В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Издатель Ельцина и `Анжелики`: `Я знаю, что люди хотят читать` Назад
Издатель Ельцина и `Анжелики`: `Я знаю, что люди хотят читать`

Крупнейший российский книжный магнат Андрей Герцев к своему бизнесу приобщился в Риге
 
Photo
Фото из архива.
...и герои изданных им книг.
Бомбой на книжном рынке мира стали мемуары Ельцина `Президентский марафон`. Недавно издатель бестселлера, глава крупнейшей в России издательской корпорации АСТ Андрей Герцев побывал в Риге и встретился с `Часом`.

Алевтина РЯБИНИНА

Физик, который любит читать

     Первый тираж книги Ельцина `Президентский марафон` — 10 000 — смели с прилавков за полтора дня. Люди вносили деньги вперед, и следующие 30 000 ушли в мгновение ока. Издательству пришлось срочно печатать третий тираж.
     Так повелось: все, что выходит в свет из стен АСТ, становится бестселлером. `Мы издаем все самое интересное, что только появляется в мире`, — говорит Герцев. На сегодня это 10 000 наименований.
     Андрей Герцев, крупнейший книгоиздатель России, окончил московский физтех и работал в исследовательском институте. В 1989 году он неожиданно бросил основную профессию и занялся книжным делом. Потому что книги любил больше, чем физику.
     Несколько лет подряд Герцев на каждый уик-энд приезжал в Ригу или Вильнюс — на собрания Клуба книголюбов. (По привычке господин Герцев наезжает сюда и сейчас — по крайней мере раз в месяц.) Здесь он и постиг азы издательской мудрости: нелепо печатать то, что никто не купит, расточительно переплачивать за то, чтобы купить нужную книгу.
     Первые же издания АСТ: романы Анн и Сержа Голон о легендарной Анжелике, детские стихи и сказки Бориса Заходера, несколько детективов и фантастика — разошлись моментально. Огромную популярность и финансовый успех Андрею принесли книжные варианты мексиканских мыльных опер `Богатые тоже плачут` и `Просто Мария`.

`Это был особый проект`

     — Андрей, почему Ельцин выбрал вас? Ведь до сих пор привилегия публикаций VIP принадлежала в основном `Вагриусу`, неофициальному `придворному издательству`...
     — Мы тоже удивились, когда к нам обратились дочь Ельцина Татьяна Дьяченко и Валентин Юмашев, курировавшие книгу. Видимо, у них была информация, что мы это можем сделать лучше других. До тех пор у нас с ними контактов не было.
     — Они сами договаривались с вами об условиях издания?
     — Нет, у этой книги есть литературный агент — Эндрю Нюрнберг. Его агентство находится в Лондоне. Может быть, это он посоветовал нас для издания русского варианта книги. Мы с ним сотрудничаем.
     — А разве они не могли обратиться к вам напрямую?
 
Photo
Фото автора.
Издатель Андрей Герцев...

     — А у нас и не было посредников. Эндрю представлял эту книгу во всем мире, кроме России. И гонорар автору заплатили в основном западные издательства.
     — Встречались ли вы с Ельциным в процессе работы над мемуарами?
     — Я — нет. Но главный редактор издательства Николай Науменко и художественный редактор были с ним в постоянном контакте. Книгу надо было редактировать. Вопросы в основном выясняли с Татьяной Дьяченко и Валентином Юмашевым, кое-что обсуждали и с Борисом Николаевичем, особенно фотоматериалы. В нашей книге их очень много, гораздо больше, чем в зарубежных аналогах книги.
     — Сколько времени вы готовили первый тираж?
     — Фантастически мало. Рукопись поступила 10 сентября, а 7 октября уже состоялась презентация.
     — Вам диктовали такие жесткие сроки?
     — У нас в запасе оставалась пара недель, но тогда пришлось бы представлять ее вместе со всеми во Франкфурте. Мы же считали: раз президент наш, книга должна выйти сначала на русском языке.
     — И как вам это удалось?
     — Это был особый проект. Мы в него всю душу вложили, поскольку считали, что обязаны Ельцину своим успехом, ведь он пришелся именно на тот период, когда Борис Николаевич был первым лицом страны. Собирая команду для этой работы, я спрашивал каждого об отношении к автору. Нам хотелось выразить ему самое глубокое почтение. И мы выложились на этой книге, несмотря на огромные препятствия.
     — Разве могли быть препятствия у такой книги?
     — Еще какие! Больше всего хлопот было с полиграфией. Книгу издавали в сентябре, когда все западные производители бумаги и транспортные фирмы возвращаются из отпусков. Все склады пусты. Мы применяли самые экзотические способы добычи материалов для книги. Доставляли их даже самолетами. Удалось раздобыть колодрированную бумагу, идеальную для нашей цели, но с нестандартным для России форматом — пришлось использовать листовую печать, что дороже и более трудоемко. Суперобложку изготавливали в разных местах: у нас нет типографии, способной сделать и лакировку, и четырехцветную печать, и конгрев (выпуклые буквы). Месяц работали без суббот и воскресений. А сколько было волнений!
     Таких эмоций мы не переживали со времен первых изданий, когда в нетерпении сбегались поглядеть на каждый сигнальный экземпляр, хором рыдали, увидев плохую бумагу или печать, и бурно радовались, когда что-то получалось здорово.
     — А сейчас эмоции притупились?
     — Когда ежемесячно выходит 700 только новых наименований, на эмоции не остается ни сил, ни времени.

Книга победила Интернет

     — Знаете, сколько книг АСТ поставляет читателю ежемесячно? 10 миллионов! Каждый находит в них то, что ему интересно и нужно.
     — А говорят, народ стал меньше читать...
     — Наоборот — раскупается все. Просто надо знать, что печатать. Телевидение и Интернет, еще недавно грозившие уничтожить книги, утомили людей, они не выдерживают конкуренции с книгой. Пассивное созерцание притупляет мышление. Во всем мире отмечают стремительный рост интереса к чтению.
     — Откуда же вы знаете, что печатать?
     — У нас опытные редакторы. Мы ездим на книжные ярмарки и отбираем то, что отвечает нашему рынку.
     — На какую литературу сейчас наибольший спрос?
     — Развивающую, общеобразовательную. Мы выпустили огромным тиражом серию `Все обо всем`. Она предназначалась для подростков, но ее полюбили и взрослые. Эти книги можно открыть на любой странице и читать с любого места.
     — А из художественной литературы?
 
Photo
Фото из архива.

     — Зарубежный и отечественный роман, детектив, фантастика, за которую, кстати, ежегодно получаем все самые престижные премии, детские книги. Мы издали все лучшее, что было напечатано за рубежом в двадцатом веке и что по разным причинам обошло стороной нашего читателя. Переиздали многие журнальные публикации. Ведь в свое время `Иностранная литература` или `Новый мир` тоже были не всем доступны. Выпускаем мы справочники, словари.
     — Какие авторы сейчас пользуются наибольшей популярностью?
     — Моментально разбирают Бориса Акунина, Шелдона, Кинга. Джозефа Хеллера, Маркеса.
     У любителей истории по популярности нет равных Суворову. Стоит проанонсировать его будущую книгу, как ее спрашивают во всех магазинах. Стали очень популярны женские любовные романы. Семидесятитысячный тираж Джуди Макнот разлетелся за несколько дней.
     — Вы распространяете свою продукцию только в России?
     — Сейчас создаем сеть магазинов по всему миру: в Америке, Израиле, ближайшем зарубежье. В будущем году планируем открыть магазин в Риге. К вашему городу у меня особое отношение: здесь я начинал свою книжную карьеру. EOF


 
 

www.chas-daily.com



Док. 565175
Перв. публик.: 21.12.00
Последн. ред.: 28.05.09
Число обращений: 0

  • Герцев Андрей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``