В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Шалевич: `Традиция - это влюбленность в театр` Назад
Вячеслав Шалевич: `Традиция - это влюбленность в театр`
С Вячеславом Анатольевичем Шалевичем, художественным руководителем Театра имени Р.Н.Симонова, мывспоминали легендарные времена изамечательные имена вахтанговской сцены, которой онотдал полвека. Вячеслав Анатольевич провел нас потайными тропами вахтанговского "закулисья" иповедал немало поучительных историй, изкоторых создавались сценические шедевры прошлых лет.
- Вячеслав Анатольевич, Вывыросли всамом сердце Арбата, вВахтанговском дворе. Выходит, Выуже сдетства окунулись ватмосферу театра?
- Да, Вызнаете, уже вдетстве япосещал все репетиции испектакли нашего театра. Даже старые артисты удивлялись, как это явсех знаю ипомню. Язастал множество замечательных спектаклей. Шла война, имыходили вгимнастерочках, залатанных мамой. Атут театр, музыка, фраки- просто чудо какое- то. Идля нас, арбатских детей, это была влюбленность вкрасоту, вочарование театра. Оно, конечно, притягивало ксебе. Магия Вахтанговского театра заключалась еще ивтом, что это был музыкальный театр. Ставилось огромное количество музыкальных спектаклей. Все актеры прекрасно пели. Ивсе это звучало потем временам невероятно празднично. Да, это был великий театр.
- Ачем для москвичей был Вахтанговский театр?
- Поскольку ярос вВахтанговском дворике, томне приходилось видеть, как караулили великих "вахтанговцев" ихпоклонники, как актеры отних бегали иругались сними. Кпримеру, Людмила Васильевна Целиковская могла себе позволить кого-то и шугануть, когда приходила бесцеремонная поклонница итребовала: "Дайте-ка мне нанее взглянуть!" Людмила Васильевна, готовясь кспектаклю, говорила: "Что я, лошадь, что ли? Если Выхотите что-то сказать, яскажу. Ноненадо так бесцеремонно сомной обращаться".
- УВаших мастеров было невероятное чувство юмора.
- Конечно. Была, например, такая смешная история.Как-то мой товарищ опоздал нарепетицию.Онбрился усебя вгримерной инамазал лицо мылом. Успел побрить только одну сторону ивдруг слышит: "Воронцов, Воронцов! Насцену!" Так онбежит через весь театр ивыбегает насцену снаполовину намыленным лицом. Вся труппа уже всборе. Актеру надо было сказать только одну фразу: "Луций Антоний перешел Рейн". Закрылся занавес, ионвужасе подсел кРубену Николаевичу Симонову иговорит: "Рубен Николаевич, ради бога, простите". Тот оборачивается кнему: "Что Вы, что Вы, Миша? Непереживайте. Явидел Ваше лицо. Выбыли весь белый, как вмыле".
- Амолодые дарования могли себе позволить подшутить над прославленными мастерами?
- Вызнаете, случалось итакое. Вспоминаю Цецилию Львовну Мансурову,- своеобразную, необычную иэксцентрическую женщину. Она была очень смешливым человеком. Когда Цецилия Львовна выступала перед зрителями, товсегда говорила осебе: "Я, я, я". Из-за кулис мы, молодежь, могли подсказать ей: "Цецилия Львовна, что-нибудь про себя". Она начинала страшно хохотать. Или, кпримеру, Николай Олимпович Гриценко. Онбыл уникальным человеком, богом данный талант. Так вот, унего была большая библиотека. Ноонмало читал, между прочим.Ивего библиотеке все тома были выстроены под цвет: голубой, желтый, коричневый. Как-то я был унего наквартире, ионменя спрашивает: "Слава, тывсе знаешь. Какого цвета нехватает наполке, какой кирпичик положить?" Яему иподсказал: "Положите ,,Тома Сойера" Марка Твена, оноранжевый".
- Вылично кого-нибудь разыграли извеликих вахтанговцев?
- Приходилось. Как-то первого апреля в"Комсомолке" была напечатана заметка, что наполуострове Таймыр ученые нашли мамонта, что они сним сейчас возятся ивоспитывают его. Нокнему нельзя подходить очень близко. Потому что сейчас унего открываются истоки головного мозга. Ияподбросил эту газету Андрею Львовичу Абрикосову. Онсидел над газетой изадумчиво говорил: "Да.Вот оно что! Головной мозг унего открывается. Это замечательно. О! Надо пойти, посмотреть". Потом открывал ее, ивидел, что это первое апреля. Розыгрыш. Начинал ржать, хохотать. Говорил: "У, мерзавцы!" Итак, как-то, мило, добром расходились. Все они были веселые люди.
- Тоесть, вВахтанговском театре отношения между прославленными мастерами июными дарованиями были дружественными, наравных?
- Прежде всего, наши мастера обладали огромной культурой общения.Вспоминаю такой случай. Играя сРубеном Николаевичем водном спектакле, янепозволял себе сделать паузу, хотя имел наэто право пороли. Лишьбыпоскорее сказал Рубен Николаевич.Инаодном спектакле, уже распустившись, ясделал огромную паузу, правда, разрешительную вэтом образе. Рубен Николаевич растерялся изаговорил текстом издругого акта. Тут наступает антракт, ивмоей гримерке раздаются тревожные звонки. Ядумаю, нувсе, сейчас мне Рубен Николаевич даст. Захожу кнему: "Да, Рубен Николаевич". Онповернулся комне иговорит: "Слава, Высегодня так замечательно играли, что ядаже забыл текст". Вот что это такое? Это были мудрецы. Они психологически понимали, что сэтим молодым человеком происходит.Икак-то его взбадривали. Яэтого никогда незабуду.
- Ваши мастера были учителями ивличном плане. Рубен Николаевич Симонов однажды Вам сказал: "Когда любовь закончится- стобой останется твоя профессия".
- Да, втовремя уменя была влюбленность, ияхотел, чтобы девушка перешла вЩукинское училище. Рубен Николаевич пригласил еексебе домой, ипригласил педагогов для прослушивания.Девушка встала, руки вбоки, и- читать, что попросили. Что-то такое прочитала. Пока она читала, японял, что ееникто никуда невозьмет. Потому что так нельзя читать перед такими мастерами. Рубен Николаевич ничего тогда ейнеответил.Уже потом онподошел комне, исказал: "Вызнаете, ямного знал женщин.Это пройдет. Останется профессия".
- Выупомянули легендарную Людмилу Васильевну Целиковскую. Вам пришлось много сней общаться иработать.
- Да, мысделали сней первый внашей стране антрепризный спектакль "Коварство, деньги илюбовь". Иобъездили сэтим спектаклем весь Советский Союз иполмира. Она никогда небыла капризной стоварищами. Унее был исключительный вкус навещи, которые непозволительны насцене. Людмила Васильевна учила нас, молодых актеров, мудрости ивкусу. Замечательная артистка ипотрясающий человек. Помню, мысидели где-то в Грузии вавтобусе. Там случился небольшой горный обвал. Подошел какой-то роскошный грузин."О! Целиковская, боже мой!" Она иговорит ему: "Когда мыпроедем? Ну, давайте, поскорее хочется". Поклонник спрашивает ее: "Ачто вам сейчас хочется?" "Ну, что, что хочется? Шампанского!" Ивдруг из-под вагона этот грузин доставал бутылку шампанского иговорил: "Пожалуйста". Вот такие случались невероятные истории, связанные сней.
- Выпочти полвека служите вахтанговской сцене. Что для Вас есть театральная традиция?
- Для меня традиция- это влюбленность втеатр. Влюбленность всвое дело. Если тылюбишь свое дело, тыему все отдаешь. Как говорила Цецилия Львовна Мансурова: "Что такое обаяние?- Это прежде всего отдача. Да, да, да. Вот когда тывесь отдаешься, тогда тыобаятелен".

СПРАВКА.Вячеслав Анатольевич Шалевич родился 27 мая 1934 года вМоскве. В1958году онокончил театральное училище имени Б.Щукина иначал работать вАкадемическом театре имени Евгения Вахтангова. В1979году Вячеслав Шалевич окончил Высшие режиссерские курсы при Государственном институте театрального искусства (ГИТИС). Вкино актер начал сниматься в1958году идебютировал ролью Швабрина вэкранизации повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Интересно онпоказал себя втаких разноплановых фильмах, как кинодрама оспортсменах "Хоккеисты", вмелодраме Татьяны Лиозновой "Три тополя наПлющихе", вдетективе "Лекарство против страха", снятом Альбертом Мкртчяном поодноименной повести братьев Вайнеров. Висторической картине "Шестое июля" Вячеслав Шалевич сыграл левого эсера Якова Блюмкина, ависторическом телесериале "Семнадцать мгновений весны" актер воплотил наэкране Аллена Даллеса. Одна изпоследних работ Вячеслава Шалевича- вфильме Юрия Кары "Мастер иМаргарита", снятом пороману Михаила Булгакова еще в1993году, нодосих пор невышедшем наэкран. Внастоящее время является художественным руководителем Театра им.Р.Н.Симонова. Лауреат Государственной премии РФ(1995- затеатральную работу). Народный артист РСФСР (1979).



Московский комсомолец, 29.02.2008

Док. 564943
Перв. публик.: 29.02.08
Последн. ред.: 27.05.09
Число обращений: 0

  • Шалевич Вячеслав Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``