартам
"Нижнекамскшина" стабильно работает над повышением качества продукции. С февраля 2001 года предприятие имеет международный сертификат TUV CERT, который подтверждает, что система управления качеством в объединении соответствует международному стандарту качества ISO 9001. Этому предшествовала перестройка многих заводских служб, подготовка специалистов, получение дополнительного образования высшими менеджерами предприятия. В апреле 2003 года был успешно пройден аудит на соответствие ISO 9001 в новой версии стандарта 2000 года.
У предприятия имеется лаборатория испытания шин (ЛИШ), которая является одним из главных элементов системы управления качеством. ЛИШ помогает обнаружить возможный брак, который не заметен для невооруженного глаза.
Важнейшей задачей юбилейного 2003 года стало создание нового производства высокоэффективных легковых радиальных шин мощностью 2 млн. штук в год по технологии фирмы "Пирелли". "Пирелли" является давним партнером нижнекамцев. Эта компания входит в число основоположников шинной индустрии. "Пирелли" владеет технологией производства шин и оборудования для производства шин. Поэтому именно этой компании нижнекамцы заказали разработку линии на 2 миллиона современных высокоэффективных шин.
С июля 2004 года ОАО "Нижнекамскшина" приступил к выпуску шин марки "KAMA EURO". Это был первый российский опыт изготовления шины с применением передовых европейских технологий, по лицензии шинной компании Пирелли. "KAMA EURO" отвечает всем стандартам, по которым в настоящее время выпускаются шины ведущих мировых брендов. Мощность новой производственной линии - 2 млн. шин в год.
ОАО "Нижнекамскшина" и управляющая компания "Татнефть-Нефтехим" совместными усилиями решают и другие важные вопросы, предусмотренные в программе стратегического развития ОАО "Нижнекамскшина" на период до 2010 года. В программе запланировано создание производства высокоэффективных радиальных шин для современных зарубежных полноразмерных внедорожников. В настоящее время количество этих машин в России составляет внушительный парк. Линия по созданию шин для джипов и легких грузовиков намечается с годовой производственной мощностью 300 тыс. штук в год. Но в списке приоритетов на первом месте находится строящийся завод цельнометаллокордных (ЦМК) грузовых шин, предназначенных для комплектации современных грузовых автомобилей и автобусов.
1 июля 2002 года была создана управляющая компания "Татнефть-Нефтехим", координирующая весь процесс производства: от поставок сырья до реализации готовой продукции. Создание управляющей компании стало завершающим шагом в огромной работе, которую провели совместными усилиями нефтяники и шинники после того, как в 2000 году контрольный пакет акций ОАО "Нижнекамскшина" был передан ОАО "Татнефть". В данной структуре объединились девять нефтехимических производств - это стало завершающим этапом в создании вертикально интегрированной структуры, которая стабилизирует работу нижнекамских шинников и позволяет оперативно решать производственные вопросы и ставить стратегические задачи.
В канун 35-летия предприятия, в 2008 году в центральном офисе сертификационного центра URS генеральному директору ОАО "Нижнекамскшина" Радику Ильясову вручили сертификат соответствия системы менеджмента качества ОАО "Нижнекамскшина" требованиям международного стандарта ISO/TS 16949:2002. Данный документ является российским аналогом ИСО/ТУ 16949:2002, который разработан для поставщиков компонентов автопромышленности, основанный на положениях стандартов ISO серии 9000.
Получение сертификата в области качества будет способствовать расширению рынков сбыта шин "КАМА" и "КАМА- EURO". Этот документ станет также надежным пропуском на новые автомобильные заводы, которые создаются с участием ведущих зарубежных производителей, которые развертывают свою деятельность в России и СНГ.


www.prom-garant.ru

26.04.2008

Док. 565200
Перв. публик.: 26.04.08
Последн. ред.: 28.05.09
Число обращений: 0

  • Зеленов Николай Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``