Экс-депутат рады рассказал о последствиях блокады Крыма для Украины
Проблема четвертая. Правовой режим машинной информации. 4.1. Машинная информация как промышленная продукция Назад
Проблема четвертая. Правовой режим машинной информации. 4.1. Машинная информация как промышленная продукция
Natura duplex est causa causati[1]


Большая группа проблем связана с правовым режимом машинной информации - информации, зафиксированной так, чтобы быть непосредственно доступной обработке на ЭВМ. При этом к категории машинной информации относят информационные фонды в виде баз данных и программные средства[2]. Каков же должен быть ее правовой режим?
До 1983 года это было лишь теоретической проблемой, мало разрабатывавшейся и мало освещавшейся в юридической литературе[3]. Положение о порядке разработки, производства, поставки и использования программных средств вычислительной техники, а также автоматизированных систем и систем обработки информации, утвержденное постановлением ГКНТ, Госснаба СССР, Госстандарта, Госкомцен СССР, Госкомтруда СССР, Госстроя СССР, ЦСУ СССР, Минфина СССР, Минрадиопрома, Минприбора, Минэлектропрома и Минпромсвязи 13 февраля 1984 г., отнесло программные средства к продукции производственно-технического назначения, в том числе программы на носителе данных с технической документацией (включая программную и эксплуатационную документацию), разработанные в соответствии с действующими стандартами, прошедшие необходимые испытания (государственные, межведомственные, ведомственные), принятые в производство, изготовленные по надлежащей технологии, принятые службой технического контроля и нормоконтроля, обеспеченные гарантиями поставщика и зарегистрированные в Государственном фонде алгоритмов и программ[4].

Следствием отнесения такого программного обеспечения к продукции производственно-технического назначения является распространение действующих норм, регламентирующих отношения по поводу продукции производственно-технического назначения (условия поставки, правила экспертизы, порядок разработки, правила финансирования производства и т. п.), на отношения по разработке, производству, поставке и использованию указанных программных средств. В частности, появилась возможность осуществлять материальное поощрение работников организаций - разработчиков программных средств в зависимости от суммарного экономического эффекта, получаемого в народном хозяйстве в результате использования разработанных данной организацией программных средств. Нормативно решен и ряд других вопросов, касающихся распространения хозяйственного законодательства на отношения по разработке, производству, поставке и использованию программных средств, отнесенных к продукции производственно-технического назначения[5].

Однако необходимо осуществить еще ряд организационно-правовых мер. Признание программных средств промышленной продукцией требует изменения и порядка планирования производства и распределения программных средств. Производство и распределение программных средств должны стать составной частью планов социального и экономического развития[6]. При этом следует учесть, что производство вычислительной техники отнесено к номенклатуре государственного планирования экономического и социального развития. План производства вычислительной техники является составной частью государственного плана экономического и социального развития. Но коль скоро программные средства признаны продукцией производственно-технического назначения, а также учитывая принятую нами в этой книге концепцию функционального единства программ и ЭВМ, целесообразно, на наш взгляд, так урегулировать порядок производства и распределения программных средств, чтобы показатели по общему объему производства программных средств входили наряду с иными показателями по вычислительной технике в государственный план экономического и социального развития.

Промышленное производство программных средств связано с созданием стандартов на эту продукцию. К промышленной продукции могут быть отнесены не все программы, а лишь те, которые изготовляются серийно, на основе ГОСТов. "В связи с отнесением программных средств к продукции встает вопрос о разработке ГОСТов на программные средства, определяющих показатели качества программных средств, - отмечает И. В. Гуськова. - Стандартизация программных средств представляет собой необходимый этап при переходе от разработки программ на стадии НИР к опытному производству программных средств. Научно-исследовательские работы по разработке программных средств находят свое закрепление в ГОСТах. Серийное производство программных средств в широких масштабах создаст условия для совершенствования стандартов - ГОСТов на программные средства"[7]. Данная мысль представляется верной. Вместе с тем разработка ГОСТа требует определенного времени, да и срок его действия не должен быть слишком коротким. Динамика же развития индустрии программного обеспечения, появление новых методов программирования будут быстро превращать эти ГОСТы в устаревшие. Поэтому недопустимо, чтобы такие юридико-технические нормативные акты, как ГОСТы, определяющие качество программных средств и содержащие общие требования к ним как к продукции, находились в сильной зависимости от технологии сегодняшнего дня. Может быть, в них самих надо предусматривать возможность регулярного обновления так, чтобы не приходилось переделывать ГОСТ заново. Что же касается стандартов предприятий (СТП), регулирующих специфику организации производства на отдельных предприятиях, то они более гибки в этом отношении. Возможно, целесообразно ориентироваться именно на стандарты предприятий, а в ГОСТ закладывать лишь пределы изменения параметров, регламентируемых СТП.

Кое-что в этом направлении уже делается. В частности, с целью перевода процесса разработки программ на индустриальную основу осуществляется технологическая регламентация соответствующих процессов. Так, создана Единая система программной документации (ЕСПД), один из основополагающих стандартов которой ГОСТ 19.102. - 77 "ЕСПД. Стадии разработки". Им определяются стадии и этапы разработки программ и программной документации для вычислительных машин, комплексов и систем независимо от их назначения и области применения. Утверждены государственные стандарты на языки программирования и ряд других общетехнических и отраслевых стандартов.

Реализация мер, намеченных в соответствующих правовых актах, введение технологических регламентов способствовали тому, что за сравнительно короткий срок программные средства действительно превратились в продукцию промышленного производства, в индустрию. Эта продукция разрабатывается по определенным регламентируемым технологиям, в установленные соответствующими планами сроки, с утвержденным порядком сдачи в эксплуатацию и с отчуждением программ от их создателей после сдачи в эксплуатацию[8].

Однако в отличие от производства промышленной продукции в сфере производства машинной информации (МИ) не все благополучно. Сложившаяся система управления производством вещей предполагает возможность сопоставления денежной оценки промышленной продукции и ее общественной ценности. "Такое сопоставление в полном объеме неприменимо к производству МИ, так как производство вещей не ориентировано на использование МИ в качестве средства производства и предмета труда: не учитываются тиражируемость и отсутствие физического износа МИ. Это приводит к планированию и оценке деятельности в области производства МИ по затратам (загрузке ЭВМ, заработной плате на выполнение работ и т. п.), а не по информационной ценности. Блок МИ в отличие от вещей может тиражироваться, поэтому использование бухгалтерского баланса и оперативного учета, ориентированных на свойства вещественных объектов, не обеспечивает отражения всех процессов движения и использования МИ"[9]. Замечание правильное. Думается, что пока машинная информация не станет учитываться как компонента средств производства, особенно для предприятий, производящих машинную информацию, адекватного правового режима ввести не удастся.

______________
[1] Двойственная природа - причина результата (лат.).
[2] См.: Карась И. З. Вопросы правового обеспечения информатики. С. 3.
[3] См.: Гуськова И. В. Программные средства ЭВМ как промышленная продукция: правовые вопросы//Проблемы совершенствования советского законодательства. - Труды ВНИИСЗ. Вып. 25. М., 1983. С. 161.
[4] См.: Правовая работа в народном хозяйстве. Сборник нормативных актов. М., 1987. С. 188.
[5] См.: Мамиофа И. Э. Программное обеспечение как объект регулируемых правом общественных отношений. - В сб.: Проблемы правовой охраны технических и программных средств в области обработки информации. Рига, 1986. С. 11-12.
[6] См.: Гуськова И. В. Указ. работа. С. 164.
[7] Гуськова И. В. Указ. работа. С. 168.
[8] См.: Правовые аспекты компьютеризации управления. С. 17-18.
[9] Карась И.З. Указ. статья. С. 3-4.

Док. 564866
Опублик.: 27.05.09
Число обращений: 0

  • Проблемы компьютерного права

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``